doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Детям и родителям "Моя семья": стихи о семье, доклад на конкурсе "Родословие"
"Моя семья": стихи о семье, доклад на конкурсе "Родословие"

Автор: ученица 6-го класса Телегина Мария
Аннотация: стихи и небольшое исследование собственной родословной подготовлены Телегиной Марией для выступления на Городской краеведческой конференции учащихся.


Стихи о семье

«Для чего нужна семья?» –
У себя спросила я.
Для чего семья нужна,
Вам ответить я должна.

Папа – деньги добывает,
Мама – моет и стирает,
Рядом – дочки, сыновья,
Верно рассудила я?

А теперь скажу без шуток.
Да, в любое время суток
Каждый, кто живёт в семье,
Счастлив, радостен вдвойне.

Все к тебе придут на помощь,
Обогреют и спасут.
Любят, помнят, верят, знают…
На руках тебя несут!

Связаны канатом крепким,
Спаяны одной судьбой.
Тот канат – любовь зовётся –
Крепко держит нас с тобой.

И идём мы по канату,
Балансируем порой.
Пропасть мы преодолеем,
Только будучи семьёй.

Где от деда – к сыну, к внуку
Полетит завет живой.
Сохраним страну родную,
Только будучи семьёй!

Ну, а если враг нагрянет,
Встанем мы в единый строй.
И опять народ наш станет
Крепко спаянной семьёй! 

 

 Доклад на тему: «Родословие»

Актуальность: прошлое стоит при дверях и стучится, если мы не услышим этот стук, то предадим своих предков, предадим себя. Все успешные инновации опираются на традиции!

Проблема: проследить  важнейшие, поворотные пункты в жизни моих близких, показать неразрывную связь их деяний с судьбою нашей страны, сегодняшним днём. 

Цель: проследить некоторые вехи моей родословной (как части истории нашей любимой Родины).
Задачи: описать жизненный путь своих предков по материнской и отцовской линии; сделать выводы и обобщения относительно необходимости помнить и чтить прошлое; показать достижения своей семьи в контексте истории малой (Серпуховская земля) и большой (Россия) Родины.

Объект изучения: отдельные факты биографии и некоторые закономерности жизни моих близких родственников.

Методы проведения исследования: анализ семейных архивов, интервьюирование, наблюдение.
Гипотеза: человек, забывающий о своих корнях, вслепую заимствующий всё у других стран (обезьянничанье, А.С.Пушкин) – неконкурентоспособен.


Человек, что дерево, подруби корни, уничтожь живую память – засохнет. В минуты поражений и побед, когда на душе радость и когда тоска сжимает сердце, ищи опору и поддержку, ищи защиту и подсказку у своих предков! Древние славяне, сталкиваясь с неожиданными трудностями, восклицали: «Чур». И таким образом, звали на подмогу самого старшего и мудрого родственника («чур» по-славянски «дед», отсюда «деды и пращуры»). На этих страницах я расскажу лишь о некоторых своих близких.
По отцовской линии почти все в моей семье – учителя. Мой прапрадед  Никанор  ещё до революции учительствовал в церковно-приходской школе города Серпухова.  Прабабушка, Рамазанова  Екатерина Никаноровна,  в  1939 году закончила педагогическое училище  и сразу получила серьёзное назначение, стала директором Жёрновской школы, где обучалась сельская и городская молодёжь.  Там  же  работала  её родная сестра,  Галина  Никаноровна. Началась война.  Обе  девушки  ушли  на фронт, работать  медсёстрами. Фронтовые будни Екатерины Никаноровны, Катюши, начались в окружении. 

Вспоминает бабушка фронтовую молодость. Как она девчонкою шла на смертный бой. За родную Родину. Землю нашу русскую. За свободу-волюшку. И за нас с тобой.

В гимнастёрке, в сапогах, с медицинской сумкою в руках. Совсем ещё детское личико. Солдаты её звали сестричкою.

Первый день на фронте в памяти навсегда. Над памятью той не властны года.
Большая поляна. И старый солдат. И двадцать таких же сестричек-девчат. В лесу берёзовом, на закате розовом развёртывают медсанбат.

Идут тяжёлые бои. Где фашисты, где свои – трудно понять. Раненых будет много. Раненых надо принять.
Старый солдат торопит девчат. Рубит берёзки старый солдат. Берёзки рубит – щепки летят.
Устал старый солдат, но не сдаётся, надо дров заготовить до захода солнца.

Кругом ночь, на поляне – день. Двадцать костров разгоняют тьму. Большая косматая тень будто корчится от страха в дыму.
Над кострами котелки. В них шприцы с иглами острыми. В лесу под открытым небом микробов убить не просто. Кругом тишина. Светит луна. Как змеи шипят, высыхая, сырые дрова.

Это в сорок пятом грянет победный салют. А в сорок первом сестрички шепчут: «Раненых везут». «Раненых везут», – на губах застывает крик. «Раненых везут», – вторит солдат-старик. «Раненых везут», – над поляной эхом зависло. Потом будут победы под Москвой, Сталинградом, на Висле. Потом будет взят Берлин. А пока на всех крик один. «Раненых везут», – слышно там, слышно тут.

Раненых везли три дня. Кровью и болью плакала земля.
Двадцать сестричек не ели, не спали. Братьев, отцов вырывали у смерти из пасти. Если спасали – то счастье. Коль не могли спасти, последнее говорили: «Прости». Последний раз обнимали. В последний путь провожали.
Всё сестрички сдюжили, три дня не спали, не ели. Девочки, любви ждущие, на смерть людскую смотрели. Волосы были чёрными. Волосы поседели.


После окончания  Великой Отечественной, Екатерина  Никаноровна  вернулась в  школу.  Работала  в школе – интернате, школах №8,9. Была  прекрасным  учителем  начальных  классов.
Самым  счастливым  временем  она  считала  годы, которые  посвятила, уйдя  на  пенсию,  своим  внукам  Мише  и  Кате.  Именно  им  Екатерина  Никаноровна  пыталась  дать  всё,  что  умела  как  педагог:  учила  читать,  писать, ходила  на  родительские  собрания,  учила  доброте, любви  к  жизни.  И, наверное, она  первая  зародила  в  них  желание  стать  педагогами.
Отец  Екатерины  Никаноровны  и  она  сама  стали  родоначальниками  большой  династии  учителей  этой  семьи:  учителями  стали  её  дочь  Тамара  Васильевна; зять-учитель Телегин  Владимир  Григорьевич, бывший директор  школы  №10.  Дедушка  отдал этой  школе  40  лет.  Она  его  первая  забота.  Ученики  считают  его  своим  родным  человеком. Он окружал учеников любовью, они  платили ему тем же.
Школа  подарила  Владимиру  Григорьевичу  и другую  любовь  в  лице  молоденькой  учительницы  Тамары  Васильевны.  Бабушка  прошла  большой  трудовой  путь,  всё  время  пытаясь  соединять  семью  и  работу,  работу  и  семью.  Сначала  она  работала  учителем  истории  в  школе  №7,  затем  на  руководящей  должности  в  горкоме  партии,  завучем  в педагогическом  училище. Бабушка – заслуженный  учитель  Российской  Федерации.  Сейчас  Тамара  Васильевна – бабушка Тома,  воспитывает  внуков.
Учителями  стали  и  их  дети.  Сын  и  дочь,  видя  преданность  родителей  своему  делу,  общаясь  с  такими  талантливыми,  всесторонне  образованными  людьми,  с  детства  воспитывали  в  себе  стремление  к  знаниям,  любовь  к  Родине,  порядочность.
Мой отец, Телегин  Михаил  Владимирович, – доцент МГППУ,  автор  программы  «Философия  для  детей»,  автор  нескольких  книг, научных монографий, сайтов,  сказок  для  детей.  Папины  сказки  учат  детей  любви,  честности, патриотизму, незыблемым человеческим  ценностям. Читает  лекции  по  истории  студентам – психологам, ведёт  занятия  по  философии  с детьми.  Папа  обожает  свою  работу.  Папа долго  искал  свою  любовь  и  нашёл жену, мою маму,  тоже  педагога; Екатерина  Алексеевна  работает  в  ЦРР  д/с  №4 учителем – логопедом. Недавно мама стала победителем всероссийского Конкурса «Призвание – воспитатель».
А Телегина  Екатерина  Владимировна, моя тётя, – учительница начальных  классов.
Часто  за  семейным  столом  разговор  идёт  о традициях  педагогики, о  том,  как собственных  детей  и  внуков – меня, Илью и  Женю – вырастить хорошими  людьми, достойными  нашей  великой  России.
Мой дедушка по материнской линии – Королёв Алексей Михайлович – родился 5 января 1952 года. Его отец – Михаил Петрович – служил в органах МГБ (Министерства Государственной Безопасности), а затем стал секретарём парторганизации на заводе «Конденсатор». Мама – Лариса Ивановна – воспитывала двух сыновей – Бориса и Алексея. В 1959 году Алёша идет в первый класс школы №1. До сих пор дедушка вспоминает с благодарностью свою первую учительницу Петрову Зинаиду Алексеевну. В третьем классе Лёша теряет горячо любимого отца. Его воспитанием занимаются бабушка Татьяна Михайловна и мама. Именно они научили Лёшу выдержке, терпению и самому главному в жизни –  умению трудиться. Он помогал копать грядки, поливать в саду. Лёша не любил собирать ягоды, но мама строго говорила: «Пока не соберёшь 20 банок смородины, на улицу ни шагу!». Очень хотелось гулять, но слово матери для мальчика было законом. Лёша рос боевым и непоседливым. Частые рассказы матери о военном прошлом отца зародили в его сердце пламенную мечту.
Закончив в 1969 году школу, вопроса «куда идти?» не возникло. Алексей поступает в Серпуховское высшее военное училище ракетных войск стратегического назначения. Теперь не просто Лёша, а курсант Королёв проявляет особый интерес к физике, математике, специальным предметам. Новые знания, товарищи, первая и единственная его любовь Татьяна, которая впоследствии стала его женой. Годы учёбы пронеслись незаметно, оставив точные знания и прочные навыки.
В 1976 году лейтенант Королёв получает распределение к месту службы на космодром Плесецк (г. Мирный). Плесецк-младший брат знаменитого Байконура, основан в 1957 году. Космодром Плесецк – самый северный и самый рабочий космодром России. Мирный – город космических тружеников, открытых, добрых, мужественных сердец. Дедушка вспоминает: «Приветливые, ещё не знакомые, но уже родные взгляды, все друг друга знают: пока пройдёшь один квартал, раз десять поздороваешься». Беззаветной службе Родине, космодрому, любимому делу дедушка посвятил 25 лет своей жизни. Сначала 7 лет дедушка нёс боевое дежурство, защищая необъятные просторы нашей Родины. Затем 18 лет служил преподавателем, обучал офицеров-ракетчиков проведению пусков ракет «Тополь-М». Но за трудовыми буднями не забывалась трогательная, нежная привязанность к жене Тане и дочкам Кате и Яне.
В 1997 году Алексей Михайлович уволился в запас в звании подполковника, имея 5 правительственных наград. Дедушка скучать и сидеть без работы не привык. Его любимое выражение: «Старость меня дома не застанет». Действительно, не застанет, сейчас он продолжает трудиться, а всё свободное время посвящает любимым внукам – мне и Грише. У меня самый замечательный, просто мировой Дедушка – настоящий офицер звёздной гвардии!
Человек, что песчинка в песочных часах. Пришёл мой черёд, и я чувствую, как сквозь меня струится ток времени. Я вижу мир глазами моих предков, и когда-нибудь увижу зорю и чайку над волною глазами потомков.

Литература
1.
Телегин М.В.   Чёрно-белая быль про Машеньку. М.: МГППУ. 2006. С. 18 – 19.
2. Учительские династии Подмосковья. Альманах. М.: Учебная книга БИС. 2005. С. 135 – 136
3. Бондаренко В. Время Гоголя//День литературы # 152, 2009. № 4.