doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Ромашка-Почемучка. Книга 1


Название: Ромашка-Почемучка. Книга 1. Учебник по программе «Философия для детей» (начальная школа – 1-й, 2-й классы)
Авторы: А.А.Марголис, С.Д.Ковалёв, М.В.Телегин, Е.А. Кондратьев
Источник: Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка-Почемучка. Книга 1. М.: Международный образовательный и психологический колледж, Центр «Развивающие образование». 1998.  – 24 с.
ISBN 5-88919-015-6


Книга неоднократно переиздавалась, последний раз –  издательством Московского городского психолого-педагогического Университета.
Аннотация: по многочисленным просьбам читателей – педагогов и родителей,  публикуем учебник по развивающей, воспитательной программе «Философия для детей» - «Ромашка-Почемучка». 
В этом году «Ромашке-Почемучке» исполняется 15 лет.
В общих чертах работа над отечественной программой «Философия для детей» («Ромашка-Почемучка») была завершена в 1995 году.
В 1998 программа была рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве факультативного курса для начальной школы (Приказ управления общего среднего образования № 40/14 – 10 от 16.01.98).
В Заключении Федерального экспертного совета по общему образованию Минобразования России №2 от 6 января 1998 года отмечалось: «Учебно-методический комплект по программе «Философия для детей» включает в себя программу курса, объяснительную записку к ней, учебник «Ромашка-Почемучка» и методическое руководство для учителя». «Рецензируемый УМК «Философия для детей» достаточно теоретически обоснован, обеспечен учебным материалом (тексты для детей,  методическое руководство для учителя), составлен с учётом возрастных особенностей младшего школьника. Курс представляет собой элемент целостной программы развивающего обучения и нравственного воспитания детей 6 – 9 лет и нацелен на решение комплексной задачи гармонического развития личности ребёнка путём деятельностного формирования мировоззренческих и нравственно-оценочных ориентаций, форм логического мышления, преодоления личностного и познавательного эгоцентризма, развития творческо-познавательных умений. Философская повесть «Ромашка-Почемучка», состоящая из отдельных глав (новелл), и методический аппарат, включающий разнообразные вопросы для организации диалога на уроке, позволяют учителю так организовать работу, чтобы ученик был активным участником процесса обучения, чтобы вызвать интерес к работе, формировать умения работать с текстом, слушать товарищей, самостоятельно выражать мысли, анализировать ситуацию и осмысливать результаты обобщения».

 

(С методическим руководством к программе «Философия для детей» («Ромашка-Почемучка»), которое называется «Собраться с мыслями», Вы сможете познакомиться в библиотеке специализированного сайта «Философия для детей»www.p4c.ru).
Программа «Философия для детей» («Ромашка-Почемучка») с честью выдержала испытание временем. Учебник и методическое руководство прошли всестороннюю, серьёзную апробацию в различных регионах России (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий Автономные Округа, Красноярский Край, Республики Татарстан, Бурятия и Якутия и др.). Влияние программы на личностное и когнитивное развитие учащихся исследовалось на специально созданных  Федеральных, Республиканских, Городских и Окружных экспериментальных площадках. (Подробно  смотрите раздел «Сотрудничество» на сайте программы «Философия для детей» www.p4c.ru)
Целый ряд серьёзных исследовательских проектов по программе «Философия для детей» («Ромашка-Почемучка») был реализован учёными из Психологического Института Российской Академии Образования совместно с Российским Фондом Фундаментальных Исследований, Российским Государственным Научным Фондом. (Подробно  смотрите раздел «Исследования» на сайте программы «Философия для детей» www.p4c.ru)
За 15 лет в рамках Курсов повышения квалификации работников образования, а также чтения теоретического и практического курса студентам Московского Городского Психолого-Педагогического Университета, подготовлено около 10.000 специалистов-педагогов по программе «Философия для детей» («Ромашка-Почемучка»). Сайт «Философия для детей» посетили более 205.000 человек, литература по программе издана общим тиражом более 100.000 экземпляров.
В настоящее время программа переживает ренессанс, второе рождение. Интерес растёт. Идёт дискуссия о включении программы в новые стандарты подготовки учителей начальных классов. Центр «Философия для Детей» МГППУ постоянно занимается совершенствованием учебно-методического инструментария программы «Философия для детей» («Ромашка-Почемучка»).
Приглашаем всех заинтересованных лиц к сотрудничеству.
М.В. Телегин

ЗДРАВСТВУЙТЕ! Я – РОМАШКА
В городке, где я живу, всегда светит солнышко. А называется он Дождик.
Меня зовут Ромашка. Расскажу вам одну историю о моём имени.
Однажды, когда мы гуляли с друзьями, я услышала радостный возглас:
– Ромашка!
Я побежала на голос. Друзья обернулись:
– Вот ромашка!
Из высокой травы выглядывал цветок, похожий на солнышко.
А ещё меня зовут Почемучкой.

НОЧНОЙ РАЗГОВОР
Наш маленький город находится у самых гор, всегда заснеженных. Мне знакомы в нём каждый дом, каждое дерево и даже трещинки на асфальте.
Но когда наступает ночь, всё становится сказочным, необычным, незнакомым.
Однажды ночью Луна улыбнулась и сказала:
– Ромашка, дотронься до меня.
Я протянула руку в небо, раздался страшный грохот. Открыв глаза, я увидела, что за окном сияло солнышко. Из кухни доносился запах моих любимых пирожков. А на полу лежал упавший с тумбочки будильник.
Так дотронулась ли я до Луны?

ВО ДВОР ПРИЕХАЛ ПОДЪЁМНЫЙ КРАН
Раннее утро. Цветы раскрываются навстречу солнышку. К ним устремляются трудяги-пчёлы. Знакомый воробьишка строит гнездо.
А днём посреди двора вырос огромный подъёмный кран и стал поднимать тяжёлые плиты!
Голова закружилась, когда я попыталась рассмотреть человека в кабинке наверху! Как такому маленькому человеку удаётся управлять таким большим краном? Ой, кран повернулся! И моя голова повернулась вслед за ним. Но ведь крановщик не приказывал моей голо-
Глядя вверх, я забыла о том, что у меня под ногами, и наступила в лужу.
Дома, увидев меня, мама воскликнула:
– Ромашка! Ты же промокла! Ты должна была прийти домой раньше.
– Мама, но мне же так хотелось погулять!

ПРЯТКИ
Мне хотелось погулять, потому что во дворе затеяли игру в прятки.
Можно спрятаться за дерево или за скамейку, за автомобиль или за... А этого я вам не скажу, потому что сама туда спрячусь.
Сейчас водит Пион.
– Далеко не побегу, – думаю я. – А то не успею к заветному столбику.
Прячусь за песочницу. Слышу, как водящий считает. Мы договаривались считать медленно и до двенадцати.
Пион считает очень быстро и до десяти. Так не честно! От возмущения я поднимаюсь из укрытия.
– Чок, чок, Ромашка! – кричит Пион. – Теперь тебе водить!

ПЕРВОЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Сегодня я первый раз пойду в школу!
Мама приносит красивый букет. Спасибо, мама!
Сколько раз я играла в учителя и ученика! Так часто представляла себе первое сентября. Но такого и вообразить не могла!
Светит солнышко. Поздравляют соседи. Улыбаются прохожие. Мама и папа гордятся мною.
А как необычна сегодня школа! Я видела её много раз. Теперь вокруг неё собралось столько незнакомых людей. Звенит колокольчик. Это мой первый звонок.
Значит, я школьница?

УРА! НЕЗАБУДКА!
Шум, гам. Я волнуюсь. Кругом незнакомые ребята и совсем взрослые дяди и тёти. Это старшеклассники.
А вот и Незабудка! Девочка из нашего двора.
– Незабудка! – кричу я.
Как здорово! Мы одноклассники. Я хорошо знаю Незабудку. И мне сразу становится спокойнее. Теперь я в школе чувствую себя так же, как в своём дворе.

МОИ ОДНОКЛАССНИКИ

Тихонько откройте дверь. Войдите.
Вы увидите нас всех. Моих друзей – учеников нашего класса. Татьяну Ивановну – нашу добрую учительницу. Мы не обратим на вас никакого внимания. Вы только не обижайтесь. Мы слишком увлечены.
Проходите. Садитесь за последнюю парту. Слушайте...
– Счастье, – говорит Незабудка, – это когда тебе и всем хорошо.
Пион поворачивается к Незабудке:
– Слушай, Незабудка. Мне подарили на день рождения игру. И я счастлив. А ещё я не хотел идти в школу. Сказал, что заболел. Мама поверила. И я дома. Опять счастье. А летом на море! Я делаю что хочу. Вот что такое счастье!
А Роза уверена:
– Счастье – это когда у тебя не случается горя.
Василёк продолжает:
– Согласен, счастье – это когда к тебе никто не пристаёт.
Были и другие мнения: счастье – это помощь другу; счастье – это радость.
И даже такое: счастья вообще нет...


СМЕШНОЙ ДИРЕКТОР

В наш класс мужчина толстенький сегодня заглянул. Он улыбнулся широко и всем нам подмигнул.
Вошёл и очень просто он произнёс:
– Привет!
Ботинки! Шорты! Майка! Как странно он одет!
А может быть, из цирка он, такой смешной, весёлый...
Учитель попросил нас встать. Пришёл директор школы...

КАК ЛИСА ЖУРАВЛЯ ХОТЕЛА ПЕРЕХИТРИТЬ
– Ну, что, сыграем в сравнения? – спросил директор.
– Как это? – удивились мы.
– Послушайте-ка сказку. Подружились Лиса с Журавлём. И решила Лиса угостить Журавля. Лиса подала Журавлю тарелку с кашей. Журавль клювом ткнул-ткнул – ничего в клюв не попало. А когда Журавль Лису угощал, он в кувшине окрошку приготовил. И Лисица в кувшин голову не смогла просунуть. С тех пор и не дружат.
– Лиса первая нехорошо поступила! А Журавль решил Лису проучить, – сказал Василёк.
– Да нет, – возразила Роза. – Просто у них дома другой посуды не было.
– Решили дружить, а различать посуду, кому какая подходит, не научились! – засмеялась Незабудка.
– А чем, по-вашему, Лиса от Журавля отличается? – спросил директор.
– Ну, Журавль – птица, а Лиса...
– У Журавля клюв, а у Лисицы – мордочка, хитрая такая.
– Они живут в разных домах.
– А похожи они тем, что хотели дружить, – сказала Незабудка.

ДИРЕКТОР ОБИДЕЛСЯ
В классе наступило оживление, все заговорили как-то сразу, одновременно.
– Ребята, я не могу разобрать, что вы говорите. Почему вы шумите? – спросил директор.
По-моему, никто не заметил, как директор вышел из класса.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДИРЕКТОРА

Неожиданно в класс вошёл директор. В строгом чёрном костюме, белой рубашке, галстуке. Все замерли.
– Привет! Я не узнаю вас. Что это вы притихли? – спросил директор и обвёл нас добрым взглядом.
– А вы на нас не обиделись?
– Конечно нет! Так кто победил в споре? Все выбежали из-за парт, обступили директора.
Глаза директора заблестели как-то странно. Всем стало удивительно легко.

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
Всем стало удивительно легко.
– Ребята, как я вас всех люблю! – сказал директор.
Мы снова были вместе!
Представьте, как из лоскутков бабушка шьёт одеяло. Ещё недавно они были отдельными кусочками ткани, и вот уже целое одеяло. А одеяло способно защитить от холода.
Я поняла, где та иголка, которая сшила всех нас.

КРАСОТА. ХОЗЯЙКА ЗИМНЕГО ЛЕСА
Зимний вечер. Луна светит сквозь ветки. Красиво, тихо! Так и чудится, что где-то рядом добрый волшебник. Он усыпал ветки снежной алмазной пудрой.
Однажды мне приснилась Красота – хозяйка зимнего леса. Она жила в хрустальном дворце и наполняла всё вокруг светом. А наяву увидеть Красоту отдельно от людей, животных, вещей мне не доводилось.

КАНИКУЛЫ ЗАКОНЧИЛИСЬ
Совершенно незаметно пролетели каникулы, настоящий праздник свободы.
Здорово всё-таки быть свободной! Как будто у тебя крылья за спиной!
Чувствуешь себя бабочкой, порхающей с цветка на цветок беззаботно и радостно. Птичкой, летящей навстречу ветру. Жёлтым листком, оторвавшимся от ветки и кружащимся в лёгком танце.
Вдруг дерзкий порыв ветра подхватывает листок и с яростью швыряет его в моё окно. Да и птички уже вовсе не беспечны. Сиротливо жмутся друг к другу и к трубе, по которой бежит горячая вода.
Смотрю на часы. Опаздываю в школу! Каникулы закончились. Наступили будни.

КАК Я СПАСЛА ЧАСЫ
Незабудка убеждала меня, что никакой свободы нет.
– Просто так, без причины ничего не бывает.
Я не знала, соглашаться мне или нет.
– Ромашка, спорим, я сумею доказать тебе это.
Незабудка показала мне детские часы с прозрачным корпусом. В них были разноцветные колесики и рычажки.
Незабудка повернула большой ключ и сказала:
– Вот в чем причина!
Через мгновение начало крутиться какое-то колесико. Оно зацепило другое. То, придя в движение, сжало пружинку. Стрелка побежала, часы пошли.
– Вот так, всё имеет причину. Никакой свободы нет, – сказала Незабудка.
Дверь неожиданно открылась. На пороге стояла мама Незабудки. От радости Незабудка всплеснула руками и уронила часы.
Они упали прямо на мою ногу в мягкой тапочке и не разбились. Мне стало немножко больно. Но я всё-таки радовалась, что случайно часы уцелели.
Я посмотрела на маму Незабудки. Незабудка на меня. И мы втроём вдруг без всякой причины весело рассмеялись.

В ПОИСКАХ ВОЛШЕБНОГО КЛЮЧИКА
Мне запомнилась картинка в какой-то книжке: зёрнышко – росток – дерево. Из зёрнышка появился росток, а росток превратился в дерево.
Так просто.
Наверное, всё начинается с зёрнышка.
А если мир похож на часы, то кто-то повернул ключик.

См. также: Ромашка-почемучка. Книга 2