Название: Ромашка-Почемучка. Книга 2. Учебник по программе «Философия для детей» (начальная школа – 3-й, 4-й классы)
Авторы: А.А.Марголис, С.Д.Ковалёв, М.В.Телегин, Е.А. Кондратьев
Источник: Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка-Почемучка. Книга 2. М.: Московский городской психолого-педагогический университет 2005. – 32 с. ISBN 5-88919-035-0
Первый раз книга была издана Международным образовательным и психологическим Колледжем в 1999 году
ВРЕМЯ ПОШЛО ВСПЯТЬ Каждый день происходило что-то новое. Кругом всё так быстро менялось. Особенно ранней весной. Зазеленели трава и деревья, зазвенели птичьи голоса. Приближалось тёплое время. Мы научились читать и здорово подружились. Но очень скоро все привыкли к весне, солнышку и птичкам, поющим каждый день. Время как будто остановилось для нас. Хотя календарь исправно отмерял его ход. И вдруг налетел холодный ветер, пошёл снег, исчезли птицы. Я получила двойку по чтению и поссорилась с лучшей подругой. Всё стало меняться в другую сторону. Время пошло вспять. Лето приближалось только по календарю.
КАК ВЫПАЛ СНЕГ И я вспомнила, как начиналась зима. Выпал первый снег. Я его давно и с нетерпением ждала. И вот он выпал. – Папа, смотри, снег выпал! Он теперь навсегда, – сама не знаю почему сказала я. – Ну так уж и навсегда, – улыбнулся мне в ответ папа. – Этот снег растает. Затем опять выпадет снег. И тоже растает. И только потом снег ляжет насовсем. А мне уже теперь кажется, что этот снег насовсем, навечно, навсегда. Все теперь будут жить по-зимнему. Земля будет укрыта снегом. Зима всё заморозит. Людей по домикам разгонит. Медведь будет спать в своей берлоге. Зайчишка переоденется в белую шубку. И будут трещать морозы, завывать в стволах вьюга, мести метель. И на календаре в любой день будет написано «зима», «зима» ... Разве это не навсегда? Будет мчаться по бескрайним полям позёмка. По этому огромному, заснеженному, белому морю можно бесконечно долго плыть – прокладывать лыжню в любую сторону... И не чувствовать времени.
ИНСПЕКТОР ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Высокий и стройный, в красивой синей форме, с жезлом в руке, с доброй улыбкой на лице, он сразу привлёк наше внимание. Прямо-таки вылитый дядя Стёпа! Добрый и сильный. Татьяна Ивановна пригласила в школу инспектора. Чтобы мы могли лучше узнать правила дорожного движения. Как сложно и умно устроена дорога! Светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки. Движение не прекращается ни на минуту. Едут машины, переходят дорогу пешеходы. Инспектор ушел. А мы с Незабудкой стали играть в игру «Назови движущийся предмет». – Например, колобок, – предложила я. – А теперь назови ты. – Пожалуйста! Колесо! Всё, всё движется! Идёт солнышко по небу, и вслед за ним поворачивается голова подсолнуха! Катятся волны на море, и плывут облака в небе. И не устают. Наверное, им хочется покоя и отдыха. А что не движется? Гора. Может, и ей когда-нибудь надоест отдыхать.
ПО ПУТИ ИЗ ШКОЛЫ Иду домой из школы. Мой дом через дорогу. Когда же машины остановятся! Едут и едут! У перехода скопилась целая толпа людей. А на дороге хозяйничают машины. И не думают останавливаться, чтобы нас пропустить. Зажёгся зелёный. Наконец мы победили машины. Теперь они стоят, а мы идём по белым полоскам «зебры» на чёрном мокром асфальте. Пешеходы борются с машинами! Как белое и чёрное. Посмотришь вокруг – везде одно с другим спорит. Горячее с холодным. Мокрое с сухим. Свет с темнотой. А вот в тихом осеннем парке никакого спора не слышно. Там, среди жёлто-красных клёнов, и день с ночью не борются, а плавно друг друга сменяют.
МЫ МЧИМСЯ С ИЛЬЁЙ МУРОМЦЕМ «Ну расскажите еще одну, пожалуйста. Ну хоть самую малюсенькую. Мы не хотим уходить». И Татьяна Ивановна сдаётся. Вот мы мчимся вместе с Ильёй Муромцем. Блестит кольчуга, развевается красный плащ. Дрожит земля под копытами. Вострое копьё наготове. Берегись, Соловей-Разбойник! Добро, конечно, победит зло. Все сказки так кончаются.
ВАСИЛЁК ПЕРЕХОДИТ В ДРУГУЮ ШКОЛУ Наш класс изменился. Что-то не так. Как легко разобрать игрушку! Ведь интересно, что там внутри. Но как трудно собрать её так, чтобы не осталось лишних деталей. Если хотя бы одной не хватает, игрушка перестает ездить как надо. А однажды я забыла приделать машинке колеса. Дядя Вася мне тогда сказал: «Ну, это и не машина, без колес-то!» Еще я люблю апельсины. Потому, что их очень легко разделить на равные дольки и угостить друзей. Даю Незабудке одну дольку, и у меня уже не целый апельсин. А что? Апельсин похож на солнышко. Но из солнышка дольку не выкинешь. И из песни – слова. Как красиво пшеничное поле! Ровное жёлтое море спелых колосьев. Они качаются и играют с ветром. А поле как будто смотрит на вас голубыми глазами. Догадались какими? Правильно, васильков. С васильками веселей. И в нашем классе был мальчик Василёк. Он перешёл в другую школу. Наш класс изменился. Что-то не так.
В КОМНАТЕ СМЕХА Сегодня у нас было совершенно необычное событие! Всем классом – в комнату смеха! Вот это да! Там, за стеклянными дверями, всё было по-иному. Не так, как в жизни, а как в королевстве кривых зеркал. Кривые зеркала делают голову человека очень маленькой, а тело – большим. И наоборот. То ты толстый, как арбуз. То кривой, как стручок. То худой, как тростник. Кривые зеркала делают мир таким смешным! А иногда даже страшным... Словом, в этом королевстве одно к другому не подходит. Как у динозавров. У них были огромные тела и крошечные головы. О чем они только могли думать такой головой? Как маленькая голова могла двигать огромную тушу? Наверное, они вымерли от непомерной глупости. Или вот ещё пример. Мама Незабудки – повар. Она хорошо знает, как важно соблюдать во всём меру. Для того чтобы блюдо было вкусным, нужно готовить по рецептам. В них указано, сколько и каких продуктов нужно взять, какое количество положить в кастрюлю для приготовления вкусного борща, например. А ещё как-то я слышала слова одного учёного: «Человек – мера всех вещей».
О КАПУСТЕ Подождите, не смейтесь так громко, пожалуйста! Может, я сравнила мир с капустой и не очень удачно. Но это не просто так. Я хотела получше выразить свою мысль. Итак, мир – это капуста. А я – как кочерыжка в ней ... Незабудка всё равно засмеялась. Но я не обиделась, а постаралась объяснить: «Ты – в центре, а вокруг тебя что-то происходит. Вокруг тебя твои друзья. Они всегда тебя выслушают и придут на помощь». Каждого из нас окружают любящие и внимательные родители. Они не считаются со временем и силами, хотят сделать из нас настоящих людей. А школа? Учителя, одноклассники, директор. Рядом с ними я чувствую себя сильнее. И смотрю на мир веселей. А все жители нашего замечательного города? Они работают на заводах, прокладывают дороги, строят дома. Они создали мой любимый город. А вся моя страна? Как представить себя без нашего народа и добрых сказок, без волшебного родного языка, без замечательной природы, лесов и полей? Всё это меня окружает. Но ведь и плохого, злого много в мире. Значит, я окружена не только добром, но и злом?...
ПРО ЧИСТЮЛЮ И ИНОПЛАНЕТЯН Непонятно, как отличить хорошего человека от плохого. По одежде? По улыбке? Может быть, все хорошие люди должны хорошо выглядеть? Я даже сочинила сказку, чтобы разобраться: «Жила-была одна девочка. Чистенькая-пречистенькая. Симпатичная-симпатичная. Но никто с ней не дружил. Потому что она была вредная, ябедничала, выдавала чужие секреты. Мальчики никогда не пытались дернуть её за косичку. А впереди сидящая девочка никогда не оборачивалась, чтобы с ней пошушукаться. А потом девочка изменилась. И все её полюбили. Такую же чистенькую-пречистенькую. Симпатичную-симпатичную». Как же её одноклассники разобрались, когда можно начать с ней дружить? Ведь не на лбу же у неё было написано, что она стала хорошей? Хотя почему не на лбу? Смотрела я фильм про инопланетян. Если у них на лбу загоралась зелёная лампочка, ожидай хороших поступков, если красная – плохих. Но им тоже нелегко было разобраться, потому что иногда загорались обе лампочки вместе.
МЫ СПАСАЕМ ЩЕНКА Была ранняя весна. Месяц март. В дневниках погоды мы отметили, что с сосулек начала капать вода. Но по ночам ещё морозно. Как-то холодным воскресным вечером папа, мама, брат и я возвращались из гостей. Мы проходили мимо одного дома. В его палисаднике я увидела рыжий комок. Это был щенок. «Почему ты здесь? – спросила я. – Где твоя мама?» Но щенок, конечно, не мог ничего мне ответить. Он только жалобно смотрел, вилял хвостом и дрожал. Начало примораживать. Мамы щенка нигде не было. Я поняла, что щенок потерял её и теперь живёт один. Я представила, каково мне было бы сейчас оказаться на улице. «Ты будешь моей собакой?» – спросила я. Щенок как будто понял меня и смешно тявкнул. Мы взяли его домой. Поначалу щенок доставлял нам много хлопот. Он скулил ночью, не давая маме спать. С ним приходилось часто гулять. Он был весёлым, непоседливым и умел так перепачкаться, что не отмоешь. Однажды мне в голову пришла мысль, которой я сама испугалась: «Может быть, отдать кому-нибудь щенка?» А он, смешной и беззащитный, только посмотрел на меня и тявкнул. Как тогда, когда мы его нашли.
ПЕСНЯ О ДРУЗЬЯХ «Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит. Вот что значит настоящий, Верный друг», – пели мы на уроке музыки. У нас в классе, несмотря на то что ребята знают друг друга, друзьями можно назвать далеко не всех. Кто такой друг? Я спрашиваю одноклассников об этом по очереди. И получаю разные ответы: – Другу можно доверить тайну. – Друг доверяет тебе все тайны. – У друга должно быть в характере что-то, чего нет у тебя. Тогда друзья дополняют друг друга. – Интересы друзей должны совпадать. Чем больше друзья похожи, тем крепче дружба. – Друг – тот, кому хочется помогать, делать для него что-то хорошее. – Друг всегда стремится тебе помочь. – Друг ничего для тебя не пожалеет. – Другу можно отдать всё. Вот сколько мнений о дружбе! А я знаю, кто такой друг. Это Незабудка.
КАК У КОЛОКОЛЬЧИКА ВОЛЯ В НОГАХ ОКАЗАЛАСЬ У нас классный час. Сегодня к нам пришёл директор. Он с мягкой укоризной смотрит на Колокольчика и говорит: – Я знаю, что ты очень хороший и добрый мальчик. Но мне кажется, что ты немного слабовольный. И это мешает тебе учиться лучше. Колокольчик опускает голову. Его глаза внимательно изучают пол. Руки теребят пуговицу. Последние слова директора его возмущают. – Это я-то слабовольный?! Да я вчера три часа кряду играл в хоккей. И не ушёл даже тогда, когда меня пребольно ударили по колену! – А почему ты с таким же упорством не делал уроки? – спрашивает директор. – Моя команда проигрывала. Разве я мог уйти? А потом мне надо было поговорить с мамой, поиграть с собакой, порисовать зверей. А ещё ... моя бабушка говорит, что у меня вся воля в ногах сидит. Все засмеялись.
ДЕДУШКА ПРО ЛЕС РАССКАЗЫВАЕТ Дедушка вновь завел разговор о лесе. О том, что в каникулы он обязательно свозит нас в лес. – Ой, дедушка, а я боюсь далеко в лес ехать, – сказала я. – Да ты не бойся, – отвечает дедушка. – Как же мне не бояться? Там и звери бродят. И деревья всякие растут. – А вот ты с ними и познакомишься. – Да я не знаю, как с ними знакомиться! – Я тебя научу, как в лесу себя вести следует. Перво-наперво надо лес научиться понимать. Знать характер и дерева, и зверя. Когда ты узнаешь это, то и лес полюбишь. Ведь без знания любви не бывает. – Как это? А вот как. Любить – значит знать ту вещь или того человека, которого любишь. Потом я вдруг спросила: – Дедушка, а когда я только появилась на свет, ты меня любил? – Конечно, любил. – Но ты ведь не знал, какой я буду? – Хм, – дедушка покачал головой и усмехнулся в усы.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? А ещё я люблю свою Родину. – Дедушка? С чего начинается Родина? – «С картинки в твоём букваре. С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе». – А мне кажется, что Родина начинается с рождения каждого человека. За ним, ещё маленьким и беспомощным, ухаживают мама, папа, бабушки. И ты, дедушка, нянчил меня. Я чувствую вашу заботу. Живу с вами в одном доме. Этот дом для меня и есть Родина. – Но человечек растёт, – продолжал дедушка. – Он встречается с другими людьми. Они хоть и не родные, но тоже хорошие. Маленький человек начинает любить свой город, свою деревню. У него появляются любимая речка, лес. И постепенно его представление о Родине ширится. Вот он приходит в школу. Читает книги. Узнаёт историю. Много людей жило до него на этой земле. Они строили дома и сажали леса. Засевали поля и сочиняли вольные песни. Потом родители берут сына или дочку в поездку по стране. Дети видят всё больше и больше нового. – Дедушка, а где же заканчивается Родина?
ЧУДО НЕ КОНЧИЛОСЬ Учебный год кончается, второй закончен класс. Ребята улыбаются, а я грущу сейчас. А лето ярко-красное врывается в окно. Такое небо ясное! Мне кажется, давно ... да нет, совсем недавно мы в школу все пришли. И чудо совершилось, мы здесь друзей нашли. Как ручейки вливаются в красавицу реку, так сердце открывается навстречу Васильку, Пиону, Незабудке и всем моим друзьям. Для них достанет места! Ещё спасибо вам, что вы со мной дружили и думали со мной. Вы чудо совершили, вы все во мне одной! Нас ждёт ещё немало открытий впереди! С волшебными словами учиться и расти!
|