doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Детям и родителям Священная память. Подросткам о Великой Отечественной войне
Священная память. Подросткам о Великой Отечественной войне


Аннотация: в канун 67-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне доцент МГППУ Михаил Телегин дал интервью о военно-патриотическом воспитании подростков корреспонденту Радио России Анне Самусенко. Предлагаем Вашему вниманию фрагмент беседы. 
Надеемся, этот материал, как и другие публикации нашего сайта, например, «Воспитание исторического сознания молодёжи»  http://www.mtelegin.ru/history/istoriar ; «Поговори с ребёнком о Войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать» http://mtelegin.ru/4parents/dolmatova,  помогут современным воспитателям найти искренние, проникновенные слова… Чтобы священная память о минувшей войне и дальше хранила, удерживала Россию в истории. Чтобы происки фашистских недобитков, реваншистов всех мастей провалились. Чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России!

 


Корреспондент Анна Самусенко: «И это пройдёт»… Нужно ли современным «продвинутым» тинэйджерам помнить о войне? Нужно ли назойливо  напоминать подросткам о войне?  Зачем бесконечно «ворошить прошлое», устраивать фальшивые пафосные мероприятия, спекулировать на памяти павших, использовать в конъюнктурных целях немногих доживших до наших дней ветеранов?
А что если обойтись без инъекций, без искусственных  стимулов… Может пора «отпустить» память, дать ей «умереть естественной смертью»?
Есть и такое мнение, как вы к нему относитесь?

Михаил Телегин: как к провокации, как к диверсии в психологической войне, развязанной против России.  Без памяти о Войне у нас  нет будущего.  Без памяти о войне нас растворят, распылят, атомизируют.

А.С. : громко сказано…

М. Т. : готов ответить за каждое слово.
Забыть о войне? Гитлер и Геббельс в преисподней заходятся сатанинским смехом! Родные наши солдатики, миллионы погибших под бомбёжками, замученных в концлагерях советских людей перевернулись в гробах!
Возжелал комфорта? Очертя голову, как в омут, бросился в потребительство? «Не загружайся», «не парься», «живи – играй»… Глазом не успеешь моргнуть, как кончится веселье, в мгновенье ока наступит горькое похмелье, и в ворота вломится ещё более страшная война. Это аксиома. Непреложный закон мироздания. История неотвратимо, жестоко карает предателей с короткой памятью.   

А.С. : позиция ясна, но хотелось бы конкретики, применительно к подростку.

М.Т. :
подросток – натура мятущаяся. Возраст кризисный. Рассогласование трёх линий развития: полового, общеорганического, социального. В одном смысле взрослый, в другом – дитя. Отсюда тремор, дрожь, скачки из стороны в сторону… Из огня да в полымя. Кризис – это когда «личность перерастает свой собственной способ жизни», проходит точку бифуркации. Из куколки – в бабочку. От детства безмятежного,  –  через революцию, «бурю и натиск»,  –  к взрослости.
Внутри подросткового кризиса, равно как и любого другого, правомерно выделять три фазы. Нисходящую, когда всё идёт вразнос, рушится, ниспровергается. Дно кризиса – негативизм, опустошенность, подавленность, безнадёга. И лизис – восхождение, подъём, обретение смысла.
Раньше (60 – 70-е годы прошлого века) самой трудной для родителей и педагогов считалась негативная фаза подросткового кризиса. А сейчас огромные проблемы с выздоровлением. Чтобы собраться с силами, преодолеть бледную немочь, встать в полный рост, подростку требуются СОЦИАЛЬНАЯ ОПОРА, вдохновляющий пример,  ясные недвусмысленные ориентиры, абсолюты. А в постмодернистском мире царствует релятивизм. Всё относительно. Все вертикали повалены. Царство мнений. Матрёшка кризисов.
Подростку и так тошно, муторно. А мы, вместо поддержки…  «Неопределённости» наддаём! «Апофеоз беспочвенности», мы почву из-под ног собственных детей выбиваем. У нас «Добро и зло, всё стало тень» (А.С.Пушкин). Мы в тень обратились. От себя самих отреклись-открестились. В трёх соснах заблудились.
Надо работать, строить, творить, страна в руинах лежит, враги по периметру зубами щёлкают… А мы  рефлексируем, не знаем – не ведаем, что хорошо, что плохо… Мы будто с луны свалились, как вчера на свет народились. ИНФАНТИЛИЗМ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Катогогическая (Платон), вниз толкающая, превращающая человека в «зверочеловека», в «жалкую, себялюбивую мразь» (Ф.М.Достоевский), в постчеловека, занятого «механикой корыстолюбивого беспокойства»,  среда. Почему мы сдались без боя? Перед кем капитулировали? И не себя-то нам, ни детей-то своих не жаль. Как много сломленных людей вокруг.

А.С. : извечный вопрос возникает, что  делать?

М.Т. : домой возвращаться. Очнуться необходимо, проснуться, опамятоваться, ВСПОМНИТЬ, КТО МЫ.
Нам ли стыдиться и каяться, голову пеплом посыпать. Наши деды и прадеды – выше античных героев. Нет им в истории равных. Павший за Отечество, за други своя, за народ, за потомков, за идею – святой-бессмертный. Поклонись земным поклоном ветеранам, поклонись павшим. Они –  наше всё. Это они, вопреки энтропии, смерти, и сейчас, спустя семь десятилетий УДЕРЖИВАЮТ РОССИЮ В ИСТОРИИ.
То не просто война была, то была эпическая, метафизическая  битва добра и зла. Фашист, он себя «сверхчеловеком» мнил, остальных за людей не держал, «недочеловеками» числил. Фашист, гад, рукава по локоть закатал, «белокурая бестия», из шмайсера длинными очередями, по безоружным, ухмыляясь… Фашист на детях опыты ставил. «Крестовый поход» против варваров. «Жизненное пространство». «Хозяева и рабы».  «Бастион свободы». «Новый мировой порядок». Расовая пирамида. 
Фашист, он перед нашими кроткими, милыми женщинами не  стеснялся нужду справлять, растелешиваться.  Фашист грабил, мучил голодом, убивал со сладострастием и по расчёту, по инстинкту звериному и по науке! 
Фашист на нас двунадесять языков навлёк-натравил. Увы, Европа искусилась фашизмом. Десять миллионов промышленных рабочих во Франции на Вермахт работали. И  чехи со словаками на заводах «Шкода» танковые моторы для Вермахта делали. И поляки не только в «Войске польском» воевали. И братушки болгары табачком-то не нас угощали.  И финны Ленинград в кольцо зажимали. И итальянцы, испанцы, венгры, румыны свою долю урвать стремились. И японцы с Дальнего Востока, да из Манчжурии грозились… Как подумаешь, жуть берёт, надо же, с такой армадой справились. Казалось, нет в мире силы, способной остановить фашизм, дать укорот фашисту.    
Ан, есть! «Вставай, страна огромная». Колосс на глиняных ногах? Врёшь, Гитлер! И встала страна! Как один: русский, украинец, белорус, татарин,  еврей, армянин, азербайджанец, грузин. Все национальности, плечом к плечу.
Трагедия первого периода.  Отступали до Москвы.   Сжималась пружина. В первые месяцы потеряли 30 – 40 % мобилизационного ресурса.  (1/3 промышленного производства, 42 % населения, 47 % сельскохозяйственной продукции). Но, сумели за Урал, в Сибирь, за четыре – пять тысяч километров перевести 5000 предприятий, эвакуировать 12 миллионов человек. И с колёс запустить производство. За год промышленность полностью переведена на военные рельсы. Уже с марта 1942 года фиксировался устойчивый рост производства. С 1942 – 1945 года производительность  труда выросла на 40 %.
Ленинград в блокаде. Севастополь в осаде.  Заснеженный мистический московский парад, уходящих в вечность титанов. «Вьётся в тихой печурке огонь…». Яростное, могучее контрнаступление. Получи, фашист, гранату.
Подвиг тыла, трудовое подвижничество. Не пиар акция, а настоящая модернизация. СССР в кратчайший срок наладил выпуск самого современного, высокотехнологичного, не просто конкурентоспособного, а лучшего в мире оружия: танк Т-34, гвардейский реактивный миномёт «Катюша», подводные лодки класса «Щука», «летающая крепость» ИЛ-2, шедевры самолётостроения – ЛА-5, ТБ-7, ЯК-9, стрелковое оружие – ППШ, ППС, знаменитые пушки-гаубицы, самоходные артиллерийские установки. За 1941 – 1945 год в СССР было построено 112100 самолётов, 102 800 танков, 833 400 орудий и миномётов, 15199000 пулемётов, 6 173 900 автоматов, 664 500 автомашин. 
Волжская купель Сталинграда. Распрямившаяся-разогнувшаяся Курская дуга, и дугою, оглоблей фашиста промеж рогов и копыт. Салют Орла.  Десять сталинских ударов. Госграница. Одиннадцать освобождённых государств. «За взятие Будапешта». «За взятие Вены». «За освобождение Белграда». «За освобождение Варшавы». 660 тысяч за Польшу. Невзорванный Краков…  (В ответ фальшивка Катыни). «За освобождение Праги»… Берлинская операция. Красное знамя с серпом и молотом над поверженным Рейхстагом. Из походной кухни каша для немецкого мальчишки. «Ехал я из Берлина…». Штандарты фашистских дивизий у мавзолея.
Из 783 фашистских дивизий на восточном фронте разгромлено 607, это в три с половиной раза больше, чем на других фронтах. На Восточном фронте сбиты 70 000 фашистских самолётов (70%), выведены из строя 50.000 фашистских танков и самоходок (75%).
Человеческие потери СССР составили 40% от всех потерь во Второй Мировой. Фашистские гады разрушили 1710 советских городов, 70 000 деревень, уничтожили 32 000 промышленных предприятий. Воронеж, Калинин, Новгород, Сталинград, Севастополь… Камня на камне не осталось.  Советский народ внёс решающий вклад в разгром фашизма. Кто отрицает этот факт – льёт воду на мельницу фашистских недобитков, способствует реваншизму, неофашизму, неонацизму.

А.С. : как рассказать об этом подросткам?

М.Т.:
главное искренне,  правдиво. «Не в силе Бог, а в правде». Объективная истина на нашей стороне. Здесь не грех и у других стран поучиться, что называется, опыт перенять.
Уже собираясь в отставку, Министр образования Андрей Фурсенко договорился со своим израильским коллегой Гидеоном Сааром  о введении специального курса по холокосту для российских школьников. Десять вопросов о холокосте включены в итоговые испытания ЕГЭ по истории.
Память о холокосте чтим…  А русские, украинцы, белорусы, узбеки, таджики, казахи, киргизы, армяне, азербайджанцы, дагестанцы, татары… Они что, к тёще на блины ходили? Или кровь у них другого цвета? Советские люди, и евреи в том числе, конвейер смерти Освенцима 27 января 1945 года остановили! Попробуй, в Израиле усомнись в холокосте. В порошок сотрут. И правильно сделают! А у нас, что ни 9 мая, одно и то ж, вот уже четверть века, неустанно, по-разному, с дьявольской выдумкой и тупо-топорно,  третируют нашу память, глумятся над святынями. Доколе?
Фильмы о Великой Отечественной, снятые за последние десятилетия,- почти сплошь геббельсовская пропаганда, отрыжка холодной войны.  Разгром. Отступление. Репрессии. Паника. Доносительство. Атмосфера страха. Малодушие. Заградотряды. Зверства НКВД. Расстрелы. Карикатурный Сталин. И супергерой в американском стиле, решающий исход войны вопреки «злобным коммунистам».
Это не ошибка. Это не скудоумие. Это не просто бред сивой кобылы, маразм.  Это ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УНИЧТОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. ЭТО ДУХОВНАЯ АГРЕССИЯ.
Вор громче всех кричит: «держите вора». Подлец рядиться в тогу спасителя.  Авторы киноподделок фарисейски бубнят о «русском фашизме», цинично    удивляются, дескать, «фашизм голову поднимает». А кто, господа хорошие, СССР и фашистскую Германию на одну доску ставит? Тухлый тезис о «равной ответственности тоталитарных режимов за развязывание Второй Мировой Войны» в неискушённые головы и души вбивает… И на этом «антитоталитарном» фоне перед Западом  лебезит,  Запад обеляет. Пакт Молотова – Риббентропа,  через слово упоминает, а ранее произошедшие Антикоминтерновский пакт,  аншлюс Австрии,  Мюнхенский сговор (28 сентября 1938 года), англо-германскую декларацию (к ней и Франция присоединилась), фактически, пакт о ненападении и сотрудничестве 1938 года, в упор не замечает. Как то бревно в своём глазу… Что это? Цинизм? Двойной стандарт? Хуже. Смердяковщина! Пятая колонна неофашизма. Власовщина!

А.С.:  как же донести до подростков правду о войне, есть ли какие-то методики, рекомендации, «технологии»?

М.Т.: Технологии вторичны, но критически важны. Есть противоядие.  Всё новое – хорошо забытое старое. Мой ответ – сократический диалог. Это не экзотика. О педагогическом использовании сократического метода в 1869 – 1870 году аргументировано, ярко писал «Пушкин русской педагогики» - Константин Дмитриевич Ушинский. В сходной манере работали с детьми Антон Семёнович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский.
Суть такова. Для затравки – короткий, энергичный, внятный «стимульный», «проблемный» текст (смотри рассказ «Фильм» в конце этой статьи). Сверхзадача начального этапа – заинтересовать, мотивировать, вовлечь в общение.
«Каждая душа беременна истиной» (Сократ). Если удастся «зацепить»  за живое, задеть душевные струны, то подросток откликнется. На свет явятся «мировоззренческие представления», прозвучит «голос ребёнка». Что отрок о войне знает? Какие ценности исповедует? Какой след среда оставила: микроуровень (ближнее окружение, бабушки-дедушки, родители, друзья), мезоуровень (двор, школа, секция); макроуровень (телевидение, интернет, радио и т.д.).
В душу заглянуть, через приоткрытую дверь, благоговейно, с уважением, не менторствовать,  не обижаться, не возмущаться, с категоричной оценкой погодить, к имеющемуся, наличному мнению примериться и исподволь, незаметно ВЛИЯТЬ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ. Автор «Городка в табакерке», любомудр-философ, замечательный писатель В.Ф.Одоевский напутствовал воспитателей: «встать на ту ступень, на которой стоит ребёнок и повести его за собой, вверх, соизмеряя свои силы с силами дитяти». Как повести?
Сократ открыл 4 метода: конструктивная майевтика, деструктивная майевтика, агон и «умный образ». «Майевтика» - родовспоможение, акушерское искусство. Свято место на откуп не отдают. Мировоззренческие, идеологические процессы на самотёк не пускают! Подобно тому, как ребёночек при родах нуждается в помощи повитухи, акушера… Так и мысль человеческая при родах нуждается в помощи заботливого, мудрого, любящего наставника. Сократовская майевтика и есть «духовное повивальное искусство», рождение мысли, логоса, души.
Конструктивная майевтика –  индукция. От частного – к общему. Собрать воедино множество частных, конкретных примеров мужества советского солдата, благородства советских людей, да и «окинуть одним взором», найти общее, сравнить, обобщить. Так преодолеваются «идолы пещеры», расширяются горизонты, осуществляется «проникновение в суть».
Деструктивная майевтика – это санация, очищение от ложных мыслей, предрассудков. Себя до поры не обнаруживаем. Вопрошаем. И так, и этак враждебные происки нейтрализуем. Заставляем усомниться в навязанных штампах.
Поют иногда ребята с чужого, вражеского голоса, «победили, потому что трупами завалили». А вы напомните про Крымскую войну, про Русско-японскую, про Первую мировую… Что же тогда-то не завалили. Или герои тех войн меньше Родину любили? Факт – вещь упрямая. Это какая же чёрная несметная силища на нас поднялась. Немецкая дисциплина, экономический потенциал, почитай, всей Европы, танковые армии, Люфтваффе, опоённые наркотической сомой фашизма части СС.
Вторая мировая – война моторов, авиации, танков, артиллерии. С двустволкой танковый клин не остановишь. СССР превзошёл Германию по выпуску танков в 3,9 раза, самолётов в 1,9 раза, орудий всех видов в 3, 1 раза.
Советская экономика в полной мере задействовала преимущества ПЛАНИРОВАНИЯ. Планирование осуществлялось по программно-целевому методу с линейным программированием. За открытие и описание этого метода советский учёный Л.В.Контарович получил Нобелевскую премию. Не слепое рыночное, а научно выверенное распределение ресурсов позволило в кратчайшие сроки создать мощную промышленную базу на Урале (выпуск продукции за время войны вырос в 5 раз), в Западной Сибири (выпуск продукции вырос в 27 раз!!!!), в Поволжье (выпуск продукции вырос в 9 раз). 
Президент Академии Наук СССР Александр Александрович Вавилов констатировал: «Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – всё это несло на себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки». 
Воистину так! Каждая деталь советского военного обмундирования – шедевр.  Кривизну каски высчитывали лучшие математики, и каска спасла жизнь не одному бойцу. Автомат ППШ – делался штамповкой, дёшево и сердито.  При производстве танков использовались автоматизированные линии обработки танковой брони. Академик Евгений Оскарович Патон разработал и внедрил автоматический способ сварки танковых корпусов, первые в мире поточные линии по производству авиабомб. Это увеличило производительность труда в 5 раз!
Советская военная медицина возвращала в строй 90, 6% больных, 73, 2% раненных военнослужащих. Самый высокий показатель среди воюющих стран!
Деструктивная майевтика –  это сообщение фактов, создание контекста, постановка вопросов, помогающих человеку освободиться от «фальшивых самоочевидностей», от навязанных пропагандистских штампов. «Сон разума рождает чудовищ». Разбудить! Деструктивная майевтика – это помощь в продвижении вперёд и вверх, к объективной истине…  «До сущности прошедших дней, до их причины, до оснований, до корней, до сердцевины».
Агон – это социо-когнитивный конфликт, это жаркий спор, это политбой. Наступательно, активно, аргументировано, эмоционально отстаиваем объективно истинную позицию. Аргументы, доводы бегут, скрещиваются, выбрасывая восхитительные искры антитез.
«Умный образ» – это метафора, сравнение, иносказание, аналогия… Это художественный образ. Эмоциональный образ. С нами Василий Тёркин…

А.С.: а ещё как можно воздействовать?

М.Т.: Традиционным путём. Суггестия, внушение, «привычка». С детства раскинуть над ребёночком заградительный шатёр родных знаков и символов. Великий и могучий, прекрасный, певучий русский язык. «Чей язык – того и вера». Изначальное, родное значение мировоззренческих слов: Родина, свобода, счастье…
Народность воспитания! Потешки, песни, прибаутки, сказки, пословицы.
И, рано, чтобы в свежее детское восприятие импринтингом навсегда впечатывалась – тема Великой Отечественной. Военные песни, плакаты, рассказы о воевавших родственниках, диафильмы о войне, походы в музеи, цветы ветерану, цветы к обелиску под красной звездой.  О Тане Савичевой, об Александре Матросове, о Зое Космодемьянской, О Талалихине, о Павлове… О детях, участвовавших в обороне Севастополя, ковавших щит Родины на Урале, помогавших в битве за урожай. «Всё для фронта – всё для победы». Память о войне тождественна совести. Есть память, будет и совесть!

А.С.: наверное, общественные организации должны своё слово сказать.

М.Т.: да, конечно. А то у нас  правозащитники, по справедливому замечанию Дмитрия Анатольевича Медведева, предпочитают резонансными делами заниматься: Ходорковский, Магницкий, свобода прессы… А нищих детей, водки и алкогольных суррогатов море разливанное, передач, калечащих психику, этого они в упор не видят. А ведь водка, табак, искусственно насаждаемая бездуховность нанесли нашему народу ущерб, сопоставимый с потерями в войне!  Правозащитники, не зажмуривайтесь, приложите руки к решению действительно вопиющих проблем, заступитесь за униженных и «забытых», вычеркнутых из жизни МИЛЛИОНАХ!
Чудовищное социальное расслоение, беспризорность, коммерциализация образования и медицины, наркомания, пивные лоббисты, эксплуатация детского труда, копеечное детское пособие… А они ни гу-гу. Опять двойной стандарт, опять «соврамши».
Им бы проворовавшихся, совершивших экономические преступления нуворишей защищать, им бы уголовное законодательство «либерализировать», а кто о наших детях поплачет, попечалуется. Почему на бюджетные деньги мы содержим исключительно «либералов»? Почему в Президентском совете сплошь и рядом заседают «десталинизаторы»? Где же демократия?   Почему же  некоторые общественные организации, щедро спонсируемые из-за рубежа, настолько пристрастно, искажённо, нерепрезентативно отражают общественное мнение. Почему государство только одному спектру, узкому сегменту (выборы показывают, максимум 10%) внимание уделяет. «Визгливый ручей богачей, и безмолвный океан бедняков»! Государство, повернись лицом к народу!
Сколько же у нас создано замечательных песен, картин о войне… Даже в чёрные годы реставрации пещерного капитализма, дикого индивидуализма и социального дарвинизма. Но, стоп! Не формат!  Кто захватил каналы коммуникации? Вы с кем, мастера культуры? Вы с обманутым народом или с обманщиками? Почему энтузиасты-патриоты на местном уровне работают, из последних сил выбиваются. А чуть выше – шлагбаум. «Не пущать»! Вот и вынуждены мы, скрепя зубами, проклиная всё на свете, смотреть очередное «Предстояние», очередные «Четыре дня в мае». Кощунство. «Но есть и божий суд, наперсники разврата». Да и народ, он всё видит, он воздаст по заслугам, дайте срок!

А.С.:  наступит такой момент, когда уйдёт последний ветеран, что же тогда станет с памятью о войне?

М.Т.: Когда уснёт последний ветеран… Это все почувствуют. Змеюка подколодная тоски неизбывной ужалит в самое сердце. Свет  в очах померкнет. Отчаяние-уныние тисками охватит грудь, взрежет узду воли. Осиротевший, подавленный ты бессильно опустишься на колени!
Птицы замолчат. Деревья согнуться в траурном поклоне. Небо предгрозовое, грозное замрёт. Свинцовые, тяжёлые волны отступят от брега. Могучий ветер остановит свой лёт. Планета толчком приблизится к последним временам, к апокалипсису. Наступит тишина. Время предвечернее. Сумерки.
Но что это? В обступающей ночи смерти –  мерный звук ленинградского блокадного метронома. А потом, ушам не верю, раздастся: «На одного линейного дистанция». Проиграют куранты на Спасской башне. Ты услышишь нарастающий гул, и по-над гулом – чеканный шаг по брусчатке Красной Площади. Так начнётся третий, главный – небесный Парад Победы.
И ГЕРОИ, печатая шаг, с развёрнутыми красными знамёнами, под барабанный бой… Все павшие на фронтах Великой Отечественной и в тылу… Все как один, в солнечном, неудержимом порыве, колонна за колонной, радостные, счастливые, молодые, как той победной весной… Проходя мимо тебя, коленопреклонённого, беззвучно, одними глазами спросят, А ТЫ НЕ ЗАБЫЛ?

А.С.: Спасибо, не забудем, с Днём Победы!

М.В.: Не забудем, с днём Победы!

 


Приложение: проблемный текст для обсуждения с подростками (авторы М.Телегин, А.Князев).

Фильм
Он любил смотреть боевики, а ещё больше супербоевики. В супербоевиках супермены – атлетичные, накачанные или субтильные, жилистые, резкие, с выдумкой и без, изящно и не очень пачками отправляли на тот свет многочисленных врагов. Он видел тысячи сцен насилия на экране, он был свидетелем тысяч экранных смертей.
Однажды, от нечего делать, смотрел он старый советский фильм про войну. Совсем не супермен, простой русский солдат – в линялой гимнастёрке, в кирзовых сапогах, не картинно, а как-то неловко полз навстречу фашистскому танку. Поднялся, бросил бутылку с коктейлем Молотова и упал на жнивьё, сражённый длинной очередью.
Смотрел он на смерть солдата и как будто что-то вспомнил, а вспомнив – что-то понял. 
Что-то очень важное.


Литература

1. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009.
http://www.mtelegin.ru/dialog/rozhdenie-dialoga
2. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.
http://www.mtelegin.ru/tradition/apologet
3. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006.
http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog
4. Телегин М.В. Воспитание исторического сознания молодёжи. Электронный ресурс.
http://www.mtelegin.ru/pedagogika/istoriar
5. Телегин М.В. «Урок успеха» для современных старшеклассников. Электронный ресурс.
http://www.mtelegin.ru/pedagogika/uspeh
6.  Телегин М.В. Воспитание потребителей (нищета духовно-нравственного воспитания детей в современной России). Электронный ресурс.
http://www.mtelegin.ru/pedagogika/vospitaniepotrebit
7.  Телегин М.В. Антигерои и герой Гаганова
http://www.mtelegin.ru/history/gaganova-geroi
8. Телегин М.В. Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать?
http://www.mtelegin.ru/4parents/dolmatova
9. Телегин М.В. Как нам воспитывать наших детей?
http://mtelegin.ru/pedagogika/vospitanie-rebionka