doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Педагоги и педагогика Как нам воспитывать наших детей?
Как нам воспитывать наших детей?


Автор: Телегин М.В.

Аннотация: против России развязана психологическая война на уничтожение. Объект главного удара – дети. Уберечь! Защитить! Найти противоядие! Воспитать Человека, умом и сердцем, всем существом своим, принимающего красоту, правоту, справедливость духовно-нравственного выбора предков. «С теми же улыбками, радостью и муками, // Что певалось дедами, то поется внуками». Не позволим бледному коню глобализации стоптать лазоревой цветок всемирно отзывчивой русской души!

 

Содержание

Введение
Постулаты воспитания
Против течения
Анагогический воспитательный идеал
Альтруизм
Народность
Присвоение классических культурных образцов
Санация
Защищённая среда, привычка и «отвычка»
Слово и дело
Цельность и умозрение
Диалог и монолог
Заключение

Введение
«Тяжёлый огонь окутал мирозданье». Гремучее зло легионом вошло в неприкаянную нашу жизнь, тщась её целиком захватить, в ад кромешный обратить. А нас, всех –  западников и славянофилов, красных и белых, патриотов и либералов, –  взять да и отменить… Отменить Россию! Будто и не было!
У взрослых всегда есть выбор, хочешь – смирись, хочешь – борись. А вот детишкам несмышленым каково? Профессионально, «технологично»,  –  наотмашь, соблазняют-растлевают «малых птах сих» доверчивых, беззащитных. Куда ни глянь, всюду хитрые силки-ловушки расставлены, везде сети коварные пораскинуты.
Чуть заговоришь с учителями-воспитателями, родителями заботливыми, через десять предложений одно и то ж. Шум и гам над землёю, стон великий. Как деточек ненаглядных  заслонить, удержать, защитить, на путь истинный наставить? Как предостеречь, уберечь, как сказать речь, чтобы услышали… Как мизантропов и циников, напяливших маски «борцов за права ребёнка», изобличить, упредить… Как дитя от вседозволенности оградить, как «чувства добрые» привить, как память – живую нить, не порвать, сохранить?
Одна дума неотступно душу рвёт, одна тоска-кручина сердце гложет… Как воспитать Человека в современной России?
«Кому многое дано, с того многое и спросится». Несть числа страданиям, нам ниспосланным… Так закалимся же в горниле народной беды. Умозрением различим в обступающей тьме возможность спасения Человечности. Не позволим бледному коню глобализации стоптать лазоревой цветок всемирно отзывчивой русской души!

Постулаты воспитания

Против течения
«Менеджеры» сводят детский сад и школу в торжище, опускают до «сферы услуг», «модернизируют» до супермаркета. «Менеджеры» уже не шифруясь, нагло, во всеуслышание заявляют: «Растить потребителя».
Не тешь себя иллюзией,  это не ошибка. Это политика. И  эта политика «всерьёз и надолго», до последнего Человека!
Отступать дальше некуда. «Ни шагу назад»! 
Учись у врага. За ними миллионы долларов, влиятельнейшие СМИ, антигуманные «гуманитарные проекты», сотни исследовательских центров, фондов и межправительственных организаций, сонм высоколобых интеллектуалов, социальных инженеров и психологов. «История закончилась» (Ф.Фукуяма). Всё просчитано, спроектировано, схвачено. Они полагают, что и дальше будут водить нас на крючке, пока мы окончательно не обессилим. Они полагают, что мы вечно будем играть в их грязные игры, их краплёными сальными картами.
Попытайся понять, чего хотят от тебя «менеджеры». Чтобы врага одолеть, его надо знать! Внимательно слушай менеджеров, следи за перипетиями их игры… И ДЕЛАЙ НАОБОРОТ!

Анагогический воспитательный идеал
Жизнь – не игра. Отрицая, – утверждай! Утверждай правду! Культивируй «свято место», воспитывай в любви великой и любовью великой.  Воспитание, да будет проясняющим, духоподъёмным, обращающимся к доброму и вечному началу в нас, к светлой стороне человеческой души! Не о таком ли, «анагогическом» (от греч. «вести вверх», «возвышать»)  воспитании мечтал ещё Платон? «Благо человека состоит в активности души, согласной с добродетелью, а коли добродетелей души много, – то в согласии с лучшей и наисовершеннейшей из них» (Платон).
Менеджеры растят  релятивистов (всё относительно), и гедонистов (смысл жизни в плотских утехах и наслаждениях). Менеджеры поучают: «В процессе успешной социализации вписаться в высшие страты социума, в его элиту». Любой ценой («все средства хороши») прорваться в «первый класс»: деньги, власть, престижное потребление. Менеджеры фетишизируют «конкурентоспособность», редуцируют общество до паучьей банки и превозносят самого хищного паука. Война «всех против всех», «если не ты», «то тебя», «человек – человеку волк»! Менеджеры культивируют приспособленчество и мещанство; низводят жизнь до «механики корыстолюбивого беспокойства».
Отвернёмся от менеджеров. Нам по пути с Донкихотом! «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных»!
Муравей строит муравейник, птица – гнездо, рыба идёт на нерест. Что уж говорить о Человеке. Человек без большой, настоящей цели деградирует! «Я прихожу к убеждению, что в человеческой натуре существует и инстинкт достижения цели и осознание этого инстинкта, правильная практика его есть одна из задач человеческой жизни и условий человеческого счастья» (И.П.Павлов)   «Взглянуть на то самое, что всему даёт свет, а увидев благо само по себе, взять его за образец» (Платон). «Ученик, человече, ищи солнце правды»! (Максим Исповедник). Цель воспитания –  «не приспособление ребёнка к жизни, а развитие в нём сил добра, обеспечение связи добра и свободы» (В.В.Зеньковский). 
Нельзя воспитывать без образца, без эталона – знания «того, что нужно людям в жизни и после смерти». (Я.А.Коменский).    Нельзя допустить ШИЗОФРЕНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ, когда ценности компрометируют, уничтожают, аннигилируют друг друга.    
Да здравствует правда – «единство истины с добром и красотой». Даёшь неутилитарный, гуманистический воспитательный идеал-императив (во имя чего жить, самой жизнью пожертвовать)!

Альтруизм
Зоологический, пещерный индивидуализм… Казалось, что может быть губительнее? Ан, может! Индивидуализм метафизический. «Есть только жажда твоя». Мир – плод воображения, поток сознания, «сновидение наяву», не более того.  Объективные законы природы упраздняются. «Бог умер».
Человек на всё право имеет. Раскольникова больше не мучают сомнения. Смердяков заходится в злобном хохоте.  Апофеоз ницшеанства.  Нет над человеком долга, чести, Родины, нет больше «звёздного неба над головой», а раз так, то нет «нравственного закона внутри нас».
В византийском сборнике поучений XI века «Мелисса» («Пчела») сказано: «Земледельцы, видя колосья к земле склоняющиеся, радуются, зная, что те наполнены зёрнами; если же колосья прямо стоят, тревожатся земледельцы, зная, что пусты они. Так же и юноши, тягости от отсутствия знаний не ощущая, живут в колебанье, и даже походка и лица их заносчивы, и вражды исполнены, и никого не щадят они». «НИКОГО НЕ ЩАДЯТ ОНИ»!!!
Старейшая русская рукописная книга «Изборник 1076 года» (составлена из цитат Василия Великого), равно как и  Владимир Мономах в своём «Поучении…» не устают повторять библейскую истину: «Страх божий в душе имейте».
«Учитель, смеющийся с детьми над их Богом  и над их колыбелью, уже наш» - так говорит в «Бесах» бес Пётр Степанович Верховенский.
Вот менеджеры и смеются, ухмыляются, мол, «забудьте», пустое… Сколько людей, столько и мнений, сколько мнений, столько и истин. Человек сам себе и судья, и Бог, и закон. Вводят детей в искушение, распаляют гордыню. Пышным цветом расцвели в «новой школе» заносчивость, ячество, эгоцентризм, зависть, враждебность. Чуть ни с детского сада заставляют детей на себя досье-портфолио собирать.
Вырваться из ментального капкана индивидуализма. «Но есть и божий суд, наперсники разврата». Есть долг, есть обязанности. Есть суд людской, суд истории, суд совести, суд чести! Мы – коллективистский, коммунитарный, общинный народ! Укоротить гордыню, подчинить частное, личное – общему, общественному. Наш исторический выбор – альтруизм, жертвенность, соборность! «Я – последняя буква алфавита».  «Сам погибай, товарища выручай».

Народность
Хватит с нас «толерантности» – терпимости к греху и пороку. Хватит «теплохладности», «бойся того, кто ни холоден, ни горяч». Хватит безродного космополитизма и низкопоклонства.  Под сенью «новой религии мультикультурности» наш многонациональный самобытный народ разделяют на  «племена»,  «толкут в муку», расщепляют до атомарного состояния, превращая в облако лёгкой взвеси, податливой любому манипуляционному мановению.
Им нужны «новые кочевники» (Ж.Аттали) во всемирном Макдональдсе, адепты и слуги транснационального капитала, постмодернистского империализма. Нам нужны граждане России, умом и сердцем принадлежащие к русско-российской культуре! «С теми же улыбками, радостью и муками, // Что певалось дедами, то поется внуками».
Пора изжить навязанный врагами комплекс неполноценности. Пора из сомнамбулического витания в «общечеловеческих» эмпириях   вернуться на родимую сторонушку, домой. Пора обрести «субъектность», как говорили философы Серебряного века, «самость». Мы не с луны свалились, не вчера на свет народились. Мы не перекати-поле, не Иваны, не помнящие родства, не манкурты, не предатели!
Прав наш национальный гений – Константин Дмитриевич Ушинский, «основа воспитания – «НАРОДНОСТЬ»! «Мы твёрдо убеждены, что в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу».  У каждого народа «своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели». «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» (Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. С. 161 – 162). «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» (Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. С.63, 160).
Как никогда актуально звучат сегодня и слова «педагога всемирно-исторического масштаба» Я. А. Коменского.  «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица, книжицы, диктовочки, заметочки, отрывочки и Бог весть что ещё».
Нам ли выпрашивать? Они – «от общей Европы», а мы – «от Всея Руси». Очнуться, спохватиться, опамятоваться. Вспомнить себя, вернуться к себе! К нашей истории, её можно читать «как жития святых, как всемирную исповедь». К боговдохновенной литературе: Пушкину, Толстому, Достоевскому, Есенину, Шолохову… К заветным берёзовым напевам. К ценностям поколения Победы!

Присвоение классических культурных образцов
«Движение всё – цель ничто» - этот коварный троцкистский лозунг в современных условиях реализуется в отрицании знаний, авторитетов, традиций. Модернизация на инновации сидит и технологией погоняет. А куда погоняет, ради чего, в чём смысл? Фигура умолчания, длинное многозначительное «э-э-э-э-э-э». Или, того хуже,  поток обвинений, навешивание ярлыков, нервный срыв, истерика. 
Задрав штаны бежим за химерами: «неведомыми зверушками» компетенций, метапредметными понятиями, универсальными учебными действиями. (Компетенции без знаний, ну не абсурд ли?).
Мельтешат в колесе жизни спицы дней. Балл ЕГЭ интересует нас больше, чем вопрос о целевой детерминации человеческого бытия («Зачем мы живём?»). А ведь без ответа, всё остальное скукоживается, рассыпается, уничижается. «Суета сует». Остановись, переведи дух, глянь – вот ответ! Не за морем, а здесь – в пропорциях Храма Покрова Пресвятой Богородицы, в народной мудрости, в певучей «единственной надежде и опоре» - русском языке, в музыке Чайковского и Глинки, в полотнах Шишкина и Левитана.
В классических культурных образцах, эталонах запечатлён дух народа, опыт правдоискательства, строительства Царства Божьего на Земле, опыт страдания, опыт преодоления, опыт духовно-нравственного подвига, опыт преображения, победы над смертью и энтропией. Так припади же к тем волшебным родникам. Испей живой водицы, напои учеников своих! «Общее выше частного». «Духовное выше материального». «Живот положи за други своя». «Павший за Родину – святой». «Смерти нет».
Величаво, спокойно, точно, в виде отчётливого, ясного ЗНАНИЯ, извлеки «вечные истины»,  наметь  близкие и дальние перспективы, цели воспитания. И тогда ты обретёшь необоримую силу. Воспитатель – полпред родной культуры. Воспитание – «проповедь того, во что веришь»!

Санация
«Не сметь командовать ребёнком». «Не навязывать, не указывать, не направлять»! «Исключить индоктринёрство из педагогики». «Воспитывать в свободе»! 
«Свободный выбор» для менеджеров, – что игла для кощея,  –  залог существования! «Свободный выбор» - таран, им таранят традиционную педагогику. «Свободный выбор» - жупел, им «гвоздят» несогласных. «Свободный выбор» - жадное до человеческих жертв идолище на капище «новой, свободной педагогики».
Пропаганда – «проповедь того, во что не веришь», манипуляция. Жертву разыгрывают в тёмную, обводят вокруг пальца, используют. «Ловкость рук и никакого мошенничества». «На дурака не нужен нож…». «Было ваше, стало наше».
Избирательная кампания. Одному кандидату по телевизору осанну с утра до ночи поют, пиарят и так и эдак, другого-  исчадием ада намалюют. Свободный выбор?
Социологическая реклама неустанно, ежедневно превозносит определённый способ жизни, одного поля ягоды, одни антиценности. Свободный выбор?
Пока ребёнок до совершеннолетия дорастёт на экранах компьютера,  телевизора, всяких там «навороченных гаджетов», увидит сотни тысяч сцен насилия. И это пройдёт для детской психики бесследно? Свободный выбор?
Эксплуатация самых низменных, дремучих инстинктов (секс, страх, агрессия) в коммерческих или политических целях. Свободный выбор?
Алкогольные, наркотические, табачные короли. Целые пивные поколения. Поголовно курящие девушки. Свободный выбор?
Героизация преступного мира. Свободный выбор?
Отвратительная, чёрная клевета на самое святое – Победу. Студенты не могут назвать ни одного сражения Великой Отечественной. Свободный выбор?
Сокращение часов на русский язык, подмена патриотических литературных шедевров в школьной программе на антипатриотические агитки.  Свободный выбор?
Да полноте, господа менеджеры, опять соврамши. Наших детей оболванивают пропагандой, навязывают выгодные субъектам манипуляции «выборы», формируют в строго определённом ключе, вдалбливают чудовищную ложь, сужают кругозор, отсекают от подлинной культуры, намеренно опускают ниже плинтуса.
Вокруг современного ребёнка клубится, сгущается, достигает невиданной концентрации, самая что ни на есть  катагогическая (толкающая вниз, подавляющая, расчеловечивающая)  среда, «зона подавленного развития». Плотность бесстыдства и порока  в социуме и СМИ такова, что ощущается физически. Хочется вымыть руки. И то… Продраться сквозь льющуюся потоками мерзость и не запачкаться почти невозможно. 
Наши дети живут в отравленной информационной атмосфере, дышат ядовитыми информационными испарениями, «веселящими газами», из которых почти изъят кислород и озон!
Так дадим же детям кислородную подушку, включим озонатор!  А как полегчает, нечего в затхлости сидеть, айда в наш русский лес. Лес – «наш монастырь», лес – исцелит-вылечит!
Не бойтесь обвинений в ретроградности, в приверженности тоталитарной педагогике! Не устраняйтесь трусливо, не прячьте голову в песок! Если не мы, то кто? Если не сейчас, то потом поздно будет!
Клин клином вышибать. Ненависть любовью врачевать.
Они кодируют, надо декодировать.
Они жалят, надо жало извлечь.
Они заколдовывают, надо расколдовать. Из-под действия злых чар освободить (вот тогда-то и будет свободный выбор!).
Они засевают пашню зубами дракона. Надо выкорчёвывать, пересевать рожью да золотой пшеницею. 
Они насаждают зло, надо дать злу бой, активно, наступательно отстаивать добро. 
Они гадят, надо разгребать авгиевы конюшни.
Они травят, надо нейтрализовывать.
Они пропагандируют, надо распропагандировать.
НАДО ПРОВЕСТИ САНАЦИЮ (ОЧИЩЕНИЕ) УМА И ДУШИ РЕБЁНКА.
Ворваться свежим весенним ветром, и смести всё наносное, липкое, грязное, чужое. Поддержать, укрепить, на путь истинный наставить, чтобы  дорос питомец до подлинного выбора. Последние, предельные выборы человек всегда делает сам!

Защищённая среда, привычка и «отвычка»
В продолжение темы. Приступами, наскоками, кампанейщиной, «мероприятиями» не воспитаешь! Изо дня в день, методично, последовательно, неукоснительно гнуть свою линию. Фундамент воспитания – размеренный, дисциплинированный, упорядоченный, защищённый от угнетающего негатива, жизнеутверждающий быт! Ближайшая соратница, ученица В.М.Бехтерева А.А. Дерново-Ярмоленко предрекала: «…не сейчас, так завтра, не завтра, так позднее мы перейдём к дозировке и организации воспитывающей среды».
Распорядок дня, правила поведения, безоговорочное подчинение требованиям. Борьба с развращающей праздностью, пустым, никчемным времяпрепровождением, преодоление трудностей, радость заслуженных побед.
Основоположник научной педагогики К.Д.Ушинский огромное внимание уделял ПРИВЫЧКЕ, как, возможно, самому действенному средству воспитания. «Делай как я», «воспитывать примерами больше, нежели предписаниями», «формировать положительные привычки», чтобы поступить плохо «рука не поднималась». Положительная привычка – позволяет ученику «отказаться от капризов», «взять верх над нервами», «держать постоянно на узде свой организм и вести его туда, куда указывает мысль высшего блага», «самовластно распоряжаться сокровищами и тайнами собственной нервной организации». «Хорошая привычка – это нравственный капитал, который будучи положен человеком в нервную систему, растёт беспрестанно» (К.Д.Ушинский).
Педагог не может мириться с вредными привычками, принимать плохие привычки как «должное». Если плохая привычка не сдаётся, её уничтожают «отвычкой» (К.Д.Ушинский). Расшатывают, разрушают сложившиеся связи, отрицательные «динамические стереотипы», и на место вредной привычки водворяют полезную!
В том же ключе высказывался И.П.Павлов. «Судьба жизни страшно зависит от маленьких житейских правил». Иван Петрович полагал, что обычаи и привычки «поддерживают практику нервной деятельности, упражняют торможение», в свою очередь, воспитание есть ни что иное, как «торможение культурой инстинктов человека».
Привычки, позволяя человеку «совладать с собой», становятся своего рода «ориентировочной основой» произвольного, опосредствованного нормами культуры поведения.
А что делаем мы? «Мы воспитываем детей без власти над собой… Разве наши законы исполняются? Разве не обходят их на каждом шагу? Разве наши штрафы когда-нибудь берутся? Нет. У нас всё только на бумаге. И вместо практики торможения  поступаем как раз наоборот, мы эту практику постоянно уничтожаем… Торможение упразднено, остаётся одно возбуждение. И отсюда всякие эксцессы и в области желаний, и в области мысли, и в области поведения» (И.П.Павлов). Не в бровь, а в глаз!

Слово и дело
Слово – результат дела и прелюдия к делу! Слово и дело! Значение мудрого, участливого, совестливого, расставляющего всё на свои места слова в эпоху глобальной хаотизации трудно переоценить. Целый венок возвышенных метафор адресовал слову Василий Александрович Сухомлинский. «Как без скрипки нет музыки, без краски и кисти – живописи, без мрамора и резца – скульптуры, так без живого, трепетного, волнующего слова нет школы, педагогики. Слово – нечто вроде мостика, по которому наука воспитания переходит в искусство, мастерство».
Однако, слово без основы собственного жизненного опыта, без воплощения в действии – мёртвое слово. Оглянитесь, сколько вокруг «хозяев» своего слова. Слово дал, слово взял. И не покраснел.  Больше наглости! «Мели Емеля, твоя неделя».
«Знать существо дела красноречию нет никакой нужды, надо только отыскать какое-то средство убеждения, чтобы казаться невеждам большим знатоком, чем истинные знатоки» (Платон). Вот она, поднаготная «менеджеризма».
Вербальное и реальное поведение, а между ними – пропасть. На словах одно, на деле другое. Забалтывание проблем. Ток-шоузация жизни. Поговорили, пар спустили… Прокукарекали, а там хоть не рассветай. Тоны словесной руды и не единой крупицы золота. Коммуникация до  карнавализации всего и вся.  Разочарование. Опустошение. Насмешка горькая над словом, ухмылка циничная в адрес слова.
Мостики надо между словом и делом перебрасывать, затем, капитальные мосты кружевные, ажурные, красивые, прочные строить. Диалектика здесь такова: восхождение от повседневной бытийности ребёночка, от «правды жизни»… От детского, искрящегося смыслами живого слова… Через анализ, синтез, образ, чувство…  К дальнейшему осмыслению, более глубокому означению пережитого в верном, правдивом, честном слове… Чтобы не вхолостую. Чтобы слова с делами не расходились. Слово – не воробей. Дал слово – держи. Обещал – сделай!
К улучшению реальной жизни. К труду. К созидательной деятельности. К творчеству. Как у Антона Семёновича Макаренко!

Цельность и умозрение
Дореволюционные психологи: Г.И.Челпанов, В.В.Зеньковский, С.Л.Франк,  Л.М. Лопатин… Выдающиеся отечественные педагоги: К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский… Умозрением ребёночка видели, как на ладони –  всю, целиком, без лакун, без пропусков, детскую бесхитростную душу нам, читателям, последователям –  преподнесли. Просвечивает душа детская сквозь книжные страницы, узнаваем человечек. Сколь лет минуло, а всё узнаваем… Значит что-то очень важное удалось ухватить, удержать…
А сейчас что? Порубали предмет познания в капусту. Как в институте мозга, на сто частей мозг разрезали. Суховейный какой-то взгляд, сугубо рассудочный, препарирующий до элементов. Изошёл из науки (психолого-педагогической) дух. Отношение к познанию как к таинству, священнодействию, мистерии уступило место голым формально-рассудочным гроссбухам.  Однобокий, односторонний флюс. Вырождение. Учёные-обыватели, скука смертная, зевота до ломоты. Мелочность обескураживающая, лёгкость мысли удручающая. «Гендерные различия», «глаза как акторы», «инклюзия», «одарённость», «действия и операции».
Умствований досужих, суемыслия, всяких таблиц, «объективных» расчётов –  не счесть. Но за наукообразной  бездушной схемой не разглядеть ребёночка, никак не разглядеть: эмоции отдельно, интеллект отдельно, воля отдельно. Количество без качества. Вроде всё есть, а ничего ведь и нет. Набор функций. Обрывки. Клочки.  Бессмыслица. Клипы. Пазлы.
Сложить картину, обрести утраченную цельность! Здесь, на мой взгляд, помогут нам, современным педагогам, родные философы-любомудры – Владимир Фёдорович Одоевский, Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский.
«Наука должна быть поэтическою». «Великое дело понять свой инстинкт и почувствовать свой разум». «Безмятежная цельность духа». «Связать истину духовную и естественную».  «Духовное зрение» и «зрение ума-разума». «Умозрение». «Живое, цельное знание» - это когда совокупно, гармонично познаёшь всем существом своим: инстинктом, интуицией, разумом, логикой, эстетическим чувством, совестью, религиозным опытом.  Принимаешь то, что познаёшь –  без остатка. И любишь то, что познаёшь –  бесконечно. Не остуди своё сердце, воспитатель! Будьте как дети!

Диалог и монолог
Не противопоставлять «репродуктивные» и «продуктивные» методы воспитания (как это делают «менеджеры»), а искать их оптимальное сочетание, золотое сечение!
«Современные» и «традиционные» методы воспитания, диалог и монолог – не антиподы!
В педагогике прошлого не было «индивидуализации», не было «сотрудничества», не было «детоцентрированности», «совместно-распределённой деятельности»? Зато была ЛЮБОВЬ! Была неформальная, глубокая, личностная связь между учителем и учеником. Традиционная школа не супермаркет, –  семья. Учитель, воспитатель – не «продавец услуг», не «носитель компетенций». Учитель – наставник, «старший брат», «товарищ», заботливая «вторая мама».
А в семье как? Зная ребёночка, любя его, иногда побеседуешь, разговор задушевный заведёшь, иногда мораль прочитаешь, внушением возьмёшь. «Вода камень точит». «Тысячи раз// одно и то же// он вбивает // в тугой слух». (В.В.Маяковский). Наставник без наставления (объяснительно-иллюстративный метод в воспитании), что плотник без топора. 
Сегодня третируют, изымают из педагогики наставление! А ведь педагогическое наставление в руках опытного педагога, если оно идёт от души, составлено по всем законам жанра: с зачином-тезисом, с волнующими и понятными примерами, с наглядностью, с упражнением-повторением-закреплением, с выводом, с эмоцией, с увлечённостью, горячо, искренне, обладает огромным воспитательным потенциалом! Современные дети нуждаются в ясном, мудром, указующем, поддерживающем слове старшего, опытного товарища.
Чем громче кричат о «личностно-ориентированной педагогике», тем реже вспоминают, что учитель тоже личность. Учитель – слова сказать не моги, на горло собственной песне наступи, замечания не сделай –  терпи, потакай, потворствуй. «Доброжелательное отношение». «Принимать ребёнка таким, какой он есть».
Позволительно ли отказывать педагогу в праве на мнение, эмоцию, открытое выражение своей позиции, в праве на педагогический риск? Антон Семёнович Макаренко считал, что иногда нужно резать правду-матку в глаза, без обиняков. Метод сильный, отрезвляющий, приводящий в чувство. Макаренко называл его «атакой в лоб» или «взрывом». Если у педагога всегда «ровный голос», если к лицу педагога намертво приросла маска «сфинкса», то и ученик «никогда к вам не подойдёт, он самое тайное, самое опасное переживание  от вас спрячет» (А.С.Макаренко).
А доводилось ли менеджерам, испытывающим какую-то патологическую ненависть к монологу слышать о  «педагогической исповеди». Почитайте хотя бы замечательную книгу «Герой нашего урока» педагога-новатора Евгения Николаевича Ильина. «С точки зрения духовного (!) воспитания не только ошибочно, опрометчиво, но и преступно изымать из обихода учительский монолог и связанную с ним форму урока-исповеди».
В арсенале традиционного учителя есть ещё и образ. Есть художественный, эмоциональный образ. Есть пока не так хорошо известный «умный образ» (В.В.Рубцов, М.В.Телегин) –  символ, метафора, аналогия. Обучение и воспитание «посредством сведения к известному», с опорой на имеющийся личностный, познавательный опыт! Это когда неизвестное входит в сознание ребёнка посредством известного, незнакомое – знакомого, далёкое – близкого. Абстрактное – через конкретное. Теоретическое –  через образное.
«Найти в душе дитяти уже имеющийся образ и на нём строить обучение». (К.Д.Ушинский). Высший пилотаж. Притча, басня, «сказка ложь, да в ней намёк».  Через меткое сравнение, креативный перенос, учитель иносказательно «изображает», образно рисует, «на пальцах» объясняет сложные вещи. Потаённое извлекает, делает явленным.
И последнее, не отдадим менеджерам на откуп диалог! Диалог – старый как мир метод традиционного воспитания и обучения.
«Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени сократическим. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям; но, зная, какие противоречащие ряды мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещённых сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставляя их, сталкиваясь, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей, их соединяющей и уясняющей мысли» (Программа педагогического курса в первом общем классе. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, Том 10, «Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»., Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР., Москва – Ленинград., 1950., Стр. 49.).
Целую оду сократическому диалогу как методу обучения и воспитания, ещё в 1869 – 1870 годах, задолго до признанного американского «изобретателя диалогического метода», Джона Дьюи, пропел наш Константин Дмитриевич Ушинский!
Отечественная педагогика буквально проникнута беспокойным  диалогизмом: Михайло Васильевич Ломоносов, Иван Иванович Бецкой, Алексей Алексеевич Перовский, Владимир Фёдорович Одоевский, Николай Фёдорович Бунаков, Лев Николаевич Толстой, Антон Семёнович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский. Гении «педагогических диалогов». А сколько «простых, незаметных тружеников»!

Заключение
Недавно на учительской конференции, мне посчастливилось побеседовать с «детьми войны», ныне, убелёнными сединами ветеранами педагогического труда. Вспоминая школу времён Великой Отечественной, вспоминая своё «неласковое военное детство», все они как один говорили: нас не просто учили, –  любя и жалея, нас вдохновляли на  испытания и трудности.
Есть с кого «делать жизнь» учителям сегодняшним. Есть идеал, пример, знамя боевое. Смирно. Равнение на святых учителей военного лихолетья!
«Умрём, но из крепости не уйдём». Мы на своей земле. Нам отступать некуда.
Не паниковать. Не впадать в уныние. Не молчать. Не отсиживаться.  Не давать врагу ни минуты покоя.
Изматывать. Контратаковать. Наступать по всему идеологическому, духовному фронту.  Отвоёвывать пространство для суверенного развития, отвоёвывать будущее!
«Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные леса и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага».


Литература
При работе над статьёй использованы материалы сайта www.mtelegin.ru

1. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009.
http://www.mtelegin.ru/dialog/rozhdenie-dialoga
2. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.
http://www.mtelegin.ru/tradition/apologet
3. Телегин М.В. Воспитание исторического сознания молодёжи. Электронный ресурс.
http://www.mtelegin.ru/pedagogika/istoriar
5. Телегин М.В. «Урок успеха» для современных старшеклассников. Электронный ресурс.
http://www.mtelegin.ru/pedagogika/uspeh
6. Телегин М.В. Константин Дмитриевич Ушинский и «Философия для детей». Электронный ресурс.
http://www.mtelegin.ru/p4c/uhsii-

7. Телегин М.В. Материалы к учебнику по дисциплине «Духовно-нравственное воспитание детей» (Часть I). Электронный ресурс.
http://www.mtelegin.ru/pedagogika/duhnrav
8.  Телегин М.В. Воспитание потребителей (нищета духовно-нравственного воспитания детей в современной России). Электронный ресурс.
http://www.mtelegin.ru/pedagogika/vospitaniepotrebit
9. Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ (программа повышения квалификации работников образования). Электронный ресурс.
http://www.mtelegin.ru/pedagogika/duhovnonravvosp
10. Антигерои и герой Гаганова
http://www.mtelegin.ru/history/gaganova-geroi
11. Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать?
http://www.mtelegin.ru/4parents/dolmatova