Воспитание исторического сознания молодёжи |
Авторы: М.В.Телегин, Е.П.Киселёва Содержание Елена Киселёва: В преддверии светлого праздника, 65-летия Победы мы говорим сегодня о воспитании исторического сознания молодёжи. А что это такое? Как бы вы определили содержание понятия «историческое сознание»?
Михаил Телегин: Не углубляясь в наукообразные дефиниции, можно сказать, что историческое сознание – это память человечества, народа, человека. Память существует в двух формах. Во-первых, память людская воплощена, если угодно, овеществлена в грандиозных знаково-символических системах. Наша память – это богатый, звучный, чистый русский язык; это задушевная, вольная песня; это Храм Покрова на Нерли и Собор Василия Блаженного; это Пушкин, Достоевский и Шолохов; это «умозрение в красках» - иконы и полотна живописцев; это колыбельная матери; это семейные фотографии; это фронтовые ордена… Во-вторых, психологически, историческая память живёт внутри нас, она в душе, в нашем сознании и чувствах, в наших интуициях, и ещё где-то очень глубоко, в глубинных архетипах психики. В этом качестве историческое сознание выражает традицию, преемственность, связь человека и общества со своей Родиной и судьбой (историей). Историческое сознание – больше, чем знание исторических фактов, больше, чем понимание исторических закономерностей: это деятельная любовь к Родине; это сопричастность и ответственность; это накалённая, яркая вера; это долг… Символы веры, завещанные предками, должны вызывать «священный трепет»; ушедшие в вечность герои звать к новым подвигам и свершениям! Человек должен помнить, откуда он родом, зачем пришёл в сей мир, на чьих плечах стоит, и что должен передать детям. Через нас, живущих, струится ток времени, как в песочных часах… Мы не только «за себя живём», поколения «дедов и пращуров» смотрят на мир нашими глазами, а мы когда-нибудь обязательно увидим рассвет и чайку над морем глазами наших потомков.
Шизофренизация исторического сознания
Е.К.: Но ведь не у всех есть такая память. Что-то с памятью нашей стало. Зачастую самых хрестоматийных вещей не помним, забываем главное. Что это за болезнь, чем она чревата? М.Т.: «Иван, не помнящий родства». Беспамятство. Манкурты. Пора бы нам спохватиться, прийти в себя, о, «великий и могучий», опамятоваться. Потеря памяти хуже физической смерти, ибо влечёт деперсонализацию. Личность распадается. Человек тает, исчезает, скукоживается. Он вроде здесь, рядом. А в глазах пустота. Всё обессмысливается. Был свой. Стал чужой. Равнодушный. Сломленный. Покорный. Или, напротив, агрессивный ниспровергатель, крушит родное направо и налево. В ненависти заходится. Перекати-поле, объект для манипуляций. «Без царя в голове». «Не ведаю, что творю». Нет памяти – нет иммунитета, внушат что угодно, на мать родную натравят. Смердяковщина. Перефразируя, можно сказать, сон памяти рождает чудовищ. Тот, кто забывает трагедии, обречён пережить их вновь.
Е.К.: А не мы сгущаем ли мы краски? Память избирательна, что-то помним лучше, что-то хуже, что-то вспоминаем, что-то забываем. Процесс естественный. М.Т.: Не спорю. Но ариаднину нить лучше из рук не выпускать. Целостность легко утратить, как кувшин разбить. Потом, поди, склей. Шизофренизация сознания и памяти, – тяжёлый душевный недуг. «Разделение», «расщепление» души и разума. «Словесная окрошка». Пустое мудрствование – резонёрство. Эмоционально-волевое оскудение, тупость и безразличие. Абулия – поразительное безволие. Сокращение временной перспективы. Жизнь «одним днём». «Живи настоящим, не парься». Неадекватность. Инфантилизм. «Живи, играй». Аутизм. «Пазловое», «клиповое» мышление. Хаотизация и регресс. Странные трактовки, нелепые измышления, грязные инсинуации, как предтеча откровенного бреда, галлюцинаций. Мания преследования. Дремучее мракобесие. Потусторонние «голоса». «Новые хронологии».
Е.К.: Невольно переносишь этот медицинский диагноз на современное общественное сознание. М.Т.: К сожалению, параллели очевидны. Всё «вычёркиваем» из истории тот или иной период. Палимпсестом, как у алкоголика. «Здесь помню, а здесь…забыл. Что же я натворил? Стыдно-то как». Продолжаем вести войну костей и смыслов, никак не вернёмся с гражданской. А ведь нас: и красных, и белых, всех, скопом, пытаются «взять и отменить». «Разделяй и властвуй». «Натравливай южных на северных, богатых на бедных, молодых на старых, власть на народ, народ на власть». Римская Империя, Китай, военно-кочевая Орда Чингисхана… Принцип уничтожения исторических конкурентов стар как мир, прост, надёжен и эффективен. Хаос среди нас. Кто поддался шизофренизации сознания, тот и погиб. Концы с концами не вяжутся. Некогерентность, разлад. Например, 30-е годы прошлого века малюются исключительно негативно. Индустриализация. Коллективизация. Культурная революция. Везде, якобы провал, крах. Сплошные репрессии. Шизофреники называют просто чудовищные цифры. Вырезано командование Красной армии. Уничтожена интеллигенция. Ничего кроме культа личности. Народ придавлен, унижен. И на этом фоне… Великая Победа! Как такое возможно? Объясните логично. Вся Европа на Германию, на вермахт впахивала. Миллионы рабочих мест в промышленности Франции, в Чехии выпускали танковые моторы, «братушки» болгары исправно поставляли табак. Поляки тоже, не только в Войске польском воевали. Плюс фашистская Италия. На Дальнем Востоке милитаристская Япония. Венгрия, Румыния, Финляндия, Испания. Португалия. Австрия. Сколько «цивилизованных» европейцев с оружием в руках вторглись в СССР, чтобы убивать, грабить, насиловать, устанавливать «новый порядок». Двунадесять языков к нам пришли, и упокоились агрессоры «среди нечуждых им гробов». Шизофреники изгаляются – «трупами завалили». Хотелось бы мне, как деду-танкисту, сесть за рычаги управления грозной машины – Т-34, и чтобы меня бессовестные враги здравого смысла, клеветники России попробовали «трупами завалить». Разве в Крымскую, Восточную войну у нас не было всеобщего подъёма, беззаветной жертвенности? Разве адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И.Истомин; военный инженер Э.И.Тотлебен; генерал-лейтенант артиллерии С.А.Хрулёв; матросы и солдаты И.Шевченко, Ф.Самолатов; легендарные П.Кошка и Даша Севастопольская дрогнули, не выполнили свой долг до конца? Нет, конечно. Но Россия потерпела поражение. Почему? У англичан и французов паровой флот, а у нас парусный. У них нарезное оружие, штуцера, на 600 шагов стреляли. А у нас гладкоствольное, круглыми «ядрышками» на 200. Вот и выбивали героев, прячась за 400-метровый «щит». Боеприпасы, провиант, всё необходимое снаряжение, подкрепления быстрее из Англии и Франции доставляли, чем из России. Из-за бездорожья и казнокрадства театр военных действий в Крыму оказался для нас труднодоступным. Россия отстала в технико-технологическом плане. И потерпела поражение. Отсталость дорого обошлась нам и «на сопках Маньчжурии», и в Цусимском сражении, и на полях сражений Первой мировой. Что же тогда-то трупами не завалили? Может, солдат жалели? Так «жалели», что до революции самый терпеливый народ на планете довели?! С Крымской войны до Великой Отечественной прошло 85 лет. Война приобрела совершенно иные очертания, безоговорочно превратившись в войну моторов, в тотальную войну идеологий, общественно-политических систем. Мы одолели белокурую бестию. На голову разбили одурманенных наркотической сомой фашизма, вооружённых до зубов, дисциплинированных до автоматизма, не ведающих сострадания, «сверхчеловеков». Значит, мы во всех компонентах были сильнее, и идейно, и волей, и организационно, и экономически, технически. А сейчас значимых достижений и побед что-то не видно. Как шагреневая кожа сжимается русский мир. Где вы, «умники», что вы-то создали? Судьи кто?
О субъектах формирования исторического сознания
Е.К.: Кто судьи? Кто формирует историческое сознание? Кому выгодна та или иная картина минувшего? М.Т.: Буду категоричным, не до политкорректности. Безусловно, прав в этом вопросе «профессор с пикой», «историк-боец», историк-марксист Михаил Николаевич Покровский. Его знаменитое: «История – это политика, опрокинутая в прошлое», – вновь и вновь среди тонн «словесной руды», среди безответственного или откровенно предательского, усыпляющего словоблудия звучит просто и ёмко, – как выстрел, поскольку это правда. Не так много истинных ценителей истории, жизнь кладущих на исследование пыльных манускриптов. Но история нужна политикам. История действительно и есть политика, обращённая, экстраполированная в прошлое. Борьба за историческое сознание – это борьба за ресурсы, за территории, за транспортные артерии, за влияние, за саму возможность жить на Земле, за будущее. Не нравится марксист М.Н.Покровский, вспомните классика английской литературы А.Хаксли. «Тот, кто владеет настоящим, – владеет прошлым; а кто владеет прошлым, – владеет будущим». Вспомните другого англичанина Д. Оруэлла с его «министерством правды», неустанной «коррекцией» истории в выгодном правящим кругам духе. Лень вспоминать? Да просто оглянитесь вокруг. «Историю пишут победители» (И.В.Сталин). На Украине и в Эстонии, почему выходят откровенно русофобские учебники по истории? Почему героизируют Мазепу, Бандеру, Шухевича? Посмотрите, знаменосец Победы Валентин Варенников к Владимиру Владимировичу обращался, криком кричал. В наших собственных учебниках по истории коренным переломом в ходе Второй Мировой объявлялся прорыв итало-немецкого фронта англо-американскими войсками под Эль-Аламейном (северная Африка, 1942). А про Сталинград, так, почти вскользь упоминалось. Репрессиям, неудачам первого периода войны, власовцам и прочей нечисти, больше внимания уделялось, чем партизанскому движению, Битве под Москвой, освобождению Европы от фашизма. А вот, пожалуйста, Российский Гуманитарный Научный Фонд (РГНФ) согласно проекту (гранту) № 01-01-16072 оказывает финансовую поддержку изданию «Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002». На странице 21, в статье И.Пригожина «Кость ещё не брошена» читаем: «Роль британских пилотов была решающей и определила исход Второй мировой войны». «Скромно и со вкусом». Ловко «эксперты» из «российского» фонда, из гуманитарного фонда, на государственные деньги, «бросили косточки»… Нечужие для нас косточки. Этими косточками наших дедов и прадедов вымощена дорога на Берлин. Впрочем, «экспертам» из РГНФ нечего бояться порицания со стороны власти и «гражданского общества». Несмотря на все слова, в отношении к Великой отечественной войне ничего не изменилось по большому счёту. Только хуже стало! Сталина ставят на одну доску с Гитлером. Как попугаи твердят протухший тезис холодной войны, о равной ответственности СССР и фашистской Германии за развязывание войны. О двух – германском и советском тоталитаризмах и противостоящей им «белой и пушистой» демократии. США – победитель, Франция – победитель, Англия – победитель, Италия и Германия, вместе с Польшей, Румынией, Венгрией и другими восточно-европейскими странами – невинные овечки… А СССР и его наследник – Россия «должны ответить за преступления сталинского режима». И наша власть, деланно возмущаясь… То стыдливо драпирует мавзолей, будто не к мавзолею летели штандарты поверженных фашистских дивизий, будто не с мавзолея генералиссимус Сталин принимал два Парада Духа: в 1941 и 1945. То предлагает убрать серп и молот со Знамени Победы (уголовному преследованию должно подвергаться такое надругательство над святынями, неслыханное кощунство). То выдумывает липовые праздники, чтобы вытеснить настоящие. То георгиевскими ленточками, (приклоняюсь перед георгиевскими кавалерами), пытается вытеснить красный цвет крови, революции, свободы. То, называя победу великой, «забывает» добавить, кто кого победил (Победа советского народа над фашистской Германией). Маскируется, драпируется суть. Переворачиваются в гробах ушедшие ветераны, получают инфаркты живые. Гитлер считал СССР колоссом на глиняных ногах, мечтал разделить советский народ и стравить народы СССР; мечтал геноцидом сократить население; разрушить наш производственный потенциал, отторгнуть территории; превратить Россию в колонию Рейха; превратить советских людей в рабов Рейха; сломить нас духовно и вычеркнуть как «неполноценных» из истории. Людоедским мечтам Гитлера дали укорот советские люди. Советский коммунизм победил фашизм и спас мир! Но, спустя полвека, многие из этих, казалось «бредовых» идей Гитлера были реализованы на практике, спасённые проявили чёрную неблагодарность к спасителям. Мы не должны смериться с торжеством лгунов и оккупантов! Есть правда, есть высший суд, жив ещё народ, живы потомки ветеранов. Верю, придёт день, и господам «экспертам», «менеджерам», «эффективным собственникам» придётся дать ответ.
Е.К. Вы можете привести ещё несколько конкретных примеров преднамеренного влияния, лучше сказать, формирования исторического сознания. М.Т. Примеров «перезагрузки», переформатирования исторического сознания сколько угодно. В любой дееспособной стране борются отчаянно за каждый исторический нюанс. Стоит одно слово не так сказать, немного сместить акцент, и всё, прощай политика, карьера, человек становится нерукоподаваемым. Странное дело, так, к слову, вспомнился Борис Немцов в оранжевом шарфике, на майдане, вместе с Ющенко. А Ющенко фашиста Бандеру наградил, героем Украины сделал. Ты, Борис, видно своё истинное лицо показал? С нациками якшаешься? А знаешь, что с твоими предками Бандера бы сделал? Знаешь, кто печи Освенцима затушил? В русофобстве смыкаются радикальные правые либералы и махровые нацики. Чубайс с Гайдаром, тоже ветеранов в 92 и 93 не иначе как «красно-коричневых» клеймили, ОМОН с дубинками на них натравливали. «Так их, Борис Николаевич, танками». Танковая демократия с лицом Ростроповича и Окуджавы, Макаревича и Сванидзе. Гайдар кручинился, дескать, из-под красных флагов КПРФ вылезает коричневое мурло фашизма. Сам ведь, Егорушка, до 40 лет партийную матку сосал, в высшую номенклатуру ужом пролез. Верх цинизма, человека плюнувшего в своих предков, этого смердякова (хорошо, что Аркадий Гайдар не дожил до антикоммунистических откровений внучка), выдавать за «совесть нации». Побойтесь Бога!
Е.К. Но вернёмся к конкретным примерам. М.В.Шведский учебник истории. Про Нарву 10 страниц, с иллюстрациями, Пётр от Карла бежит, шпагу придерживает. А про Полтаву – пара строчек. Китайцы с корейцами, чуть что, сразу японцам претензию выставляют, если те недостаточно в своих учебниках истории каются за жестокость на территории оккупированных во время Второй Мировой стран. Значительное количество американских школьников думают, что Америка вместе с Японией во Второй мировой воевали против Советов; что атомную бомбу сбросили мы; что первым в космос полетел американец. Теперь посерьёзнее доводы. Возьмём гитлеровский план «Ост» (как проводить геноцид и онемечивание народов Восточной Европы), письма и приказы Гитлера, Розенберга, Бормана. Приведём весьма показательные цитаты о том, как должна быть устроена школа у поляков, белорусов, русских, украинцев. «Ни в коем случае не давать местному населению более высокого образования. Учить только чтению и письму». «Грамотный славянин – наш враг». «Научить считать до ста и на этом окончить образование». «Никаких обобщений и теорий». «Исторические сведения молодёжи должны ограничиваться фактами, показывающими величие Германии и непобедимость Вермахта». «Что бы меньше думали, надо дать больше музыки. Музыка, музыка, музыка». «Нельзя развивать чувство превосходства, следует всеми силами делать как раз обратное». В конце декабря 1941 года возглавлявший Восточное министерство Рейха фашистский преступник Розенберг произнёс перед чиновниками, отправлявшимися на оккупированную территорию следующие слова: «Вы едете представителями германского народа в завоёванные немецким солдатом области Востока. Вы встретитесь там с тяжелыми проблемами, нуждой и голодом, в которых живёт население. Не подходите ко всему этому с нашей немецкой точки зрения – это особый мир. Вы должны помнить, что русский человек – это животное, он им был – и остался. <> Он должен быть вьючным скотом при построении великой Германской империи.<> Вы должны русским всегда давать чувствовать, что вы представители народа – господина» (Цитата по: Русское зарубежье против фашизма. Т. II., М.: «Русский мир», 2005., стр.87.). Возьмём директиву Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 года, другие документы, разработанные директором ЦРУ (1953 – 1961) Алленом Даллесом. Возьмём, например, тезисы выступления А.Даллеса на заседании Совета по международным отношениям в присутствии Г.Трумена, Г.Моргенау, Б.Баруха. «Будем наблюдать трагедию самого непокорного народа». «Подменим их ценности на фальшивые». «Прославлять всё низменное». «Высмеивать, издеваться над высокими порывами». «Поощрять предательство». «Насаждать культ секса и денег». «Хамство и наглость, ложь и обман, самодурство и тунеядство, пьянство и наркоманию, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу». «Потребительство, вещизм, зависть». «Животный страх друг перед другом». «Расшатывать поколение за поколением». «Будем браться за людей с детских, юношеских лет». «Станем разлагать, развращать, растлевать молодёжь». «Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов». «Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого». Ещё один красноречивый документ – американский закон № 86-90 «О порабощённых нациях» от 17 июля 1959 года, в котором без обиняков заявляется, что «русский коммунизм» поработил народы «Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болгарии, континентального Китая, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Идель-Урала, Тибета, Казакии, Туркестана, Северного Вьетнама». Америка представляется как «цитадель свободы», США вменяется в обязанность «ясно показать порабощённым народам тот факт, что народ США разделяет их чаяния обрести свободу и независимость» Фактически, перед нами саморазоблачение всей американской политики, документ огромной разрушительной силы, прямое и неприкрытое вмешательство в наши внутренние дела, подстрекательство сепаратизма («Идель-Урал и Казакию им, видите ли, подавай), пример махровой русофобии. Со времён Д.Д.Эйзенхауэра прошло полвека. Но наши добрые партнёры что-то не спешат отменять эти грязные инсинуации, этот враждебный выпад. А наша власть – как в рот воды набрала, всё борется с убогой поправкой Джексона-Веника. «Железная леди» британской политики Тэтчер заявляет, что на нашей территории для обслуживания трубы «экономически оправдано» проживание 15 миллионов человек. А остальных куда? Збигнев Бжезинский, Генри Киссинджер, Мадлен Олбрайт и другие мастодонты американской политики собираются решать все проблемы Запада «на обломках России и за счёт России», покушаются на нашу Сибирь, на Кавказ, дескать, несправедливо, когда 2 % деградирующего, спившегося населения мира (то есть мы), контролируют треть природных запасов планеты. И последнее. Помните как Запад крутил кадры обстрела Цхинвали. Знали всё ВВС и CNN… Знали, да по-своему показали. То же было и в Ираке, когда Колин Пауэлл показывал с трибуны ООН какую-то пробирку с белым порошком (мука, наверное) и говорил, что это доказательство наличия у Саддама оружия массового поражения. То же было в Югославии, Афганистане. То ли ещё ждёт нас впереди! В подобном угрожающем контексте только сумасшедший или предатель может пойти на сокращение нашего и без того порушенного (у Америки 5900, у нас 2850 ядерных боезарядов) ядерного потенциала.
Е.К. Итак, кто же субъект формирования исторического сознания? М.В. Субъектом формирования исторического сознания являются правящие круги «золотого миллиарда»; крупные транснациональные компании; так называемые «местные элиты»; хозяева «заводов, газет, пароходов»; старая аристократия, сросшаяся с финансовым и промышленным капиталом; генералитет, церковные иерархи, словом, «сильные мира сего». Существует масса «закрытых клубов». Неофициальная, неподконтрольная народам мировая закулиса. Все эти «Большие семёрки», «Двадцатки», Давосы, Трёхсторонние комиссии, МВФы, «Советы мудрецов», «Круглые столы», многочисленные неправительственные фонды, движения, центры… И прочая, прочая, прочая… Именно собственность и власть имущие, взяв на содержание тысячи высоколобых психологов, мобилизовав самые последние достижения науки, фабрикуют выгодную им «версию» истории. К услугам фальсификаторов наука и «фабрика грёз» - Голливуд; Интернет и телевидение; радио и печать; эстрада и спорт; социологическая (образом жизни) реклама и даже проповеди с амвонов.
Кто может противостоять фальсификациям истории
Е.К. А кто может противостоять прессингу манипуляторов? М.Т.В наши предзакатные времена, чтобы назвать вещи своими именами, сказать: «Дважды два – четыре», – требуется большое мужество. К счастью, не перевелись честные, думающие люди – и в церкви, и в государственных органах, и среди учителей, и в силовых структурах, и среди предпринимателей, и в среде историков. Самое главное, все мы – родители. Так неужто, отдадим на откуп махинаторов историческое сознание молодёжи? Идёт борьба. Разгорается схватка. Никому не удастся отсидеться, остаться в стороне… Главный продукт любой системы не вещь, но – Человек! Человечество подошло к «водоразделу», рубежу, точке качественного скачка, поистине решающего выбора. Или – постчеловек, живущий чужими мозгами в виртуальной реальности «общества спектакля»… Постчеловек, лихорадочно выбирающий что-то без выбора, захваченный «механикой корыстолюбивого беспокойства»… Постчеловек, манипулируемый «хозяевами жизни», новыми рабовладельцами. Постчеловек, принявший «Новый мировой порядок», скроенный по лекалам социального дарвинизма Т.Мальтуса, Ф.Ницше и А.Чубайса… Или – сомневающийся, ищущий, живой человек. Человек, с достоинством встречающий вызовы времени. Человек, умеющий страдать и сострадать, любить и ненавидеть. Человек, познающий, преобразующий мир; человек – творец, гуманист, коллективист, мечтатель, учёный, поэт. «Человек – это звучит гордо!». Настоящими Людьми всегда была богата Россия.
Е.К. Патриарх Кирилл недавно назвал Победу в Великой Отечественной Войне чудом… М.Т. Чудо? Пусть так, но у этого чуда есть имя – «советский народ». Чудо? Но тогда необходимо признать, что Божий промысел избрал своим орудием коммунистическую партию и, лично, товарища Сталина. Из ничего за десять лет построить первую в Европе и вторую в мире промышленность. За 3 года третьей пятилетки рост производства в промышленности 13, 3%, а оборонной промышленности 39% в год! Кудрин, Чубайс, Греф в какую чёрную яму, в какую нанодырочку 10 лет утекали сверхдоходы от углеводородов? Что вы построили кроме сонма пустых торговых центров? Сколько соков из обескровленной России высосали «ценные бумаги» наших добрых заокеанских партнёров? Сколько на те деньги создано направленных на наши головы сверхточных ракет, раставленных по периметрам России? А советский народ под руководством коммунистической партии, построил за 1941 – 1945 год: 112100 самолётов, 102800 танков, 833400орудий и миномётов, 1515900 пулемётов, 6173900 автоматов, 664500 автомашин. Да, мы потеряли в первые месяцы войны территорию, на которой была сосредоточена 1/3 промышленного потенциала, проживало 42% населения, производилось 47% сельскохозяйственной продукции. Но уже в июле – ноябре 1941 года на Урал, Сибирь, в Среднюю Азию было перемещено 1523 предприятия, вывезено имущество тысяч колхозов, совхозов, МТС. За год полностью перевели промышленность на военные рельсы. Уже с марта 1942 года производство пошло вверх. С 1942 по 1945 год производительность труда выросла на 40%. На Восточном фронте были уничтожены 607 немецких дивизий из 783, более 80 % сил фашистской Германии. На Восточном фронте сбиты 70 000 фашистских самолётов (70%), выведены из строя 50.000 фашистских танков и самоходок (75 %). СССР внёс решающий вклад в победу над фашизмом. Человеческие потери СССР составили 40% от всех потерь во Второй Мировой. Не потому, что воевать не умели, а потому, что наш солдат в Берлине кормил немецких ребятишек, а не отправлял их на опыты, как делали фашисты. СССР не воевал с мирным населением, не мстил, не уничтожал. В самые чёрные дни июля – декабря 1941 года партия направила на фронт 1.100.000 коммунистов. За время войны в Коммунистическую партию были приняты 5. 319. 000 человек. Более 60% от общей численности Коммунистической партии находилось в рядах Советской Армии. На полях сражений сложили голову более 3.000.000 коммунистов. И не Кириллу их судить! Может лучше вместо потакания «церковным шоуменам» (к чему это шоуменство в Западной Европе привело хорошо видно – пустые приходы и гомосексуальные скандалы); экуменистам (всё с Ватиканом заигрывают, льву в пасть голову суют)… Вместо тотальной коммерциализации церкви (сколько их ныне, торговцев в храме, на всё «прейскурантик» имеющих)… Вместо стяжательства (что толку в сияющих златом куполах, коль народ нищ, наг и убог, вымирает чудовищными темпами)… Вместо «одобрямса» по поводу каждого действия власти (после расстрела Дома Советов Алексий так трогательно лобызался с Борисом Николаевичем)… Вместо робких увещеваний в адрес откровенных растлителей (что ещё нужно показать, как оскорбить, чтобы церковь предала святотатцев анафеме?)… Вместо размахиваний кадилом над тачками братков… Вместо дородных телес и надушенных бород, парчи, бархата, знамён с монограммами… Может лучше вместо всего этого показать пример, отдать крутые лимузины в детские дома (их в «возродившейся духовно» России всё больше), в сельские школы, в библиотеки, в больницы, в приюты… А то ведь по злой иронии, на каждый открытый храм приходится закрытая школа. Может, наконец, перестать награждать церковными орденами «эффективных собственников», превративших нашу Родину в полуколонию? Если бы рядом с георгиевской ленточкой повязать красную… Если прекратить антикоммунистическую истерию… Если признать величие советского периода отечественной истории… Если бы помолиться в храмах за честных, настоящих коммунистов… Если бы вернуться к заветам Христа, простоте и подвигу апостольской жизни… Произошло бы долгожданное, вымаливаемое верующими, выкликаемое атеистами чудо чудесное!!! Церковь бы очистилась, укрепилась, а Россия встала бы с колен!
Как родители могут повлиять на воспитание исторического сознания
Е.К. И последний вопрос, а что делать родителям. Современные дети мало знают о войне, им трудно представить… М.Т. Мы начали нашу беседу с констатации – историческая память живёт в знаках, историческая память воплощена в грандиозной коммуникативно-знаковой среде. Древние говорили – «чей язык – того и вера», «чей язык – того и власть». Надо, чтобы дети говорили и думали на языке отечественной русско-российской культуры. Если любишь своё, – обязательно поймёшь, оценишь, примешь вершинные достижения мировой культуры. Широк наш человек, отзовётся сердце всемирной русской отзывчивостью на культурные сокровища стоцветного, многоголосого, динамичного мира. Но сначала придётся провести санацию, очистить сознание и душу от наносного, фальшивого. На мой взгляд, необходимо хладнокровно, последовательно и методично выбивать из ума и сердца ребятишек внедрённые туда химеры, необходимо низвергнуть с пьедестала лжегероев и лжекумиров. Необходимо нейтрализовать враждебные происки, окружить ребёнка мощным защитным слоем родных знаков и символов. 1. «Заговор молчания». Нет уродов – нет проблем. По возможности минимизировать «встречи с прекрасным» в лице навязываемых масскультом персонажей «детской субкультуры». Не смотреть «модные» сериалы, не покупать «раскрученные» постеры, не играть в «популярные, развивающие» компьютерные игры, не поддаваться на назойливую рекламу. Пореже включать телевизор и радио. Попозже покупать сотовый и усаживать к интернету. Беречь нежную детскую психику. Стараться, что называется, механически оградить от тлетворного влияния масскульта. 2. Мерзость должна быть изобличена, облита чёрной краской, демонизирована. Если враг уже занял плацдарм в сознании ребёнка, потребуется «хирургическое вмешательство», дезактивация порока, разминирование. Соберём в один ненужный ком всех этих телепузиков, человеков-пауков, черепашек нинзя, трансформеров, звёздных воинов, дядюшек скруджей, барби и кэнов, эгоистов, гедонистов и садистов, малолетних колдунов, которые так полюбились дьяку Кураеву… Возьмём эту чудовищную нежить за шкирку, тряхнём как следует, да и вышвырнем их пинком на помойку. Там им самое место! В помощь родителям приведу три фрагмента из своей новой книги о героях и лжегероях.
Человек-паук
Ты какого рода-племени, Человек-паук? И зачем ты сеть паучую зацепил за сук? И почто в лесу берёзовом, разложил капкан? Видно хочешь, чтоб мальчишечка, в плен к тебе попал. Жало острое и тонкое, с ядом на конце, для ребёнка приготовил ты с улыбкой на лице. От друзей и от родителей, жертву оторвал. Душу детскую похитил ты и околдовал.
Черепашки – Нинзя
Нинзя, Нинзя. Нельзя, нельзя! Нинзя, Нинзя, черепашечки, с виду добрые букашечки. Вдруг достали острый меч, голова слетела с плеч. Кто хороший, кто плохой, не поймёшь. Тот хороший, кто схватил первым нож. Тот хороший, кто другого погубил: задушил, обезглавил, убил. А за что проливается кровь? За какую мечту и любовь? И кому они на помощь спешат, банда удалых черепашат? Что-то руки по локоть в крови! Убирайтесь-ка с родимой земли… Злые черепашки-упыри. Нинзя, Нинзя. Нельзя, нельзя.
Трансформеры Страх и кошмар, я замер, я обмер. Из тьмы надвигался ужасный трансформер. Как лопасти у вертолета крутится-крутится, вертится что-то. Не до согласия здесь, не до миру. Быть бы живу, быть бы живу! Воздух взрезают стальные секиры. Свист раздаётся, дьявол смеётся. Дьявол хохочет, пулемёт стрекочет. Трансформер смерть несёт, смерти хочет. Дзинь-дринь-дрязг. Как удар металлический лязг. Всё живое ликвидируется. Трансформер опять трансформируется. Перед нами предстал робот. Изо лба – монструозный резиновый хобот. Из хобота – красный луч, чёрный пар. Кто в луч тот попал – испарился, пропал. Не жди от трансформера жалости, он создан из бессмысленной ярости.
2. Наши и лучшие зарубежные мультики и фильмы. Классические книги. Народные песни. Поговорки, сказки, потешки. Не от случая к случаю, а каждый день. Вода камень точит, капать и капать. Природа и ещё раз природа. Совместные путешествия. Примеры человечности и гуманизма, достоинства, мужества, верности слову, чести. 3. Выковать стержень, оселок, точку опоры для мировоззрения ребёнка. Свято место души дитяти как в воздухе нуждается в святынях. В деле сотворения святынь трудно переоценить значение Великой Отечественной Войны и подвига советского солдата. «Дети ничего не знают, не понимают о той войне, им не интересно», - говорят некоторые недальновидные педагоги и родители. А теперь только представьте, какие силы и ресурсы были брошены на раскрутку столь почитаемого дьяком Кураевым, Гари Потера. А много ли у нас современных, хороших книг о войне? Итак, детское мышление (старший дошкольный, младший школьный возраст) преимущественно наглядно-образное. Дети рассуждают, опираясь на сценку из памяти, на образы воображения. Дети думают «живыми картинками» - спонтанными понятиями, то есть представлениями разной степени сложности, соотнесёнными со словами. Вот и дайте материал для обобщения. В красках, в звуках. Рассказ о Матросове и Талалихине, о Тане Савичевой и блокаде, об артиллеристах и Маресьеве, о Зое и Шуре, о мальчишке, вытачивающем снаряд! Великая картина минувшей страшной войны постепенно, сначала мозаично предстанет пред мысленным взором дитяти. А скрепить ту мозаику в осмысленное полотно поможет любовь! Встретиться с последними ветеранами, положить цветок к мемориалу, сделать что-то доброе… 4. Обязательно действовать через ресурс малой родины, через семейную память. Не рано! Расскажите ребёнку о его предках, включите песни военных лет, поплачьте, и объясните, какой болью отзывается в вас: «Враги сожгли родную хату». Какой священный трепет охватывает, когда звучит величественное: «Вставай, страна огромная». Какая радость переполняет: «Ехал я из Берлина». Чтобы помнили! Е.К. Спасибо за беседу. М.В. Спасибо за умные, чуткие вопросы, за понимание.
|