Автор: Телегин М.В.
Аннотация: глубокий, теоретический анализ мировоззренческих представлений, их психолого-педагогическую характеристику и типологию вы можете найти в моих книгах "Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста" и "Рождение диалога". Здесь: лишь набросок. Цель - "схватить", обозначить явление; вычленить его из жизненного потока; сделать "моментальный", живой снимок; удержать, чтобы изучить и понять.
«Человека встречают по одёжке». Серьёзному, теоретическому анализу предшествует дескрипция (описание) явления. Так познакомимся с «внешним видом» «мировоззренческих представлений». Составим (простите за тавтологию) представление о мировоззренческих представлениях. Сделаем их «фактуру» узнаваемой для будущих учителей, воспитателей, психологов. И тогда, вы легко сможете выделить мировоззренческие представления в общем педагогическом и жизненном потоке, узнать их в «лицо», понять к чему относится теория диалогического воспитания, с каким «материалом» вам придётся оперировать, воспитывая подрастающее поколение.
Итак, «мировоззренческие представления», знакомьтесь. а) дети рассуждают на «абстрактные темы». Спорадически, спонтанно: в игре, на перемене, на уроках. Вдруг такое выдадут. Философы, да и только. Много о «наивном» и мудром (!) детском философствовании написано. От Платона до К.И.Чуковского. «Счастье – ну вот все спят, а я у Якубовича машину выиграл». «Красота – это фея, она ходит, и волшебной палочкой касается деревьев, домов, людей, и тебе хорошо». «Добро – это мой папа, он милиционер, а скоро будет полицейский. Он на джипе за преступником гонится. Поймает, наручники наденет – вот и добро». «Человек – как воздушный шарик. У него есть тело, как оболочка, а есть душа – как воздух. Если воздух горячий, шарик летит вверх, к солнышку. А если холодный – по земле катается, на ней осколки, окурки, грязь. Лопнет шарик. А если души нет, то это и не шарик, а просто тряпочка. Горячей душа должна быть, что бы в небо взлететь».
б) дети задают «простые по форме, но философские по глубине вопросы» (К.И.Чуковский). «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо, и что такое плохо?» (В.В. Маяковский). Что значит «хороший человек»? Чудище из сказки «Аленький цветочек» страшное или красивое? Где у человека душа сидит? Я представил как слон бежит… Как такой большой слон поместился в мою голову, она же меньше? Я расту, волосы растут, ноги и руки растут, а имя моё растёт?
в) дети дают «личностные» оценки и характеристики друг другу, окружающим взрослым. Посмотрите, как играют старшие дошкольники и младшие школьники: три минуты играют, десять спорят – кто «хороший» и кто «плохой», кто «добрый» и кто «злой», кто «честный» и кто «обманывает, хитрит, правила нарушает».
г) дети учатся и уже умеют видеть себя опосредствовано, со стороны, сквозь призму моральных норм. Эффект «горькой конфеты»! Нравственная рефлексия – работа души над собой. Интериоризируются, «вращиваются», входят в психику некие внутренние ограничения, внутренние цензоры. Пусть робко, намётками, эскизами а всё равно, неумолимо, неудержимо возникают в маленьком человеке. – и свой собственный кодекс чести; и понимание, что можно, а чего нельзя; и способность различения добра и зла; и муки совести… «Я ведь зря вам урок сорвал. Я нервный какой-то стал. И безвольный что ли. Я исправлюсь. Бабушка говорит, что у меня воля в ногах сидит. Я её в голову подниму. И буду свои нервы сдерживать». «Мы не выиграли конкурс. Пришли медаль вернуть. Была подножка. Стыдно. Простите».
д) дети чувствуют состояние окружающих, способны сострадать и сорадоваться: бескорыстно, открыто, как дети. «Будьте как дети». Смысловая сторона жизни приоткрывается. Властно манит, завёт. Человек ребёнку интересен: взрослый, сверстник. И иногда так тебя ребёнок выслушает, так с тобой посмеётся-попечалится, такой совет дельный даст… Куда там психотерапевту. Тут Достоевский! Недаром Лев Николаевич Толстой призывал взрослых спесь поумерить, учиться жизни у деревенских «Ванек и Петек». «Ты, мам не грусти. Пусть у нас денег мало, не ходи ещё на одну работу, ты и так устаёшь. Я не буду никаких приставок просить. И в компьютер, у Лёхи поиграю. Ты у меня самая любимая и лучшая. Я скоро вырасту и все-все деньги для тебя заработаю. И торт куплю, и цветы, ты не плачь, мама».
е) дети понимают мифы и сказки, любят философские книги и фильмы. Сказка… Борьба добра и зла. Миф… язык символов. Пословицы и поговорки…переносный смысл, подтекст. И ведь не теряются ребятишки в хитросплетениях, распутывают клубок, находят из лабиринта выход. «Почитайте ещё, ну пожалуйста!».
ж) дети обретают любимое место в природе, любимую книгу, любимый уголок в квартире… Задумчивость, грусть-тоска, беспричинное веселье. И неправда что это для подростков только характерно. Забиться в «уютное гнёздышко», побыть одному, подумать, помечтать, совершить увлекательное и рисковое путешествие. Куда? Да всё туда же – в мир грёз и фантазий; мировоззренческих представлений, мировоззренческих переживаний, мировоззренческих чувств. «Я люблю делать шалаш из матраса и слушать диск. Там про аргонавтов. Я уже наизусть выучил. Я просто так включаю. Чтобы играло. А сам уношусь куда-то. То об одном думаю, то о другом. Вчера о жадности думал. Почему старушка просит деньги, а над ней смеются. А потом о смелости стал думать. Я бы как аргонавты смог?».
з) дети узнают и начинают задумываться о конечности бытия. Соприкосновение со смертью. Рыбка в аквариуме. Котёнок. Птичка. А потом провал. Экзистенциальный шок. Кто-то из близких. Хрустальная безмятежность детства даёт трещину. Вот оно что, вот оно как… И со мной может случиться? Ребёнок живёт в том же трагедийном мире, что и мы с вами. И так же как мы превозмогает боль, склеивает трещину, восстанавливает пошатнувшуюся гармонию… Черпая силы в родниках своей души, объясняя себе суть происходящего, давая ответ на самый главный вопрос – вопрос о смысле жизни… Ребёнок созидает опору, стержень, оселок – сначала «мировидение», затем, мировоззрение!
|