doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к третьей истории (Причина и следствие)
Методические указания к третьей истории (Причина и следствие)

Название темы
Причина и следствие. Мысль и предмет. Субъективная и объективная реальность, связь между ними.


Представления детей
В своем спонтанном опыте дети старшего дошкольного возраста вполне способны выделять элементарные причинно-следственные связи и отношения. Элементарные, потому что в подавляющем большинстве случаев причинно-следственные связи, понимание которых доступно ребенку, носят сугубо конкретный, наглядный (видимый), «механистический» характер («я промочил ноги из-за того, что наступил в лужу», «мяч покатился, потому что я ударил по нему ногой»).
Вместе с тем дети часто путают причины и следствия («ветер дует из-за того, что ветки деревьев качаются»); подменяют причинные связи простой временнόй последовательностью (если какое-то явление случилось раньше, то другое, хотя оно может быть и не связанно с первым, обязательно произошло из-за него); почти никогда не видят совокупности причин, приводящих к какому-либо следствию; не рассматривают следствия действий какой-либо причины как причину для другого следствия. Обобщенные представления о причине и следствии, как и представление о всеобщности, универсальности причинно-следственных отношений, у детей старшего дошкольного возраста, как правило, отсутствуют.
Теперь о другом аспекте представлений детей. Дети догадываются о разнице, существующей между мыслью о предмете и самим предметом, между идеей и вещью. Важную роль в формировании мысленного и объективного планов в сознании детей играет ведущая деятельность старших дошкольников – сюжетно-ролевая игра. Такая игра невозможна без воображаемой ситуации, в ней многое происходит не «взаправду», не «на самом деле», а «понарошку», в воображении.
Хотя старшие дошкольники и понимают условность сюжетно-ролевой игры, но все-таки демаркационная, разделительная линия между мысленным и объективным у них еще достаточно тонка, относительна.
Отечественные и зарубежные психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, А. Валлон) отмечают такое качество мышления старших дошкольников, как синкретизм. Синкретизм (слитность, нерасчлененность, целостность восприятия мира) проявляется не только в том, что «дети связывают всё со всем», «способны делать что угодно из чего угодно», но и в недостаточно дифференцированном, слабом различении ребенком объективного и субъективного планов.
Некоторые психологи (М. Мид) идут еще дальше, характеризуя мышление детей как «магическое», подобное мышлению взрослых людей, принадлежащих к реликтовым племенам. Действительно, очень часто свои собственные (субъективные) состояния и феномены (мысли, чувства, представления, отношения, создаваемые воображением) дети принимают за объективный ход вещей. Для таких детей мир их грез, фантазий, мечты более реален, чем окружающий «вещный» мир. Следуя синкретизму, они совершают целые «магические ритуалы», «заклинания», пытаясь изменением своего собственного состояния воздействовать на объективные отношения. Так, например, Ж. Пиаже описывает случай, когда 5-летний мальчик обижался на идущий за окном дождь, грозил ему, обещал подарить ему игрушку, угощал дождь конфетами, просил его прекратиться, чтобы можно было быстрее пойти погулять.
К сожалению, в повседневной жизни ребенка весьма редки ситуации, направляющие его на размышление о различиях и связях между мыслью и вещью, намерением и поступком. Обнаружение таких связей может стать открытием для ваших собеседников. 

Цель и основные направления дискуссии
Дискуссия по данному фрагменту повести преследует несколько основных целей:
1. Сформировать у детей обобщенные представления о причине и следствии и о всеобщем характере, универсальности причинно-следственных отношений.
2. Поставить вопрос о различии, существующем между предметом и мыслью о нем.
3. Показать, что между идеей и вещью существует связь.
Прочитав текст, выясните, откуда, из-за чего (по какой причине) у Светы появилась кукла Мила. Спросите, почему (по какой причине) у детей появились их собственные куклы. А по какой причине человек может заболеть? Из-за чего человек ощущает чувство голода? Почему человека хвалят?
Толкните рукой мяч. Почему, из-за чего (по какой причине) он покатился? После каждого конкретного примера подводите маленький итог (хорошо, если дети смогут обойтись без вашей помощи), например: «шарик упал из-за того, по причине того, что я его бросил». Может быть, вы придете к выводу, что «причина – это то, из-за чего происходит что-то другое» или что «причина отвечает на вопрос, почему что-то происходит» (так отвечали наши собеседники).
Теперь попросите детей представить, что они идут по влажному песку пляжа. Что остается в результате (по причине) этой прогулки? Конечно, следы. Скажите детям, что следствием называется то, что вызывает какая-либо причина (любая причина). Можно привести много примеров причинно-следственных связей, предоставив детям самостоятельно решать, где причина, а где следствие.
Продуктивными направлениями первого этапа дискуссии являются следующие темы:
1.
Одна причина может вызывать разные следствия, а одно следствие может быть вызвано разными причинами. Обсуждая эту тему, вы поможете детям осознать, что причина и следствие не одно и то же.
2. Следствие становится причиной чего-то другого. Составляйте длинные цепочки причинно-следственных связей.
3. Есть ли какое-то явление, происходящее просто так, безо всякой причины?
Поговорив о причинах, можете вновь вернуться к анализу текста, чтобы выйти на обсуждение темы «Мысль и вещь», субъективный и объективный миры, связь между ними.
Наш опыт показывает, что логическая причинно-следственная цепочка: «куклу купили в магазине» → «в магазин она попала от мастера, человека, который ее сделал» → «перед тем как куклу сделали, ее сначала придумали, кукла существовала лишь в воображении, мыслях художника» – доступна даже 5-летнему ребенку.
Попросите детей нарисовать что-нибудь. Откуда взялся рисунок? Наверное, «из головы», «из мыслей». Дайте детям задание посмотреть на какой-либо предмет, а затем закрыть глаза и представить его. Пусть ребята подумают о различии. Предложите детям сесть на настоящий и на «воображаемый», «представляемый» стул. На эксперимент пойдут многие, но посидеть на воображаемом стуле не удастся никому. И пусть воображаемую чашку невозможно разбить, но зато в нее войдет целое море воды.
На наших занятиях после этих упражнений дети самостоятельно приходили к выводу, что вещь можно потрогать, а мысль о вещи потрогать нельзя!
Закончите дискуссию разговором о связи между мыслью и вещью. Эта связь очевидна, ибо каждой рукотворной, искусственной вещи неизбежно предшествует замысел. Таким образом, мысль, которую нельзя потрогать, выступает как причина вещи, которую потрогать можно. Это открытие наверняка удивит и озадачит детей. 

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Где папа и мама взяли Милу?
2. Где жила Мила раньше?
3. Откуда Мила попала в магазин?
4. Кто сделал Милу?
5. Кто придумал, как Мила должна выглядеть?
6. Почему, по какой причине Мила оказалась у Светы? Может быть, таких причин несколько?
7. Почему мама Светы сказала, что Мила появилась «из воображения художника»?
8. Как возникает новая одежда?
9. Кто такие модельеры? Чем они занимаются?
10. Могут ли писатели сочинить книгу о том, чего никогда не было на самом деле?
11. Кто придумывает конструкции новых машин?
12. Откуда берутся мультфильмы?
13. Как появились Чебурашка, Крокодил Гена, Мойдодыр, Золушка, Кащей Бессмертный?
14. Ты можешь сначала придумать что-нибудь, а потом сделать это?
15. Согласен ли ты, что ночь – причина дня; зонтик – причина дождя; часы – причина хода времени; покачивание деревьев – причина возникновения ветра?
16. Согласен ли ты, что если хомяка кормить воздушной кукурузой, он взлетит, как воздушный шарик?
17. Можешь ли ты стать началом чего-либо?
18. Что такое воображение?
19. Всем ли людям дарят на день рождения подарки?
20. Что делать, если ты не знаешь, когда у друга день рождения?
21. Как нужно себя вести, если тебе не нравится подарок?
22. Что тебе больше нравится: когда тебе дарят подарки или когда ты даришь?

Упражнение «Что является причиной?»

Что является причиной:
хорошего настроения;
того, что тебя похвалили родители;
того, что все машины уступают дорогу пожарной машине и машине «скорой помощи»;
того, что мальчишки дерутся;
следов на снегу и песке;
того, что ты скоро пойдешь в школу;
цветения ландышей в майском лесу;
появления нового дома во дворе;
аварии на дороге;
того, что щенок стал бездомным?

Обратите внимание детей на тот факт, что каждое явление и событие имеют несколько причин.

Упражнение «Попробуй догадаться»

Попробуйте догадаться, как люди изобрели самолет, компьютер, колесо, корабль.

Упражнение «День рождения»

Представьте себе, что вы пришли на день рождения к сказочным персонажам: Маугли, Колобку, Снежной Королеве. Какой подарок вы им подарите? Обоснуйте свой выбор.

Упражнение «Расставь по порядку»

Расставьте следующие слова в определенном порядке и обоснуйте свое решение.
гром, тучи, радуга, молния;
плод, зернышко, растение, росток;
золотая рыбка, невод, старик, синее море, разбитое корыто;
кукла, мама, дочка, бабушка;
земля, дом, страна, город;
огонь, дрова, тепло, спички;
завтра, послезавтра, вчера, позавчера, сегодня;
кошка, волк, мышка, слон, тигр, собака;
школа, работа, институт, детский сад.

Упражнение «Воображение»

Спросите у детей, могут ли они:
за одну секунду оказаться в Африке;
помочь Зайцу из мультфильма «Ну, погоди!» убежать от Волка;
прийти на день рождения к Бабе Яге;
помочь всем людям, попавшим в беду.
Постарайтесь, чтобы дети совершили парадоксальное открытие: «Мы легко можем сделать всё, о чем вы нас спрашивали, но только в воображении».

Игра «Художники»

Придумайте вместе с детьми простой сюжет для картины. Воплотите ваш сюжет в реальность. Откуда появилась картина? По какой причине она возникла? Чем ваши мысли о картине отличаются от самой картины?

Игра «Живое – неживое»

Эта игра – аналог любимой детьми игры «Съедобное – несъедобное». Водящий поочередно бросает мяч каждому из игроков, произнося при этом названия одушевленных или неодушевленных предметов. Если назван одушевленный предмет, игрок ловит мяч, если неодушевленный – не ловит.

Обсудите с детьми содержание следующих пословиц и поговорок:
«Дареному коню в зубы не смотрят»;
«Где дым, там и огонь»;
«Мороз не велик, да стоять не велит»;
«Каково семя, таков и плод».