doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к четвертой истории (Представления. Воображение. Фантазии.)
Методические указания к четвертой истории (Представления. Воображение. Фантазии.)

Название темы
Представления. Воображение. Фантазии.


Представления детей
Как мы уже отмечали, способность действовать во внутреннем плане, «в уме», в воображении наиболее динамично формируется в ведущей деятельности детей старшего дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре.
Представления (наглядные образы предметов и явлений объективного мира, возникающие, когда предмет или явление не воздействуют на органы чувств) составляют основное содержание наглядно-образного мышления. Появление плана представлений в сознании детей как бы удваивает субъективную реальность ребенка. Для него начинает существовать не только мир чувственный, эмпирический, непосредственно воспринимаемый, но и мир мыслимый, представляемый, воображаемый. Как говорил С.Л. Рубинштейн, «благодаря представлениям дети освобождаются от плена восприятия», получают возможность «мысленно оперировать с представлениями». Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин считал, что «представления создают грандиозную картину для анализа и обобщения», «составляют первый абрис детского мировоззрения».
Мышление в плане представлений позволяет детям овладеть важным достоянием – собственным субъективным прошлым (представления памяти) и собственным субъективным будущим (представления воображения). Кроме того, в воображении ребенок может совершить какой-либо поступок и даже эмоционально пережить его результат (эмоциональные представления). А еще из телевидения, разговоров со взрослыми, книг дети могут получать информацию и представления о том, с чем они не сталкивались реально, о предметах, явлениях, отношениях, отсутствующих в их непосредственном опыте.
Однако дети старшего дошкольного возраста с трудом различают субъективное и объективное, свои собственные представления и реальный мир. Одним из ведущих критериев, по которому это различие все-таки происходит, является необычность, сказочность, фантастичность субъективного мира, по сравнению с хорошо известным, привычным, обыденным ходом вещей в объективном мире. В воображении и мечтах «всё понарошку», «возможно все что угодно», – говорят дети. Не случайно значительную часть времени ребенок проводит, предаваясь фантазиям и грезам. Созданный детьми виртуальный, представляемый ими мир выполняет компенсаторную, защитную функцию, позволяет легче переживать неудачи и разочарования.
Наш опыт показывает, что около 40% детей 5 – 6-летнего возраста осознают, что их фантазии и представления «находятся только у нас в голове», «не существуют на самом деле», «они только мысли». Но большинство детей этого возраста не задумываются над такими вопросами.
В целом старшим дошкольникам легче осознать разницу между воображением, мыслью и объективным миром на примере сравнения двух состояний: сна и бодрствования. До 95% детей говорят, что в снах «происходит то, чего не может быть на самом деле». Этот вывод полностью относится и к мечтам о будущем. Правда, по мнению некоторых детей, есть и «правдивые сны», то есть сны о том, что может случиться реально. В этом случае дети затрудняются и не могут отличить сон от реальности.
Отмечая значение воображения, фантазии для человека, старшие дошкольники, как правило, выделяют два основных аспекта: с помощью воображения «мы можем представить, что с нами будет» (то есть процесс или результат какой-либо деятельности); «мы можем сначала придумать что-то, а потом сделать» (здесь речь идет о цели деятельности, которая есть не что иное, как «мысленно представленный, потребный человеку результат деятельности», –С.Л. Рубинштейн).
И еще один интересный, важный для нас момент. В своей всемирно известной работе «Детские представления о мире» Ж. Пиаже пишет об убежденности детей 5–6-летнего возраста в том, что «мышление происходит с помощью губ», и отмечает, что «мысль в их представлениях отождествляется с голосом», то есть, по его мнению, дети считают, что «в акте мышления нет ничего субъективного».
Наше собственное исследование показывает, что эти утверждения Ж. Пиаже справедливы лишь для небольшой части современных детей, однако суждения: «воображение – это какой-то голос, звучащий в нас», «говорящий нам, что делать и что с нами будет» – распространены среди детей старшего дошкольного возраста достаточно широко.

Цель и основные направления дискуссии
Диалог по четвертой истории повести посвящен конкретизации, развитию, закреплению вывода, к которому дети пришли, обсуждая предыдущую тему: план наших мыслей и представлений не тождественен плану объективной реальности. Воображение, мечты, фантазии, сны – это наши мысли, пространство субъективного. Вещи, предметы, вне нас существующий реальный мир – пространство объективного.
Для ребенка старшего дошкольного возраста понимание этого обстоятельства весьма затруднено, проблематично (вспомните наше описание синкретизма и анимизма мышления детей).
Задайте обсуждению проблемы неожиданный ракурс. Необходимо обеспечить условия, позволяющие детям прийти к следующему умозаключению: в воображении, мыслях, мечтах, снах происходит то, чего не может быть на самом деле, взаправду. При небольшой помощи с вашей стороны старшие дошкольники разовьют эту мысль: «Если в воображении, снах, мечтах происходит нечто необычное, волшебное, сказочное, то воображение и окружающий нас мир (предметы и вещи, созданные человеком, природные явления, явления социальной жизни) не одно и то же».
Начать дискуссию можно с обсуждения вопросов, возникших у детей непосредственно после прочтения текста: «Можно ли все-таки общаться, разговаривать с куклой?», «Как понять Свету, утверждающую, что Мила говорит как-то по-особому, по-кукольному?», «Почему, несмотря на то, что «ротик куклы плотно закрыт», ее голос может звучать в голове Светы?» Перечисленные вопросы должны вызвать к жизни разные позиции. Дети, как правило, высказывают противоречащие друг другу точки зрения. Акцентируйте внимание на позиции тех детей, которые верят в возможность общения, разговора с куклами. Промежуточным выводом этого этапа дискуссии, возможно, станет следующее утверждение: «Куклы умеют говорить, они говорят по-кукольному». Говорить по-кукольному – значит общаться в воображении.
Теперь попросите детей представить что-нибудь фантастическое, сказочное и описать свои фантазии. Обобщив несколько примеров детских фантазий, вы вместе со своими маленькими собеседниками еще раз убедитесь: фантазии и реальность не одно и то же. Используйте схему работы с фантазиями детей, анализируя их сны и мечты.
После этого можно начать обсуждение другого аспекта проблемы – поиска общих признаков субъективных феноменов (сны, мечты, фантазии, представления). Спросите у детей, что общего между этими феноменами. Кроме уже выделенного общего признака – «в снах, мечтах, фантазиях происходит то, что не может быть на самом деле» – дети на занятиях, проведенных нами, говорили: «Общее между снами, мечтами, фантазиями в том, что они находятся внутри нас», «в нашей голове» и даже «в наших мыслях». Таким образом, вы снова вернетесь к основному вопросу предыдущего фрагмента повести: «Чем мысль о предмете отличается от самого предмета?» Еще раз продублируете, закрепите тезис: «Мысль нельзя потрогать, а предмет – можно». Завершите дискуссию уточнением значения словосочетаний «на самом деле», «по правде», а также разговором о функциях воображения в жизни людей. Перед детьми эти вопросы можно поставить в следующей редакции: «Что будет, если люди разучатся мыслить?» или «Что будет, если мечты, воображение, сны исчезнут?»

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Можно ли советоваться со своей куклой?
2. Света утверждает, что Мила по-кукольному говорит. Вы верите Свете?
3. Как это – говорить по-кукольному?
4. Где «живет» наше воображение?
5. О чем вы мечтаете?
6. Зачем человеку мечты?
7. Есть ли воображение у животных?
8. Есть ли воображение у кукол?
9. Чем человек с воображением отличается от воображалы?
10. Как развивать свое воображение?
11. На что похоже воображение?
12. Что значит выражение «моя мечта сбылась»?
13. Ваши мечты сбываются?
14. Может быть, Света общалась с Милой во сне?
15. А в мультфильмах куклы говорят?
16. Вам снились волшебные сны? А правдивые?
17. Как отличить правдивый сон от волшебного?

Упражнение «В воображении или на самом деле?»

Расскажите детям историю, в которой соседствуют фантазии и быль. Предоставьте вашим собеседникам возможность определить, где правда, а где – выдумка. Суждения детей должны быть аргументированы.

Упражнение «Сон или быль?»

Сделайте вид, что вы очень хотите спать: зевните, потрите глаза рукой. На недоуменные взгляды ваших собеседников скажите: «Ребята, я не понимаю, сплю я сейчас и вижу сон про то, как разговариваю с вами, или это происходит на самом деле?» Обсудите, как можно отличить сон от реальности.

Упражнение «На самом деле»

Попросите детей выбрать из приведенных суждений правдивые и обосновать свое решение:

-все люди любят лечить зубы;
-всем людям необходимо мыть руки перед едой;
-кошки умеют летать;
-жадным быть плохо;
-маме нужно помогать;
-хороших людей больше, чем плохих.

Упражнение «Представь себе»

Дайте детям задание представить себе: стадион, многоэтажное здание, слона. Затем попросите ответить на нелепый вопрос: «Что больше – ваша голова или слон?» «Так как же огромный слон мог уместиться в вашей голове?» – задайте этот вопрос в самом конце выполнения упражнения. Таким образом вы создадите предпосылки для умозаключения: «Представление, мысль о предмете и сам предмет не одно и то же».

Упражнение «Несуществующее животное»

Пусть дети придумают и нарисуют несуществующее животное, а затем расскажут о нем: где оно могло бы жить, чем питаться, на кого охотиться, от кого прятаться?

Упражнение «Фантазии»

Пофантазируйте с детьми на тему, что было бы, если бы:

-дети умели летать, а взрослые – нет;
-звери могли говорить;
-все мечты сбывались;
-остановились все часы;
-ночь превратилась в день;
-куклы ожили;
-люди умели читать чужие мысли;
-Новый год был летом;
-перестали идти дожди;
-бабушки снова стали молодыми.
-После обсуждения дети могут нарисовать свои фантазии.

Игра «Домино»

Для этой игры необходим реквизит: карточки со сценами из разных сказок (дидактический материал для развития речи детей). Карточки тасуются в произвольном порядке (карточка со сценой из сказки «Репка», карточка со сценой из сказки «Теремок» и т.д.) и раздаются детям. Дети по сюжетам карточек должны составить связный рассказ, используя тот порядок, в котором расположились карточки.