doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к шестой истории (Настоящее)
Методические указания к шестой истории (Настоящее)

Название темы
Настоящее.

Представления детей
Слово «настоящее» присутствует в языковой компетенции, активном словаре подавляющего большинства детей старшего дошкольного возраста. Наиболее часто словом «настоящее» дети называют то, что происходит «на самом деле», «взаправду» (предметы, явления, отношения объективного мира). Таким образом, выступая в сознании ребенка синонимом словосочетания «на самом деле», определение «настоящее» используется старшими дошкольниками преимущественно для обозначения тех или иных фрагментов объективной реальности.
Мы уже отмечали, что мышление детей старшего дошкольного возраста конкретно, поэтому даже так называемые абстрактные слова обыденного языка дети наполняют предельно конкретным содержанием. Так, например, на прямо поставленные вопросы: «Что такое настоящее?» или «Что мы можем назвать настоящим?» многие старшие дошкольники просто называют окружающие предметы, находящиеся в поле их непосредственного восприятия («стол настоящий», «стул», «окно», «кроватка» и т.д.). Как и во многих других случаях (это типично, характерно для мышления старших дошкольников), с абстрактным словом «настоящее» психологически, субъективно связаны единичные образы отдельных объектов, предметов.
Представления, образы, относящиеся к слову «настоящее», у большинства детей не являются осознанными. Старшие дошкольники затрудняются назвать признак (признаки), по которому они определяют, что названный ими предмет – настоящий. Однако некоторые дети (10 – 15%) 5 – 6-летнего возраста, по нашим данным, обладают общими представлениями о «настоящем», дают весьма любопытные дефиниции: «настоящее – то, что мы видим», «то, что нас окружает», «то, что можно потрогать», «все живое», «что бегает, ходит и растет».
В силу конкретности мышления старшим дошкольникам нелегко отвечать на абстрактные вопросы, а вопрос «Что такое настоящее?», бесспорно, является таковым. Более богатые по содержанию и разнообразные по форме определения «настоящего» дети дают, опираясь на сценки, которые сохранила их память, и сравнивая свои представления о «настоящем» с представлениями о «ненастоящем»:
Обобщая опыт бесед с детьми, мы зафиксировали целый ряд таких оппозиций, несхожих, порой антагонистичных смыслов и признаков, относящихся к пониманию слов «настоящее» и «ненастоящее»:
«Настоящее» – «игрушечное» («есть настоящая машина, на ней можно ездить, а есть игрушечная машинка, она маленькая, только для игры»).
«Настоящее» – «игровое» («настоящий врач лечит людей, а мы только притворяемся врачом»).
«Настоящее» – «ложь» («может быть так, что по-настоящему мальчик взял велосипед, а соврал, что не брал»).
«Настоящее» – всё объективное; «ненастоящее» – всё субъективное («во сне всё не по-настоящему», «по-настоящему он меня побил, а потом я представил, что это я его», «я могу помечтать, что я летчик, а по-настоящему я еще мальчик»).
«Настоящее» – «прошлое» («бабушка рассказывала, что раньше они воду из колодца носили, а по-настоящему мы ее из крана наливаем»).
«Настоящее» – изображение, знак, символ («в телевизоре не настоящие люди, настоящие в него не поместятся», «на фотографии я на даче, а по-настоящему я в детском саду»).
«Настоящее» – «сказочное» («Баба Яга только в сказке живет, а по-настоящему ее никто не видел»).
Еще один принципиально важный момент. Большинство детей знакомы с употреблением слова «настоящее» применительно к сфере человеческих чувств, эмоций, отношений, привязанностей (настоящий друг, настоящая дружба, настоящая любовь и т.д.). 

Цель и основные направления дискуссии
Цель дискуссии по шестой истории повести мы обозначим скорее процессуально, нежели содержательно. Она заключается в создании психолого-педагогических условий для развития значения слова «настоящее», формировании у детей обобщенных представлений, связанных с этим словом.
На предыдущих занятиях учащиеся обсуждали разницу между обозначающим и обозначаемым, телесными и душевными проявлениями человека, субъективным миром и объективной реальностью – глобальные, сложные и очень важные темы. Если вам удалось сделать так, что ваши собеседники почувствовали разницу между «объективным» и «субъективным», а может быть, и в первом, робком приближении поняли, в чем она заключается, то прогресс в преодолении синкретизма мышления детей, формировании более дифференцированной и упорядоченной картины мира очевиден.
Беседа по теме «настоящее» призвана подвести своеобразный итог всех предшествующих диалогов с детьми, но на ваш вполне закономерный вопрос «А в чем, собственно, должен состоять этот итог?» мы не можем дать однозначного ответа. Судите сами, даже философия за века своего существования не дала положительного разрешения проблемы, что считать настоящим (то есть первичным, субстанцией), а что производным – материю или сознание. Так, для Платона, Сократа, Гегеля «настоящим» являются идеи, мысли, сознание. Для религиозных философов – Бог, для Демокрита, Спинозы, Маркса – материальный мир, материя. Именно поэтому нельзя приводить детей к какой-то одной позиции в извечном философском споре.
Слово «настоящее» – многозначно, допускает множество трактовок и толкований, оно, как комета, влечет за собой целый шлейф значений и смыслов. Пусть же ваши маленькие собеседники на время превратятся в астрономов, изучающих эту комету.
От лирики и высоких абстракций перейдем к конкретике. На одном из занятий по данной теме дети сделали вывод: «Света права: кукла Мила – настоящая, ее можно потрогать. Мила – настоящая кукла, но не настоящий человек». Путь к такому выводу был нелегок, тернист, особенно если учесть, что детское мышление стремится избежать противоречий и парадоксов, оно по большей части не диалектично, линейно.
Для начала мы предложили детям поучаствовать в споре Светы и ее брата, ответить на вопрос «Была ли Мила настоящей?». Мнения разделились. Те, кто считал, что Мила – настоящая, в качестве главного аргумента приводили наличие у куклы ног, рук, тела, способности говорить, общаться со Светой. Другие дети оппонировали: «На самом деле, по-настоящему Мила говорить не умеет. Она только в Светиных мыслях говорит, а Светин брат ее не слышит».
Когда доводы сторон были исчерпаны, мы предложили детям сказать: а что такое «настоящее»? Как они понимают это слово? Представители спорящих сторон назвали различные предметы. Появилась целая группа «настоящих» предметов. Дальше мы прибегли к помощи положительной, позитивной майевтики, создали условия для восхождения от частного к общему и задали вопрос, направляющий детей на обобщение своих представлений: «Ребята, почему такие разные, непохожие предметы вы назвали одним словом «настоящее»?» Создалась проблемная ситуация. Сначала в результате обсуждения дети пришли к такому выводу: «Настоящее – то, что создано человеком». Но кто-то вспомнил про солнце, деревья, горы. Беседа возобновилась и привела нас к интересной мысли: «Настоящее – это то, что можно потрогать, увидеть, лизнуть, в общем, как-то почувствовать». Фактически дети воспроизвели одно из известных определений материи: «Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях», или – по-другому – «Материя – это все то, что, воздействуя на наши органы чувств, вызывает ощущения». Старшие дошкольники оказались способны к логическому обороту. Они сказали, что «ненастоящее – это то, что нельзя потрогать, почувствовать». Затем от такого абстрактного, общего определения перешли к частному, наполнив абстрактное определение конкретным содержанием: «Ненастоящее – это мысли, мечты, сны, чувства». Однако оказалось, что сны можно увидеть, человеческие чувства как-то проявляются, а «настоящая любовь», «настоящая радость» не менее реальны, чем объекты, вещи.
По ходу диалога «всплывали», озвучивались детьми те значения и смыслы, связанные со словом «настоящее», о которых мы уже писали раньше. Таким образом, своеобразным итогом диалога стало развитие значений и смыслов, связанных со словом «настоящее». Напомним, что писал замечательный отечественный психолог Л.С. Выготский: «Развитие значений слов и развитие мышления – один и тот же процесс». 

Методические задания

Вопросы к обсуждению:

1. Почему Света заплакала?
2. Кукла Мила – настоящая кукла?
3. Кукла Мила – настоящая?
4. Если Мила не настоящая, то как Свете удавалось общаться с ней?
5. Как вы считаете, Света обиделась на брата?
6. Можно ли потрогать мысль?
7. Чем человек думает? В какой части тела находится ум?
8. Чем мысль о мороженом отличается от самого мороженого?
9. Сказки происходят на самом деле?
10. У тебя есть настоящий друг?
11. Ты любишь своих родителей по-настоящему? Как это?
12. Может ли твой разум побывать там, где не может побывать тело? Как это ему удается?

Упражнение «На самом деле или понарошку?»

На самом деле или понарошку:

-вы отправляетесь в путешествие на игрушечном автомобиле;
-вы обижаетесь, когда вас обзывают;
-вы радуетесь, когда вас хвалят;
-вы покупаете продукты в магазине;
-вы проверяете зрение у врача;
-вы укладываете спать свою куклу?
Как можно отличить происходящее на самом деле от происходящего понарошку?

Упражнение «В воображении или наяву?»

В воображении или наяву можно:

-летать как птица;
-побороть великана;
-встретиться с Ильей Муромцем;
-заступиться за девочку;
-помочь товарищу;
-стать чемпионом мира по боксу;
-хорошо закончить школу?

Упражнение «Где настоящее?»

Какое дерево является настоящим:

-нарисованное на картинке;
-показанное по телевизору;
-приснившееся тебе;
-о котором ты подумал;
-растущее в лесу?

Какой торт можно назвать настоящим:

-вкусный;
-который можно съесть;
-нарисованный в кулинарной книге;
-о котором ты мечтаешь?

Упражнение «Настоящее – игрушечное»

Задайте детям вопрос:
«Чем настоящая машина отличается от игрушечной?»
Затем спросите:
«Чем игрушечная машина отличается от машины в вашем воображении, ваших мыслях?»
И в конце полюбопытствуйте: «Существует ли игрушечная машинка на самом деле?»

Игра «Мнимые богачи»

Представьте, что у вас много-много денег. Вы приглашаете папу и маму за покупками. Приходите в настоящий магазин … и что дальше?
Одни дети пусть играют роль «мнимых богачей», другие – «бдительных продавцов», не соглашающихся продавать товар за «воображаемые» деньги. Значит, между «воображаемым» и «настоящим» рублем есть разница!