doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к одиннадцатой истории (Нарушение правил поведения. Плохой поступок)
Методические указания к одиннадцатой истории (Нарушение правил поведения. Плохой поступок)

Название темы
Конфликт между желаниями ребенка и необходимостью соблюдать правила поведения. Нарушение правил поведения. Плохой поступок.

Представления детей
Почти все воспитатели в своей педагогической деятельности сталкивались с непосредственностью, импульсивностью, ситуативностью поведения детей старшего дошкольного возраста. Очень часто под влиянием сиюминутного сильного желания, аффекта, не умея противостоять мощным «внешним» стимулам и соблазнам, ребенок забывает наши нотации и нравоучения, совершает неблаговидные поступки, в которых затем искренне раскаивается… Это не удивительно и вполне объяснимо. Иерархия мотивов поведения, их осознание и соподчинение, выбор в пользу того, что «надо», а не того, что «хочется», умение произвольно управлять собственным поведением, – словом, важнейшие личностные психические новообразования в старшем дошкольном возрасте только начинают формироваться, находятся на начальном этапе своего становления. Поведение старшего дошкольника еще далеко от той автономности, независимости от ситуации, детерминированности внутренними условиями, которые обычно характеризуют сознательное, ответственное поведение взрослого человека. Зачастую ребенок лишь «пленник ситуации», легко подчиняющийся логике внешних обстоятельств, плывущий по течению, вверяющий свою судьбу воле волн.
Однако не все так однозначно и безнадежно. Наглядно-образное мышление старшего дошкольника позволяет ему в плане представлений, мысленно предугадывать последствия своих поступков и даже эмоционально переживать их результат («эмоциональные» представления по А.В. Запорожцу). Кроме того, в сознании старшего дошкольника уже есть некие «моральные инстанции», как и желание им следовать, есть представления о должном поведении, правилах ожиданиях взрослых, о том, что надо делать и как себя вести.
Конфликт, драматическое столкновение, внутренняя борьба между собственным «хочу» и общественным «надо», идущие в душе любого нормального человека, впервые ярко и сильно проявляются именно в старшем дошкольном возрасте. В первичном осознании этого конфликта и заключается специфика старшего дошкольного возраста. За обретение в себе человека, за становление собственной субъектности, за право выступать судьей в этом конфликте ребенок платит потерей спокойствия и непосредственности. От исхода борьбы прямо зависит, насколько успешно ребенок адаптируется к школьной жизни, к социальной жизни вообще.
Проиллюстрируем сказанное одним интересным примером. Известен эксперимент, когда психолог спрашивал у испытуемых – детей старшего дошкольного возраста – о том, любят ли они своих мам. Получив утвердительный ответ, взрослый выдавал детям по большой красивой конфете. «Сохраните конфеты до прихода ваших родителей, подарите их мамам, представляете, как они обрадуются», – говорил психолог детям. Это предложение все испытуемые встретили с энтузиазмом.
К концу дня сбереженной для мамы конфетой не мог похвастаться никто! Желание съесть конфету оказалось сильнее любви к маме? Да нет, просто, разворачивая фантик, ребенок как бы забывал об инструкции психолога. Непосредственное желание съесть конфету на время вытесняло мысль о необходимости сохранить ее для мамы. Но только на время!
Когда родители приходили в детский сад, психолог интересовался у детей «судьбой» конфеты. Большинству старших дошкольников было неловко, они стыдились своей слабости, придумывали себе разнообразные оправдания («Я потерял конфету», «Она куда-то пропала»).
Мы тоже интересовались мотивами, подтолкнувшими старших дошкольников к совершению того или иного плохого поступка, задавали им, такой вопрос: «Почему ты совершил?» (далее по обстоятельствам называли «содеянное»). Желая избежать наказания, выставить себя с лучшей стороны, дети иногда ссылались на незнание: «Я не знал, что так делать нельзя». Но «незнание» часто носит характер притворства, нам легко было доказать ребенку, что, зная о неблаговидности своего поступка, он его все-таки совершал. Ребенок обычно трактует подобные ситуации в свою пользу («Я хотел как лучше», «Думал, что ничего страшного» и т.д.). Самой распространенной отговоркой является следующая констатация: «Я сделал это нечаянно». Как ни странно, говоря «нечаянно», ребенок не кривит душой, он не так далек от истины. Большинство плохих поступков ребенок совершает не потому что он «испорченный», «злой», «плохой», а по недомыслию, не задумываясь о последствиях, не чая о них, нечаянно.
В названии темы нашего диалога отражена последовательность событий, приводящая ребенка к совершению плохого поступка. Знание ребенка о «плохом поступке» – почти всегда знание внешней формы «плохого», конкретных плохих поступков («мальчик ударил девочку», «мальчик украл велосипед», «девочка ругается» и т.д.). Представления о плохом поступке как поступке, нарушающем правила, приносящем боль, страдание другому человеку или самому «автору» плохого поступка, то есть обобщенные представления о плохом поступке, встречаются у детей старшего дошкольного возраста лишь эпизодически.
В старшем дошкольном возрасте дети нередко следуют одной житейской мудрости (или глупости?): «Правила нельзя нарушать, но если очень хочется, то можно». Если взрослый, нарушая правило, осознает это, делает сознательный выбор в пользу аморального, то у ребенка зачастую сам поступок и осознание его негативных последствий разнесены во времени: ребенок сначала делает и лишь затем думает. А бывает и так, что, приняв верное решение, но будучи не в силах совладать с собой, ребенок поступает с точностью до наоборот.

Цель и основные направления дискуссии
Наша основная цель – хотя бы в небольшой степени содействовать становлению произвольности поведения ребенка старшего дошкольного возраста, стараться сделать так, чтобы «между мыслью ребенка и его поступком вклинивался интеллектуальный момент» (Л.С. Выготский), чтобы поведение ребенка из импульсивного, неосознанного, непосредственного становилось разумным, культурным, опосредствованным нормами этики и морали. Мы должны помочь ребенку перебросить мостик над пропастью между «хочу» и «надо», существующей в его сознании, показать, что «надо» не является враждебной, чужеродной, подавляющей силой, что следование нормам и правилам поведения благо для самого ребенка. Хорошо, если нам удастся сформировать обобщенные представления о плохом поступке, как поступке, нарушающем правила, донести мысль о необходимости сначала думать, а затем делать, обязательности ответственного отношения к своим поступкам и словам.
Так правильно ли поступила Света? Хорошо ли она поступила? Детям нелегко дать однозначный ответ. Парадокс описанной в тексте ситуации заключается в столкновении желания Светы поиграть с Катиной куклой с необходимостью следовать правилам поведения. Не задумываясь о последствиях, Света сделала выбор в пользу своего желания… И вроде бы ничего плохого Света не хотела, подумаешь, взяла куклу без спроса, подумаешь, не положила ее на место! Но зато сколько усилий Света и Мила приложили для того, чтобы Катина кукла не скучала! Как здорово Света и Мила развлекали упорно молчавшую куклу! Уж они и «песни пели», и на «качелях качали», и «тесто понарошку» делали. А Катина кукла – молчок, невежливая она. И за что только обижается, вся в хозяйку! Интересно, на чью сторону встанут дети из вашей группы, увидят ли они вину Светы, осудят ли ее?
Попросите детей привести примеры негативных последствий нарушения правил поведения из их собственной жизни. Как часто бывает так, что «хотели как лучше, а получилось наоборот». Вообще мы с вами знаем, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями.
Пусть дети мысленно завершат историю, постараются смоделировать развитие ситуации, подумать, к каким последствиям приведет поступок Светы. Все это нужно для осознания важности соблюдения правил поведения, для формирования обобщенного представления о плохом поступке, как поступке, нарушающем правила и нормы.
Расскажите детям еще несколько историй, в которых для достижения желаемого человек поступается необходимостью соблюдать правила. Что ждет такого человека, даже если он «не попался», «не наказан»? Каково другим людям, чьи права ущемлены? На проведенном нами занятии по этой теме, в качестве вывода звучали такие умозаключения детей: «Правила нарушать нельзя, даже если очень хочется», «Сначала нужно подумать, что будет, а потом делать», «Нарушая правила, ты можешь принести вред другим людям», «Нарушив правила, ты совершишь плохой поступок».

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Катина кукла не разговаривала со Светой и Милой?
2. Как вы думаете, нечаянно или нарочно Света взяла Катину куклу?
3. Обидится ли Катя, если Света возьмет ее куклу без разрешения?
4. Что вы сами чувствуете, если без спроса берут ваши вещи, игрушки?
5. Какое правило поведения нарушили Света и Мила?
6. Как бы вы поступили на месте Светы?
7. Согласны ли вы, что Света виновата только в том, что не положила Катину куклу на место?
8. Что будет, если Катя узнает о том, что Света брала ее куклу без спроса? А если не узнает?
9. Вам понравилось, как Света и Мила играли с куклой Кати?
10. Существуют ли правила на все случаи жизни?
11. Есть ли люди, которые никогда не нарушают правил поведения?
12. Почему иногда трудно соблюдать правила?
13. Что вы делаете, если вам не нравится какое-то правило?
14. Карлсон не хотел, как все, заходить в дверь и прилетал к Малышу через окно. Хорошо ли он поступал?
15. Просите ли вы объяснить, почему вам что-нибудь запрещают?
16. Вам что-то запретила ваша мама, а вашему другу его мама этого не запрещает. Обидитесь ли вы на свою маму?
17. Зачем нужно отличать хороший поступок от плохого?
18. Как отличить хороший поступок, от плохого?
19. Какой поступок можно назвать хорошим?
20. Всегда ли результат хорошего поступка виден сразу?
21. Если вдруг плохой человек начнет совершать хорошие поступки, перестанет ли он быть плохим человеком?
22. Можно ли быть добрым, не сделав ни одного доброго дела?
23. Нужно ли совершать хорошие поступки лишь для того, чтобы тебя похвалили?
24. Кому больше нужен добрый поступок – тому, кто его делает, или тому, для кого он сделан?
25. Что происходит в вашей душе, когда вы совершаете хорошие поступки?
26. Что такое некрасивый поступок?
27. Чем «сделал специально», отличается от «сделал нечаянно»?
28. Нужно ли извиняться, когда вы кого-нибудь нечаянно обидели?
29. Можно ли нечаянно убрать за собой игрушки после игры, или нечаянно помыть посуду?

Игра «Шито-крыто»

Дети становятся в круг. Ведущий находится в центре круга. Он показывает какие-то движения, а остальные участники делают все наоборот. Полюбопытствуйте, каким правилом (нарочно все делать наоборот) должны руководствоваться все участники игры, кроме ведущего.

Упражнение «Иду по луже»

Мама не разрешала Сереже ходить по лужам. Но однажды он заметил посреди лужи испуганного котенка, на которого рычала злая собака. Сережа не растерялся, вошел в лужу, взял котенка на руки и прогнал собаку. Правильно ли поступил Сережа, нарушив запрет мамы?

Обсудите с детьми содержание следующих пословиц и поговорок:
«Что посеешь, то и пожнешь»;
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»;
«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».