doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к четырнадцатой истории (Стыд. Прощение. Последствия хорошего поступка)
Методические указания к четырнадцатой истории (Стыд. Прощение. Последствия хорошего поступка)

Название темы
Стыд. Прощение. Последствия хорошего поступка. Узнавание сверстников.

Представления детей
Значение чувства стыда для становления морально-нравственной сферы человека трудно переоценить. В русских летописях домонгольского периода слово «стыдить» использовалось вместо современного «воспитывать». Наши далекие предки под глаголом «стыдить» понимали не что иное, как попытку достучаться до заблудшей души человека, воззвать к его совести, помочь уйти от гордыни, ужаснуться дьяволу в себе и, собрав силы, встать на путь истинный. Издревле о людях жестоких, порочных, не желающих исправляться, говорят, что они «без стыда и совести». Обратите внимание, что в этой нелестной характеристике определение «без стыда» занимает первое место!
Начальные, элементарные проявления стыда мы можем наблюдать у детей в очень раннем возрасте. Единого мнения о конкретных сроках возникновения стыда у ученых до сих пор нет. Многие авторитетные психологи, принадлежащие к самым разным психологическим школам и направлениям (З. Фрейд, П.П. Блонский, В.В. Зеньковский), проводят нижнюю возрастную границу появления стыда где-то в возрасте 3 лет.
В любом случае рождение чувства стыда есть результат и свидетельство социализации ребенка, усвоения им простейших форм нормативного поведения, появления внутренних ограничителей, собственно человеческих способов регуляции своей жизни.
С возрастом замечательная способность стыдиться только развивается, почти никто из серьезных исследователей не отказывает в ее наличии старшему дошкольнику. В сюжетно-ролевой игре, в общении со взрослыми и сверстниками дети старшего дошкольного возраста узнают множество социальных норм и правил поведения, в той или иной степени присваивают их. По мере социализации в сознании ребенка, говоря языком З. Фрейда, активно формируется сфера «сверх-Я» (представление о «правильном», санкционированном обществом поведении). Мощное влияние на становление «сверх-Я» через табуирование (запрет) тех или иных форм поведения оказываем мы, взрослые. Чего стоят только наши прямые словесные инструкции, обращенные к ребенку: «Не отнимай игрушку, как не стыдно!» или «Ты – мальчик, мальчикам стыдно плакать» и т.д.
Но вот ведь незадача. Знать правило и соблюдать его далеко не одно и то же. Приближаясь к младшему школьному возрасту, ребенок начинает утрачивать непосредственность, замечать, что его поступки отнюдь не всегда соответствуют общепринятым нормам, переживать, терзаться по этому поводу. Конечно, эти переживания могут быть мимолетными, и слово «терзания» применимо к детям весьма условно. В старшем дошкольном возрасте имеет место интереснейший парадокс: чувство стыда, бесспорно, знакомо большинству детей, но говорить о его рационализации, осознании еще явно преждевременно.
С самим словом «стыд» дети старшего дошкольного возраста зачастую субъективно связывают лишь «надводную часть айсберга»:
а) внешние проявления стыда («Стыд – это когда человек краснеет»);
б) конкретные ситуации возникновения чувства стыда («Стыд – это когда я маме платье испачкала и она расстроилась»);
в) инструкции и указания взрослых («Стыдно обижать маленьких», «Стыдно драться и ругаться»);
г) видимые последствия возникновения чувства стыда («Стыд – это когда потом прощения просишь»).
Как исключение из правил у очень незначительного числа детей встречаются обобщенные характеристики стыда как чувства («Стыдно – это когда волнуешься, когда что-то плохое сделал и тебе плохо, стыдно»).
Многие из опрошенных нами детей, говоря о стыде, обязательно упоминали о прощении. В реальной жизни ребенка чувство стыда возникает в промежутке между совершением плохого поступка и просьбой о снисхождении, прощении.
Можно выделить два основных мотива, заставляющих ребенка просить прощения, – это стыд, осознание вреда, обиды, причиненных другому, признание своей ошибки, искреннее раскаяние и страх перед наказанием, негативными последствиями для себя самого, раскаяние «под дулом пистолета», по неволе. И в том, и в другом случае «попросить прощения» чуть ли не единственное средство в арсенале ребенка, позволяющее ему «загладить» свою вину, изжить душевный диссонанс, успокоиться, обрести гармонию.
Дети уповают на нашу доброту, на то, что за каждым плохим поступком и каждым наказанием обязательно последуют прощение и примирение. Жизнь так устроена, что цепочка «плохой поступок – чувство стыда – раскаяние – прощение» универсальна. Отсутствие в этой цепочке последнего звена болезненно переживается ребенком, наносит ему глубокую психологическую травму, подрывает веру в людскую доброту.
Несколько слов скажем и по поводу узнавания ребенком сверстников, формирования у детей субъективных образов сверстников, да и вообще других людей. Первые детские оценки незнакомого человека, как правило, поверхностны. Это не случайно, ведь они происходят на основании внешних, наглядных, ситуативных признаков. По первому впечатлению (социальный импринтинг) человек в представлении ребенка может получить ярлык, освободиться от которого впоследствии будет очень трудно. Ребенок еще плохо, понимает, что первое впечатление ох как обманчиво. Многие дети склонны давать людям полярные, слабо-дифференцированные оценки («плохой» – «хороший», «нравится» – «не нравится»), не умея объяснить их оснований. Кроме того, образы и оценки других людей у значительной части детей крайне ситуативны и нестабильны, а переход от полного неприятия какого-либо человека к восхищению им же просто шокирует своей быстротой.
Вместе с тем не следует забывать, что именно в старшем дошкольном возрасте у части детей складываются осознанные, устойчивые, стабильные представления о других людях. Образ сверстника, другого человека, все более насыщается внутренними, существенными признаками, отражающими его личностные качества, способности, сферу интересов, особенности характера и поведения. В старшем дошкольном возрасте возникают устойчивые предпочтения при выборе партнера по общению, рождается способность дружить, развиваются средства социальной перцепции, узнавания другого человека.

Цель и основные направления дискуссии
В предыдущих фрагментах повести тучи над головой Светы всё сгущались. Казалось, вот-вот грянет ливень упреков, блеснут молнии отчуждения и даже презрения. Но, опровергая законы природы, совершенно неожиданно вышло солнце. Все, что терзало и мучило нашу главную героиню, отступило. Ситуация вдруг разрешилась самым неожиданным и благоприятным для Светы образом. Радость девочки естественна и безмерна!
Скорее всего ваши маленькие собеседники именно так (конечно, по сути, а не по форме) интерпретируют содержание данной истории, если вы их об этом попросите. А теперь вспомним главный закон диалектики: «все случайности закономерны». Просто так, вдруг, по мановению волшебной палочки в нашей реальной жизни ничего не происходит. Надо постараться донести эту мысль до детей. Помогите детям доискаться причин метаморфозы, произошедшей в положении Светы. Так ли случайно чудо? Пусть дети внимательно проанализируют поведение главной героини повести. Помимо плохих поступков (взяла куклу без спроса, соврала) Света совершила и хорошие (вместе с Милой развлекала, как могла, Катину куклу; призналась в обмане, сказала правду).
Многие намерения девочки также характеризуют ее с положительной стороны, вызывают искреннюю симпатию (испытывала чувства стыда, раскаяния, собиралась просить прощения). В поведении Светы (как, наверное, и в поведении любого человека) плохое и хорошее, добро и зло причудливо переплетены, сплавлены в единую амальгаму, в одно целое, имя которому – жизнь. Жизнь так устроена, что наши плохие поступки и мысли, как и наши благородные дела и помыслы, не проходят бесследно, рано или поздно возвращаются к нам радостью или горем, надеждой или разочарованием. И если в предыдущей истории речь шла о том, как Света пожинала плоды своего плохого поведения, то в обсуждаемой вами сейчас – хорошего! Значит, «неожиданный» благоприятный поворот в положении Светы не произошел «вдруг», он обусловлен соответствующими причинами (хорошими поступками девочки), она просто получила воздаяние по заслугам. Разобравшись с конкретной ситуацией, создайте предпосылки для проекции, переноса промежуточного вывода (хорошие поступки, правда обязательно будут вознаграждены) на личный жизненный опыт ваших маленьких собеседников. Пусть дети приведут примеры благотворного влияния на них правды, хороших поступков. Поговорите также о влиянии добра и хороших поступков на окружающих людей. Надеемся, что вам удастся прийти к единому мнению о необходимости правильного, хорошего поведения, о том, что только таким образом можно снискать уважение окружающих и рассчитывать на соответствующее отношение к себе самому.
Теперь о другом аспекте темы – узнавании сверстников. Какой великодушной, хорошей оказалась Катя! «Как могла я думать о Кате гадости, называть ее врединой и жадиной», – сокрушается Света. Позиция Кати в решении проблем Светы стала решающей. Катя, проявив себя с самой лучшей стороны, буквально спасла Свету. В значительной степени причина благоприятного для Светы исхода дела заключается в замечательных душевных качествах Кати. Ошибка Светы состоит в скоропалительных суждениях, в том, что, не узнав человека, не разобравшись в нем, девочка поспешила повесить ярлык, дала человеку неправильную и категоричную оценку. Значит, чтобы избежать подобных ошибок впредь, необходимо, прежде чем выносить суждение, постараться узнать человека, понаблюдать за ним в разных ситуациях. Первого впечатления для объективного суждения явно недостаточно.
И последний нюанс. Стыд и прощение. Наша задача – сформировать у детей обобщенное представление о стыде как об очень важном чувстве, поговорить о функциях стыда, привести к мысли, что стыдиться не так уж и плохо. Пусть звучат примеры плохих поступков, за которые бывает стыдно. Обратите внимание детей на чувства человека в каждом конкретном случае. Наверное, с одной стороны, ему неспокойно, тревожно, нехорошо на душе, но, с другой стороны, стыд – предпосылка к раскаянию, путь к прощению и душевной гармонии. Только представьте, что произойдет с нами, если вдруг мы утеряем замечательную способность стыдиться?

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Как ребята догадались, что Свете стало стыдно за свой поступок?
2. Почему Света покраснела?
3. Как Света собиралась исправить ошибку, загладить свою вину?
4. Почему Катя простила Свету?
5. Как бы вы поступили на месте Светы?
6. Какой девочкой оказалась Катя на самом деле?
7. Доводилось ли вам просить прощения?
8. Почему люди просят прощения друг у друга?
9. Просить прощения – это хорошо или плохо?
10. Просить прощения – стыдно?
11. Что чувствует человек, которого простили?
12. Что значит выражение «заслужить прощение»?
13. Надо ли прощать тех, кто просит у вас прощения?
14. Тебя нечаянно обидели, но раскаялись и просят прощения. Ты простишь?
15. Обязательно ли нужно плакать, когда просишь прощения?
16. Мальчик все время обижал девочку, а потом сразу просил у нее прощения. Он поступал хорошо?
17. Если ты попросил прощения – значит ли это, что ты искупил свою вину?
18. Как нужно просить прощения?
19. Легко ли просить прощения?
20. Зачем человеку нужно, чтобы его простили?
21. Нужно ли стыдиться того, что у тебя нет таких дорогих игрушек, как у других детей?
22. Можно ли стыдиться нехорошего поведения других людей?
23. Почему нам бывает стыдно?
24. Стыдиться – хорошо или плохо?
25. Ты стыдишься, если не умеешь чего-то сделать?
26. Что значит искупить свою вину?
27. Как можно искупить свою вину?

Упражнение «Последствия хороших и плохих поступков»

Попросите детей сказать, какие последствия вызывают следующие хорошие поступки:
-человек посадил дерево;
-мальчик помог своим родителям;
-девочка перевела слепого человека через дорогу;
-вы навели порядок в своей комнате;
-врач вылечил больного котенка;
-учитель научил детей читать и писать?

Какие последствия вызывают следующие плохие поступки:
-человек сорвал цветы с клумбы;
-мальчик разгласил чужой секрет;
-кто-то ударил собачку;
-девочка обманула маму?

Упражнение «Стыдно – это когда…»

Согласны ли вы с утверждениями, стыдно – это когда:
-«горят щеки»;
-хочется попросить прощения;
-ты кого-то обидел;
-ты помог другу;
-тебя ругают;
-тебя хвалят;
-ты совершил что-то плохое;
-тебе тревожно;
-ты совершил что-то хорошее?

Игра «Узнать человека»

Возьмите спичечный коробок, положите в него канцелярские скрепки или кнопки. Покажите коробок детям. Задайте им вопрос: «Что это?»
Получив ожидаемый ответ («спички»), спросите у детей, как они догадались, что перед ними спички («по внешнему виду», «по звуку – гремят», «по коробку»).
Теперь откройте коробок, дайте детям понять, что они ошибались. То же самое можно проделать, завернув в фантик от конфеты кусочек пластилина.
Значит, по внешнему виду не всегда можно догадаться, что находится внутри.
Теперь примените этот вывод к жизни людей. Окажется, что первое впечатление обманчиво, нельзя судить о человеке только на основании его внешнего вида, «по одёжке».
Так как же «раскрыть» человека, узнать какой он на самом деле? Возможный ответ – «по делам, по поступкам».

Обсудите с детьми содержание следующих пословиц и поговорок:
«Признание – половина исправления»;
«Вина голову клонит».