doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к семнадцатой истории (Красота. Многообразие красоты)
Методические указания к семнадцатой истории (Красота. Многообразие красоты)

Название темы
Красота. Многообразие красоты. Различные проявления, формы, лики красоты. Красота индивидуальна. Красота у каждого человека своя.

Представления детей
Согласно основному постулату отечественной психологии «психика человека формируется прижизненно». Наши эстетические чувства, установки и предпочтения не есть нечто врожденное и неизменное. Представления о красоте и красивом, сфера эстетического обусловливаются, задаются человеку его социальным окружением, складываются в деятельности и общении, детерминируются всей «социальной ситуацией развития» («всем многообразием отношений, в которые включен индивид» – Л.С. Выготский). Человек, по словам замечательного отечественного психолога А.В. Запорожца, «вооружен и ограничен представлениями своего времени, своей эпохи». Чувство прекрасного воспитывается обществом, трансформируется вместе с ним (жаль только, что эти метаморфозы радуют нас все реже). Тезис о социальном предопределении сферы эстетического, на наш взгляд, не требует особых доказательств. Вспомним хотя бы, насколько несхожими, порой взаимоисключающими, у разных народов, в разные времена были критерии женской красоты. Воистину у каждой культуры и эпохи свой идеал!
Детское видение красоты (при всей своей специфике) также культурно-исторически обусловлено. По нашим многочисленным наблюдениям, ребенок считает и называет красивым именно то, по отношению к чему эта высокая оценка звучит из уст окружающих ребенка взрослых. Само слово «красота», как и различные производные от него («красивый», «некрасивый», «красивее» и т.д.), активно используется детьми старшего дошкольного возраста для обозначения качеств предметов, явлений, людей (сигнификативная функция), а кроме того, для передачи партнерам по общению какой-либо информации и своего отношения к ней (коммуникативная функция). Слово «красота» занимает столь важное место в активном словаре ребенка, что можно с уверенностью утверждать: красота не пустой звук для дошкольника, а своеобразное ядро становления личности, ядро, окруженное «целой вселенной смыслов».
Уже в среднем дошкольном возрасте дети способны дифференцировать свое окружение, классифицировать предметы и явления по критерию «красивое – некрасивое». Однако содержание этих характеристик еще недостаточно обособляется, выделяется ребенком как самостоятельное, оно во многом комплиментарно, пересекается с содержанием других известных ребенку оценок: «хорошее – плохое», «нравится – не нравится» и даже «доброе – злое». Сплошь и рядом определения «красивый», «добрый», «хороший» дети используют не столько как взаимодополняемые, сколько равнозначные, взаимозаменяемые, синонимичные. Красивый человек, в представлениях детей среднего дошкольного возраста, непременно хороший, а хороший и добрый сказочный персонаж – обязательно красивый.
Синкретизм (нерасчлененность, слитность) в сознании детей представлений о красивом, добром, хорошем кажется наивным и неоправданным только на первый взгляд. Напомним, что к подобному «соборному» пониманию красоты приходили многие авторитетные философы. Да и греческая мифология и философия тоже не проводили жесткой границы, отождествляли доброе и красивое.
Старший дошкольный возраст принято считать периодом «динамичного осознания чувств». Эстетическая сфера стремительно формируется и начинает осознаваться, рационализироваться именно в старшем дошкольном возрасте. Вместе с тем говорить о сколь-нибудь значительной степени осознания чувства прекрасного еще не приходится. На протяжении всего дошкольного возраста ребенок продолжает жить преимущественно эмоциями, аффектами, его впечатления разрозненны, не приведены к единому основанию, бессистемны и, следовательно, плохо осознанны. Очень часто дети «чувствуют, а сказать не могут», чувствуют красоту, а объяснить себе или другому, почему они так думают, не в состоянии («красивая машина, потому что красивая»).
Вслед за автором теории знакового опосредствования высших психических функций – Л.С. Выготским, его коллегами и последователями – А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, мы считаем, что решающая роль в осознании человеком собственных эстетических чувств, формировании культурных представлений о красоте принадлежит знакам, прежде всего наиболее развитой знаковой системе – языку как «наиболее приспособленному орудию мысли» (А.Валлон).
В самом деле, откуда малыш узнает, что красиво, а что нет? Очевидно, из общения со взрослыми и сверстниками. Называя что-либо красивым, мотивируя свое мнение, мы, взрослые, тем самым обращаем внимание детей на отдельные признаки объектов, явлений, людей («смотри, какой красивый самолет полетел, как на солнышке блестит», «черемуха красивая, белая вся, в цвету», «девочка какая красивая, с бантиками, платьице в горошек»).
Выделенные нами признаки ассоциируются, связываются в сознании детей с характеристикой «красивое», таким образом абстрактное слово «красота» наполняется предельно конкретным содержанием.
Мы задавали детям из старших и подготовительных групп вопрос: «Что такое красота?» Ответы наших маленьких респондентов на 95% состояли из перечисления известных им ярких, оставивших сильное впечатление предметов («красота – в горшочке цветок», «пожарная машина», «моя кукла», «часы на стене», «ручка, которой вы пишете» и т.д.). Подобные ответы сопровождались следующими комментариями: «цветок красивый – потому что он зеленый», «пожарная машина … красная, гудит, большая», «часы – круглые, тикают, стрелки красные», «ручка … блестящая, с золотым колпачком». Мы преднамеренно привели самые распространенные, типичные высказывания, свидетельствующие, насколько случайными, ситуативными, конкретными, и всегда внешними, наглядными, являются признаки, по которым ребенок причисляет тот или иной предмет к категории «красивое».
Итак, еще раз подчеркнем: подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста связывают со словом «красота» единичные, конкретные образы знакомых им предметов, относя эти предметы к «красивым» по произвольно выбранным, случайным, субъективным, но почти всегда наглядным, внешним, видимым признакам.
Выделенные критерии, признаки «красоты» и «красивого» расцениваются ребенком как рядоположеные, рассматриваются как изолированные, между признаками отсутствует соподчинение, иерархия (более важные – менее важные), система («кошка красивая, потому что пушистая, а собачка, потому что черная»). Красота для детей индивидуальна, конкретна, как атрибут отдельного предмета. Мысль: «красота у всех вещей и людей разная» – органично присуща старшему дошкольнику.
Иногда (3 – 5%) дети в возрасте 6 – 7 лет способны создавать и обобщенные представления о красоте, чаще всего основанные на субъективном критерии «нравится – не нравится» («Красота, красивое, – это все то, что нам нравится»).
Еще реже (1 – 2%), в качестве исключения, встречаются не просто обобщенные, но и символичные, я бы сказал, мифологические представления о красоте («Красота, как фея с волшебной палочкой, вот фея коснулась палочкой, и все засверкало, засеребрилось, заблестело, стало красивым». «Красота как свет, – все кругом освещается, радует нас»).
К специфике детских представлений о красоте относится их однозначность, категоричность. Ребенку хорошо знакомы две полярные оценки «красиво – некрасиво», а вот то, что находится между ними – оттенки и полутона, нюансы и детали, – практически неизвестно.
Наконец, последнее. Большое влияние на детские эстетические предпочтения оказывают средства массовой информации. Навязчивая реклама всего и вся задает нашим, в силу возраста и особенностей восприятия, «внушабельным», подверженным манипуляциям, малышам образцы, модели «красивого». К сожалению, такие модели – всегда визуальный, осязаемый, наглядно воспринимаемый ряд предметов, поэтому о красоте внутренней, красоте человеческих отношений, красоте чувств и помыслов, современные дети почти не знают…

Цель и основные направления дискуссии
Развитие мировоззрения и личности, воспитание подлинно культурного человека невозможно без формирования осознанных, дифференцированных, утонченных эстетических чувств. Однако рациональное осмысление, анализ и препарирование сферы эстетического не должны погубить в человеке восхищения красотой мира, его целостностью, органичностью и недосказанностью – восхищения, любования, столь свойственных именно детям. «Красота» – стержневое для становления человеческой души понятие, та ось, вокруг которой, вращаются наши мысли и чувства. С раннего детства и до глубокой старости человек жаждет красоты, ищет ее, мучительно пытается выяснить: что есть красота?
«Красота» – сквозная, системообразующая тема программы «Воспитательный диалог». Четыре фрагмента (истории) «Повести о Свете и Миле» посвящены красоте. В течение 8 – 10 занятий вы вместе с вашими воспитанниками будете постигать целую бездну смыслов, связанных с таким простым и знакомым словом «красота». Быть может, совместными усилиями вы проделаете путь от смыслов к значению, от единичных бессистемных, неосознанных представлений о красоте – к культурным, осознанным, обобщенным.
Даже самая длинная и трудная дорога, как гласит китайская мудрость, начинается с первого шага. Пусть занятие по данному фрагменту повести и станет первым шагом, ознаменует начало пути. Не спешите. Помогите детям осознать всего лишь одну, но очень глубокую мысль – красота многообразна, ее проявления, формы не поддаются исчислению. Красота индивидуальна: своя красота есть у леса, реки, моря, человека, природы (вспомните, ведь мы так и говорим – «красоты природы»). По-своему красив и неповторим, уникален каждый живущий и ушедший с этой земли человек. Красота сказок, стихов, музыки и картин, дружбы и любви – все это тоже лики красоты, лики, несводимые друг к другу. Помочь ребенку увидеть нечто красивое во всем сущем, применить слова «красота», «красивый» к самым разным проявлениям жизни, к реальности объективной (природа, предметы и т.д.), субъективной (отношения, чувства, мысли, настроения) – вот ваша первейшая задача. «Каждый красив по-своему все же» – в последней строке истории заключен весь смысл вашей беседы. Сделайте акцент на «по-своему»!
Как показывает наш опыт, добиться хорошего результата не так сложно. Ведь вам не придется ломать уже имеющиеся у большинства детей спонтанно сложившиеся представления о красоте (см. подраздел «Представления детей» к семнадцатой истории). Пусть дети проговорят, вынесут вовне, сообщат всем, что именно и почему они считают красивым (для себя вы можете зафиксировать наиболее типичные ответы, они наверняка еще пригодятся вам в качестве примеров). Не смущайтесь, если представления детей о красоте будут слишком конкретны (по-другому и быть не может), рассматривайте данную беседу как пропедевтическую, подготовительную к более содержательному и проблемному обсуждению темы «Красота».

Теперь приведем один из множества возможных алгоритмов организации беседы, примерный план вашего занятия.
1.
В атмосфере торжественности, таинственности воспроизведите ситуацию, описанную в истории, два раза, не спеша прочтите детям текст. Предложите им внимательно посмотреть друг на друга. Пусть каждый из участников диалога выберет наиболее симпатичного ему собеседника и скажет, в чем заключается его красота. О красоте детей, обделенных вниманием сверстников, должны высказаться вы. Промежуточный вывод: каждый человек красив по-своему.
2. От разговора о человеческой красоте плавно переходите к беседе о красоте предметов, природы. Вам помогут несколько заготовленных заранее красивых вещей (чем более разнообразными и непохожими они будут, тем лучше!). Сухой кленовый листочек или травинка, яркое ювелирное украшение, строгая геометрическая фигура, молоток или ножницы – интересно, в чем сокрыта их красота? Посмотрите в окно, выйдите на улицу – наверняка вам встретится нечто красивое.
3. Прочтите детям стихотворения, включите плавную, чарующую музыку, покажите картину, спойте песню, – мы уверены, во всем дети легко обнаружат свою неповторимую красоту.
4. Красота поступков и отношений, чувств – она тоже необщая, особенная, своя. Красиво – помогать людям, красиво – делиться игрушками, красиво – учить буквы и цифры, узнавать что-то новое, красиво – быть честным и добрым, красиво – любить родителей и быть любимыми. Хорошо, если дети сами смогут увидеть и описать эти формы красоты.
Завершая беседу, поблагодарите детей за прекрасные, красивые слова о красоте. Надеемся, что в эти минуты все будут испытывать те же чувства, что и главная героиня нашей повести. Надеемся, что в эти минуты вы будете счастливы!

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Чему удивилась Света?
2. Ребята из вашей группы похожи, как близнецы?
3. Света решила: «Каждый красив по-своему…». Вы думаете так же?
4. Ваши мамы очень красивы! Красивы одинаковой красотой или «по-своему»?
5. У вас есть красивые вещи, игрушки? В чем состоит их красота?
6. У вас есть домашние животные? В чем красота ваших любимцев?
7. Чем красивая кошка отличается от красивой аквариумной рыбки?
8. Можно ли увидеть красоту в привычном – в талом снеге, в тени от лампы, в звездочках или облаках на небе?
9. Чем красота леса отличается от красоты моря?
10. Какая река красивее – быстрая, сбегающая с гор, или равнинная, широкая, плавно несущая свои воды?
11. Кто красивее – муравей или божья коровка?
12. Что тебе милее – неброская красота березки или яркая красота южного цветка?
13. Почему людям нравятся разные цветы?
14. Кто красивее – маленькая девочка, взрослая женщина или старенькая бабушка?
15. У каждого времени года своя красота. Согласны?
16. Может ли динозавр быть красивым?
17. Все красивые дома обязательно похожи?
18. В мультфильме «Ну, погоди!» красивым был только Заяц?
19. Каким должен быть красивый рисунок?
20. Как звучит красивая песня?
21. Чем красота рисунка отличается от красоты песни?
22. Говорят: «Красивая музыка». Разве музыка может быть красивой, ее ведь не видно?
23. Могут ли поступки быть красивыми? А сны? А мысли? А мечты?
24. Девочка совершила доброе дело. Вечером она подумала: «Я прожила красивый день». Что она имела в виду?
25. Нашим предкам больше всего нравился красный цвет. Почему в старину говорили «красная девица», «красное солнышко»? Почему главную площадь страны назвали «Красной»?
26. Один писатель утверждал: «Красота – неповторима». А вы как думаете?
27. Что самое красивое на свете?
28. Что такое красота?

Упражнение «Расследование»

Игорек увидел что-то и радостно воскликнул: «Красотища какая!»
Что увидел мальчик? Почему вы так думаете?

Упражнение «Поможем Вите!»

Витю спросили: «У тебя красивая машинка?»
– Да, красивая, – ответил Витя.
– А почему она красивая?
Витя задумался и сказал:
– Моя машинка красивая, потому… что она красивая!
Все рассмеялись.
Не могли бы вы помочь Вите?

Упражнение «Тюльпаны»

Папа сказал Саше, что самые красивые цветы – тюльпаны. Саша с папой пошли гулять на луг. Луг был необыкновенно красивым, хотя на нем не росли тюльпаны. Почему же луг все равно красивый?

Упражнение «Бабочки»

Порхают над цветком 3 бабочки – «капустница», «шоколадница» и «павлиний глаз». Одна из них говорит: «Я самая красивая». Две другие сказали: «В нас тоже есть своя красота». С кем вы согласны?

Игра «Спор»

Пусть ваши собеседники разделятся на две команды «по предпочтениям» и решат, какой праздник самый красивый – Новый год, день рождения, а может быть, предстоящее 1 сентября?

Игра «Модельеры и портные»

Попросите детей представить себя модельерами и портными, которые придумали новый фасон, сшили замечательное платье. Пусть ребята убеждают друг друга, что их творение – самое красивое.
Побеждает лучшая «реклама».