doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к восемнадцатой истории (Красота как универсальное понятие)
Методические указания к восемнадцатой истории (Красота как универсальное понятие)

Название темы
Красота. Красота во всем. Красота как универсальное понятие. Общее во всем красивом.

Представления детей
Спонтанные представления детей старшего дошкольного возраста о красоте и красивом подробно описаны в методическом руководстве к предыдущей истории. Кратко резюмируя, повторим: детские представления вообще, представления о красоте в частности конкретны, ситуативны, бессистемны, фиксируют главным образом внешние, наглядные, бросающиеся в глаза признаки действительности.
Дальнейший генез представлений в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте определяется повышением интенсивности и качества использования второй сигнальной системы – языка как «психологического орудия», позволяющего ребенку обобщать, систематизировать собственные восприятия, впечатления, образы памяти и воображения. Упорядочение информации, приведение ее в систему посредством знаков языка, построение все более адекватного «субъективного образа объективного мира», выступающего как «ориентировочная основа» деятельности человека, и есть, по словам Л.С. Выготского и А.Н.Леонтьева, «центральная», «культурная» функция мышления.
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов пришли к сходному выводу: «материалом мышления» (тем, что «связывается», «движется», «систематизируется» в процессе мышления), материалом наглядно-образного мышления, специфичного для старших дошкольников и младших школьников, служат так называемые спонтанные (житейские) понятия. Спонтанные понятия это не что иное, как «образы разной степени сложности», «конкретные или обобщенные представления», субъективно, психологически в сознании связанные со словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции человека. Например: «красота – это красный воздушный шарик с голубой ленточкой, ушками как у зайчика». В данном случае ребенок 5 с половиной лет ассоциировал со словом «красота» конкретный единичный образ («красный шарик» и т.д.).
Развитие мышления и развитие значений слов в отечественной психологии отождествляется, расценивается как «один и тот же процесс», процесс «языкового», «речевого» мышления. В самом деле, чем более точно и обобщенно ребенок понимает значение слов, чем дальше он продвинулся от смысла (субъективного, случайного, особенного понимания слова) к значению (общепринятому, культурному объективному содержанию слова), тем точнее он ориентируется в действительности, приобретая способность творчески преобразовывать реальность.
Л.С. Выготский говорил о двух путях, направлениях возникновения и совершенствования спонтанных понятий. «Снизу – вверх»: от восприятия, столкновения с объектами, живого акта общения с окружающим миром, от впечатлений и конкретных образов – к обобщению образов, поиску общих черт, признаков, характеризующих целые классы, группы сходных предметов и явлений.
Допустим, ребенок видит многоцветную грациозно порхающую бабочку, одновременно слышит восторженное восклицание мамы: «Смотри, красота какая!». Слово «красота», по выражению А.В.Запорожца, как бы «садится», «срастается» в сознании ребенка с образом кружащейся над цветком бабочки.
Теперь даже в лютую стужу при слове «красота» перед мысленным взором дитяти, в его представлениях, появится красавица лета – «шоколадница» или «павлиний глаз». Так, от живого впечатления, сопровожденного словом, рождается спонтанное понятие. В нашем случае со словом «красота» связывается единичный, конкретный образ. Как мы уже отмечали, подобные спонтанные понятия (образ знакомой ситуации, явления+слово) доминируют у старших дошкольников. Но есть и другой вектор становления спонтанных понятий – «сверху –вниз». От языка, слова – к поиску общего (обобщения) через сравнение различных представлений, обозначенных одним и тем же словом. Судите сами, если ребенок слышит слово «красота» применительно к искрящемуся снегу, морозному узору на окне, морским волнам в бликах заходящего солнца, хрустальной люстре, золотому кольцу, елочной игрушке, то немудрено, что он сделает следующий вывод: «Красота – это все, что блестит, искрится, светится, сверкает». Называя одним и тем же словом колоссальное многообразие феноменов, мы как бы указываем на их родство, подталкиваем ребенка к группировке, создаем предпосылки для поиска общего, схожего, способствуем рождению уже не единичного, но генетически вторичного, более сложного, общего представления или предпонятия.
Получается, что обыденный язык, язык окружающей ребенка среды, и есть посредник между становящимся сознанием и культурой. Ведь именно обыденный язык «направляет» и «генерализирует» развитие мышления. Как это ни парадоксально, спонтанное понятие возникает отнюдь не спонтанно!
Первые детские обобщения представлений о красоте происходят, как правило, по субъективному критерию («нравится – не нравится»). Почти в каждой группе наших маленьких собеседников встречался ребенок, утверждавший: «красота – это то, что нам нравится» или «красота – она нас всех радует».
Сталкивались мы и с совершенно особыми (свойственными разве что детям, поэтам и художникам), символичными, мифологичными, сказочными представлениями о красоте («Красота – это волшебная фея, с волшебной палочкой, один взмах – и все делается волшебным, искрящимся, необычным, красивым». «Красота – люстра, свет которой все освещает, ты видишь его, и тебе хорошо, спокойно. Этот свет ночь побеждает»).
Подобные высказывания – результат сложной аналитико-синтезирующей деятельности сознания. Сначала их авторы обобщили множество известных образов, относящихся к слову «красота». Выделив сходное во всем красивом, отыскав общий признак, абстрагировались от остальных. Не владея культурным языком описания, столь тонкой материи, как красота (например, понятиями философии), не умея прямо донести свою мысль до собеседника, дети перенесли общий признак на нечто подобное, другой хорошо знакомый образ (этот способ бытия спонтанных понятий замечательный отечественный педолог П.П. Блонский называл «объяснением посредством сведения к известному»). Творческий акт завершается – на свет появляется новое, символичное, обобщенное представление, новый «умный образ» («Красота – как невеста, все ее видят и лучше становятся, радуются, про горе забывают. Невеста счастливая, и красота всех лучше делает»).
Так или иначе обозначение одним словом «красота» самых разнообразных проявлений объективной и субъективной (!) реальности заставляет ребенка искать сходное, общее между ними. Рискнем утверждать, что дети чувствуют глубинную, заветную связь, объединяющую все красивое.
На предыдущих занятиях вы говорили о принципиальной неисчерпаемости форм красоты, пришли к умозаключению: каждый предмет, человек красив по-своему. Вопрос: «Почему такие разнообразные предметы, таких несхожих людей мы тем не менее считаем и называем одним словом – «красивые»?» – сначала обескураживает, а затем встречает живой интерес со стороны детей.

Цель и основные направления дискуссии
Родина философии, прекрасная, древняя Эллада, в лице двух своих гениальных сынов – Сократа и Платона поведала миру о примате идей над материей. Согласно Платону и Сократу, только идеи обладают подлинным существованием, а все остальное, вещное, осязаемое, – лишь слабое искаженное отражение настоящего бытия, робкая копия, отголосок какой-либо идеи. Наряду с благом, добродетелью, мудростью к самым значимым, основополагающим идеям, Сократ и Платон причисляли красоту.
По мнению философов, красота – вечная, неизменная, абсолютная идея, вместе с другими субстанциями пребывающая в запредельном, нематериальном, горнем пространстве – Гиперурании. Душа любого человека также рассматривалась как нечто идеальное, сопричастное Гиперурании. Рождаясь, облекаясь в свою оболочку, попадая в свою «темницу» – тело, человеческая душа начинает грезить, «вспоминать» то, чему явилась свидетельницей в Гиперурании, прозревать вечное, неподвижное, абсолютное в текущем хаосе, постоянной череде изменений и трансформаций всего земного, материального.
Что есть красота сама по себе, добродетель, истина сами по себе, а не в соединении с зыбкими пленниками времени (вещами и людьми), – к познанию этих сущностей, а не форм устремляют свой взор мудрецы Эллады.
Изящно, логически безукоризненно Сократ доказывает первичность идеи красоты над разноликими явлениями красивого.
Вещь кажется нам красивой своей особенной красотой только из-за несовершенства наших ума и души, неспособности подняться к восприятию единой красоты во всем, красоты как идеи, – утверждает Сократ.
На каком основании человек обнаруживает красоту в столь разномастных, несхожих явлениях: красивая женщина, красивая лошадь, красивая статуя, – ведь у всего перечисленного красота своя, индивидуальная? – вопрошает Сократ.
Значит, извечно в человеческой душе пребывает какой-то образец, эталон красоты, знание о красоте вообще, сущности красоты. Младенец приходит на свет с этим сокровенным знанием. Знание об общем предшествует знанию о конкретном, идея предшествует материи. Внутренний, духовный камертон – знание о красоте как всеобщей идее – позволяет нам производить тонкую «настройку» эстетических чувств, соотнося с этим камертоном чувственное многообразие конкретного, понимать, что красиво, достойно восхищения, а что безобразно. К такому выводу приходят Сократ и Платон.
Дерзните в вашей беседе с детьми, хотя бы в первом, робком приближении, воспроизвести ход мыслей, логику Сократа и Платона. Пусть не испугает вас масштабность поставленной цели: от единичных представлений о красоте, представлений-образов конкретных объектов, явлений, людей, – через обобщение эстетических чувств – вам предстоит обнаружить родство между всем красивым, найти сходное во всем красивом, построить общее представление, предпонятие о красоте и красивом.
Красивые вещи не одинаковы, красота индивидуальна, у каждого красота своя – итоговый вывод предыдущего занятия должен потерять свою завершенность, стать отправным пунктом для новой беседы. Начните ее с «повторения пройденного», текст восемнадцатой истории подскажет, как это сделать.
Попросите детей придти на занятие, захватив свои любимые игрушки. После неспешного, вдумчивого, неоднократного прочтения истории «превратитесь», перевоплотитесь на время в Татьяну Юрьевну, задайте своим собеседникам те же вопросы: «Ваши игрушки красивые? Они одинаковые или разные?» «Почему, если игрушки разные, вы называете их одним словом – «красивые»?» «Что общего между всеми красивыми игрушками?» Не исключено, что из уст ребят вы услышите ответы даже на такие сложные, обобщенные вопросы. Если возникнут затруднения, скорректируйте свои действия, поставьте вопросы более конкретно, добавьте наглядности, феноменологии.

Приведем весьма показательный, на наш взгляд, фрагмент одного из занятий.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, на машинку Димы и Светину куклу. Игрушки красивые?»
Дети: «Да, очень даже красивые».
Воспитатель: «Ребята, а эти игрушки разные или одинаковые?»
Дети: «Конечно разные. Кукла с головой, в платье, а машинка спортивная, с колесами, красная».
Воспитатель: «Поднимите, пожалуйста, руки, кто думает, что кукла и машинка разные?»
Дети поднимают руки.
Воспитатель: «Ребята, а почему такие разные, непохожие игрушки: кукла вот с головой, в платье, а машинка с колесами, красная, вы называете одним словом – «красивые»?»
Вова: «И Димина машинка, и Светина кукла новые, их только недавно купили, они еще не испортились, не состарились, поэтому красивые».
Воспитатель: «Значит, все новые игрушки красивые?»
Дети: «Да».
Воспитатель: «А старые игрушки могут быть красивыми?»

Мнения детей по этому поводу разделились.

Ира: «У меня вот плюшевый мишка, им моя старшая сестра даже играла, она уже в четвертом классе. Мишка хоть и не новый, а красивый, пушистый, мягкий, добрый и рычит».
Воспитатель: «Ирочка, дай мне своего мишку. Ребята, мишка красивый? Он вам нравится?»
Дети: «Да».
Воспитатель: «Но он же не новый, ему много лет, а вы говорили, что только новые игрушки красивые?»
Игорь: «Не только, значит, новые».
Воспитатель: «Взгляните на новые машинку и куклу, на старого доброго мишку. Они вам нравятся, они красивые?»
Дети: «Да».
Воспитатель: «А почему они красивые? Что в них общего?»
Саша: «Я понял, у них общее то, что они нам всем нравятся».
Воспитатель: «Как интересно! Значит, все красивые игрушки…»
Дети: «нам нравятся!»
Воспитатель: «Давайте проверим. На прошлом уроке вы говорили, что море, по которому волны бегут, красиво. Оно вам нравится?»
Дети: «Да».
Воспитатель: «Если оно вам нравится, значит, какое оно?»
Дети: «Красивое».
Воспитатель: «Так чем море похоже на куклу, машинку, мишку?»
Дети: «Все это нам нравится, красивое».

Итак, вырисовывается следующая схема, модель организации занятия: под вашим руководством дети сравнивают множество конкретных проявлений красивого (позаботьтесь о привлечении как можно более обширного и разнопланового материала: красивой музыки, красивых картин, красивых поступков, красивого в природе, человеческой жизни и т.д.). Результатом сравнения выступит признак (признаки) общий для всего красивого. Как только у ваших собеседников возникнет какая-либо продуктивная версия относительного сходства всего красивого (в описанном нами занятии – «все красивое – новое»), испытывайте мысль детей на прочность, проблематизируйте ситуацию. Прибегните к помощи деструктивной майевтики, состоящей в приведении примеров, создании контекста, в котором для ваших маленьких друзей станет очевидной неполнота, ограниченность, узость их собственной познавательной позиции. Таким образом вы создадите стимул для дальнейшего размышления, построите зону ближайшего развития для детских представлений о красоте.
Мы не можем предугадать, какое открытие, прочтение красоты вы совершите в процессе умной беседы. Скажем только, что детская фантазия и изобретательность неистощимы («красивое – то, что нас радует», «все новое, что не испортилось, не состарилось», «все, что блестит, серебрится, сверкает», «все, от чего нам хорошо на душе, от чего настроение лучше», «все, что полезно, пользу приносит», «все, что люди хвалят», «все, на что посмотреть или услышать приятно», «все, что людям хочется получить», «то, что все любят» и т.д.).
Хорошо, если в ходе диалога будут востребованы и образные, поэтические, мифологические ресурсы сознания детей. Нарисуйте красоту. Придумайте сказку о красоте. Как она выглядит, где живет, что делает? На что она похожа? Постарайтесь сотворить метафору, «умный образ», передающий обобщенное знание, обобщенное чувство красоты. Возможно, рожденный миф о красоте не раз поможет вашим повзрослевшим собеседникам не сломаться под натиском жизненной прозы, невзгод и трагедий.

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Как бы вы ответили на последний вопрос Татьяны Юрьевны?
2. У всех ребят из группы Светы были красивые куклы?
3. Куклы были одинаковыми или разными?
4. Куклы были разными, но все красивыми. Как же так?
5. Мы называем красивыми совершенно непохожие вещи?
6. Что вы чувствуете, когда видите красивую куклу красивого человека, красивый цветок?
7. Когда совершаете красивый поступок, вы испытываете то же чувство?
8. Какие чувства вызывает у вас все красивое? А некрасивое?
9. Чем похожи красивые сказочные герои? Красивые птички?
10. Что общего между красивой игрушкой, красивым делом и красивым стихотворением?
11. Что общего между красивой музыкой и красивым танцем?
12. Что общего между добрым, красивым дедушкой и его маленьким, послушным, красивым внуком?
13. Красивые мысли похожи на красивые поступки?
14. Вы радуетесь, когда видите цветущий яблоневый сад, искрящийся снег, слышите восхитительную трель соловья?
15. Могут ли красивые вещи, люди, явления огорчать нас?
16. «Все красивое радует нас». Вы согласны?
17. Что говорят окружающие, когда вы показываете красивые поделки, рисунки, сделанные вашими руками?
18. Почему для каждой мамы самым красивым является именно ее ребенок?
19. Почему наши мамы кажутся нам самыми красивыми на свете?
20. Красиво ли помогать другим людям? Почему?
21. Мы любим все красивое. Согласны?
22. Вам нравится красиво одеваться?
23. Вам нравится совершать красивые поступки?
24. Вам нравится общаться с красивыми людьми?
25. Все, что красиво, нравится нам. Согласны?
26. Сорока-воровка тащила в гнездо все, что блестит: фантики, пробки, кусочки проволоки, фольгу. Может быть, все красивое должно блестеть?
27. Все красивое непременно должно быть красного цвета. Согласны?
28. Красивыми бывают только вещи?
29. Все новое – красиво. Все старое – нет. Согласны?
30. Может ли красота существовать отдельно от людей, вещей, явлений природы?
31. Красивая девочка любовалась своим отражением в зеркале. Видела ли она красоту?
32. Как гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя?
33. Похожа ли красота на сказочную фею, на невесту, на свет?
34. Где живет красота?
35. Откуда она берется?
36. На что похожа красота?
37. Что такое красота?
38. Как вы понимаете слова писателя: «Красота спасет мир»?


Упражнение «Красота предметов»

Дети должны представить красивый велосипед, красивый портфель, красивый букет. Эти вещи одинаковые? В чем их различие? Почему же такие разные вещи мы называем красивыми?

Упражнение «Некрасивый поступок»

Саша обозвал Лену. Лена обиделась. Костя разбросал игрушки, наотрез отказался убирать комнату. Мама огорчилась. Игорь жадничал и ругался. Воспитательница расстроилась.
Мальчики вели себя красиво? Что общего между всеми некрасивыми поступками? А между красивыми, добрыми делами? Какие чувства у окружающих вызывают некрасивые поступки? А добрые свершения?

Упражнение «Найди общее»

Нравится ли вам:

-красивая музыка;
-чарующий аромат первоцветов;
-тихий осенний лес;
-тонкая паутинка;
-ядрёный подосиновик;
-человеческая доброта;
-крепкая дружба;
-капелька росы на травинке;
-трудолюбие пчел;
-бабушкины пирожки?

Что общего между всем, что вам нравится? Что общего между всем красивым?

Упражнение «Красивое и некрасивое»

Чем отличается:

-красивый поступок от некрасивого;
-красивый рисунок от безобразного;
-красивая мысль от нехорошей;
-красивый вид от отталкивающего;
-красивый человек от злого?

Упражнение «Рассуди»

Когда Ване на день рождения дарили подарки, Ваня интересовался их ценой. Мальчик думал: чем дороже вещь, тем она красивее. Петя подарил замечательный деревянный кораблик, сделанный им самим. Ваня обиделся и не принял подарка. «Сам никогда ничего красивого не сделаешь», – сказал Ваня. Друзья поссорились. Кто прав?

Игра «Сочини сказку»

Разбейте детей на несколько подгрупп. Попросите сочинить сказку о красоте, нарисовать красоту. Проведите конкурс на лучшую работу. В конце, во внеконкурсной части, познакомьте детей с собственной доброй сказкой о красоте.

Игра «Красота радует, поднимает настроение»

Пусть кто-то из ребят прочитает стихотворение, споет песню, расскажет что-нибудь веселое, станцует. Обсудите выступления. Сделайте вывод – все красивое радует нас.

Игра «Скоро в школу»

Проведите соревнование – кто лучше напишет буквы и цифры. Вместе с детьми выберите победителя. Расспросите, почему буквы и цифры получились такими красивыми.