doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к девятнадцатой истории (Эмоциональная и осознанная оценка окружающего)
Методические указания к девятнадцатой истории (Эмоциональная и осознанная оценка окружающего)

Название темы
Красота. Нравится. Не нравится. Эмоциональная и осознанная оценка окружающего. Не все, что не нравится, некрасиво. Субъективность оценки «нравится». Людям нравится разное. Такт в высказывании своих предпочтений.

Представления детей
В одном фантастическом романе 60-х годов XX века повествуется об издержках технического прогресса, приведших к глобальной экологической катастрофе и войне роботов против своих создателей – людей. Верх в этой долгой и упорной борьбе, разумеется, одержали люди. Опустим перипетии, многочисленные сюжетные повороты и линии, сразу перейдем к главному: причина победы людей таилась в «человеческой слабости» – живом, органическом, пристрастном отношении к действительности, умении любить и ненавидеть, радоваться и плакать. Жить на этой земле и быть абсолютно объективным, свободным от предпочтений, равнодушным не дано никому. Библия предостерегает: «Бойся того, кто не холоден, не горяч». Общаясь с людьми, читая книгу и слушая музыку, знакомясь с религиозной доктриной или философской системой, мы обязательно одномоментно выносим вердикт, даем оценку, взвешиваем на «внутренних весах», колеблемся в диапазоне «нравится – не нравится». Если речь идет о взрослых, то, как правило, наш выбор протекает в двух, иногда тесно переплетающихся, иногда параллельных, планах: относительно недавно появившемся рассудочном, разумном, осознанном – рациональном и очень древнем, глубоком, бессознательном, эмоциональном – интуитивном. Правда, согласно научным представлениям, интуиция не есть нечто потустороннее. Многие психологи характеризуют интуицию как «свернутый», «сконцентрированный» опыт человека и, возможно, его предков.
Так или иначе, в общественном сознании бытует много расхожих стереотипов относительно закономерностей оценивания окружающего («женщины чаще доверяют чувствам, интуиции, мужчины более прагматичны, рациональны», «верь первому впечатлению (импринтинг) – оно не подведет, не обманет», «умей слушать свое сердце, разум дает поверхностное знание, сердце – глубинное, истинное»). Эти стереотипы чрезвычайно живучи, хотя до сих пор достоверных научных данных, подтверждающих их правоту, не существует.
Наверное, наш небольшой экскурс помог вспомнить, на основании каких критериев мы строим собственное отношение к реальности. Теперь, по контрасту, перейдем к научно обоснованному, а не мифологическому описанию детских симпатий и антипатий, закономерностей принятия важного, иногда буквально судьбоносного решения «нравится – не нравится» детьми старшего дошкольного возраста.
1. Несомненно, рациональные, рассудочные и тем паче разумно-рефлексивные компоненты оценивания играют подчиненную, вторичную роль. Детские оценки в подавляющем большинстве интуитивны, эмоциональны, слабо осознаны.
«Нравится, – а почему не знаю». «Нравится» как более чем достаточное основание любого действия, «нравится» – и все тут, «нравится» – и хоть кол на голове теши, гигантское эмоциональное «нравится» забивает, подавляет слабые потуги, импульсы разумного отношения к миру.
2. Детское «нравится» в гораздо большей степени эгоцентрично и субъективно, чем «нравится» взрослого. Эгоцентрично и субъективно, потому что себя любимого, собственные предпочтения дети принимают за нечто объективное, единственно возможное, непогрешимое. Если нравится мне, значит, это действительно красиво и должно, просто обязано вызывать аналогичные чувства и мысли у всех! А кто не со мной, тот против меня. В лучшем случае дошкольник не заметит, проигнорирует факт несогласия с его точкой зрения, его оценкой.
3. Непосредственность детского «нравится». Мы имеем в виду следующее: предпочтения дошкольников социальны по своему происхождению, культурно-исторически обусловлены, опосредствованы. Но степень этой опосредствованности прямо пропорциональна социальному опыту человека, уровню знаний о нормативной стороне жизни общества, о том, что принято считать хорошим или плохим, красивым или безобразным. И здесь ребенку трудно тягаться со взрослым. Нравится есть первое блюдо с пирожным, вышедшая из моды одежда, безвкусная безделушка, ребенку нравится что-то свое, далекое от общепринятых эталонов. Он (наверное, все-таки к счастью) еще не знает, что именно ему должно нравится, должно, чтобы повысить свой статус в глазах других. Не случайно про взрослых «белых ворон» мы говорим: «как дети». Действительно, как и взрослые «белые вороны», дети большие оригиналы!
4. Положительное эмоциональное отношение «нравится», как и отрицательное «не нравится», синкретично, слитно в восприятии детей с другими оценками: «хорошее – плохое», «красивое – некрасивое», «доброе – злое» и т.д. Оценки «красивое» и «нравится» отождествляются ребенком.
5. Мотивируя положительную или отрицательную оценку объектов ребенок чаще всего ссылается на их внешние признаки, функции. А когда выбор касается людей, особенно сверстников, нередко можно услышать и описание внутренних, душевных качеств как мотива того или иного отношения.
6. Переход от «нравится» к «не нравится» более стремительный, нежели у взрослых. Но все-таки к концу старшего дошкольного возраста постепенно возникают и устойчивые предпочтения (любимое место в природе, любимые игрушки и занятия, дружба, устойчивая, внеситуативная привязанность к конкретному человеку), дифференцируется сфера интеллектуальных интересов («люблю читать про войну», «про животных»).
7. В преддверии школьной жизни (а в ней – и это известно ребенку – «особо не забалуешь», «хочешь не хочешь, а придется подчиняться»), когда детская «вольница» близка к логическому завершению, начинают формироваться основы произвольного поведения.
Процесс этот весьма и весьма болезненный. «Нравится» дошкольника становится своеобразной защитой, барьером против требований социума. Ребенку нравится гулять до умопомрачения, играть в компьютерные игры, смотреть мультики, а его родителям нравится, чтобы их малыш учил буквы, выводил кружочки и палочки, зубрил одно стихотворение за другим. Коса нашла на камень, да так, что только искры полетели. Детские «нравится», «хочу» противостоят исходящим от взрослых «надо», «должен». Негативизм, истерики, неуправляемость – возрастной кризис. В условиях кризиса детское «нравится – не нравится» – попытка оградить субъективную территорию от посягательств и притязаний взрослых, манифестация, демонстрация «городу и миру» факта своего существования, наличия эксклюзивных интересов и прав.
8. Трудно, почти невозможно заставить ребенка делать то, что ему не нравится. Дошкольник, по словам Л.С. Выготского, «учится по своей программе», «механизмы произвольного поведения дошкольника находятся в самом начале своего становления», поэтому успех любой детской деятельности прямо зависит от создания положительного, позитивного эмоционального фона ее осуществления.
9. Любая критика ближайшего окружения ребенка, снисходительные отзывы о возможностях и достижениях малыша, его внешних и внутренних качествах вызывают у большинства из них обиду, приводят к охлаждению отношений с оппонентом. Но в целом дети гораздо отходчивее и боле склонны прощать обиды, чем взрослые.

Цель и основные направления дискуссии
Несмотря на предельную лаконичность девятнадцатой истории, кажущуюся незамысловатость и простоту описанного события (подумаешь, Саше не нравятся Света и Мила и поэтому он считает их некрасивыми), беседа по данному фрагменту преследует далеко идущую, значимую цель. При правильной постановке дела вы можете поспособствовать переходу от сугубо эмоциональных, эгоцентричных, рационально немотивированных, неизъясненных, непонятных другим, необоснованных оценок детьми окружающего мира к более взвешенным, осознанным, подкрепленным доказательствами и примерами, доступным для собеседников оценочным суждениям и умозаключениям.
Мы далеки от иллюзий и отдаем себе отчет, что упомянутый выше переход не свершится как по мановению волшебной палочки, одномоментно. Но, несомненно, любой прогресс в этом направлении – уже благо. В ходе диалогов по мотивам девятнадцатой истории нам не раз удавалось донести до малышей несколько кажущихся взрослым ординарными, тривиальными, но столь необходимых именно старшим дошкольникам мыслей. В итоге привести, подвести детей к следующим выводам: «если сказал, что тебе что-то не нравится, будь добр объяснить почему», «людям нравится разное», «если тебе не нравится другой человек или игрушка, это еще не значит, что они плохие, некрасивые», «не все, что мне не нравится, некрасиво», «когда ты говоришь, что тебе не нравится другой человек, то он может обидеться», «если тебе что-то или кто-то не нравится, подумай сначала, не говори вслух, а то обидишь кого-то», «прежде чем решить, нравится или нет, подумай, а что в этом есть хорошего, ведь во всем есть хорошее». Естественно, мы имеем возможность ознакомить вас лишь с малой толикой бесспорно содержательных и интересных суждений детей. Хорошо, что в выводах ребят рефреном звучит: «людям нравится разное», «не осуждай других, если они отличаются от тебя», «старайся не обидеть, понять другого».
Трудно переоценить значение воспитательного диалога, в котором сами дети сделали глубокие, своевременные, актуальные для всего нашего общества выводы; от эгоцентризма (я – превыше всех, кто не похож на меня – некрасивый, глупый, плохой, злой, опасный) пришли, как сейчас модно говорить, к толерантности, а по-русски – уважительному, товарищескому, с пониманием, любовью, отношению к человеку, любому человеку, пусть даже сильно отличающемуся от тебя самого!
Теперь что касается конкретного плана организации дискуссии. Есть целый спектр вариантов и схем. Действовать, конечно, нужно по обстоятельствам, но все-таки есть одна модель, практически исключающая осечки.
На первом, подготовительном, пропедевтическом этапе, осуществляемом до чтения текста, напомните детям содержание предыдущего разговора, обобщенных представлений о красоте и красивом, сложившихся на вашем занятии (возможно, за основу обобщенного представления о красоте и красивом дети приняли субъективный критерий). «Ребята, вы говорили, что все красивое вам нравится, так ли это?» – спрашивает воспитатель. Получив ожидаемый ответ, спроецируйте его на отношение к Миле, кукле Светы. Перечитайте детям первую историю, расскажите о том, как красива, мила Мила. Наверняка Мила понравится ребятам, безоговорочно будет признана ими красивой. Если мы правы, настало время «добавить ложку дегтя в бочку меда», смутить спокойствие, создать проблемную ситуацию. Главным «аллергеном» и «провокатором», конечно, выступит Саша. Прочитайте текст. Как же так, Мила нравится Свете, Света и Мила нравятся вашим маленьким друзьям, а у Саши совершенно другое мнение!?
Так красивы ли Мила и Света на самом деле, ведь они нравятся не всем? Может быть, Саша все-таки прав? В развитие сюжета создайте ситуацию, когда что-либо или кто-либо (животные, растения, игрушки, поступки) нравятся, признаются красивыми только частью ваших собеседников, вызывая у оппонентов прямо противоположенные чувства. Отсюда один шаг до умозаключений: «людям нравится разное», «если что-то тебе не нравится, это еще не значит, что оно некрасиво». Учтите, что ребята смогут сделать подобные выводы только в результате обобщения большого количества конкретных примеров. Позаботьтесь о наличии соответствующего материала.
Спросите, нравится ли детям, скажем, крапива; интересно, кто-то из детей сочтет это растение красивым? Поинтересуйтесь, что именно нравится вашим собеседникам. Попросите мотивировать каждый ответ. Быть может, вы откроете признаки, обладание которыми «гарантирует» вещи, явлению, человеку одобрение окружающих.
Другой аспект. Составьте несколько персональных списков предпочтений и антипатий. Наверняка некоторые пункты вызовут диаметрально противоположенные оценки у разных детей но это еще не означает, что отношения в группе изменятся в худшую сторону. Просто… просто людям нравится разное. И ничего страшного тут нет.
Бабушки, дедушки, папы и мамы, воспитатели и наши друзья, имеют свои любимые вещи, занятия, привычки. Мы не всегда разделяем предпочтения друг друга, но разве от этого мы становимся дальше, разве эти люди не любят нас так же сильно, беззаветно? Пусть прозвучит несколько примеров и на этот счет.
Домашние животные вызывают умиление, очень нравятся нам, а вот о их любимых блюдах этого, пожалуй, не скажешь. Мы не собираемся ограничивать вашу изобретательность, фантазию, уверены, что вы легко найдете нужные ходы, ведь общее направление вам уже понятно.
Обозначим еще одну ведущую линию дискуссии: высказывая свои предпочтения, думай, как не расстроить другого, не причинить человеку зла, не обидеть его. Если взялся оценивать что-то, будь добр вскрывать мотивы своего мнения. «Не нравится» – недостаточное основание для негативной оценки, обязательно пойми сам и объясни другому, почему не нравится.
Помогите детям «вжиться в роль», поставить себя на место Светы. Нетрудно догадаться, как была обижена девочка категоричной оценкой, прозвучавшей из уст Саши. Подобные обиды не редкость в детских сообществах. Пусть дети приведут примеры из собственной жизни.
Закончить беседу можно обсуждением такой проблемы: всегда ли следует обижаться на критику и неприятие и можно ли даже из отрицательной оценки извлечь некую пользу для себя? Опять же, не ставьте эти вопросы прямо и непосредственно, воплотите их в конкретные образы и ситуации.

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Свете нравилась ее кукла? А Саше нравилась Мила?
2. Света считала Милу красивой? А как думал Саша?
3. Какие чувства испытывала Света после слов Саши?
4. Что бы вы сделали, что сказали на месте Светы?
5. Саша честно высказал свое мнение о Свете и Миле?
6. Саша поступил правильно?
7. Что вам больше нравится – мороженое или пирожное?
8. Вам нравится, когда вас хвалят просто так или заслуженно?
9. Вы нарисовали картину, она вам очень нравится. А кто-то не согласен с вами. Что вы чувствуете?
10. Вы нравитесь всем?
11. Жукам не нравилась Дюймовочка, ведь у нее было только две ручки и две ножки… А вам жуки нравятся больше людей?
12. Всегда ли вам нравится, как выглядят другие люди? Надо ли говорить им об этом?
13. Всегда ли то, что нравится вам, вызывает такие же чувства у ваших родителей?
14. Одному мальчику нравилось играть в «войну», другому – читать. Ребята могут подружиться?
15. Вы и ваши родители смотрите одни и те же телепередачи? Любимые телепередачи родителей хуже?
16. Вы наслаждаетесь, когда лечите зубы? Лечить зубы необходимо?
17. Верблюду самым красивым местом на земле кажется пустыня, оленю – тундра, киту – океан. Почему?
18. Французские повара готовят восхитительные блюда из лягушек. Хотите попробовать?
19. Все люди разные. Им нравится разное. Согласны?
20. Почему у каждой футбольной команды есть свои болельщики?
21. Как вы понимаете поговорку «На вкус и цвет товарищей нет»?
22. Один мальчик любовался разрядами молнии, глядя из окна своего дома. Другой – задергивал шторы, молния ему совершенно не нравилась. Молния в грозовых, свинцовых тучах красива?
23. Шторм, ураган, поднимающий высокие волны, красив? Нравится ли такая погода мореплавателям?
24. Извержение вулкана особенно красиво ночью. Интересно, понравилось бы оно жителям близлежащих поселков?
25. Если людям нравится разное, то как определить, что по-настоящему красиво, а что нет?
26. Почему людям нравятся разные профессии? Есть ли ненужные профессии?

Упражнение «В гостях»

Дима пригласил Мишу к себе домой. С гордостью показывал дорогому гостю свою комнату, любимые игрушки, новый ранец… Мама Димы щедро угощала Мишу. Предложила манную кашу, молоко с пенкой. Мише не понравилось все, особенно каша и молоко. Он немедленно сообщил об этом хозяевам. Больше Дима никогда не приглашал Мишу. Друзья поссорились.

Почему? Кто прав? Как бы вы поступили на месте Миши?

Игра «Магазин»

Заранее подготовьте реквизит – самые разнообразные предметы, притягательные для детей.
Перевоплотитесь в продавца.
Попросите участников игры сделать по одной покупке.
Пусть каждый маленький «покупатель» объяснит мотивы своего выбора.
Обсудите факты несовпадения пристрастий.
Попросите детей ответить на вопросы: «Почему людям нравится разное?» и «Все ли вещи, которые вы не купили, некрасивы?»

Упражнение «Странные люди»

Как вы относитесь к тому, что:

-«моржам» (так называют закаленных людей) нравится купаться зимой в проруби;
-йогам (эти люди живут в Индии) нравится ходить босиком по раскаленным углям, лежать на гвоздях;
-альпинистам нравится покорять самые высокие вершины, это ведь опасно;
-водолазам нравится опускаться на морское дно;
-дрессировщикам нравится укрощать диких зверей;
-автогонщикам нравится развивать бешеную скорость?

Упражнение «Увлечения»

Витя собирал марки. Саша – значки. У Пети была коллекция бабочек. Игорь учился музыке. Саша ходил на рыбалку. Таня – за грибами.

Пусть дети расскажут о своих увлечениях. Решите, чье занятие лучше. Почему людям нравится разное?

Игра «Меню»

Составьте разнообразное меню. Попросите участников игры сделать заказ. Поинтересуйтесь, почему ребята выбрали разные блюда. А что бы дети предпочли в следующий раз? То, что уже пробовали, или другое? Почему?