doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к двадцать третьей истории (Мой возраст)
Методические указания к двадцать третьей истории (Мой возраст)

Название темы
Мой возраст. Дошкольники и школьники. «Маленькие» и «большие». 

Представления детей
Старший дошкольный возраст – венец дошкольного детства. Время «фактического складывания личности», формирования основ произвольного, осознанного поведения. Психические функции – мышление и память, воображение и внимание – все более опосредствуются стремительно развивающейся второй сигнальной системой – речью, языком. Накапливается опыт жизни в обществе, возникает способность к соподчинению, растет иерархичность детских сообществ, усваиваются морально-нравственные нормы и правила, приходит понимание мотивов, социальных смыслов деятельности взрослых. Самоутверждение. «Я многое могу». «Я многое умею». Все вокруг известно, знакомо. Неожиданности почти исключены. Поведенческий репертуар широк. «Я – хороший». И ступить, и молвить умею. Все, что от меня требуется, выполняю играючи. Хорошо. Комфортно. Пик достигнут.
Тишина обманчива. Покой нам только снится. Затишье перед бурей. Предгрозовой штиль. Преддверие радикальной смены «социальной ситуации развития». Преддверие революционного слома привычного уклада жизни. Все кувырком. Куда девалась былая беззаботность? Преддверие «кризиса 7-ми лет», школьной эпохи. Возрастной кризис, по словам Л.С. Выготского, – это когда «личность перерастает свой собственный образ жизни». Тяготится повседневностью. Хочется большего. Достигнутое девальвируется в собственных глазах. Нет, ребенку из подготовительной группы еще не надоедает играть, но ему уже мало только играть, мало полностью пребывать в иллюзорном мире, мало лишь в грезах и воображении казаться себе «великим, могучим и ужасным».
«Я уже не маленький». «Я вас заставлю с собой считаться». Мне не разбитое корыто нужно. Хочу стать «столбовою дворянкой», «вольною царицей», «владычицей морскою». Стремлюсь к равноправному сотрудничеству со взрослым, к большому, серьезному, социально поощряемому делу, к заслуженному уважению, признанию со стороны взрослого. Быстрее бы стать «большим», в школу пойти.
Грозные предвестники кризиса: терзания, сомнения, разочарование в собственных силах, страх. «Что вы все от меня требуете, я же еще маленький?!». Раньше – время золотое – любили просто так, что бы я ни сделал – всем хорош, всем мил. Теперь не так. Только и слышишь: учись читать, учись писать, правилам подчиняйся, делай то, что надо. А мне не хочется то, что надо, делать. Я себя еще заставить не умею. Я полностью собой не владею, я за себя не отвечаю. Я себе не подконтролен. Я справиться с собой не могу. Эмоции, непосредственность, капризы, спонтанность, «хочу» свое непомерное, куда деть прикажете?
Из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку, из гадкого утенка в прекрасного лебедя легко ли превратиться? Легко ли своей песне на горло наступить да под дудку взрослых затанцевать? Легко ли, если все лето красное стрекозой провеселился, в муравья трудолюбивого обратиться? Учеба требует сосредоточенности, умения властвовать над собой, подчинять себе свое же поведение и психические функции. Учеба требует произвольного поведения, заставляет терять непосредственность, работать на отсроченный во времени результат, делать то, что «надо», а не то, что «хочется», трудиться, корпеть, зубрить. Учеба требует жертв. Ролевую игру перерастает дошкольник, а учебная деятельность еще не по зубам. Вот и ломка, кризис. Диалектика. И манит школа, и пугает. И перспективу дает, и ценить детство безмятежное учит.
В художественной литературе эти противоречия, коллизии прекрасно, тонко описаны. Взять хотя бы «Детство Тёмы», например, или «Жизнь Арсеньева». Воображение главных героев грандиозные, монументальные картины грядущего счастья рисует. Подумать невозможно! Сегодня кто я? Ноль без палочки, дитя. А завтра – гимназист (!!!). Выезд свой, мундир, пуговицы на солнце горят. Фуражечка с кокардой. Ранец кожей попахивает. В нем перья, линейка. Книжки умные. Дворник за руку здоровается. На гимназическом дворе оркестр духовой играет. Мама умиляется, слезинку набежавшую платочком кружевным утирает. Сестренки-братишки младшие широко раскрытыми от удивления глазами провожают. А коридоры гулкие! А класс! А парты! А учителя таинственные! Полноте, не сон ли? Я ли это? Другое измерение. Из гимназии – к папá в кабинет, об успехах докладывать. Из русского – пять. Из арифметики – пять… Отец строгий и тот мною гордится. Руку на плечо кладет, к себе привлекает: «Молодец, и когда ты успел большим стать?» А большой ли я, вдруг да не справлюсь, и кем эта гимназия придумана, и для чего? Я и без нее неплохо жил, с мамой, с папой. Как знать, что впереди? Может, глупый я? Может, не смогу доверие оправдать? Зачем, во имя чего испытание такое замыслили? А что если провалюсь, не смогу? Всем сразу ясно станет, какой я слабый, никчемный. Все от меня отвернутся, все меня бросят, любить перестанут. Одиночество. Тоска. Жуть.
Классическая литература вещи инвариантные, закономерности вековые подмечает, тем славится, что актуальности своей не теряет. Уверяем вас, современный старший дошкольник над теми же проблемами неразрешимыми бьется, теми же опасениями терзается да теми же надеждами спасается. Так же ему «и хочется, и колется».
Есть еще один аспект немаловажный. «Удивительное рядом». Руку протяни: вот бабочки – уже не гусеницы; вот муравьи – не стрекозы; лебеди прекрасные – не утята гадкие; вот прямо во дворе черту перешедшие школьники, «большие» – не дошкольники, «маленькие». Они смогли, доказали, «нос утерли», свершили. Они – живой образец для подражания, эталон, они – «делать жизнь с кого». Они – небожители. В школу ходят, у них портфель есть, их учителя спрашивают, им оценки в дневник ставят. Они учатся, у них уроки, каникулы, перемены, свой «большой» мир, у них свои игры, занятия, секреты, их даже взрослые уважают, чуть ли не за равных себе почитают.
Главное, что школа, школьники наглядно-образному, к деталям видимым жадному, мышлению дошкольников с внешней стороны являются. Учителя сетуют: «Почему ты отвлекаешься, не слушаешь, не учишься, ты же школьник, не в детском саду?». Первоклассник не понимает претензий. Думает про себя: «Конечно, я школьник, я каждый день в школу хожу, у меня портфель есть. И четыре тетрадки – две синие, две зеленые. Так чего же вам надо?» Не понимает ребенок, что школьник – прежде всего ученик, тот, кто учится, знания получает, трудится, старается. Нам пришлось быть свидетелями интересного спора. Половина детей из подготовительной группы считали, что если ластик дома забыл, то школьником быть ну никак не можешь. Четверть с ними не соглашались. Остальные не определились. Разные смыслы учителя и дети в слова «школьник», «ученик» вкладывают, оттого и казусы, конфузы, конфронтация возникают. По мнению большинства старших дошкольников, стоит школьный порог переступить – и все, вот ты уже и ученик, школьник. А пока зависть с восхищением к старшим собратьям смешивается. Но статус их высокий все дошкольники признают безоговорочно. А раз так, у школьников «собственная гордость», на дошкольников «смотрят свысока». Как дошкольнику удовлетворить свой интерес к таким близким и таким далеким, таким «большим» и важным первоклассникам? Разве что в игру напроситься. Естественный ход. А вдруг не примут, не возьмут, ведь я еще маленький?..

Цель и основные направления дискуссии
Может статься, что при первом, беглом, поверхностном прочтении-анализе предложенной для обсуждения истории вы вынесете «постановление о полном или частичном несоответствии» текста заявленной теме: «Мой возраст. Дошкольники и школьники. «Маленькие» и «большие». Действительно, к каким ухищрениям предстоит прибегнуть педагогам и родителям, какую недюженную смекалку проявить, чтобы от обыкновенных, заурядных сомнений главной героини повести, Светы (возьмут ли «большие девчонки меня играть»), перейти к серьезному, ответственному разговору о школьниках и учениках, о «маленьких» и «больших», о грядущем преображении всей жизни детей, связанном с поступлением в школу?! Лучше до поры до времени не осуществлять попыток, направленных на развенчание подобных опасений.
Не забегая вперед, не торопя события, предельно конкретно и исчерпывающе обозначим возможные цели очередной предстоящей вам встречи с детьми. После разъяснения каждой цели, а их по большому счету две, последуют «выдержки» и «фрагменты» из уже успешно проведенных бесед с нашими маленькими друзьями и воспитанниками. Рассматривайте эти «избранные места» и как ориентиры, маяки, руководство к действию, и в качестве потенциальных выводов ваших собственных, оригинальных диспутов, и, наконец, как подтверждение реалистичности достижения поставленных целей.
Итак, первая, если угодно, психотерапевтическая цель состоит в создании у ребят позитивного эмоционального настроя по отношению к школе и ученикам, подкреплении положительных ожиданий детей, нивелировании, нейтрализации, снятии неуверенности, боязни, страха, сопутствующих всем резким изменениям жизни, всем возрастным кризисам.
Сошлемся на современный западный опыт. Успех напрямую зависит от имиджа цели в глазах исполнителей. Над имиджем нужно работать, ведь он – половина успеха. Необходим квалифицированный имиджмейкер. Русская народная мудрость по-своему передает те же мысли. Не начинай работы с тяжелым сердцем, с камнем на душе. В церковь сходи, могилкам родным поклонись, со светлыми людьми поговори. Укрепись духовно. В дело поверь. И с Богом.
Из детского сада – в школу. Испытание не из легких. Подставьте плечо. Превратитесь в имиджмейкера школы. Вселите в любимых малышей спокойствие и уверенность. От страха отведите. Нарисуйте вместе манящие перспективы. Предвкушение школьной жизни да будет радостным.

Послушаем что говорят 6-летки – дошкольники:
«Школьники нормальные ребята, как и мы почти. Их не надо бояться. Мы тоже чуть-чуть еще подрастем и школьниками станем. Я во дворе с первоклассниками и даже с пятиклассниками играю. Ну и что, меня всегда принимают. Мы и в школе дружить будем, так чего бояться-то?»
«В школе интересно, хорошо. Там учителя всё рассказывают, там разные предметы, там все нас ждут, обрадуются, что мы пришли. Даже если «двойку» поставят, можно потом выучить и «пятерку» получить. Мне в садике нравится, но все-таки в школу уже очень хочется. Я уже большая, буду хорошо учиться».
«В школе мы с новыми ребятами подружимся, будем вместе играть и учиться, помогать друг другу. Учительница у нас очень добрая, как вы».
«Я 1 сентября жду. Меня в школу старшая сестра поведет и другие девочки-школьницы, подруги сестры. Они очень хорошие, интересные. Они меня причесывают, все мне рассказывают. Даже про мальчишек. Наверное, в школе все такие учатся».
«Школа нас умными и хорошими будет делать. Надо самому учиться. Я хочу про разные страны узнать. Учителя все расскажут».
Положительное эмоциональное отношение к чему-либо ничего не стоит, будучи не подкрепленным доводами разума. Розовые мечты, разбиваясь о прозу жизни, приносят боль и разочарование. Руки опускаются. Любишь кататься – люби и саночки возить. Хочешь настоящим учеником, школьником стать – загодя, осознанно готовься к преодолению трудностей. В борьбе с ленью, в труде, в поте лица своего обретешь счастье. Другая0 основная цель диалога направлена на своего рода возведение сознательного фундамента положительного отношения к школе. Ключевые понятия здесь – «школьник», «ученик». Не боишься того, что понимаешь. Не разочаровываешься, когда не ищешь легких побед, морально готов к испытаниям. Адекватная самооценка, знание: «школьник – прежде всего ученик, а учеба – это труд» – вот залог прочности, надеемся, дворца, а не темницы школьной жизни. Если вам не по нраву механистичность – метафора, заимствованная из строительства, – возьмем другую, органическую. Садовник прививает дикую, самостийно возросшую яблоньку, несущую горькие, несъедобные плоды. Выводит новый, культурный урожайный сорт с превосходными вкусовыми качествами.
Ваша цель – помочь «окультуриванию», развитию спонтанных, житейских понятий собеседников о школьниках и учениках. За внешними признаками учеников и школьников ребята должны увидеть скрытое от непосредственного наблюдения, но подлинное, настоящее содержание важнейшего этапа человеческой судьбы – обучения, понять, что при их старании и упорстве школа даст знания, как раньше говорили, «путевку в жизнь».

Снова возвращаемся к цитированию 6-леток:
«В школе надо знания получать. Если даже мальчик ходит в школу, а на уроках не слушает, балуется, спит, ничего не делает, учителей перебивает, двойки получает, то он плохой ученик, даже совсем не ученик, ведь он не учится».
«Не каждый, кто в школу ходит, – ученик. В школу могут просто родители за ребенком прийти, они же не ученики. Ученик тот, кто учится, слушается. Все правильно делает, умным становится».
«Ученики, школьники в школу ходят, чтобы учиться. Можно даже без портфеля, без специальной формы учиться. Мы сейчас в детском саду, а на занятиях по рисованию, по компьютеру, по математике мы уже ученики».
«Даже бабушка может быть учеником (смеются), если она учится у другой бабушки, как носки вязать. Ну и что, пусть у нее нет портфеля, пенала, дневника, но она же учится. Не умела сначала носки вязать, пятки, а теперь умеет».
«Мама тоже может учиться щи варить по специальной книжке. Она, выходит, тоже ученица».
«Хороший человек всегда учится. Мой папа хороший, он недавно машину научился водить. Ученик тот, кто узнает что-нибудь, умнее становится».
«В школу мы за знаниями приходим, она знания дает, а на переменках друзья появляются».
«Учиться не всегда легко. В школе можно и двойку получить. Не сразу математику выучишь. Но зато интересно и многое узнаешь, мама говорит, что это в жизни пригодится. Дураком плохо быть. Дураки никому не нужны».

Итак, конечные цели найдены на карте, обведены красным кружочком. Займемся определением оптимального маршрута движения. Из пункта А дискуссия вышла в пункт Б. Какие станции, остановки, семафоры минует скорый поезд диалога, прежде чем пассажиры – дети, машинист – воспитатель насладятся новыми видами – знаниями о школе и учениках?
1. Пункт А. «Чтение текста».
Текст с хитрецой, замысловатый, а не примитивный, как может показаться, в нем все взвешено, все логично. Судите сами. Дошкольники впервые соприкасаются со школой, общаясь со знакомыми, по соседству живущими школьниками. Рассказы родителей, воспитателей на тему «Что там за школьным порогом?» – это одно; совместные игры, наблюдение за поведением «больших», первоклашек-второклашек – другое, живое знание.
2. Станция «Сомнения Светы».
Почему Света подумала, что большие девчонки не возьмут ее играть? Что такого особенного в школьницах есть? Чем они от Светы отличаются?
3. Станция «Сравнения».
Вот за вагонным стеклом среди лесов, перелесков искомая тема краешком показалось. Ребятишки, сравнивая Свету, а заодно себя самих «маленьких» – дошкольников, с «большими» – школьниками, свои спонтанные понятия о школьниках, учениках и обнаружат.
4. Узловая станция «Школьники – ученики».
Найденные детьми различия внешних аспектов касаются? «Мы в садик ходим, а они – в школу», «у нас нет портфелей, дневников, оценок», «у нас воспитатели – у них учителя»? Не беда! Напротив, прекрасно, есть от чего оттолкнуться. Опровергайте, приводите примеры. Сталкивайте в споре. Общий вектор: школьник, ученик – тот, кто знания получает, учится.
«Ребята, если мы сейчас в школу придем, учениками сразу станем? Если я кому-то из вас портфель с пеналом и дневником выдам, он тут же в ученика превратится?» Отрицательные ответы на эти и подобные вопросы заставят думать дальше, копать глубже.
5. Станция «Школа».
Для чего школа нужна? Что будет, если школы исчезнут? Опять же, как ни крути, – в школе учатся. В нее не просто так ходят, а за знаниями.
6. Станция «Учеба – радость, учиться – здорово».
Пусть ребята вспомнят, какими они в садик пришли, чему научились. Пройденный путь оценят. Приятно ли знания получать, умней становиться? На конкретных примерах, детьми подсказанных, убедитесь, что учиться – здорово, узнавать – радостно. Новые возможности появляются, крылья вырастают. А может, и в садике, и дома, если учишься, познаешь мир, сначала не умеешь, а потом потрудишься и получается, ты уже учеником являешься? Если «да», то портфель иметь и в школу ходить еще не самое важное, чтобы учеником быть.
7. Станция «Учеба – труд».
Мальчик или девочка в первый класс ходят, но учителя не слушают, не стараются, уроки не учат, делают что хотят, а не то, что надо… Они как отвечают, какие оценки получают, многое знают? Можно ли их учениками-то назвать? Изменим тему. Легко ли стихотворение выучить, кружочки-палочки писать, цифры запоминать? Нелегко, но надо. Польза себя ждать не заставит. Ребята через примеры, жизненные истории и эту мысль разовьют.
8. Станция «Век живи – век учись».
Про взрослых, чему и как они учатся, поговорите. Парадокс: мамы и папы, бабушки и дедушки, люди далеко не школьного возраста, тоже учениками могут быть.
Бабушка – ученица. Не вмещается такое в сознание наглядно-образное, коим дошкольники обладают. Веселит детей немало. Но разум свое берет. Смейся не смейся, а никуда не деться, бабушка – ученица.
9. Последняя станция, пункт Б«Школьники – хорошие, интересные, в школе друзей найдем».
Описания братьев, сестер старших, первоклашек знакомых пусть зазвучат. И о том, какие они умные, и как с ними играть интересно, и что дружить со школьниками – одно удовольствие, и что первоклассники – вчерашние детсадовцы, о выпускниках детского сада расскажите. О переменах, о делах школьных, об учителях комплиментарно отзовитесь. «Ну что, ребята, в школу хотите?»
Белый дымок паровоз выпустил, загудел, путешествие окончено. А школьная жизнь – вся впереди.

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Свете так хочется поиграть с большими девчонками, со школьницами?
2. Почему Света опасается, что большие девчонки-школьницы не примут ее в игру?
3. Есть ли у вас друзья, знакомые, старшие братья и сестры школьного возраста?
4. Вам нравится играть с ребятами, которые старше вас?
5. Кто больше знает и умеет – школьники или дошкольники?
6. Чем вы отличаетесь от школьников?
7. Вы уже большие или еще маленькие?
8. Каким лучше быть – большим или маленьким?
9. Вы хотите побыстрее стать большими?
10. Чем вам нравится ваш возраст?
11. Интересно ли общаться с большими ребятами? Какие у них увлечения?
12. Вам хочется в школу?
13. Что вы знаете о школе?
14. На какие оценки вы будете учиться?
15. Что интересного узнаете в школе, чему научитесь?
16. Кого больше уважают взрослые – дошкольников или школьников?
17. Зачем идти в школу?
18. Чем Стрекоза из басни И. Крылова отличалась от Муравья?
19. Могут ли школьники делать то, чего не можете вы?
20. У школьников больше прав? А обязанностей?
21. Что должны делать школьники?
22. Какое занятие является для школьников главным?
23. Чему вы научились в детском саду, дома с родителями?
24. Когда вы учитесь чему-то, вас можно назвать учениками? А школьниками?
25. Когда вы пойдете в школу, вы станете большими?
26. Какими качествами должны обладать ученики?
27. Когда вы станете школьниками, ваша жизнь изменится?
28. Легко ли учить буквы, цифры, стихотворения?
29. Интересно ли получать знания, учиться чему-то новому?
30. Откуда берутся плохие ученики?
31. Может ли ваш ровесник быть – большим?
32. Хотя бы иногда вы чувствуете себя большими? В каких случаях?
33. Школьник и ученик – одно и то же?
34. Родители приходят в школу за своими детьми-первоклассниками. Если родители ходят в школу, значит, они школьники? Ученики?
35. Учителя тоже ходят в школу, значит, они школьники?
36. Если первоклассник ходит в школу, но ленится, не хочет узнавать что-то новое, не слушает учителей, не старается, шалит на уроках, его можно назвать школьником? А учеником?
37. Может ли человек быть школьником, но не являться учеником; быть учеником, но не являться школьником?
38. Ваши мамы и папы, бабушки и дедушки узнают что-то новое, учатся чему-то? Значит, они ученики?
39. Что важнее – ходить в школу или получать знания?
40. Когда первого сентября вы переступите порог школы, то сразу станете большими?
41. Каким для вас будет ближайшее 1 сентября?
42. Почему 1 сентября вас будут поздравлять, почему вам будут дарить цветы, почему вас встретят улыбки людей?
43. У вас появились друзья в детском саду. Появятся ли они в школе?
44. Чем вы будете заниматься на переменах?
45. Если вам дать портфель, пенал, дневник, тетрадки, учебники, вы сразу превратитесь в школьников?
46. Как вы понимаете выражение «Учеба – это труд».
47. Как вы понимаете пословицу «Ученье – свет, неученье – тьма».

Упражнение «1 сентября»

Поставьте перед детьми задачу – составить подробное описание первого школьного дня.
Дайте возможность высказаться всем желающим.
От себя добавьте красочных штрихов, создайте атмосферу ожидания праздника, большого, важного события.
Поделитесь своими воспоминаниями, общий рефрен – «школьные годы чудесные».
Расскажите о своем первом учителе. Используйте аудиозаписи песен о школе.

Игра «Учителя и ученики»

Организуйте ролевую игру в школу.
Пусть ребята по очереди перевоплощаются в строгих, внимательных и… добрых учителей, попытаются научить своих сверстников чему-либо.
Выявите лучших «учителей» и учеников. Поинтересуйтесь, интересно ли ребятам было узнавать что-то новое.
Эту игру неплохо провести еще до чтения текста истории.

Упражнение «Бабушка – ученица?»

Попросите детей ответить на вопрос:

может ли старенькая бабушка быть ученицей? Скорее всего ответ будет отрицательным.

Теперь расскажите такую историю:

Бабушка Тома училась у бабушки Тани вязать носки. Старалась, переспрашивала, просила показать еще разок. Много усилий приложила. Раньше не умела вязать, не знала, как пятку закончить, а теперь научилась. Носки получились просто загляденье.

Повторите исходный вопрос. Добавьте еще один: что значит учиться?

Упражнение «Школьники и ученики»

Попросите детей определить, школьником или учеником являются:

-взрослый дядя, который учится водить машину, учит правила дорожного движения;
-женщина, записывающая рецепт вкусного блюда, желающая порадовать домашних;
-моряки, вышедшие на учения в Индийский океан;
-второклассник-двоечник, не желающий учиться, «считающий ворон» на уроках;
-мальчик из старшей группы детского сада, внимательно слушающий объяснения воспитательницы, выучивший наизусть два стихотворения;
-прекрасно занимающийся, стремящийся получить знания первоклассник?

Упражнение «Помогите разобраться»

Помогите Косте разобраться. Вот его рассказ.

Мне 6 лет. Меня зовут Костя. Вчера я весь день капризничал: отказывался учить буквы, убирать свою комнату, не дал отдохнуть папе, нагрубил маме, обидел младшую сестренку. Мама сказала: «Да ты у меня совсем маленький».
Сегодня я выучил 3 буквы, аккуратно разложил игрушки, рассказал сестренке сказку, помыл посуду. Мама сказала: «Да ты у меня совсем большой».
Я что, за один день вырос, большим стал? Ничего не понятно.