doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к двадцать пятой истории (Ценность дружбы)
Методические указания к двадцать пятой истории (Ценность дружбы)

Название темы
Необдуманный, импульсивный, эгоистичный поступок может разрушить дружбу. Дружбу необходимо ценить и беречь. Человек, достойный уважения и дружбы.

Представления детей
В методических указаниях к одиннадцатой истории вы найдете подробное описание импульсивности, ситуативности, непосредственности, спонтанности поведения, да и всей душевной организации ребенка старшего дошкольного возраста. Именно в это время, накапливая солидный багаж общения, расширяя социальный опыт, осваивая нормы и правила, сталкиваясь с обусловленным отношением к себе со стороны окружающих, необходимостью подчинять свое поведение неким моральным инстанциям и вместе с тем не имея адекватных психологических средств управления, контроля за своими поступками, действиями, дошкольник переживает драматическое столкновение, конфликт между настойчивым общественным «надо», «должен» и собственным огромным, всепоглощающем «хочу». В первичном осознании этого конфликта, в борьбе противоречивых тенденций: своеволия, свободы – и покорности, необходимости, в обуздании диких, неприрученных страстей и состоит специфика старшего дошкольного возраста.
Для передачи общего тона, общего фона, духа, ключевого гештальта, основополагающей структуры старшего дошкольного возраста, обратимся к метафоре.
Страничка давно «пройденного», полузабытого школьного учебника. Земной шар в разрезе. Ядро – раскаленный до чудовищных температур, уплотненный чудовищным давлением газ. Жидкая, кипящая магма-мантия. Тончайшая земная кора – твердь. Соотношение тверди и огня такое же, как между яблоком и его кожурой. То там, то здесь кожура неожиданно лопается, внутренняя, титаническая мощь, сила земной сердцевины прорывается наружу. Тектоничекие разломы и сдвиги. Дрейф материков. Извержение вулканов. Долины гейзеров. Везувий. Последний день Помпеи. Землетрясение. Человеческие жертвы.
Человеческая душа в разрезе. Ядро – «Оно», по Фрейду. «Кипящий котел» низменных, животных страстей. Бессознательный хаос. Глухое клокотание эгоизма, безотчетного ужаса; тяги к власти, доминированию саморазрушению, самоедству. На языке религиозных доктрин – это дьявол, царь тьмы в нас, греховный зуд, страшные соблазны, темная сторона человеческой души.
Земная кора, твердь – «Я», по Фрейду. Устоявшееся, остывшее, относительно стабильное, подконтрольное сознанию, осознанное. Итог временного компромисса, равновесия сил космоса и внутреннего жара земли. Итог зыбкого компромисса моральных норм, требований социума («сверх-Я») и «Оно» – потаенных, находящихся за гранью добра и зла вожделений, страстей. Религиозные доктрины учат: душа, сознательное – арена ожесточенной схватки дьявола, греховного тела и духа – образа Божьего в нас. Человек, созданный по образу, подобию Божьему, наделен свободой. Волен выбирать… Продолжим метафору. Взрослый – старая, остывающая планета. Ребенок – молодая, горячая. Взрослый с грехом пополам нашел, обнаружил точки опоры, подавил всплески неподконтрольного, хаотичного. Разумное, осознанное, предсказуемое, регулируемое поведение. Самообладание. Самоконтроль. Взрослый – «сформировавшаяся личность», субъект, творец собственной судьбы.
Ребенок – горячность, дерзость, безотчетность. Твердь разверзлась. Круговерть эмоций. Безрассудство. Непосредственность. Импульсивность. Кипение. Не за что зацепиться. Крутое пике в пропасть. Вулкан страстей. Раб прихоти. Блажь. Шлея под хвост. Кровь в голову. Истерика. Бушующий океан. Кораблекрушение. Внезапный штиль. Обессиленный Робинзон Крузо на островке земли. Сознание медленно, рывками возвращается. Что сотворил я в беспамятстве, каких дров наломал в безрассудстве? Обозвал маму, ударил безобидно играющего малыша, обидел любимую бабушку, позорно царапался, кусался, голосил на глазах всей почтенной публики… Не я это был, кто-то другой, плохой, злой, страшный. Простите. Я больше не буду-у-у.
Легко сказать. Но «поезд ушел». Ладно мама и бабушка, они на то и мама, бабушка, чтобы прощать, их терпение почти беспредельно. А друг? Как здорово играли вместе! Так необходимо старшему дошкольнику общение с себе подобными, со сверстниками. Даже взрослые отступают на второй план. А друг не «вошел в положение», не смирился с оскорблениями, последовал за «поездом». А сосед по подъезду, а воспитательница? Составили впечатление. Станут держаться подальше. Попробуй подойди. «И тут считать мы стали раны, товарищей считать». Посчитали последствия необдуманного поведения, прослезились. Кто заменит друга? Простите, я больше не буду.
Верится с трудом. Увы и ах, будешь, еще как будешь. Следующий цикл не за горами. Все повторится сначала. Замкнутый круг? Стагнация? Все-таки нет. Движение. Прирост. Ничто не ново под Луной, все повторяется, но на другом, более сложном витке диалектической спирали. Количество переходит в качество. Опыт накапливается. На ошибках – учимся. Иначе откуда появиться следующим умозаключениям дошкольников о дружбе: «к другу надо хорошо относиться, не обманывать, всем делиться поровну, помогать», «с другом можно разругаться, и у тебя не станет друга, не с кем будет дружить, надо стараться не обижать друга, не ругаться с ним», «если друг плохо себя ведет, надо ему сказать, если он продолжает – отойти, но если он прощения просит – простить, он же друг», «не у всех детей есть друзья, у кого есть – тому хорошо. С другом веселей. Без друзей даже жить нельзя. Надо беречь своих друзей», «рассориться легко, а подружиться трудно», «если будешь психовать, если будешь нечестным, плохим, то кто с тобой дружить станет?», нельзя все, что только тебе хочется, делать, надо спрашивать, а хочется ли другу в эту игру играть, а то можно поссориться», «иногда мне хочется в одно играть, а моей подружке – в другое. Мы даже не разговариваем, каждая в свое поиграет, а потом улыбаемся и миримся».
Строительство, установление крепких, дружеских, стабильных отношений с людьми в качестве непременного условия предполагает ответственное, обдуманное, предсказуемое поведение партнеров. Хочешь иметь друзей, нуждаешься в поддержке и участии – поступись эгоизмом, не будь взбалмошным, учитывай интересы и потребности другого, – понимание этой непреложной истины уже стучится в двери сознания дошкольников. Проходя прекрасную школу сюжетно-ролевой игры, этой первой человеческой самостоятельной, подлинно совместной деятельности, вольно или невольно обижая сверстников, встречаясь со столь же неадекватными проявлениями в свой адрес, теряя и обретая друзей, ссорясь и достигая компромиссов, координируя усилия, направленные на достижение общих целей, сжигая мосты и взрывая общение, разочаровываясь в людях и вновь очаровываясь ими, недоумевая, «зачем так жестоко обошлись со мной», искренне радуясь, пожиная сладкие плоды новой дружбы, старший дошкольник постепенно учится сдерживать свой горячий норов, регулировать взаимоотношения с окружающими.
Как дошкольнику научиться контролировать себя? Как усмирить эгоизм? Как освободиться из пут эгоцентризма? Какие средства, орудия хороши для решения столь важной и трудной задачи? За ответами вновь обратимся к творцу культурно-исторической концепции становления высших психических функций Л.С. Выготскому. Формирование «произвольного» (то бишь подконтрольного ребенку), «опосредствованного» нормами морали, «культурного» поведения происходит, когда между непосредственным желанием, аффектом, сильной эмоцией и поступком, действием «вклинивается интеллектуальный момент», «слово и психологически связанное с ним обобщение». Любой опыт, позитивный или негативный, опыт общения с людьми или обращения с предметами из глубин бессознательного поднимается в высоты сознания, становится фактом сознания, приобретает субъективное инобытие в сознании, только будучи облеченным в слово, вербально обозначенным. Язык – это и средство хранения, фиксации, переработки итогов познания, и одновременно – тот самый «интеллектуальный момент», «вклинивающийся между аффектом и поступком», то самое психологическое орудие, позволяющее нам организовывать собственное поведение, управлять им.
Представим мучительное состояние поиска пути решения очень значимой проблемы. Смутные предчувствия, интуиция напряжена до предела, вот оно, где-то совсем рядом, близко, а в руки не дается, утекает сквозь пальцы. Еще попытка, неоформленные мысли роятся, огонек то там, то здесь вспыхивает на секунду, исчезает, обрывки фраз, посторонние шумы, неизвестно откуда взявшиеся образы-силуэты, тьма не рассеивается. И вдруг – свет, все встало на свои места, спасительный рецепт найден. Свет – слово. «Проговорить – это и значит осознать» (Л.С. Выготский).
«Из песни слова не выкинешь», как не выкинешь из сознания дошкольников слов «дружба», «друг». А раз так, появляется шанс избежать роковой ошибки, сохранить дружбу. Захотелось выместить зло, плохое настроение, накопившуюся боль неудач на друге, поддаться слепому, безотчетному чувству, а сознание спокойно и твердо говорит: «он – друг», а «друзей нельзя обижать», «к друзьям надо хорошо относиться», «друзей надо беречь» (распространенные, типичные в среде старших дошкольников мысли) – и отводит маленького человека от совершения опрометчивого поступка, за который потом было бы стыдно.
Есть и еще один мощный фактор, влияющий на поведение дошкольников. Наглядно-образное мышление дарует старшим дошкольникам способность оперировать представлениями воображения, а также эмоциональными представлениями. В плане представлений воображения и эмоциональных представлений, во внутреннем плане, мысленно, до осуществления реального действия, ребенок уже может просчитать последствия своих шагов, представить последствия поступков и даже эмоционально пережить их результаты, поставить себя на место еще не обиженного друга, ужаснуться собственным плохим намерениям, остановиться, подумать, отойти от края, спасти дружбу.
И наконец, последнее. Психологи установили: дружба как «устойчивая, внеситуативная привязанность» к какому-либо человеку возникает именно в старшем дошкольном возрасте. В друзьях дети прежде всего ценят доброту, способность понять и помочь, ум, понимание, чувство юмора, то есть личностные качества. По-настоящему дружить может только личность. Другие ругают – я заступлюсь, дружить с ним не разрешают – а я все равно буду, именно с ним мне хорошо и комфортно, именно по нему я так скучаю. Друг – это мой выбор, друг – отражение моей уникальности, отношения с другом доверительны, это особая сфера моей свободы, друг – лучший человек на свете. Появление друга – свидетельство рождения человеческой личности. «Скажи мне, кто твой друг…» 

Цель и основные направления дискуссии
Разве не знают закоренелые курильщики о пагубности пристрастия к табаку? Прекрасно знают, но продолжают дымить, отравляя и себя, и окружающих. Разве правильные рассуждения человека, его безукоризненное поведение на словах, в вербальном плане, автоматически гарантирует столь же безупречное поведение в реальной жизни? «Не верь словам, верь делам». Как часто дети просто умиляют нас здравым смыслом своих изречений, и как шокирующе быстро вся показная премудрость исчезает, испаряется при столкновении с действительностью. Ребенок, искренне заявляющий: «друзей надо ценить и беречь», через несколько минут, поддавшись эмоциям, может легко опровергнуть собственные убеждения. «Ты же знаешь, сам говорил, что так нельзя, а все рано сделал», – горько сетуют разочарованные родители.
Мы не волшебники. Воспитательные диалоги с детьми – не панацея от всех бед. Однако, положа руку на сердце, признаем: не так уж много эффективных средств воспитания в нашем арсенале. Воспитание собственным примером, воспитание чтением нотаций и нравоучений. Поощрением и наказанием…
То, «что куплено с трудом, то нам и дороже». Только истины, открытые ребенком в результате собственной деятельности, собственных сомнений, поисков, терзаний, по-настоящему ценны. Не с неба свалившееся, не полученное от взрослых в готовом виде, а выстраданное, выведенное самостоятельно знание не сразу, постепенно, со временем может стать для ребенка «руководством к действию», «интеллектуальным моментом, опосредствующим поведение». Без осознанного, принятого душой, ставшего убеждением знания не будет разумного поведения.
«Проявляй заботу о друзьях», «не все средства достижения желаемого хороши, приемлемы», «не думай только о себе», «семь раз отмерь – один отрежь» – все взвесь, просчитай, представь последствия, а потом действуй», «даже один скоропалительный, неверный поступок может обидеть друга, разрушить дружбу», «береги, цени дружбу», «плохими поступками дружбы и уважения людей не сыщешь», «с легкомысленным, взбалмошным человеком никто дружить не будет», «как ты относишься к друзьям, так и они будут относиться к тебе».
Было бы здорово, если пусть не в такой редакции, но содержательно, по сути ваши собеседники высказали нечто подобное. Начните с чтения и анализа текста, подробного, пристрастного «разбора полетов».
Непременно добивайтесь полного понимания описанной ситуации. Пусть дети перескажут историю своими словами. Постарайтесь вместе с вашими собеседниками, что называется, «войти в положение» главной героини. Сделайте акцент на том, как сильно хотелось Свете подружиться с девочками-школьницами. Что предприняла Света для осуществления своего желания? Думала ли она о последствиях своего поступка? Ответив на эти вопросы, переходите к обсуждению других аспектов: как отразился поступок Светы на ее подруге, Миле? Что испытала Мила? Обиделась ли она на Свету? Может ли после такого поступка Света рассчитывать на дружбу Милы? На наших занятиях дети, как правило, делают следующий промежуточный вывод по итогам всестороннего анализа текста: «Света совершила необдуманный, плохой поступок, обидела Милу, поэтому потеряла друга».
Предоставьте ребятам возможность мысленно исправить ошибки, допущенные Светой. Спросите, как бы они поступили на месте Светы. Не забывайте, что каждый рецепт обязательно должен быть мотивированным, обоснованным. Интересно и то, как ваши собеседники представят возможную реакцию на действия Светы со стороны девочек-школьниц. Надеемся, что уже на этом этапе прозвучат очень важные для нас, как воспитателей, мысли: «друзей нельзя обижать», «надо думать не только о себе, но и о друзьях», «Света должна была просчитать последствия своих поступков».
Разобравшись с текстом, смело апеллируйте к опыту ваших собеседников. Случалось ли им совершать необдуманные поступки? К какому результату приводило детей стремление во что бы то ни стало добиться своего? Если тебе хочется одного, а у друга иные намерения, что делать? Испытывали ли ребята разочарование в друзьях? Доводилось ли им терпеть обиды от друзей? Надо ли прощать друзей? Как по возможности избежать ссор и конфликтов? Какого человека можно назвать другом? Эти вопросы не должны задаваться прямо, постарайтесь наполнить их конкретикой, «преломить сквозь призму» собственного опыта детей. Пусть появляются все новые и новые описания дружбы, друзей, сложностей и радостей человеческих взаимоотношений. Вам останется только помочь ребятам сделать необходимые обобщения, чтобы вместе открыть искомые истины. 

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Свете хотелось поиграть с девочками-школьницами?
2. Что предприняла Света для осуществления своего желания?
3. Света беспокоилась, что большие девчонки не примут ее в игру?
4. Что произошло со Светой?
5. Какой поступок совершила Света?
6. Света подумала, прежде чем действовать? Ее поступок можно назвать обдуманным?
7. Что почувствовала Мила? Мила обиделась?
8. Что бы вы испытали на месте Милы? Вам было бы приятно?
9. Вы продолжали бы дружить со Светой?
10. Скорее всего Света потеряла подругу. Согласны?
11. Света подумала, что своим поведением может обидеть Милу?
12. Света подумала о последствиях своего поступка?
13. Какие правила поведения нарушила Света?
14. Света поступила хорошо? Красиво?
15. Вы бы поступили так же, как Света, или по-другому? Почему?
16. На месте больших девчонок вы приняли бы Свету в игру? Подружились бы с ней? Почему?
17. Как вы думаете, Свете станет стыдно, она пожалеет о последствиях своего поступка?
18. Совершали ли вы поступки, за которые вам потом было стыдно?
19. Вас когда-нибудь обижали друзья? А вы вели себя неправильно по отношению к друзьям? Сожалели потом о своем поведении?
20. Хорошо иметь друзей? Почему?
21. Что легче – подружиться или поссориться?
22. Из-за чего могут поссориться друзья?
23. Можно ли потерять дружбу? Как ее сохранить?
24. Как вы понимаете выражение «старый друг лучше новых двух»?
25. Если думать только о себе, делать так, чтобы только вам было хорошо, станут ли с вами дружить?
26. Опишите своих друзей. Какими качествами они обладают? За что вы их любите?
27. Чем вам помогают друзья? Чем вы им помогаете?
28. Что делать, если друг ведет себя плохо, неправильно, обижает вас ни за что, кричит, ругается?
29. Можно ли обидеть друга нечаянно?
30. Какие последствия бывают у плохих поступков?
31. «Сначала подумай – потом сделай». Согласны? Почему?
32. Как вы понимаете пословицу «Семь раз отмерь – один отрежь»?
33. Кто лучше ответит на вопрос – тот, кто подумает, или тот кто сразу скажет ответ?
34. Что будет с людьми, если они разучатся думать?
35. Какой поступок можно назвать необдуманным?
36. Про каких людей говорят: он ведет себя «как бешеный», «как будто с цепи сорвался», «он неуправляемый»?
37. Можно сначала придумать картину, а потом нарисовать. Инженер сначала придумывает план дома, потом строители его возводят. Можно ли сначала придумать? как ты будешь себя вести, а потом – поступить в соответствии со своим планом?
38. Вы думаете о том, как будете вести себя в гостях, на утреннике, когда пойдете в школу?
39. Можно ли управлять своим поведением? Как? Так же как автомобилем?
40. Когда родители говорят вам: «Ты что, не понимаешь слов»?
41. Папа сказал сыну: «Успокойся, ты вышел из себя». Что он имел в виду? Куда «вышел» сын?
42. Всегда ли необдуманные поступки бывают плохими?

Упражнение «Друг в беде не бросит»

Предложите детям представить следующую ситуацию:

Вы хотите поиграть с незнакомыми ребятами. Вас принимают в игру, а вашего лучшего друга – нет. Что вы будете делать?
Вы разбили вазу. Взрослые решили, что виноват ваш друг. Ругают его. Как вы поступите?
Вы познакомились с мальчиком, у которого много красивых игрушек. А у вашего друга таких нет. Вы станете играть только с новым знакомым?
Нужно ли ссориться с другом, если вы хотите играть в «догонялки», а он в «прятки»?

Упражнение «Необдуманный поступок»

Расскажите детям нижеприведенные истории, и пусть ребята ответят на вопросы.

Мама ласково уговаривала Петю: «Ну прочитай еще одно предложение, пожалуйста».
«Не буду, надоело, отойди, гулять хочу!» – ужасно разозлившись, кричал Петя.
Мама повторила свою просьбу тихим голосом, почти шепотом.
Петя разозлился еще больше и … вырвал страничку из букваря.
Мама вышла из комнаты.
Пете стало жалко маму, жалко себя. Ах если бы все можно было вернуть обратно!
Петя думал о последствиях своего поступка? Что ему теперь делать? Помогите.

Бабушка кормила Таню с ложечки как маленькую. «Еще одну за папу, за маму», – умоляла бабушка.
Таня капризничала, топала ногами, визжала. Как оттолкнет от себя тарелку с кашей! Каша по всему столу так и растеклась. Ничего не сказала бабушка. Только уголок фартука к глазам поднесла. Тане стало очень стыдно. Больше бабушка ее с ложечки никогда не кормила.
Таня думала о последствиях своего поступка? Как она поступила?

Упражнение «Надо было раньше думать»

Жили-были на свете друзья Коля и Петя. Все бы хорошо, да вот только Коля часто над Петей шутил, иногда и слово грубое мог сказать. Петя один раз попросил не делать так больше, другой… А потом подружился с Васей. Обидно стало Коле, плохо одному, понял он свою ошибку. Подошел к Пете. «Давай снова дружить, я тебя обижать не буду», – сказал. «Надо было раньше думать», – ответил Петя.
Что он имел в виду? Коля ведь думал, когда шутки свои сочинял?

Упражнение «Криком и слезами делу не поможешь»

Не получалось у Маши вышивать красиво, и у Иры не получалось. Маша сразу кричать начинала, ногами топать, то нитки тонкие, то у иголки ушко узенькое, то пяльцы из рук сами выскакивают, не удержишь. Бросала девочка работу. Ира терпелива была. Заново все переделывала. Палец уколет и то не плачет. Теперь Ирины вышивки на выставке висят, ими люди любуются. А Маша читать учится – то буквы слишком мелкие, то никак в слоги не складываются, то слова слишком длинные.
Почему так получается? Какими вырастут девочки?

Упражнение «Сначала хорошенько подумай»

Попросите детей сначала быстро ответить на вопросы, а потом ответить, хорошенько подумав.
Когда ребята дали больше правильных ответов, почему так получилось?

Вопросы:
- Сколько ног у паука?
- Какого цвета красный шарф?
- Сколько весит один килограмм сосисок?
- Какой месяц идет за январем?
- Сколько у вас родственников?

Упражнение «Последствия поступков»

Спросите у детей, какие последствия наступят после всех нижеперечисленных поступков? Почему?

Мальчик пришел на берег пруда. Увидел табличку «Купаться запрещено». Смело вошел в воду. Что дальше?
Шофер увидел знак, запрещающий быструю езду, и прибавил скорость. Что дальше?
Воспитательница просила не шуметь в тихий час. Дети затеяли сражение подушками. Что дальше?
Девочке говорили: «Не заходи далеко в лес». Она не послушалась. Что произошло?