Автор: урок провёл М.В. Телегин
Аннотация: человеческая глупость… и ум! Кого можно назвать умным человеком? Гносеологические пассажи в исполнении первоклассников. Занятие проведено в 1993 году, в 1995 текст опубликован в России (сборник «Мышление» №1, 1995) и в США, профессором Мэтью Липманом в аналогичном американском издании.
Учитель: Представьте себе, что какой-то человек считает себя глупым, но что дает ему право так думать о себе? Антон: Потому что он глупый, вот и все. Коля: Он просто неумный. Света: Человек может считать себя глупым, потому что он ничего, совсем ничего не знает. Какой бы вопрос ему не задавали, он не знает, что ответить. У него голова пустая, совсем без мыслей. Вова: Да, согласен, глупый ничего не знает, да и не хочет знать, ему и так хорошо. Катя: Постойте, но ведь нет человека, который ничегошеньки не знает, уж совсем ни одной, даже маленькой мысли не имеет. Он ведь думает о себе, что он глупый, значит он что-то все-таки знает, хотя бы то, что он глупый. Камила: Ну да, как его зовут, он ведь тоже точно знает. Леша: А вдруг этот человек на самом деле не глупый, а просто хочет убедить всех в своей собственной глупости, так ему легче добиваться своих целей, он просто притворяется, обманывает, он просто очень хитрый! Учитель: Так как же определить, глуп ли человек на самом деле, или он притворяется.А вдруг у него о себе ложное мнение? Катя: Нет такого человека, который вообще ничего не знает, он же не бревно какое-то. Саша: Если такого человека нет, то значит, по-твоему, и глупых нет вовсе? Вова: Глупый, конечно, что-то знает, но не все, а совсем мало, а умный все знает, все умеет, все у него получается. Коля: Неужели ты думаешь, что есть человек, который всё-всё обо всём знает? Вова: Есть! Ученый! У него все что-то спрашивают, он им помогает, всегда с разными книгами ходит, читает их. Всё знает... Катя: Один человек, даже очень ученый, не может знать все, он может знать ... ну точно меньше половины, потому что на свете так много разного. Камила: Для его мозга, пусть даже большого, ученого, очень трудно весь мир вместит, а чтобы на все вопросы ответить, ему всей жизни не хватит... Антон: Одного мозга, который в голове, мало будет, нужно еще спинной мозг мыслями загрузить. (Смех, оживление) Учитель: Неужели и ученый может быть глупым? Света: Ученые разные бывают. Химики, математики, биологи, по русскому языку, физике. Вот который по математике, он по своему предмету очень даже умный, а по биологии, может, и не очень, а может, и совсем глупый. Коля: Вот, например, какому-то ученому не хочется больше открытия всякие делать, и он пошел строителем. Взял, и дом не так построил, не из тех кирпичей, дом и развалился, упал, очень глупо получилось. Саша: Выходит, что ученый, когда открытие делал, умным был, а когда на строителя пошел, сразу глупым стал? Вова: Да, вроде так. А может, ученый сразу и умный и глупый?.. Леша: Нет, не так! Вот я, когда в школу потел, я же не был глупым, я просто ничего еще не умел, буквы наоборот писал, цифры путал, но я и сейчас не все научился правильно делать. Я много чего не знаю, ну там, физику, химию, ну ничего, я же не глупый, поучусь обязательно. Антон: Вот так и ученый, он не глупый был, просто взялся не за свое дело, вот и дом развалился. Витя: Я понял, умный только свое дело знает, берется исполнять, что умеет, у него все к месту, он знает, чего хочет добиться, и что для этого делать. Глупый, он, может, и знает что-то, да применить свои знания не умеет. У него все мысли перепутаны. Учитель: Все ли с Витей согласны? Катя: Я согласна, у глупого в голове каша. Вова: Из чего каша, из гречки или из манки? Катя: Из мыслей! Саша: Ну да, глупый не знает, чего он хочет. Даже если какой-то человек ему стремится помочь, он эту помощь отвергает! Витя: Умный свои мысли развивает, свой ум развивает, следит за ним, вот он ему и помогает добиться того, чего умный хочет. Он свои мысли, свои дела связывает и напрвляет их туда, где они пользу приносят и ему и другим людям. Коля: А у глупого в голове киш-миш какой-то из мыслей, все перемешано. Это ему и мешает. Света: Вот хочет умный человек аппарат сделать, чтобы тот зерна в землю ссыпал, и у него что-то не получается. Он тогда посмотрит, что именно не получается, ну, может, зерна не туда попадают. Он посмотрел, переделал, и все заработало! Витя: Умный свои мысли, как зернышки на ниточку нанизывыает. как бусы, одна к другой. Смотрит, думает, не спешит, и у него все получается. Антон: Умный знает, чего он хочет, и как мысли свои связать, а потом в дела превратить, а потом кричит: "Получилось!" Учитель: А как же умный свои мысли связывает, какой же ниточкой такой волшебной, что она всегда его прямо к цели выводит? Катя: Умный, он читает очень много, у всех учится, все правила знает, обо всем спрашивает, любознательный такой ... Саша: А может, его кто-то обманет, или в книжечке ошибка будет?.. Коля: Ну, он тогда проверит, один раз что-то сделает не так, ошибется, глупо поступит. Поймет, что его обманули, правильно все сделает, он ведь умный. Вова: А я думаю, что эта веревочка - его желания, воля. Если очень-очень захотеть, то все можно сделать, добиться своего. Камила: Да, но глупый тоже может очень-очень захотеть, биться как рыба об лед, и не суметь, он же не знает, как мысли свои связать, чтобы правильно получилось. Катя: Видимо, одного только желания маловато, надо учиться у людей, знающих, как что делать. Саша: А если человек что-то в самый первый раз делает, ему тогда еще не у кого поучиться, и никто ему не подскажет, не поучит его, как правильно поступить. Или, например, древние люди. Им же никто ничего не рассказывал, не показывал, они сами до всего додумались. Вова: А может, им бог помогал? Учитель: Я, кажется, догадался, как умный человек свои мысли связывает. Дети: Как? Учитель: Я вам очень простой пример приведу, и вы сами догадаетесь. Дети: Хорошо. Учитель: Представьте себе, что вы никогда под дождь не попадали. Выходите из дома, смотрите на небо, и видите, что все оно тучами затянуто, молнии сверкают ... Дети: Дождь будет! Учитель: Но вы же этого еще не знаете, раньше под дождь никогда не попадали. Без зонтика выходите, просто так, промокаете, очень глупо получается. Леша: В следующий раз, если на небе тучи, мы уже без зонтика не пойдем, или вовсе дома останемся. Учитель: Вот и получается, что как тучи и дождь связаны ... Катя: ... так и наши мысли связаны. Если мы видим тучи, значит, знаем, что дождик будет, надо зонтик с собою брать. Так вот почему мы можем по-умному поступать, свои мысли связывать. Антон: Я понял, почему мысли связаны. Потому что человек все наблюдает, записывает, учится у природы, она ему все подсказывает. Камила: Глупый один раз тучи видел, зонтик не взял, весь промок, другой раз, третий и заболел совсем. Умный один раз под дождь попал, а в следующий раз он уже знает, что раз на небе тучи, дождь обязательно будет. Мысль о тучах с мыслью о дожде и зонтике уже связана, и он знает, что умно поступить, значит зонтик с собой взять. Учитель: Так чем же умный от глупого отличается? Саша: Умный у природы учится, в ней все связано, он за этим смотрит, и мысли свои точно так же связывает. Вова: Умный знает, чего он хочет, не за свое дело не берется, свои знания к месту применяет. Коля: Умный у других людей учится, с благодарностью помощь принимает, спрашивает много, книги читает. Антон: Умный постепенно шаг за шагом к своей цели идет, если что не получается, то переделывает. Дети: Глупый все наоборот делает! Учитель: Ребята, какие же вы у меня умные!
|