doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Фрагмент урока по программе «Философия для детей» («Ромашка – Почемучка»)
Фрагмент урока по программе «Философия для детей» («Ромашка – Почемучка»)

 Автор: урок провёл М.В. Телегин

Аннотация: человеческая глупость… и ум! Кого можно назвать умным человеком? Гносеологические пассажи в исполнении первоклассников. Занятие проведено в 1993 году, в 1995 текст опубликован в России (сборник «Мышление» №1, 1995) и в США, профессором Мэтью Липманом в аналогичном американском издании.
 

Учитель: Представьте себе, что какой-то человек считает себя глупым, но что дает ему право так думать о себе?
Антон: Потому что он глупый, вот и все.
Коля: Он просто неумный.
Света: Человек может считать себя глупым, потому что он ничего, совсем ничего не знает. Какой бы вопрос ему не задавали, он не знает, что ответить. У него голова пустая, совсем без мыслей.
Вова: Да, согласен, глупый ничего не знает, да и не хочет знать, ему и так хорошо.
Катя: Постойте, но ведь нет человека, который ничегошеньки не знает, уж совсем ни одной, даже маленькой мысли не имеет. Он ведь думает о себе, что он глупый, значит он что-то все-таки знает, хотя бы то, что он глупый.
Камила: Ну да, как его зовут, он ведь тоже точно знает.
Леша: А вдруг этот человек на самом деле не глупый, а просто хочет убедить всех в своей собственной глупости, так ему легче добиваться своих целей, он просто притворяется, обманывает, он просто очень хитрый!
Учитель: Так как же определить, глуп ли человек на самом деле, или он притворяется.А вдруг у него о себе ложное мнение?
Катя: Нет такого человека, который вообще ничего не знает, он же не бревно какое-то.
Саша: Если такого человека нет, то значит, по-твоему, и глупых нет вовсе?
Вова: Глупый, конечно, что-то знает, но не все, а совсем мало, а умный все знает, все умеет, все у него получается.
Коля: Неужели ты думаешь, что есть человек, который всё-всё обо всём знает?
Вова: Есть! Ученый! У него все что-то спрашивают, он им помогает, всегда с разными книгами ходит, читает их. Всё знает...
Катя: Один человек, даже очень ученый, не может знать все, он может знать ... ну точно меньше
половины, потому что на свете так много разного.
Камила
: Для его мозга, пусть даже большого, ученого, очень трудно весь мир вместит, а чтобы на все вопросы ответить, ему всей жизни не хватит...
Антон: Одного мозга, который в голове, мало будет, нужно еще спинной мозг мыслями загрузить.
(Смех, оживление)
Учитель: Неужели и ученый может быть глупым?
Света: Ученые разные бывают. Химики, математики, биологи, по русскому языку, физике. Вот который по математике, он по своему предмету очень даже умный, а по биологии, может, и не очень, а может, и совсем глупый.
Коля: Вот, например, какому-то ученому не хочется больше открытия всякие делать, и он пошел строителем. Взял, и дом не так построил, не из тех кирпичей, дом и развалился, упал, очень глупо получилось.
Саша: Выходит, что ученый, когда открытие делал, умным был, а когда на строителя пошел, сразу глупым стал?
Вова: Да, вроде так. А может, ученый сразу и умный и глупый?..
Леша: Нет, не так! Вот я, когда в школу потел, я же не был глупым, я просто ничего еще не умел, буквы наоборот писал, цифры путал, но я и сейчас не все научился правильно делать. Я много чего не знаю, ну там, физику, химию, ну ничего, я же не глупый, поучусь обязательно.
Антон: Вот так и ученый, он не глупый был, просто взялся не за свое дело, вот и дом развалился.
Витя: Я понял, умный только свое дело знает, берется исполнять, что умеет, у него все к месту, он знает, чего хочет добиться, и что для этого делать. Глупый, он, может, и знает что-то, да применить свои знания не умеет. У него все мысли перепутаны.
Учитель: Все ли с Витей согласны?
Катя: Я согласна, у глупого в голове каша.
Вова: Из чего каша, из гречки или из манки?
Катя: Из мыслей!
Саша: Ну да, глупый не знает, чего он хочет. Даже если какой-то человек ему стремится помочь, он эту помощь отвергает!
Витя: Умный свои мысли развивает, свой ум развивает, следит за ним, вот он ему и помогает добиться того, чего умный хочет. Он свои мысли, свои дела связывает и напрвляет их туда, где они пользу приносят и ему и другим людям.
Коля: А у глупого в голове киш-миш какой-то из мыслей, все перемешано. Это ему и мешает.
Света: Вот хочет умный человек аппарат сделать, чтобы тот зерна в землю ссыпал, и у него что-то не получается. Он тогда посмотрит, что именно не получается, ну, может, зерна не туда попадают. Он посмотрел, переделал, и все заработало!
Витя: Умный свои мысли, как зернышки на ниточку нанизывыает. как бусы, одна к другой. Смотрит, думает, не спешит, и у него все получается.
Антон: Умный знает, чего он хочет, и как мысли свои связать, а потом в дела превратить, а потом кричит: "Получилось!" 
Учитель: А как же умный свои мысли связывает, какой же ниточкой такой волшебной, что она всегда его прямо к цели выводит?
Катя: Умный, он читает очень много, у всех учится, все правила знает, обо всем спрашивает, любознательный такой ...
Саша: А может, его кто-то обманет, или в книжечке ошибка будет?..
Коля: Ну, он тогда проверит, один раз что-то сделает не так, ошибется, глупо поступит. Поймет, что его обманули, правильно все сделает, он ведь умный.
Вова: А я думаю, что эта веревочка - его желания, воля. Если очень-очень захотеть, то все можно сделать, добиться своего.
Камила: Да, но глупый тоже может очень-очень захотеть, биться как рыба об лед, и не суметь, он же не знает, как мысли свои связать, чтобы правильно получилось.
Катя: Видимо, одного только желания маловато, надо учиться у людей, знающих, как что делать.
Саша: А если человек что-то в самый первый раз делает, ему тогда еще не у кого поучиться, и никто ему не подскажет, не поучит его, как правильно поступить. Или, например, древние люди. Им же никто ничего не рассказывал, не показывал, они сами до всего додумались.
Вова: А может, им бог помогал?
Учитель: Я, кажется, догадался, как умный человек свои мысли связывает.
Дети: Как?
Учитель: Я вам очень простой пример приведу, и вы сами догадаетесь.
Дети: Хорошо.
Учитель: Представьте себе, что вы никогда под дождь не попадали. Выходите из дома, смотрите на небо, и видите, что все оно тучами затянуто, молнии сверкают ...
Дети: Дождь будет!
Учитель: Но вы же этого еще не знаете, раньше под дождь никогда не попадали. Без зонтика выходите, просто так, промокаете, очень глупо получается.
Леша: В следующий раз, если на небе тучи, мы уже без зонтика не пойдем, или вовсе дома останемся.
Учитель: Вот и получается, что как тучи и дождь связаны ...
Катя: ... так и наши мысли связаны. Если мы видим тучи, значит, знаем, что дождик будет, надо зонтик с собою брать. Так вот почему мы можем по-умному поступать, свои мысли связывать.
Антон: Я понял, почему мысли связаны. Потому что человек все наблюдает, записывает, учится у природы, она ему все подсказывает.
Камила: Глупый один раз тучи видел, зонтик не взял, весь промок, другой раз, третий и заболел совсем. Умный один раз под дождь попал, а в следующий раз он уже знает, что раз на небе тучи, дождь обязательно будет. Мысль о тучах с мыслью о дожде и зонтике уже связана, и он знает, что умно поступить, значит зонтик с собой взять.
Учитель: Так чем же умный от глупого отличается?
Саша: Умный у природы учится, в ней все связано, он за этим смотрит, и мысли свои точно так же связывает.
Вова: Умный знает, чего он хочет, не за свое дело не берется, свои знания к месту применяет.
Коля: Умный у других людей учится, с благодарностью помощь принимает, спрашивает много, книги читает.
Антон: Умный постепенно шаг за шагом к своей цели идет, если что не получается, то переделывает.
Дети: Глупый все наоборот делает!
Учитель: Ребята, какие же вы у меня умные!