doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Диалогический метод как средство повышения качества дошкольного образования
Диалогический метод как средство повышения качества дошкольного образования


Название: Диалогический метод как средство повышения качества дошкольного образования

Автор: старший воспитатель МДОУ «Светлячок» (г.Лянтор) Вера Алексеевна Гобнасырова

Аннотация: В Ханты-Мансийском автономном округе, в Сургутском районе, в городе Лянторе работает замечательный детский сад – «Светлячок», один из пионеров внедрения программ «Философия для детей» и «Воспитательный диалог» в образовательную практику. «Душой», главной движущей силой эксперимента уже много лет является старший воспитатель «Светлячка» Вера Алексеевна Гобнасырова. Очень рады возможности познакомить Вас с весьма интересным и содержательным докладом, сделанным Верой Алексеевной в рамках практической конференции «IX Знаменские чтения», проходившей на базе Сургутского педагогического университета.  Об истории эксперимента по «Философии для детей» в «Светлячке» читайте в статье М.В.Телегина «О философии для детей в Ханты-Мансийском автономном округе», представленной на страницах нашего сайта.

 

 

 

В детском саду «Светлячок» г. Лянтор с января 2007г. работает районная экспериментальная площадка по программе «Философия для детей» («Воспитательный диалог» Телегина М.В.) Обобщая опыт работы по программе, мы видим результат реализации нашей образовательной инициативы в следующем:
1.    На базе МДОУ разработан комплекс развивающих занятий для детей старшего и подготовительного к школе  возраста по программе «Философия для детей» («Воспитательный диалог» М. В. Телегина) и система пропедевтической работы с детьми, начиная с раннего возраста.
2.    Апробированы и уточнены диагностические методики, позволяющие отслеживать развитие детей, занимающихся по программе «Философия для детей».
3.    Проводится комплекс мероприятий с родителями в рамках экспериментальной программы.
4.    Осуществляется методическая и психологическая поддержка педагогических кадров, работающих по программе «Философия для детей».

Технология организации занятий: развивающий диалог, организованный  в самообучающемся сообществе детей.

Это особый тип интеллектуальной игры, складывающийся в группе общими усилиями педагога и детей. Мыслительные навыки отрабатываются в специально подобранных играх, цель которых учить детей слушать и слышать друг друга, уметь задавать вопросы по теме беседы, вести диалог в культурной форме, апеллировать к ответу товарища, формулировать простейшие понятия, делать логические выводы и обобщения. Самой трудной для воспитателя частью занятия является организация дискуссии с детьми.
Основные приёмы  и методы организации дискуссии:

Метод «Агона» - метод конфронтационный, спор, открытое столкновение позиций, возникающее, когда дети высказывают две или несколько различных точек зрения, что вызывает их сопоставление, координацию, стимулирует размышление. Мы наблюдаем социально – познавательный конфликт между собеседниками, имеющими разные точки зрения. Дети, участники такого диалога – спора, осваивают умение слушать и слышать разные мнения товарищей, обсуждать их, иногда меняют собственное мнение в процессе дискуссии. В споре согласуются  противоречивые точки зрения, расширяется глубина обсуждаемого понятия.

Метод майевтики применяется, когда дети уже дали ответы на поставленные вопросы, высказали собственные представления, идеи и, предполагая, что проблема решена, потеряли стимул к дальнейшему размышлению. Как правило, дети высказывают только «узкую», «конкретную», со ссылками на отдельные примеры точку зрения. Педагог должен помочь ребёнку занять рефлексивную позицию по отношению к собственной точке зрения, создать условия, в которых дети смогут понять неполноту, незавершённость имеющейся позиции. Не опровергая мнения собеседника, ведущий диалога задает вопросы, расширяющие личный опыт ребёнка, требующие движения от конкретного к абстрактному, от частного к общему, от житейских представлений к более культурным, доступным на данном этапе развития детей.

Действуя в логике деструктивной майевтики, педагог может привести пример, явно опровергающий точку зрения собеседника, создать такой контекст, в котором собеседник сам способен обнаружить внутренние противоречия своей позиции. Например, обратить внимание  собеседника на противоречие его позиции реальным фактам.

Для организации воспитательного диалога необходимо научить детей соблюдать определённые правила. Каждый участник диалога имеет право высказать любое собственное мнение по теме беседы, надо только его пояснить, доказать, обосновать. Говорить можно только по очереди, не перебивая друг друга. Важно развивать умение детей внимательно слушать высказывания товарищей. Начиная говорить, ребёнок поясняет, согласен ли он с мнением предыдущего выступающего или нет, в чём согласен или не согласен.

Педагог берёт на себя не роль авторитарного руководителя,  а демократичную роль диспетчера, при этом он так же должен придерживаться определённых правил: тема беседы должна быть интересна детям, внутри неё существует несколько проблемных вопросов, актуальных для детей.

Вопросы для беседы подбираются так, чтобы они требовали неоднозначных ответов, чтобы каждый ребёнок мог высказаться. Необходимо давать детям время, чтобы каждый мог подумать, не торопясь. Воспитатель заранее продумывает дополнительные вопросы, в случае, если дети не могут дать ответа на основной вопрос.

В случае необходимости воспитатель помогает ребёнку сформулировать свою позицию словами: «Если я тебя правильно понял, ты хотел сказать, что…» Нельзя давать оценочные характеристики  ответам детей, ни плохие, ни хорошие. Можно только попросить: «Поясни своё мнение» или спросить у других детей: «А вы как думаете?»

Возникает вопрос, для всех ли детей подходит такая система обучения? В любой нашей группе, работающей по экспериментальной программе, выделяется группа детей-лидеров, которые ярко раскрываются на этих занятиях. Они выдвигают предположения, активно участвуют в дискуссиях, испытывают гамму эмоций от растерянности, мучительного поиска до восторга. Но есть и большая группа пассивных детей, которые предпочитают послушать товарищей, произвольное внимание которых ещё недостаточно развито. В реальной практике воспитатель старается заинтересовать всех детей. Поэтому, учитывая психофизические особенности детей дошкольного возраста, мы уделяем большое внимание игровой мотивации. Занятия проводятся в форме различных путешествий (в страну Философию, в Солнечный город)  или сказочных приключений (на балу у Золушки, путешествие Колобка, прогулка в сказочный лес).

Обращая внимание на то, что для старших дошкольников основным видом мышления является наглядно – образное, в своих занятиях мы используем яркие, часто изготовленные руками педагогов пособия, игрушки. Активизируя непроизвольное внимание воспитанников, в течение одного занятия не менее трёх раз меняем площадку. Начиная занятие с организационного момента в приёмной, проводим основной диалог в группе,  а физкультурную паузу на тему занятия – в спальне. Учитывая быструю утомляемость дошкольников, воспитатель так планирует занятие, что сначала дети работают стоя, участвуют в диалоге, сидя на стульчиках, а самостоятельную деятельность или закрепляющую игру проводят, сидя на ковре.

Технология воспитательного диалога применима на любых познавательных занятиях, но практическое её использование требует от педагога определённых качеств и навыков. Это, прежде всего, хорошо развитая речь, гибкость мышления, позволяющая ориентироваться в нестандартных ситуациях, возникающих на занятии. С накоплением опыта проведения дискуссий с детьми, знания педагогом, основных путей решения проблемы в мировой культурной практике, мастерство воспитателя значительно возрастает.

Проектирование диалогов с детьми требует от педагога времени, четкой постановки цели, то есть знания, куда нужно привести детей в результате дискуссии. Какие для этого выбрать приёмы? Важно понимать, как могут среагировать дети, какие типичные ответы они обычно дают? Это основные трудности, которые трудно преодолеть среднему педагогу. Для того, чтобы помочь воспитателю избавиться хотя бы от части этих проблем, мы разрабатываем схемы диалогов, позволяющие педагогу заранее планировать ход дискуссии.
Формы организации работы  по программе «Философия для детей» («Воспитательный диалог»)
I.    Работа с детьми осуществляется в процессе пропедевтической работы, начиная с раннего возраста согласно специально разработанному плану, обеспечивающему связь экспериментальной программы с целями и задачами дошкольного учреждения, основной образовательной программой «Детство», программами других специалистов. Целью пропедевтической работы является улучшение качества развития детей, подготовка их к работе по программе «Философия для детей», создание единого образовательного пространства в детском саду.
В старшем и подготовительном к школе возрасте основная работа по программе проводится на организованных занятиях подгруппами по 10-12 человек согласно сетке занятий и перспективному годовому плану 1 раз в неделю. Воспитатели планируют организацию диалогов в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах, при общении в малых группах, сюжетно – ролевых играх; наблюдениях на прогулках. В каждой группе составляется план организации индивидуальной работы с детьми  по результатам диагностики 1-2 раза в неделю в виде дидактических игр, подобранных педагогом с учетом особенностей развития ребёнка. Интересно наблюдать, как возникают игровые диалоги между детьми в специально организованной путём создания педагогически обоснованной предметно - развивающей среды, самостоятельной деятельности детей.

Динамика развития диалогической речи детей:

В течение 5 лет наблюдается, что рост количества детей, имеющих высокий уровень развития диалогической речи (в %), в экспериментальных группах происходит быстрее, чем в контрольных группах. Графически это наблюдается как угол наклона прямой к горизонту.
Таблица 1.

 

Большой процент родителей выпускников детского сада при поступлении детей в начальную школу выбирают программы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, «Школа 2100», «Гармония». Учителя начального звена школы №4, расположенной рядом с детским садом, из года в год дают высокие оценки коммуникативным навыкам выпускников детского сада «Светлячок», развитию речи, умению высказать и мотивировать своё мнение, культуре диалога. Выпускники детского сада «Светлячок», прошедшие обучение по программе «Философия для детей» в 2001году, полным составом перешли в школу №4. Сейчас эти дети обучаются в 9 классе. За все годы обучения класс показал себя активным, дружным, сплоченным, коммуникативным. Дети охотно занимаются по программе «Шаг в будущее», участвуют в предметных олимпиадах. Систематически отслеживая успеваемость выпускников детского сада в школе, мы выяснили, что дети высокого уровня (успеваемость на 4 и 5) составили 70,8%, а средний балл выпускников ДОУ составляет 4,3 балла. Неуспевающих детей нет.

II.    Система работы с родителями:

С целью обеспечения родителей информацией  о программе «Философия для детей» в коридорах и на лестницах детского сада, в приёмных групп, работающих в экспериментальном режиме, оформлены разнообразные стенды, сообщающие о ходе экспериментальной работы с детьми. Всегда интересно познакомиться с высказываниями детей по темам занятий, привлекают внимание красочно оформленные консультации, памятки по развитию диалогической речи, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков детей.

Ежегодно проводятся занятия родительского университета по внедрению программы «Философия для детей» в образовательное пространство групп, включающие анализ анкетирования родителей по развитию речи детей, ознакомление с экспериментальной программой, её целями и задачами. Занятия проводятся в интерактивной форме. Организуется диалог с взрослыми, позволяющий родителям испытать на себе приёмы диалогического общения с ребёнком. Всегда привлекает родителей демонстрация видеозаписей занятий, позволяющая наглядно видеть достижения детей в ходе реализации программы. Педагоги совместно с группой детей показывают игры, которые родители могут использовать в домашних условиях с целью развития речи и навыков общения у детей. Оформляется выставка работ с высказываниями детей по теме занятия родительского университета. В конце занятия родители заполняют небольшие анкеты, пишут свои пожелания в книге отзывов, которые помогут нам в дальнейшем улучшить работу.
В подготовительных группах пользуется популярностью весёлая сюжетная интеллектуальная игра «Босоногие Сократы», проводимая совместно с родителями и детьми как итоговое занятие по программе.
В качестве рекламной продукции в детском саду издан красочный буклет для родителей о ходе реализации программы.

III.    Работа с педагогами по программе «Философия для детей»  строится на основе единого годового перспективного плана. Координация деятельности всех специалистов и связь с основной образовательной программой производится с помощью плана пропедевтической работы с детьми на основе единого недельного тематического плана. Подготовка педагогов к работе по программе включена в их повседневную практическую работу.

Организуя работу с педагогами, мы сталкиваемся с проблемами, аналогичными проблемам подготовки учителей развивающего обучения. В практике воспитателя появляются сотни вопросов, которые невозможно предусмотреть никакими методиками. Воспитатель может поменять ход занятия в зависимости от детской реплики или выражения лица. В ходе организации диалога дети постоянно ставят перед воспитателем новые проблемы, часто неожиданные, что тоже является стимулом к саморазвитию педагога. Воспитатели, освоившие технологию, признаются, что они уже не могут работать по-другому!
Для повышения заинтересованности педагогов используется система нематериальной мотивации, включающая размещение информации об активных участниках экспериментальной деятельности, их успехах, проведенных мероприятиях на стендах в коридорах и приёмных групп. По итогам учебного года проводится присвоение званий «Педагог – экспериментатор», «Лучшая группа года». Людям было приятно увидеть информацию о своей деятельности  в памятном буклете детского сада, показать его дома своей семье.

В детском саду разработана система психолого – педагогического сопровождения экспериментальной деятельности. Ежегодно проводится самодиагностика педагогов на определение уровня владения педагогами технологией воспитательного диалога. По результатам анкетирования планируется методическая работа с педагогами на следующий учебный год. Педагог – психолог 2 раза в год проводит диагностику эмоционального выгорания. Для сотрудников, показавших высокий уровень эмоционального выгорания, а также для всех желающих педагогом – психологом планируются реабилитационные мероприятия: тренинг по арттерапии, релаксация, сюжетные тренинги типа «Восток».

Курсовая подготовка педагогов по программе «Философия для детей» проходила на базе ДОУ под руководством доцента МГПУ М. В. Телегина, который в течение 9 лет курирует экспериментальную деятельность коллектива. В настоящее время 18 человек имеют сертификаты на право преподавания программы «Философия для детей» в дошкольных образовательных учреждениях.

Педагоги на 100% обеспечены методической литературой по программе «Философия для детей».

В детском саду систематически работает кружок философов, где обсуждаются проекты занятий, выбираются оптимальные приёмы и методы мотивации детей и ведения диалога.

Ежегодно один из педагогических советов посвящается проблемам «Философии для детей», проводится обучающий или научно - практический семинар по экспериментальной программе.
Среди педагогов практикуются взаимопосещения занятий. Занятие, проведённое с одной подгруппой детей, обсуждается, вносятся коррективы, далее проводится занятие со второй подгруппой. По этой схеме в помощь воспитателям разработаны и апробированы схемы диалогов и конспекты занятий с детьми.
На базе детского сада проведены районные семинары по распространению опыта экспериментальной деятельности:
1.    в 2007 году научно – практический семинар «Организация экспериментально – инновационной деятельности в ДОУ»,
2.    в 2008 году «Организация воспитательно – образовательного процесса по программе «Философия для детей».

Литература:
1.    Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Московский городской психолого – педагогический университет, 2004г–288с.
2.    Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Московский городской психолого – педагогический университет, 2006г. - 272с.
3.    Интернет ресурсы: открытый сайт «Философия для детей»: http:www.p4c.ru.