doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Философия для детей в Лянторе: "Ты помнишь, как всё начиналось"
Философия для детей в Лянторе: "Ты помнишь, как всё начиналось"

Автор: старший воспитатель высшей категории детского сада «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей В. А. Габнасырова

Аннотация:
статья повествует о первых шагах программы "Философия для детей" ("Воспитательный диалог") в г. Лянторе. На сегодняшний день, экспериментальная площадка на базе детского сада "Святлячок" одна из самых лучших в России.


Ты помнишь, как всё начиналось?

К  2000г.  система дошкольного образования в далёком северном городе Лянтор, Сургутского района, вполне сложилась. Под единым централизованным управлением работали 10 ведомственных детских садов ОАО «Сургутнефтегаз». Приличная зарплата сотрудников, материальное обеспечение образовательного процесса, капитальные ремонты зданий,  стабильные коллективы опытных педагогов выгодно отличали наши сады от многих других образовательных учреждений. Однако, хотелось улучшить подготовку детей к школе, повысить уровень развития речи детей, дать в руки педагогам такой методический инструмент, который позволил бы значительно повысить качество воспитания и образования детей.
Как известно, кто ищет, тот и находит! По щучьему веленью, по нашему хотенью в далёком 1998 году в Лянтор приезжают с краткосрочными курсами, оплаченными Сургутнефтегазом, по программе «Философия для детей» молодые сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета С. Д. Ковалёв и М. В. Телегин. На лекции приглашены представители всех детских садов. Слушателей поразила высокая культура общения с аудиторией, прекрасное владение материалом, увлеченность молодых лекторов. Но дело не ограничивается теорией! Михаил Владимирович берёт группу совершенно незнакомых ему детей и проводит философские беседы о том, что такое настоящее и ненастоящее, чем кукла отличается от человека, почему старший брат не считается со своей младшей сестрёнкой. Как всё легко и просто! Первая реакция после ознакомления с курсом – немедленно попробовать со своими детьми!
Но оказалось, что это совсем не просто – организовать такой диалог. Сначала педагогу надо очень многому научиться: слушать и слышать детей, оказывать помощь ребёнку в аргументации его ответов, группировать и классифицировать ответы детей и ещё многому и многому другому.
Подобрать вопросы для воспитательного диалога тоже непростое дело:
• Вопрос должен быть:
• интересным для детей, вызывать живой непосредственный отклик у ребёнка.
• открытым, требующим неоднозначного ответа, чтобы каждый ребёнок мог высказать собственное мнение.
• построен так, чтобы дети могли привести примеры из собственной жизни.
Когда же детям покажется, что вот, наконец-то, они молодцы и решили поставленную проблему, тут и начинается самое интересное!
Педагог должен подобрать такой вопрос, который позволит взглянуть на проблему по-новому, расширить и углубить знания детей. Мнения ребятишек могут разделиться, ребёнку требуется аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения.
Но надо ещё организовать  дискуссию между детьми. Нужно выявить противоположные точки зрения у детей, обострить наметившиеся противоречия, только тогда начнётся настоящая дискуссия между шестилетками. Ох, как сложно приходится воспитателю!
Педагог старается так организовать диалог, чтобы исподволь подвести детей к выводам, провозглашающим нравственные и культурные ценности, выработанные всей историей нашей страны, всего человечества.
С помощью специальных игровых упражнений мы учим детей слушать и слышать друг друга, говорить по – очереди. Постепенно в группе формируется культура диалога, дети начинают обращаться друг к другу в ходе дискуссии, задавать вопросы.
Познакомившись с опытом работы детского сада «Гусельки» в г. Сургут, коллектив «Светлячка», взвесив и оценив свои инновационные ресурсы, приступил к инновационной деятельности по программе «Философия для детей» с благословения руководителя психологической службы управления детских дошкольных учреждений ОАО «Сургутнефтегаз» Марины Алексеевны Лось.
Оттолкнувшись от программы «Гуселек», мы попытались разработать свою программу, учитывая специфику местных условий. Где не хватало умения, там выручали энтузиазм и творческий порыв.
В 2000 году в работу по инновационной программе включились В. А. Габнасырова, Н. Н. Макурина, С. А. Медянникова, Т. П. Фасхутдинова, Л. Л. Редькина, А. Х. Ашибокова, А. Х. Валиева, Т. В. Мошкова, З. Я. Губайдуллина,  А. Д. Хибатуллина, В. А. Струсь, Г. А. Трофимова, Т. Ю. Добрынина, Р. З. Гайнутдинова.  Мы до сих пор с удовольствием вспоминаем, как собирались на заседания кружка философов, конструировали диалоги, подбирали игры по теме занятия, спорили, доказывали своё мнение. С волнением шли  на занятия с детьми. Практиковали взаимопосещения педагогов. Диалог, проведённый в подгруппе детей, анализировался, вносились конструктивные изменения, и далее уже скорректированное занятие проводилось в следующей подгруппе. Отрабатывались вопросы, подготовленные педагогом к занятию, игры, методические пособия.
Педагог – психолог Н. Н. Макурина с помощью М. А. Лось разработала систему психолого – педагогического сопровождения инновационной деятельности, включающую диагностику эмоционального выгорания педагогов, социометрические измерения в коллективе взрослых и детей, мероприятия по профилактике эмоционального выгорания.
Очень скоро мы поняли, что важнейшее значение имеет мотивация дошкольников к занятию. Коллективом были изучены приёмы и методы игровой мотивации на каждом этапе занятия. Сейчас мы широко применяем и сюжетные занятия, и перемену площадки. Маленькие дети такие непоседы! Учитывая их физиологические особенности, воспитатели так организуют деятельность группы, что дети одну часть занятия проводят стоя, другую - сидя на стульчиках, третью – сидя на коврике. Обязательно при этом используются дидактические игры, физкультурные паузы по теме занятия. Сражаться приходилось не только с трудностями освоения новой программы детьми и педагогами, но и с недостаточным знанием психологических особенностей внедрения любого новшества в коллектив. Сейчас появилось большое количество специальной литературы по организации и внедрению инноваций, 10 лет назад мы познавали их на собственном порою радостном, а порою и печальном опыте. Многих ошибок можно было избежать. Иные объективные события воспринимались как собственные ошибки, переживались эмоционально, а нужно было просто выждать время, чтобы новшества усвоились, стали привычными, отработанными.
Сказывался недостаток методической литературы по программе. Основную информацию получали на семинарах, проводимых под руководством С. Д. Ковалева и М. В. Телегина.
Но работа продолжалась. Выявлялись спонтанные представления детей, педагоги осваивали технологию воспитательного диалога, на заседаниях кружка философов совместно разрабатывались конспекты занятий. Упорство в достижении цели вознаграждалось горящими глазами семилетних детей, испытавших вкус диалога, разгоревшегося на занятии спора по актуальным для них, жизненным вопросам.
Весной 2004 года 14 педагогов детского сада «Светлячок», пройдя полный курс обучения, получили сертификаты Московского городского психолого-педагогического университета на право преподавания программы «Философия для детей» в дошкольных образовательных учреждениях.
Итак, пора было принять решение – нужна ли «Философия для детей»  ребятишкам города Лянтора, детям нефтяников, водителей, операторов, трактористов?
В ходе занятий по программе у детей формировалась уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание и умение обосновать, мотивировать своё мнение. С каждым годом число таких детей становилось всё больше. В каждой философской группе находилось несколько детей, которые буквально расцветали на глазах в ходе наших философских дискуссий, споров.
Каждый ребёнок должен получить свой шанс добиться успеха в жизни. Нам, воспитателям из далёкой сибирской глубинки, не без оснований казалось, что мы помогаем своим воспитанникам как можно лучше реализовать себя в будущей профессиональной деятельности и личной жизни.
Мы окончательно решили: «Философии для детей» в Лянторе быть!