Провёл: Телегин М.В. в городе Улан-Удэ.
Аннотация: В 2012 – 2013 учебном году исполняется 20 лет программе «Философия для детей» в России. К этому знаменательному событию будет приурочен целый ряд мероприятий, публикаций. В том числе, мы планируем разместить на страницах нашего сайта лучшие диалоги с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Педагоги, работающие по программе «Философия для детей» («Воспитательный диалог»), будем рады стенограммам ваших лучших бесед. Присылайте материалы по адресу:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Учитель: Здравствуйте, ребята. Ученики: Здравствуйте. Учитель: Посмотрите, сколько у нас гостей. Ученики: Много. Учитель: Не боитесь, будете со мной беседовать? Дети: Будем. Учитель: Вижу, вы ребята смелые. Дети: Да. Учитель: Смелым быть хорошо, смелый… Дети: Ничего не боится. Учитель: Ничего не бояться… Дети: Хорошо. Учитель: А бояться? Дети: Плохо, только трусы боятся. Учитель: Значит, вы ничего не боитесь? Ученик: Нет, я быка в деревне не испугался. Ученик: А я ночевал один. Ученик: А я ужастик смотрел, там монстр с пилой. Ученик: А я за сестру заступался. Учитель: Ну вот, я и не сомневался, что вы – смельчаки. Значит, получается, бояться, хорошо или плохо? Дети: Ну, мы же вам уже сказали, боятся только трусы, бояться плохо! Учитель: Все так думают? Дети: Конечно, только трусы боятся, нормальные – нет. Трусом быть плохо, а смелым – хорошо. Учитель: А кто самый смелый? Дети: лётчики, солдаты, пожарные. Учитель: Пожарные смелые? Дети: Да, ещё бы, очень смелые. Учитель: А чего они не боятся? Дети: Огня, дыма, высоты… Учитель: А пожарные хорошие? Дети: Да, хорошие. Учитель: Почему? Дети: Они людей спасают, по лестнице лезут, прямо в огонь бросаются… В блестящем костюме, в каске – очень смелые! Учитель: А вы видели когда-нибудь пожарную машину? Дети: Да, много раз. Учитель: А какого она цвета, что-то подзабыл? Дети: Красного, красного… Учитель: А как она гудит, какие сигналы подаёт, когда пожар случится? Дети: УУУУУУУ----УУУУ. Уши больно, и мигает ярко. Учитель: А мчится быстро пожарная машина? Дети: Быстро, ещё как! Учитель: А другие машины что делают? Дети: Что-что, дорогу уступают! Учитель: А почему пожарная машина так быстро мчится на пожар? Ученик: Как почему, а вдруг опоздаешь, и собачка сгорит. Ученик: Или котёнок. Ученик: Там люди в огне, пожарные мчатся, чтобы людей спасти. Минута…и всё сгорит, один дым останется, угли чёрные. Надо торопиться. Ученик: Спешить. Люди ведь. Старушки, или как моя сестрёнка, в коляске ещё. Учитель: Итак, почему же пожарные так быстро едут, почему пожарная машина так быстро мчится? Дети: Боятся опоздать, боятся не успеть спасти попавших в беду детей, стариков, домашних животных. Учитель: Значит – пожарные плохие люди! Ученики: Нет, почему это плохие, они очень хорошие. Учитель: Но они же боятся, а бояться всегда плохо, боятся только трусы, вы же сами говорили. Говорили? Дети: Это не то, это другое. Пожарные правильно боятся. Учитель: Правильно боятся… Здорово! Вы меня удивили, чуть позже обязательно вернёмся к мужеству пожарных, а пока… Представьте, что вы за рулём автомобиля. У тебя какой автомобиль? Ученик: Мерседес. Ученик: Вольво. Ученик: Тойота. Ученик: Рено. Учитель: Запорожца или Лады ни у кого нет. Ученик: У меня. Ученик: А я на велосипеде гоночном. Учитель: Отлично, поехали. ВВВВВВВВВ. Дети: ВВВВВВ, УУУУУ. Учитель: Представьте себе шофёра, который ничего не боится? Дети: Совсем-совсем? Учитель: Да, совсем-совсем. Он даже тормоз взял и отключил. И давай гнать ,что есть сил…На газ давить! Дети: А если светофор, пешеходный переход. Учитель: Ну и что? Дети: Как что, авария случится. Бух-Бам. Скорая помощь. Вся разбита машина. Ученик: Можно я расскажу, пожалуйста. Учитель: Разумеется, слушаем внимательно. Ученик: У нас есть во дворе такой. Он ничего не боится, только думает, как быстрее проехать. Бабушка зовёт его лихач, брат – Шумахер, сестра – безбашенный, а папа – отморозок. Он когда выезжает без глушителя, такой треск. И по двору. Мы с бабушкой бежим на площадку, где верёвки, бельё вешают. Чтобы этот водитель нас не сбил, спасаемся. Там гуляем. Знаете, этот дядя сколько раз ходил весь забинтованный, на голове повязка. А ещё он даже коляску сбил, хорошо, что пустую. Учитель: Спасибо за рассказ. Получается, что хороший водитель должен чего-то бояться, ну не бояться, а опасаться что ли… Дети: Должен думать о других, как не сбить, бояться на красный свет проехать, нарушить правила. Учитель: Плохо, если шофёр боится причинить кому-то зло, боится превысить скорость? Дети: нет, водитель должен опасаться, должен бояться за жизнь других людей. Ученик: И за свою тоже. Учитель: Я вас понял, спасибо. Я слышал, у кого-то мама стоматологом работает… Ученица Света: У меня, у меня. Учитель: А кто такой стоматолог, скажи, пожалуйста, ребятам. Ученица Света: Это врач такой, он зубки лечит маленьким и взрослым, в кабинете, там кресло. Не надо бояться. Учитель: А ты, когда вырастешь, кем собираешься стать? Ученица: Я хочу как мама, зубным врачом, стоматологом. Учитель: Ребята, давайте в стоматолога поиграем. Дети: Давайте, Давайте. Учитель: Света будет зубным врачом, а вы пациентами, как будто зуб заболел, вы в больницу пришли. Бояться врача хорошо? Дети: У меня зуб вырывали. У меня шатается. Нет, надо потерпеть. Кто боится, у того будет дырка, зуб станут сверлить. А если вовремя, то не больно. Надо зубы чистить. Блендамед. Эти зубы выпадут, молочные. Другие вырастут. Учитель: Кто хочет быть пациентом зубной клиники? Дети: Я. Я. Я. Учитель: Иди сюда, Анечка, ты первая руку подняла. Ребята, не обижайтесь, в следующий раз вас обязательно выберем. Иди сюда, Светочка. Итак. Мы в кабинете у врача, что видим? Дети: Кресло, лампа, врач в халате, всякие крючки, трубочки висят и сверло, шкаф с пузырьками. Учитель: Верно, верно. Садись, Анечка, на кресло, не бойся. Ученица Аня: Я не боюсь, я уже три раза лечила, не больно. Учитель: Открывай ротик, а мы со Светой посмотрим. Ученица Света: У Ани много зубов не хватает, выпали. Учитель: Света, а ты как в институте, на доктора училась, хорошие оценки были? Ученица Света: Да, я старалась, всё записывала, как мама. Учитель: Умница. Ну что, сразу зубы будешь вырывать? Ученица Света: Нет, надо сначала фамилию спросить. Учитель: Фамилию, зачем фамилию? Ученица Света: Как это зачем? Вот пришёл к маме один дядя. Мама не знала фамилию, вырвала зуб. А у дяди не проходит боль. Дядя бандитом оказался, мы потом с мамой две недели у бабушки на даче жили. Надо всегда фамилию спрашивать, а то вдруг, бандит… Учитель: Да, история… Сразу, выходит, нельзя вырывать зуб? Ученица Света: Нельзя, надо ещё снимок делать. Вдруг здоровый зуб вырвешь? Или что-то во рту сломаешь. Учитель: Получается, что хороший врач должен опасаться, чуть-чуть бояться? Ученица Света: Да, должен. Должен бояться навредить больному. Надо анализы брать. Мама всегда повторяет: «Не навреди». Врачи должны бояться испортить. Они должны помочь. А вдруг, операция не так пойдёт, или ты не знаешь, что делать. Врач очень осторожным должен быть, ещё больше, чем водитель. Учитель: Аня, Света, спасибо. Молодцы, хорошо вы нам всё объяснили, показали. Ученик Паша: Я всё понял, я хочу вывод сделать. Учитель: Сделай, будь добр. Паша: Есть хороший страх, а есть плохой. Хороший – за других людей, как пожарный, врач, водитель. Надо быть аккуратным. Иначе, что-нибудь случится – авария, или какая-то другая беда. Не надо думать, что ты круче всех. Плохой, это когда ночью лежишь, знаешь, что пусто в углу, что нет там приведения, а боишься и просишь маму свет зажечь. Плохой – это когда просто так боишься. Если надо зубы лечить, то страх можно побороть. Это правильно. Учитель: Ну и ну, да ты, Паша, мыслитель, настоящий философ. Ученик Витя: И я, можно я пример приведу. Учитель: Попробуй. Ученик Витя: У меня папа работать уходит на ночь. Смена. А к маме вечером дядя Игорь заходит гости. Учитель: Ну ладно, ребята, скоро звонок, Витя, потом свою историю расскажешь. Ученик Витя: Нет, вы послушайте, это подходящая история. Дядя Игорь вечером шёл к нам в гости, торопился. А во дворе у нас - темень, бабушка сказала, «хоть глаз коли». А дядя Игорь идёт, неосторожно, ничего не боится, в темноту не вглядывается. А там люк открытый… Ну дядя Игорь, того, со всего размаха в люк. Ногу сломал. Нога забинтована. Долго в больнице лежал. А мой папа медленно в этот вечер возвращался, даже за стенку держался, когда домой пришёл. Я сам видел. Папа правильно опасался, это хороший страх. А дядя Игорь сам виноват, так ему и надо. Учитель: Поучительная история. Ребята, давайте подведём итог. Итак, вы говорите, что бояться всегда плохо, боятся только трусы… Дети: Нет, не всегда. Если солдат боится или пожарный, это плохо. Если трясёшься от страха в тёмной комнате, это плохо. Если боишься заступиться за девочку – плохо. А когда опасаешься кому-то причинить зло – это хорошо. Когда аккуратный, осторожный – хорошо. Ученик Саша: У меня бабушка болеет, я за неё переживаю, боюсь – это хорошо. У меня прямо сердце за бабушку болит. Дети: Не бойся, Саша, бабушка обязательно поправится. Учитель: Спасибо ребята, я за вас спокоен, вижу, что вы очень добрые, умеете чёрное от белого отличить, а хороший страх - от плохого.
|