Организация экспериментальной площадки в условиях современного дошкольного образовательного учреждения |
Российский социум перестал быть традиционным, он распался на множество общностей по социальным, профессиональным, ценностным и другим признакам и предпочтениям. Необходимо отметить, что каждая такая общность, реализуя свои мировоззренческие ориентиры, интересы, взгляды на мир, приоритеты и ценности, сосуществует с другими группами отнюдь не мирно. То, что хорошо для одной социальной группы оказывается совершенно неприемлемым для другой. Типичными стали высказывания: “воспитаем ребёнка добрым, честным, отзывчивым – пропадёт в нашей жестокой действительности”. Что делать же делать? Этот вопрос встал и перед коллективом педагогов нашего центра. Познакомившись с программой Михаила Владимировича Телегина “Воспитательный диалог”, мы поняли, что обязаны учить ребёнка навыкам разумного, рефлексивного поведения. Обучать методам поиска взаимопонимания, формировать умение вести диалог, учитывать различные интересы, достигать компромисс на основе терпимости к иным точкам зрения. Предлагаемая учёными инновационная технология развития мировоззренческих представлений старших дошкольников средствами воспитательного (сократического) диалога вызвала интерес и позволила нам изменить некоторые подходы к воспитанию дошкольников. Первая встреча с М . В . Телегиным (доцентом Московского городского психолого – педагогического университета) была направлена на знакомство с программой “Воспитательный диалог”. Автор показал её значимость, актуальность и необходимость в работе с дошкольниками. Для себя наш коллектив понял, что мы должны научить ребенка философствовать, т.е. активно строить собственное мировоззрение в процессе философско – мировоззренческих диалогов, организованных по типу сократических бесед. В 2008 году на базе нашего дошкольного учреждения была открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие мировоззренческих представлений старших дошкольников средствами воспитательного (сократического) диалога”. Исходными данными нашего эксперимента являются следующие положения: а) центральная функция психики – мышление, есть ни что иное, как упорядочивание, систематизация информации (ощущений, восприятий, представлений и т.д.), построение субъективного (внутреннего, психологического) образа объективного мира; б) “психологическим орудием”, с помощью которого осуществляется категоризация информации, является речь. Слово и связанные с ним признаки позволяют человеку обобщать явления и объекты, наводить порядок в собственных мыслях; в) в значении слова сконцентрирован человеческий опыт. Через слово культурный опыт входит в сознание ребёнка. Называя одним и тем же словом различные объекты и явления, мы тем самым направляем сознание ребёнка, помогаем ему обобщать, упорядочивать имеющиеся представления; г) “материалом” (то, что движется, связывается в процессе мышления) наглядно-образного мышления, специфичного для детей старшего дошкольного возраста служат так называемые “спонтанные” (“житейские”) понятия (Л.С.Выготский); д) по своей психологической природе спонтанные понятия есть форма внутренней, субъективной связи между словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции ребёнка, и образами, представлениями разной степени сложности. Как правило, со спонтанными понятиями в сознании ребенка соотнесены внешние, наглядные, несущественные, бессистемные признаки; е) мышление в спонтанных понятиях в значительной мере поверхностно, предельно конкретно, мало чувствительно к противоречиям, сохраняет исключительно сильную подчинённость восприятию. Наглядно-образное мышление способно устанавливать преимущественно внешние, “бросающиеся в глаза” связи, упуская из виду сущностные, содержательные признаки и отношения; ж) в языковой компетенции детей старшего дошкольного возраста широко представлены так называемые “абстрактные слова обыденного языка” (АС). АС – слова с “неясно выраженной предметной коннотацией”, их называют так же “обобщающими словами”. Например: “добро”, “красота”, “счастье”, “совесть”. Старшие дошкольники употребляют АС в их коммуникативной (для передачи кому-либо информации) и сигнификативной (для обозначения чего-либо) функциях, а, следовательно, связывают с АС некое содержание. Учитывая наглядно-образный характер мышления старших дошкольников, таким содержанием могут быть лишь образы, представления. з) образы и представления, связанные в сознании детей с АС являются спонтанными мировоззренческими представлениями (СМП). Всю жизнь, в деятельности и общении человек наращивает смысловое поле АС, узнаёт их значение, включается в скрытые или явные мировоззренческие диалоги, относительно понимания того или иного АС; и) содержание АС невозможно транслировать ребёнку директивно, необходимо таким образом организовать собственную деятельность детей, чтобы привить ребёнку мотив к размышлению на философско-мировоззренческие темы, научить его философствовать – думать, рассуждать, в сотворчестве с другими детьми, под руководством взрослых, активно строить собственное мировоззрение; к) исторически существовавшим прототипом, высочайшим культурным образцом деятельности по созиданию разумного, гуманистического, доказательного, альтруистического мировоззрения, являются знаменитые сократические диалоги; л) полноценный сократический диалог состоит из трёх этапов. На первом – создаётся воспитательная, мировоззренческая проблемная ситуация, касающаяся содержания того или иного АС. На втором – дети проговаривают, экстериоризируют имеющиеся у них СМП. На третьем – педагог широко использует такие методы ведения сократического диалога как майевтика и агон; м) учёные из Московского городского психолого – педагогического университета доказали возможность организации сократических диалогов с детьми старшего дошкольного возраста. Психологическими основаниями эксперимента послужили: Культурно-историческая концепция становления высших психических функций (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия); Психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л.Рубинштейн); Психологическая теория учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); Психологическая модель полноценного сократического (мировоззренческого, воспитательного) диалога (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М . В . Телегин ). Предлагаемая инновационная технология развития мировоззренческих представлений старших дошкольников средствами воспитательного (сократического) диалога позволит: Выработать коммуникативные навыки, способности слушать и слышать партнёра по общению, достигать взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам; В наше время – “эпоху перемен” особенно трудно найти – подобрать ключ к уму и сердцу ребёнка. Свою задачу мы видим в том, чтобы помочь ребёнку проторить дорожку от смысла к значению, от хаоса к порядку, от случайно – индивидуального к необходимо культурному. Чтобы, имея чувство собственного достоинства, ребёнок научился уважать достоинство другого Человека, научился понимать, сочувствовать, прощать, созидать. “Если с малых лет наши юные сограждане обретут опыт мировоззренческих диалогов, научатся слушать и слышать друг друга, достигать взаимопонимания по кардинальным, мировоззренческим вопросам человеческого бытия в мире, приходить к договору и взаимному уважению, терпимости, толерантности, то и всё общество отодвинется от опасной черты, станет гуманнее, создадутся предпосылки для щадящей, экологичной, человекосообразной социализации подрастающего поколения. Место и роль мировоззренческих представлений в психике ребёнка трудно переоценить. От степени понимания растущим человеком того, что есть “Добро”, “Счастье”, “Свобода”… зависит очень и очень многое” – М . В . Телегин . |