doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Педагоги и педагогика ФГТ и ФГОС НОО: теория, практика, преемственность (программа повышения квалификации педагогов)
ФГТ и ФГОС НОО: теория, практика, преемственность (программа повышения квалификации педагогов)

Автор: доцент МГППУ Телегин М.В.
Аннотация: предлагаем Вашему вниманию новейшую программу повышения квалификации работников образования по весьма актуальной теме «ФГТ и ФГОС НОО: теория, практика, преемственность». Программа адресована воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, управленцам, психологам. Завершает программу список литературы, в котором представлены  ссылки на полезные электронные ресурсы.
При использовании программы просим осуществлять корректные ссылки на наш сайт.
Приглашаем к сотрудничеству заинтересованные организации. 

                                                  
1. Введение
Цель
: обеспечить полноценную теоретическую и практическую (деятельностно-проектную) подготовку педагогических работников к творческой реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), с акцентом на обеспечение преемственности образования в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Задачи:
1. Осуществить системный анализ основных положений ФГТ и ФГОС.
2. Провести многомерное сравнение традиционной и инновационной  образовательных парадигм, с выявлением специфики современных подходов к организации развивающей учебно-воспитательной среды в ДОУ и начальной школе.
3. Познакомить слушателей с едиными теоретическими основаниями ФГТ и ФГОС (культурно-историческая, деятельностная психология; личностно-ориентированная, гуманистическая педагогика сотрудничества).
4. Создать условия для формирования педагогических компетенций, обеспечивающих реализацию ФГТ и ФГОС на адекватном актуальному и перспективному социальному запросу уровне.
5. Освоить проектирование различных видов развивающей деятельности детей в ДОУ и начальной школе, включая: сюжетно-ролевые и дидактические игры; воспитательные, мировоззренческие (сократические) и учебно-познавательные диалоги; совместно-распределённые формы обучения; проблемное изложение; проблемно-поисковая деятельность и т.д.).
6. Совместно разработать практико-ориентированную  модель преемственности образования в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, позволяющую минимизировать негативные последствия возрастного кризиса, связанного с началом систематического обучения.    


Раздел 1. Содержание и единые теоретические (психолого-педагогические) основания ФГТ и ФГОС НОО

Тема 1.1. Что такое ФГТ? Что такое ФГОС? Развивающее образование как приоритет ФГТ И ФГОС
 
Психолого-педагогическая характеристика актуальной социальной ситуации развития дошкольников и младших школьников: о необходимости реформирования дошкольного  и начального образования. Документы, принятые на Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и обучению детей младшего возраста (ВОДМВ). Опыт реформирования  образования в развитых странах Запада, Китае, странах СНГ. История разработки и принятия ФГТ и ФГОС. Альтернативные проекты государственных стандартов начального образования. Приказ Министерства образования и науки № 655. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.
Содержание ФГТ: общие положения; требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования («три Т»). Сопоставление ФГТ с традиционной парадигмой дошкольного обучения и воспитания («Программой обучения и воспитания в детском саду»).
Содержание ФГОС. ФГОС НОО как нормативный документ, ориентированный на достижение цели (миссии) общего среднего образования.
Принципы проектирования ФГТ (краткий анализ, в сопоставлении с традиционной парадигмой организации обучения и воспитания дошкольников): игра как «ведущая деятельность» дошкольников; ориентация на организацию совместной деятельности, равноправного (симметричного) партнёрского взаимодействия между субъектами процесса развития детей; «детоцентрированность»; всемерная индивидуализация процесса развития ребёнка; предоставление максимальной свободы выбора траекторий развития; комплексность содержания (ликвидация жёсткого «предметного» подхода к проектированию содержания); опора на спонтанный опыт (спонтанные, житейские понятия детей) в процессе организации детской деятельности; построение «зоны ближайшего развития» для складывающихся психических новообразований дошкольников; «рамочный», а не «директивный» характер программ дошкольного образования, построенных в соответствии с ФГТ.    «Развивающее образование» как приоритет ФГТ.
Принципы проектирования ФГОС. Инициативность, самостоятельность, ответственность, креативность как ценностно-целевые ориентиры системы образования.
ФГТ и ФГОС: карта угроз, возможные негативные последствия, возникающие при реализации программ дошкольного и начального образования, построенных в соответствии с ФГТ и ФГОС. Необходимость взвешенных, продуманных, экспериментально подтверждённых решений; способы минимизации рисков, связанных с внедрением ФГТ и ФГОС в образовательную практику.

Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Коротко и лаконично (в 4 – 5 тезисах) сформулируйте ответы на вопросы: «что такое ФГТ»; «что такое ФГОС»?
2. Сопоставьте традиционную и современную инновационную педагогику: найдите пять основных различий.
3. Составьте «карту угроз», попробуйте отыскать уязвимые, слабые места в логике авторов ФГТ и ФГОС (3 пункта).
4. Какие положения ФГТ и ФГОС кажутся вам наиболее обоснованными, реалистичными, подлежащими безусловному и первоочередному воплощению в жизнь (3 пункта).
При выполнении заданий пользуйтесь материалом лекций, российской и зарубежной педагогической прессы, рекомендованной литературой. Обращение к собственному педагогическому опыту приветствуется. 


Тема 1.2. Психолого-педагогические основания ФГТ и ФГОС: культурно-историческая, деятельностная психология; развивающее обучение, гуманистическая педагогика сотрудничества
Психологические основания ФГТ и ФГОС. Отечественная психология – современным воспитателям и учителям начальной школы.  Некоторые положения Культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) как теоретическое основание ФГТ и ФГОС. Идея знаковой опосредствованности высших психических функций. Идея интериоризации генетически совместной деятельности. Роль знака, второй сигнальной системы (речи, языка) в психическом развитии дошкольников и младших школьников. О «спонтанных понятиях», как «материале» наглядно-образного мышления дошкольников и младших школьников. О различиях между «спонтанными» и «научными» понятиями. Генез и развитие спонтанных понятий детей в дошкольном и младшем школьном возрастах.  Типология спонтанных понятий  по Л.С. Выготскому.  О «зоне ближайшего развития». О принципе развивающего обучения: «обучение ведёт за собой развитие». Л.С.Выготский, А.Р.Лурия о роли игры в психическом развитии дошкольника. Л.С.Выготский о кризисе 7-ми лет. О возникновении произвольности поведения у дошкольников. Об «интеллектуальном моменте, вклинивающимся» (Л.С.Выготский)  между аффектом, желанием («хочу») и требованиями социума, поведением («надо») ребёнка. Произвольность как опосредствованность. 
Возрастная периодизация психического развития по типу ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин). Предметно-манипулятивная игра как ведущая деятельность ребёнка младшего возраста. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность старшего дошкольника. Психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л.Рубинштейн). Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Единство деятельностных и понятийных аспектов сознания. «Житейский тип обобщения» у дошкольников. «Элементарное, житейское обобщение» как выявление «общего, в смысле, схожего». «Чувственное созерцание», представление, «образ мира» ребёнка-дошкольника. Организация совместной деятельности детей дошкольного возраста.
Некоторые положения зарубежной психологии (Ж.Пиаже, Дж. Дьюи, А.Н. Перре-Клермон и др.) и ФГТ. Женевская школа генетической психологии (Ж.Пиаже, А.Н.Перре – Клермон). Эгоцентризм и социализация. Преодоление личностного и познавательного эгоцентризма. Социо-когнитивный конфликт, как метод формирования творческого мышления у старших дошкольников. Концепция социального взаимодействия.
Идеи Джона Дьюи, Джерома Брунера, М.Липмана и ФГОС.
Теория амплификации (обогащения) детского развития (А. В.Запорожец) и ФГТ.  А.В.Запорожец о наглядно-действенном, наглядно-образном и понятийном, словесно-логическом мышлении. Об уровне развития представлений детей среднего и старшего дошкольного возраста. О художественных образах и эмоциональных представлениях у детей дошкольного возраста. Язык как «орудие формирования и развития представлений».
Социально-генетическая психология (В.В.Рубцов) и ФГОС. Коммуникативно-знаковая среда образовательного учреждения. Детализированная типология спонтанных понятий детей (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин). Психологическая модель полноценного развивающего, воспитательного (сократического) диалога с дошкольниками (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин). Психологическая модель учебного (позитивно-манипуляционного диалога), позволяющего в плане «умных образов», метафор, аналогий и креативных переносов иносказательно транслировать дошкольникам некоторые элементы теоретического знания. Диалог как средство развития теоретических образных элементов в мышлении дошкольников. В.В.Рубцов о педагоге, способном реализовывать новые ФГТ и ФГОС.
Психологическая теория учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов) и её дальнейшее развитие в концепции совместно-распределённой учебной деятельности (В.В.Рубцов, В.К.Мульдаров, И.И. Баннов). Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Возникновение основ рефлексивного, теоретического мышления как главное психическое новообразование младшего школьного возраста. Репродуктивные и продуктивные методы обучения детей младшего школьного возраста. Понятие об учебной задаче. Различие конкретных и учебных задач. Задачный принцип построения учебного содержания. Организация детского самостоятельного, инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе. Учебное моделирование. Использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач. Ориентация на коллективные формы взаимодействия.
Педагогические основания ФГТ и ФГОС. Развивающая коммуникативно-знаковая среда современных  ДОУ и школы. Педагогика сотрудничества. «Личностно-ориентированная», «детоцентрированная» педагогика. Дошкольник как субъект воспитания и обучения. Младший школьник как субъект воспитания и обучения. Субъект-субъектное взаимодействие детей и педагогов в процессе развития (обучения и воспитания) ребёнка. Воспитательный, развивающий, дидактический диалог. Диалогические программы развития дошкольников и младших школьников в России и мире. Создание «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) для спонтанных понятий и мировоззренческих представлений дошкольников и младших школьников.
Гуманизация педагогического процесса: актуальное состояние и перспективы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Назовите три основных положения культурно-исторической психологии?
2. В чём, на ваш взгляд, состоит значение Психологической теории деятельности, Психологической теории учебной деятельности для современного инновационного образования?
3. Чем спонтанные (житейские) понятия отличаются от научных?
4. Какие педагогические концепции ориентированы на выявление и создание «зоны ближайшего развития» для спонтанных (житейских) понятий учащихся?
Напишите короткое эссе (2 стр.) на тему: «Отечественная психология советского периода – современным педагогам».
При выполнении заданий пользуйтесь материалом лекций, российской и зарубежной педагогической прессы, рекомендованной литературой. Обращение к собственному педагогическому опыту приветствуется.
 

Тема 1.3. Инновационные принципы организации развития дошкольников (амплификация, индивидуализация, интеграция содержания; учёт спонтанного опыта; вариативность) и младших школьников (компетенции; формирование универсальных учебных действий и метапредметных понятий и др).      

Принципы проектирования ФГТ и ФГОС (развёрнутый, подробный анализ). Миссия инновационного образования (становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию  в условиях стремительных изменений). 
Новые подходы к  проектированию содержания дошкольного образования. Что должно войти в содержание дошкольного образования? (проблемный блок).
О личностно-ориентированном взаимодействии воспитателя с детьми. О компетенциях («промежуточных результатах освоения программы») и ЗУНах. О «конспективных» и «рамочных» программах в ДОУ. Об интегрированном содержании образовательных программ. «Образовательные области» и «предметный подход». Об индивидуализации, построении «индивидуальной траектории развития ребёнка», всемерном учёте спонтанного, житейского опыта детей в процессе воспитания и обучения дошкольников. О создании «зоны ближайшего развития» для «живого» (В.П.Зинченко) знания ребёнка.  О вариативности, возможности выбора. Об амплификации, «непреходящей ценности каждого периода дошкольного детства».
Новые подходы к планированию работы ДОУ. Занятия или «организация образовательной деятельности детей»: в дискуссионном ключе (нужны ли занятия в старшем дошкольном возрасте; какие занятия необходимы дошкольнику)?
Воздействовать на ребёнка целостно: эмоциональное, волевое, этическое, эстетическое, патриотическое воспитание дошкольника (теоретические аспекты). Экспертиза образовательной среды ДОУ. Вовлечение родительской общественности в работу ДОУ. Мониторинг успешности внедрения программ, построенных в соответствии с ФГТ.
Требования информационного общества и инновационной экономики к содержанию начального общего образования. Социальное проектирование и конструирование в системе начального образования.
Новые подходы к проектированию содержания начального общего образования. Диалектическая связь «деятельностного и понятийного аспектов сознания». Компетенции. Компетенции и ЗУНы: противопоставление или взаимодополнение? (дискуссионный блок). Достоинства и ограничения компетентностного подхода. Виды компетенций: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные (О.А.Карабанова).
 Общие способы деятельности, генетически исходные (теоретические) связи и отношения объективного мира как содержание подлинно развивающего образования.  «Результаты образования» как системообразующий компонент стандарта. Признание решающей роли содержания образования, способов  организации учебного взаимодействия в достижении миссии НОО.
«Мыслительные процедуры» (Дж. Дьюи). Необходимость «развития мыслей и умений, общих для широкого круга проблем, взятых из различных предметных областей, будь то естественнонаучное, точное, или сугубо гуманитарное знание». «Базисные логические операции» (Г.И.Челпанов).
Что такое метапредметные понятия? Пример метапредметного понятия («причина» и «следствие»).
«Общеучебные умения», «общепознавательные действия» в советской дидактике. Универсальные умственные действия в отечественной психологии.  УУД - универсальные учебные действия (определение из глоссария ФГОС). Уточнение содержания понятия «УУД». Содержательное обобщение как пример УУД. УУД как видение «единого в многообразии», «общего в различном», «внутреннего во внешнем». УУД как средство присвоения, систематизации, упорядочивания информации. Метанавыки мышления как ориентировочная основа понимания, интерпритации, конструирования адекватного «образа мира» (А.Н.Леонтьев).  Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.
Зарубежный опыт (США, Швейцария, Франция) проектирования дисциплин, специально ориентированных на формирование метапредметных понятий и УУД.
Младший школьник как «архитектор и строитель» учебного процесса. Умение учиться, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, самостоятельно осваивать новые знания, различать главное и второстепенное, строить картину мира с опорой на существенные связи и отношения, рефлексивно корректировать и совершествовать процесс познания. 
Всемерный учёт индивидуальных, возрастных, психо-физиологических особенностей учащихся; проектирование индивидуальных траекторий (В.В.Рубцов) развития младших школьников.

Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. В чём, на ваш взгляд, состоит миссия (высшая цель) инновационного образования?
2. Одним из основных постулатов культурно-исторической, деятельностной психологии является положение о неразрывной связи «деятельностных и понятийных аспектов сознания». В этой связи, как вы считаете, правомерно ли отделять знания от компетенций, и даже противопоставлять одно другому?
3. Интеграция содержания: «за» и «против».
4. Индивидуальные траектории развития учеников в массовой школе: возможные подходы к решению проблемы.
Напишите короткое эссе (2 стр.) на тему: «От «общеучебных умений» и «общепознавательных действий» к «универсальным учебным действиям и «метапредметным понятиям».
При выполнении заданий пользуйтесь материалом лекций, российской и зарубежной педагогической прессы, рекомендованной литературой. Обращение к собственному педагогическому опыту приветствуется.

Раздел 2. Психолого-педагогическая характеристика современных детей дошкольного и младшего школьного возраста; практические аспекты реализации ФГТ и ФГОС

 Тема 2.1. Психолого-педагогические особенности современных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Социальная ситуация развития современного дошкольника и младшего школьника. Дошкольное и младшее школьное детство в современной России – структуры повседневности и их влияние на развитие детей. Влияние социальных институтов (семья, ДОУ, СМИ) на развитие современного ребёнка.
Негативные тенденции в развитии дошкольников и младших школьников. Снижение показателей психического и физического здоровья, эмоционального благополучия детей; снижение общего уровня развития, низкие показатели развития игры и произвольности, трудности в коммуникационной сфере, общении со сверстниками.
Позитивные и негативные сценарии протекания возрастного кризиса, связанного с началом систематического обучения.
 Скачкообразное, качественное уплотнение информационной среды. Дети и сверхнасыщенная информационная среда. «Информационный дефолт». Фрустрированность информацией. «Обессмысливание» информации.  «Даже сильную голову можно сломать» (И.П.Павлов). О необходимости дозирования информационных потоков. Манипулятивные воздействия на детей и их нейтрализация.
Ригидность и консервация наглядно-образного, конкретного мышления в начальной школе. Негативное влияние неструктурированных информационных потоков на формирование логических, творческих и рефлексивных компонентов в мышлении детей. «Некогерентное», «пазловое», «клиповое», «поверхностное» мышление; алогичная, эгоцентричная картина мира – факторы, препятствующие формированию теоретического мышления.
Сензитивность младшего школьного возраста к становлению логически корректного, когнитивного (последовательного, связного) мышления.   
Проблема вытеснения игры из возрастной нормы развития современного дошкольника.
Снижение доступа к высокой культуре из-за низкого социально-экономического статуса, дефицита времени и т.д. Проблема сиротства и социального сиротства. Проблема жестокого обращения с детьми. Проблема нормы в современной педагогической психологии. Приоритеты развития современного ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Потребностно-мотивационная сфера дошкольников и младших школьников. Интересы дошкольников и младших школьников.
Агрессия в дошкольном и младшем школьном детстве.
Размеренный, упорядоченный быт – важнейший ресурс защищённого развития современных детей.
 Специфика становления личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Когнитивное развитие современного дошкольника и младшего школьника.   Формирование основ произвольного поведения детей дошкольного возраста. Психологические особенности самоконтроля и самооценки у современных детей. Межличностные взаимоотношения современных дошкольников и младших школьников.
Психолого-педагогическая характеристика мировоззренческих представлений (М.В.Телегин, А.А.Марголис) детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Эстетические чувства современного дошкольника.
Основные задачи развития в дошкольном и младшем школьном возрастах.

Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Современный дошкольник: какой он? (теоретический и эмпирический портрет ребёнка дошкольного возраста).
2. Современный младший школьник: какой он? (теоретический и эмпирический портрет ребёнка младшего школьного возраста).
3. Какие проблемы таят наибольшую угрозу для наших детей?
Задание: вспомните своё «детство золотое», найдите десять самых кардинальных различий между «советским» и «российским» (второе десятилетие XXI века). Напишите короткое (2 стр.) эссе.

При выполнении заданий пользуйтесь материалом лекций, российской и зарубежной педагогической прессы, рекомендованной литературой. Обращение к собственному педагогическому опыту приветствуется.


Тема 2.2. Инновационные методы воспитания и развития детей дошкольного возраста; программы, реализующие ФГТ

Педагогическое сопровождение становления основных психологических новообразований дошкольного детства. Организация совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Развитие инициативности, субъектности дошкольника.
Последние достижения отечественной и зарубежной психологической науки и педагогической практики в области организации развивающих игр детей. Организация свободных игр. Организация обучающих игр. Организация взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых в процессе обучения и воспитания.
Активизация исследовательской деятельности и познавательных интересов детей дошкольного возраста. Активные методы когнитивного развития дошкольников. Обучение основам проектирования. Создание психолого-педагогических условий для становления креативных, рефлексивных компонентов в мышлении дошкольника.
Методы выявления и актуализации спонтанных (житейских) понятий дошкольников. Типология спонтанных (житейских понятий). Педагогические технологии «доращивания» спонтанных понятий до уровня культурных; наполнения спонтанных понятий детей некоторыми теоретическими признаками.
  Воспитательный (мировоззренческий) диалог с детьми дошкольного возраста. Дидактический диалог с детьми дошкольного возраста.
Методы развития и воспитания детей в Вальдорфской и Монтессори-педагогике (критический анализ, невозможность прямолинейного переноса в отечественный детский сад, неэффективность слепого копирования).
Принципы проектирования американских и международных программ  «Step by step» (США), «Head start», и принципы проектирования инновационных программ дошкольного образования в соответствии с ФГТ: неслучайные совпадения. Программа «Сообщество» и ФГТ.
Виды дошкольных программ. Комплексные и парциальные (специализированные) программы дошкольного образования.
«От рождения до школы» (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Программа «Развитие». Программа «Детский сад-дом радости». Программа «Золотой ключик». Программа «Истоки». Программа «Детство». Программа «Радуга».   Программа «Воспитательный диалог». Проблема выбора образовательной программы.
Создание условий для реализации программы: теоретическое ознакомление по различным возрастным группам; создание развивающей предметной среды, специфичной для выбранной программы; подбор дидактического материала; диагностическое обследование детей; разъяснительная работа с родительской общественностью; проведение обучения педагогов; деятельностное освоение образцов работы по программе; рефлексия, анализ, оценка, коррекция неблагоприятных вариантов; консультации и открытые мероприятия для родителей; трудности переходного периода, адаптации к новой программе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. По какой программе работает ваше образовательное учреждение? Чем обоснован выбор программы?
2. Как вы анализируете ту или иную основную или парциальную программу дошкольного образования?
3. Что вы знаете о современном зарубежном опыте дошкольного образования?
Задание: у некоторой части педагогов дошкольного образования бытует мнение: «наше дело учить и воспитывать, программы должны писать научные работники  и методисты», согласны ли вы с такой позицией, почему, дайте развёрнутый, аргументированный ответ.
При выполнении заданий пользуйтесь материалом лекций, российской и зарубежной педагогической прессы, рекомендованной литературой. Обращение к собственному педагогическому опыту приветствуется.

Тема 2.3. Инновационные методы развития (обучения и воспитания) детей младшего школьного возраста в соответствии с ФГОС (практические аспекты)
Примеры логико-предметного анализа (ИЗО, математика, литература, история и т.д.), выделение генетически исходных отношений.
Мотивация учебной деятельности. Методика организации учебной деятельности младших школьников. Методика организация совместно-распределённой учебной деятельности. Позиционный, ролевой и содержательный принципы распределения учебной деятельности. Учебная кооперация, обмен учебными действиями, учебное взаимодействие. Постановка учебных задач на различном предметном материале.
Диалогические, субъект-субъектные учебно-воспитательные технологии. Педагогическая технология организации сократического (воспитательно-мировоззренческого) диалога. Педагогическая технология организации дидактического позитивно-манипуляционного диалога (В.В.Рубцов, М.В.Телегин). Проблемное обучение.
Как просто рассказать детям о сложном? Теоретическое образное мышление как «зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский) наглядно-образного мышления.
Интерактивные формы (частично-поисковая, проблемно-поисковая) реализации традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения. 
Проектирование комплексных программ, обеспечивающих психолого-педагогические условия для формирования УУД и метапредметных понятий у младших школьников.

Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Приведите пример логико-предметного анализа любого научно-теоретического понятия.
2. Приведите пример урока, организованного в логике совместно-распределённой деятельности.
3. Приведите пример урока, реализованного в логике проблемного обучения.
4. Приведите пример использования «умных образов», учебных метафор для трансляции детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста некоторых  теоретических знаний.
5. Приведите пример традиционного объяснительно-иллюстративного метода в интерактивной, диалогической частично-поисковой или проблемно-поисковой форме. 
Задание: приведите педагогические артефакты, формирующие у младших школьников УУД (например,  обобщение).
При выполнении заданий пользуйтесь материалом лекций, российской и зарубежной педагогической прессы, рекомендованной литературой. Обращение к собственному педагогическому опыту приветствуется.


Тема 2.4. ФГТ и ФГОС НОО: вопросы преемственности
Трудности, связанные с началом школьного обучения. Специфика адаптационного периода: первые недели в школе. «Дети слишком разные»:  что делать? Проектирование  защищённой развивающей детоориентированной учебно-воспитательной среды в начальной школе. Модели «щадящего» включения ребёнка в школьную жизнь. Взаимодействие между педагогами и родителями старших дошкольников и младших школьников.
Круглый стол: «Как стать учеником»?   
 
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. В чём состоят основные трудности при адаптации детей  к школе?
2. Как минимизировать последствия возрастного кризиса, связанного с началом школьного обучения?
Задание: разработайте сценарий первого родительского собрания при поступлении ребёнка в школу.
При выполнении заданий пользуйтесь материалом лекций, российской и зарубежной педагогической прессы, рекомендованной литературой. Обращение к собственному педагогическому опыту приветствуется.

3. Методические рекомендации и пособия для изучения курса

При изучении темы 1.1. необходимо ознакомиться с полным текстом ФГТ и ФГОС, сделать краткий конспект, тезисно зафиксировать суть документов, обращая внимание на «сквозные», общие для ФГТ и ФГОС постулаты, принципы, теоретические позиции. Положение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуем изучать с количественной (статистика) и качественной (влияние глобальных процессов на психологическое развитие ребёнка) сторон. В первую очередь ознакомьтесь с данными Росстата, ЮНЕСКО (индекс человеческого потенциала), ЮНИСЭФ и т.д. Также интересны будут материалы, предоставленные различными детскими фондами, общественными организациями, независимыми аналитиками. Желательно ознакомиться с широкой палитрой мнений, в том числе, рассмотреть аргументы оппонентов реформы образования в её нынешнем виде.  
При изучении темы 1.2. вам предстоит ознакомиться с большим объёмом сложной информации. Рекомендуем заострять внимание лишь на главных положениях изучаемых теорий, не вдаваться в детали и частности, руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше».
Каждое положение старайтесь иллюстрировать понятными примерами. Постарайтесь, не откладывая в долгий ящик, применить положения культрно-исторической, деятельностной психологии к анализу собственного педагогического опыта. Собирайте, коллекционируйте, сами придумывайте различные учебные задачи, ориентирующие ребёнка на постижение «общих способов действий», понимание действительно существенных (теоретических) связей и отношений объективного мира.  
При изучении темы 1.3. прежде всего, дайте дефиницию основных понятий (амплификация, индивидуализация, компетенция, универсальные умственные действия (УУД), метапредметные понятия и т.д.). Ещё раз подумайте о преемственности и единстве принципов, положенных в основании ФГТ и ФГОС. Среди таких «несущих», «системообразующих» принципов переход:
- от ЗУНов к компетенциям, УУД, метапредметным понятиям;
- от предметоцентрированности к интеграции содержания (предметные области в дошкольной педагогике, элективные курсы, проекты в школе и т.д.);
- от репродуктивных к деятельностно-продуктивным формам обучения;
- от игнорирования к опоре на спонтанный опыт ребёнка;
- от решения конкретных задач к решению учебных;
- от субъект-объектного, вертикально-структурированного обучения к субъект-субъектному, диалогическому, партнёрскому;
- от конспективных, жёстких программ и планов, к более «мягким», ситуативно-контекстным, «сетевым», «рамочным»;
- от фронтальных к предельно индивидуализированным формам учебно-воспитательного общения;
Проследите указанные тенденции в ходе анализа современных инновационных форм образования.   

При изучении темы 2.1. всесторонне проанализируйте социальную ситуацию развития современных детей (как показывает опыт, лучше всего это удаётся сделать, сопоставляя, сравнивая детство в СССР и сегодняшней России). Надеемся, вы постараетесь сохранить объективность, оцените влияние целого ряда факторов, среди которых: качественное увеличение интенсивности информационного потока, социальное расслоение, изменение программ обучения и воспитания, кризисные явления в духовно-нравственной сфере общества и многое, многое другое. Рассматривать указанные тренды целесообразно, памятуя о главном вопросе, как положительные и отрицательные изменения влияют на личностную и когнитивную сферу детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Специально остановитесь на проблеме «рождения души ребёнка» (В.В.Зеньковский, Г.И.Челпанов), становления мировоззренческих представлений, как «единицы» (Л.С.Выготский) морально-нравственной, аксиологической сферы личности.

При изучении темы 2.2. вы должны получить ясное представление о методах, формах и способах инновационного обучения и воспитания дошкольников; о программах, реализующих   ФГТ. Советуем составить таблицу: «методы инновационного образования дошкольников», в которую могли войти название метода, дескрипция его сути, описание процедуры реализации, примеры из имеющихся программ или вашего собственного педагогического опыта.
Особого внимания, на наш взгляд, должно уделить предметно-манипулятивным, сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Надёжным ориентиром для понимания роли игры в дошкольном детстве, вам послужат работы Д.Б. Эльконина и А.В.Запорожца. Мы надеемся, что знания, полученные  при изучении первого раздела пригодятся для практической «навигации» во множестве существующих на сегодняшний день программ дошкольного обучения и воспитания.
Своего рода итогом изучения темы должна стать составленная вами матрица, чётко расписанный алгоритм анализа программ дошкольного обучения и воспитания.
При изучении темы 2.3. необходимо ещё раз вернуться к ключевым понятиям (смотрите теоретический раздел курса): «деятельность», «интериоризация», «опосредствованность», «учебная деятельность».   Главное, понять разницу между конкретно-практической и учебной задачами, содержательным и формально-эмпирическим обобщением, содержательной и «тощей» абстракцией.
  Материал сложный, не стесняйтесь задавать вопросы. Иллюстрируйте каждое теоретическое положение примерами. Составляйте алгоритмы действий педагога по организации обучения в логике учебной, учебной совместно-распределённой деятельности, проблемного и контекстного обучения. Отдельно предстоит освоить теоретические модели воспитательного и позитивно-манипуляционного (дидактического) диалога.
Специального рассмотрения потребуют также вопросы проектирования современных форм образования младших школьников.
Завершая изучение темы, дайте собственные определения (с соответствующим восхождением к практике) понятия «универсальное учебное действие».   
При изучении темы 2.4. нам предстоит, сначала совместно, затем индивидуально, спроектировать модель щадящего перехода из детского сада в школу, от дошкольного детства к школьному. Далее нас ждёт этап обсуждения индивидуальных проектов, выработки общих констант, позволяющих без разрывов, сохраняя преемственность и последовательность педагогических воздействий минимизировать риски, связанные с возрастным кризисом, началом школьного обучения. При возникновении трудностей чаще обращайтесь к теоретическому материалу, изложенному в первом разделе.

4. Контрольные задания
Итоговый контроль будет осуществляться в форме защиты индивидуальных практикоориентированных проектов (выбрать одно из предложенных заданий).
Задания.
1. Спроектируйте методические рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ. Реализуйте и конкретизируйте ваши разработки при проектировании любого мероприятия в ДОУ. Развёрнуто ответьте на вопрос, каким основным принципам инновационного образования отвечает разработанный вами проект. Подготовьтесь к публичной защите проекта.
2. Спроектируйте методические рекомендации по организации уроков и воспитательных мероприятий в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО. Конкретизируйте и реализуйте ваши разработки при проектировании любого урока или воспитательного мероприятия. Развёрнуто ответьте на вопрос, каким основным принципам инновационного образования отвечает разработанный вами проект. Подготовьтесь к публичной защите проекта.
3. Спроектируйте методические рекомендации по организации преемственности образования в дошкольном и начальном школьном звене. Конкретизируйте ваши разработки, при проектировании любого мероприятия, направленного на минимизацию негативных последствий кризиса, связанного с началом школьного обучения. Развёрнуто ответьте на вопрос, каким основным принципам инновационного образования отвечает разработанный вами проект. Подготовьтесь к публичной защите проекта.
4. Разработайте проект родительского собрания посвящённого ФГТ и ФГОС, разъяснению принципов инновационного образования. Подготовьтесь к публичной защите проекта.


5.Литература
Основная литература к первому разделу
1.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб: Питер,2007.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Педагогика: учебник. Под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2008.
6. Проектная задача в начальной школе. Под ред. Воронцова А.Б.. М.: Просвещение, 2010.
7. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе. Под ред. А.Б. Воронцова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
8. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.:МГППУ, 2008.
9. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: АЛВИАН, 2009. Электронный ресурс: http://www.mtelegin.ru/dialog/rozhdenie-dialoga
10.Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006. Электронный ресурс: http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog
11. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. http://www.mtelegin.ru/tradition/apologet
12. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М.: ДеНово, 2012. Электронный ресурс http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog
13.. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Дополнительная литература к первому разделу

1. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап)// Психологическая наука и образование. 2007. №2.
2. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап)// Психологическая наука и образование. 2008. №2.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
4.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. Т.1. М., 1974.

Основная литература ко второму разделу
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 – 2010.
2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006 – 2010.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2010.
4. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Программа «Философия для детей» («Ромашка-Почемучка»). М.:МГППУ, 2005.
 5. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
6. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2008.
7. Нетрадиционные формы педагогической работы с дошкольниками и младшими школьниками, направленные на развитие способностей детей, и нетрадиционные формы работы педагогических мастерских. Ред. – сост. Амяга Н.В. М.: МИОО, 2007.
8. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе. Под ред. А.Б. Воронцова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
9.Телегин М. В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М.: ДеНово, 2012.
10. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  
Дополнительная литература ко второму разделу

1. Зайцев В.Н. Практическая дидактика: учебное пособие. М., 2000.
Телегин М.В. Проблемы и перспективы реализации ФГТ // электронный ресурс: http://mtelegin.ru/pedagogika/fgt-plan
2. Телегин М.В.: Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять // Детский сад от А до Я. 2011. №4. Электронный ресурс: http://mtelegin.ru/tradition/detsad
3. Телегин М.В. Преимущества советской «Программы обучения и воспитания в детском саду» перед «инновационными» дошкольными образовательными программами // Обучение дошкольников. 2011. №6. Электронный ресурс: http://mtelegin.ru/pedagogika/sovetprog
4. Телегин М.В. Федеральные государственные требования (ФГТ): made in USA // Обучение дошкольников. 2011. № 4. Электронный ресурс: http://mtelegin.ru/pedagogika/fgtusa
5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. СПб., 2001.
6. Экспертиза в сфере образования: цели, понятия, инструментарий. Под ред. Курнешовой Л.Е., М.: Московский центр качества образования., 2006.