doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Педагоги и педагогика Гжельская роспись (проект занятия со старшими дошкольниками
Гжельская роспись (проект занятия со старшими дошкольниками)


Автор:
старший воспитатель ДОУ 142 (г.Москва) Коростова Т.В.

Аннотация:
предлагаем вашему вниманию проект интегрированного занятия по приобщению старших дошкольников к истокам народно-декоративного прикладного искусства  и изодеятельности. Проект разработан в рамках курсов повышения квалификации ДОУ 142 по теме: «Теоретические  основания и методы реализации федеральных государственный требований (ФГТ)» (руководитель курсов М.В.Телегин).
К достоинствам проекта относится:
- его содержание. В современных дошкольных программах всё меньше времени уделяется знакомству с народным творчеством, с истоками родной культуры, её богатством, подлинной красотой. Замечательно, с любовью, с учётом возрастных особенностей детей составлены рассказы о народных промыслах;
- исчерпывающая представленность предврительной работы. Автор прекрасно понимает, (в отличии от некоторых ретивых сторонников «свободного воспитания»), что «все экспромты должны быть хорошо подготовлены», что требуется предварительное создание некого фонда представлений и ассоциаций, спонтанных, житейских понятий, которые в процессе занятия послужат своеобразным фундаментом, точкой опоры воспитателя;
- активизация собственной деятельности детей (сначала – рассматривание, изучение образцов, с выявлением особенностей гжельской росписи, затем,  - рисование в соответствии с культурным эталоном); 
- разнообразие форм и методов;
- чёткое, внутри себя логичное целеполагание на каждом этапе занятия;
- комплексное воздействие на личностную и когнитивную сферу детей (очень интересным представляется сравнение шедевров народного творчества, относящихся к тем или иным народным промыслам). Выполняя подобную работу дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать… И всё это на действительно прекрасном, благодатном материале;
- создание положительного эмоционального фона и просоциальной мотивации (подготовка концерта для мам).
По моему мнению, такие комплексные занятия, безусловно, нужны (как дополнение), соответствуют идеологии ФГТ, но, вместе с тем, не могут и не должны полностью подменять собою работу по основной традиционной программе. Весь вопрос в правильном, органичном сочетании традиционных предметных и комплексных занятий (См. раздел «Что такое ФГТ?» сайта mtelegin.ru).
Проект может быть использован для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.


Проект подразделяется на три тесно взаимосвязанных части.
I часть.
Приобщение детей к истокам народно- прикладного искусства.
II часть. Рассматривание изделий гжельских мастеров, элементов образцов гжельской росписи, цветов, бордюров.
III часть. Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи  “Украсим салфеточку».

ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:
1) развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приёмы работы кистью в изображении знакомых элементов;

2) познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства -  гжельская роспись;

3) обратить внимание детей на её необычный колорит;

4) учить выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубые цветы, кайма;

5) учить детей рисовать кайму, а в центре цветок с лепестками («гжельская роза»);

6) вспомнить с детьми характерные особенности разных видов декоративно-прикладного искусства, с которым мы уже познакомились: филимоновская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись (золотая хохлома).

МАТЕРИАЛ
Изделия гжельских мастеров.
Таблицы с элементами образцов гжельской росписи, цветов, бордюров.
Круглые кусочки белой ткани (размер 30х30 см).
Кисточки №  5  , стаканчики для воды с подставками, гуашь синяя и голубая, салфетки для просушивания кисточек, клеёнчатые салфетки под ткань.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Беседы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.
2. Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
3. В системе проводили занятия по приобщению детей к истокам народного искусства.
4. Индивидуально учим детей навыкам в составлении узора, используя элементы той или иной народной росписи.
5. В системе с детьми проводили занятия по патриотическому воспитанию и изодеятельности отдельными блоками по каждому виду народных промыслов               ( Филимоново, Дымка, Хохлома).
6. Рассматривали изделия народных мастеров, которые имеются в группе и в мини-музее детского сада.
7. Знакомили детей вкратце со сведениями о народных промыслах, их истории и развитии.
8. Подготовили для мам праздничный концерт  «Русские сувениры».

Занятия проводилось в мини-музее детского сада «Красная изба» под р.н.музыку «Светит месяц…».

ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог дополнительного образования и дети одеты в народные костюмы, стоят полукругом у входа в мини-музей и поджидают гостей. Когда приходят гости, дети с поклоном (правая рука на левом плече) встречают их, приветствуя такими словами:

«Здравствуйте, гости дорогие, проходите, присаживайтесь поудобнее, чтобы вам было хорошо видно и хорошо слышно. Желаем вам здоровья, семейного счастья, да радости».

После того, как дети поприветствуют гостей, педагог собирает их возле себя и говорит о том, что у них сейчас будет небольшая экскурсия по местам народных промыслов, с которыми они уже познакомились. Затем подводит их к столику, где расположены  Филимоновские  игрушки – свистульки, спрашивая детей о том, каких мастеров и откуда эти игрушки.


Ребёнок рассказывает о том, что: «В деревне Филимоново,  Одоевского района, Тульской области находится хорошая белая глина, и  с давних пор уже девочек 7-8 лет начинали учить старейшие  мастерицы лепить свистульки.  Затем обжигали их в печи, сушили и расписывали игрушки не кисточкой, а гусиным пером, анилиновыми красками, разведёнными на яйце, а затем продавали на ярмарках, базарах, в ближайший городах и в самое Туле, зазывая покупателей такими стихами:
Ребёнок:                               
«Подходите , посмотрите, покупайте:
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные!
Всем по нраву глиняные забавы».

Это стихотворение вы, дети, учили на занятиях.

Педагог: Хорошо, дети, а скажите нашим гостям, какие элементы филимоновской росписи использовали народные мастерицы?

Ребёнок: Все фигурки по обожженной глине разрисовали полосами: красными, жёлтыми, синими, зелёными на белом фоне, ещё точки, ёлочки. От этих полос в глазах рябит, как от солнышка.

Педагог:  Ну, а какие были игрушки, нам уже перечислили                                                 

Дети: это зайчики, кони, козлики, барашки, птицы, барыни, солдаты.  Смешные получались свистульки: у всех животных сильно-сильно вытягивали шеи, так, что коровы были похожи на жирафов, а медведи на змей-горынычей. Игрушки должны быть очень красивыми, добрыми, весёлыми, чтобы глянул человек на них и сразу полюбил.

Педагог:  Ну, а теперь, ребята, подойдём вот сюда (подводит к полочке, где расположены промыслы дымковской росписи).

Педагог: А спрошу вас, что же это за промысле? Чьих мастеров?
Дети отвечают: Дымковская  игрушка.  Эти игрушки тоже сделаны из глины, только не в Тульской области, а в другом месте.
Ребёнок: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, слобода вся будто в дымке. Всю зиму женщины Дымково лепили свистульки.

Педагог: Спасибо. Да, Дымковская слобода находится за широкой рекой. Там и лепили из глины свистульки и игрушки: барынь, нянь, индюков, похожих на жар-птиц, коней. В городе Вятке раньше был особый праздник, который не справлялся больше нигде. Он назывался «Свистунья». Необыкновенный праздник был. Весь город 3 дня гулял с музыкой, с качелями, каруселями, с плясками, песнями,  с непрерывным заливистым свистом. Оглашалась свистом вся округа, потому и прозвали праздник «Свистунья». Каждая семья покупала на ярмарке дымковские глиняные свистульки и игрушки. После праздника, зимой, эти игрушки ставили в окна между стёклами, они украшали дома. Эти игрушки необыкновенно нарядны! Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает её разными оборками, волнами, накладными цветами. Дальше – обжиг в печах, побелка. Роспись – только по белёному. Краски особенные – яркие, блестящие, а в узорах, в основном, круги.
Дымковские мастерицы немного волшебницы. Вот индюк превратился в настоящую жар-птицу. Посмотрите, какой индюк теперь огромный и необыкновенный, хвост которого горит, как многоцветное солнышко! А какая корона на голове! Делать игрушку, нужен особый талант.

Педагог: Ребята, скажите, а какие элементы узора используются в Дымковской росписи?

Дети: Используются пять основных элементов: круги, волнистые линии, точки, горошины и клетки.

Педагог: А какие краски используют мастерицы?

Дети: Краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие.

Педагог: А ещё, чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким,  Дымковские игрушки  после росписи, покрывают тонким слоем яичного желтка. А потом довольно «хитрая работа» - «сажать золото». Мастерица легко касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам – на кокошник, оленям – на рога , и т.д. И засветились игрушки!

Педагог: А помните, мы с вами учили на занятиях стихотворение о селе Дымково: «Дым идёт из труб столбом…» Кто прочёт, пожалуйста!

Ребёнок читает:                          
Дым идёт из труб столбом,
Словно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое "Дымково" назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, кисточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Педагог: Спасибо, очень хорошо, но мы больше не будем задерживаться и пойдём к другим мастерам ( подходит к полке, где находится Хохлома). Спрашивает: А, что же это за промысел? Что за красавица роспись?

Дети (хором): Это Золотая Хохлома.

Педагог: Ну, а кто, ребята расскажет, где же этот промысел родился?

Ребёнок: Издавна делали да расписывали посуду в заволжских деревнях: Сёмино,  Куличино,  Разводино,  Хрящи. Но зовут её хохломской. А почему? Катят  гружённые подводы вдоль малой речки  Узолы. Погромыхивает деревенский товар. Везут его в большое село Хохлому. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по ярмаркам. Так и повелось – Хохлома, да Хохлома. Вот и зовут по сей день золотую утварь Хохломской.

Педагог: Правильно. А хотите узнать, как же началось это удивительное хохломское художество? Разное  рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу птица-жар. Он и её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи идёт от древних мастеров-живописцев.
Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом,  натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду, ещё раз покрывают маслом и обжигают. После обжига посуда превращается в золотую. Стали называть Хохлому во всём мире золотой.

Педагог: Скажите, дети, а какие характерные особенности элементов в хохломской росписи?

Дети: Это завиток, ягода, Кудрина, листья, цветы  и травка.

Педагог: А какие краски используются?

Дети: Роспись на чёрном или золотом фоне, используются краски белого, жёлтого, зелёного цветов.

Педагог: Хорошо, мы познакомились  с вами с Хохломой. А кто прочтёт стихотворение о Хохломе, которое мы учили на занятиях в группе?

Ребёнок:
Хохломские  краски, алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, солнечные  всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней Наша Хохлома!

Педагог: А теперь отправимся к мастерам чудесной росписи Гжель (подводит детей к полочкам, где находятся предметы Гжельской росписи). Вы с ней немного знакомы, так как вы готовили праздничный концерт для наших мам «Русский сувенир».

Дети: Да.

Педагог: Так же мы вас чуть-чуть познакомили с особенностями Гжельской росписи, да?

Дети: Да.

Педагог: Полюбуйтесь на гжельскую посуду и скажите, какой основной цвет используют мастера?

Дети: Это белый фон и сине-голубые цвета, кайма.

Педагог: А сейчас я вам расскажу о мастерах гжельской росписи. Совсем близко, под Москвой в Раменском районе (село Гжель) ещё в XVI веке изготавливались из знаменитой гжельской белой-белой глины разные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Само название «Гжель» выводят из глагола «жечь», обжигать глину. Во все времена посуда формировалась на гончарном круге и в гипсовых формах, а скульптурки и игрушки лепили вручную. Потом изделие обжигали при температуре – 1200 С. Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы, листья, написанные чёрным кобальтом по белому фарфору. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, легко выполненные кистью то еле заметным голубоватым, то насыщенно тёмно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз, когда на них смотришь. Правда, дети?

Красива и нежна гжель, как ясное небо, как белая лебёдушка. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок.

Как он называется?

Дети: Это «гжельская роза».

Педагог: Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми видами народных промыслов. Но в нашем мини-музее есть ещё незнакомые вам предметы народных умельцев «Городца» и «Жёстово». Но с ними мы познакомились в подготовительной группе. Хорошо?

Дети: Да.

Педагог: Давайте для гостей споём песню о Гжели, которую вы исполняли для ваших мам.

Дети: исполняют песню «Гжель».

Педагог: Молодцы, ребятам» Мы знаем с вами, что элементами рисования Гжели являются синий цветок и синий завиток. Сейчас я хочу пригласить  вас в ИЗО студию и попросить расписать гжельской росписью салфеточки в подарок нашим гостям. Хорошо?

Дети: Да.
Педагог: Проходите в ИЗО студию, садитесь за столы (дети садятся за столы, на столах расставлено всё необходимое для рисования).

 Педагог показывает приёмы рисования гжельской синей розы, ветки, листьев, завитков и каймы.
Дети приступают к выполнению работы. Педагог ходит между столами, оказывая помощь нуждающимся детям. По мере выполнения детских работ, их педагог закрепляет на доске магнитом.
 
Обсуждают занятие
Спасибо вам, дети, за ваши сердца добрые, да за руки золотые!     
 Педагог предлагает детям подарить свои салфеточки гостям (по желанию гостей ).
 Ребёнок:
Ой, вы гости дорогие!
У нас салфетки расписные.
Писали их, старались,
Подарить вам собирались!
              Дети дарят свои работ гостям.

 

 


«Украсим салфеточку»

Тема: Рисование  «гжельской розы» на салфеточке.

Содержание: Учить  детей приёмам рисования «гжельской розы». Закреплять умение составлять оттенки синего цвета, рисовать концом кисти и всей кистью. Поддерживать интерес  к народному творчеству.

Материал: Иллюстрации «Гжель», гжельская посуда с узором «роза», гуашь белая и синяя, круг белого цвета, диаметром 30 см.

Методические приёмы: Рассматривание с детьми узора «роза». Повторение правил составления оттенков цветов. Частичный показ педагогом гжельского мазка.