doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Педагоги и педагогика Теоретические основания и методы реализации ФГТ (проспект программы повышения квалификации воспитателей ДОУ)
Теоретические основания и методы реализации ФГТ (проспект программы повышения квалификации воспитателей ДОУ)

Автор: доцент МГППУ Телегин М.В.

Краткая аннотация курсов повышения квалификации: в условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).
Качественное, эффективное внедрение инноваций в образовательную практику детских дошкольных учреждений, предполагает знакомство педагогов с:
- теоретическими основаниями и принципами проектирования ФГТ;
- содержанием ФГТ;
- конкретными программами, реализующими ФГТ;
- адекватными актуальному и перспективному социальному запросу, современными методами и формами организации воспитания и развития детей в различные периоды дошкольного детства.
Автор проводит динамичное, многомерное сравнение имеющихся (традиционных) и инновационных программ дошкольного воспитания, выявляют ограничения традиционной педагогики, доказывают необходимость и возможность «личностноориентированной», «детоцентрированной» «педагогики сотрудничества», сочетающей в творческом синтезе лучшие достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической мысли.
По всем вопросам, связанным с реализацией программы обращайтесь по электронному адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

1. Цель курсовой подготовки: знакомство слушателей с содержанием и теоретическими основаниями ФГТ, идеями деятельностной, культурно-исторической психологии, личностноориентированной, гуманистической педагогики; формирование педагогических компетенций, позволяющих осуществлять подлинное диалогическое, субъект-субъектное развивающее общение с детьми дошкольного возраста.  
  
2. Об авторе курсов повышения квалификации:   Телегин Михаил Владимирович – дважды  лауреат  Премии «Грант Москвы» в области образования,  доцент Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель лаборатории «Философия для детей» МГППУ, автор программы «Воспитательный диалог»  Подробнее:  www.mtelegin.ru и www.p4c.ru
3. Адресат курсов повышения квалификации: воспитатели ДОУ


4. Содержание  курсов повышения квалификации

Раздел 1. Содержание и теоретические основы ФГТ

Тема 1.1. Что такое ФГТ? ФГТ: от традиции к инновациям
Психолого-педагогическая характеристика актуальной социальной ситуации развития дошкольников: о необходимости реформирования дошкольного образования. Документы, принятые на Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и обучению детей младшего возраста (ВОДМВ). История разработки и принятия ФГТ. Содержание ФГТ. Сопоставление ФГТ с традиционной парадигмой дошкольного обучения и воспитания. Принципы проектирования ФГТ. «Развивающее образование» как приоритет ФГТ.

Тема 1.2. Психолого-педагогические основания ФГТ
Психологические основания ФГТ. Отечественная психология – современным воспитателям.  Некоторые положения Культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) как теоретическое основание ФГТ. Идея знаковой опосредствованности высших психических функций. Идея интериоризации генетически совместной деятельности. О «спонтанных понятиях», как «материале» наглядно-образного мышления дошкольников. Возрастная периодизация психического развития по типу ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин). Предметно-манипулятивная игра как ведущая деятельность ребёнка младшего возраста. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность старшего дошкольника. Психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л.Рубинштейн). Единство деятельностных и понятийных аспектов сознания. Организация совместной деятельности детей дошкольного возраста. Теория амплификации (обогащения) детского развития (А. В.Запорожец) и ФГТ.  Некоторые положения зарубежной психологии (Ж.Пиаже, Дж. Дьюи, А.Н. Перре-Клермон и др.) и ФГТ.
Педагогические основания ФГТ. Развивающая коммуникавтивно-знаковая среда ДОУ. Педагогика сотрудничества. «Личностноориентированная», «детоцентрированная» педагогика. Дошкольник как субъект воспитания и обучения. Субъект-субъектное взаимодействие детей и педагогов в процессе развития (обучения и воспитания) ребёнка. Воспитательный, развивающий, дидактический диалог. Диалогические программы развития дошкольников в России и мире. Создание «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) для спонтанных понятий и мировоззренческих представлений дошкольников.
Т
ема 1.3. Инновационные принципы организации развития дошкольников, заложенные в ФГТ      
О компетенциях («промежуточных результатах освоения программы») и ЗУНах. О «конспективных» и «рамочных» программах в ДОУ. Об интегрированном содержании образовательных программ. «Образовательные области» и «предметный подход». Об индивидуализации, построении «индивидуальной траектории развития ребёнка», всемерном учёте спонтанного, житейского опыта детей в процессе воспитания и обучения дошкольников. О вариативности, возможности выбора. Об амплификации, «непреходящей ценности каждого периода дошкольного детства». Воздействовать на ребёнка целостно: эмоциональное, волевое, этическое, эстетическое, патриотическое воспитания дошкольника (теоретические аспекты).

Раздел 2. Практические аспекты реализации ФГТ

 Тема 2.1. Психолого-педагогические особенности современных детей дошкольного возраста
Социальная ситуация развития современного дошкольника. Влияние социальных институтов (семья, ДОУ, СМИ) на развитие современного дошкольника.
 Специфика становления личностной сферы детей дошкольного возраста. Когнитивное развитие современного дошкольника. Формирование основ произвольного поведения детей дошкольного возраста.
Основные задачи развития в дошкольном возрасте. Реальные возможности и интересы современного дошкольника.

Тема 2.2. Традиционные методы воспитания и обучения детей в инновационном ДОУ
Традиционный подход к организации ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игры. Организация предметно-манипулятивной игры. Организация сюжетно-ролевой игры. Организация игр по-правилам. Организация дидактических игры.
Педагогическое наставление. Воспитание личным примером. Режимные моменты, размеренный, упорядоченный быт, как фактор воспитания. Традиционные методы физического и эстетического воспитания.
Как просто рассказать детям о сложном? Теоретическое образное мышление как «зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский) наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. Объяснительно-иллюстративный метод в обучении детей дошкольного возраста. 
Необходимость оптимального сочетания современных и традиционных методов воспитания в инновационном детском саду.

Тема 2.3. Инновационные методы воспитания и развития детей дошкольного возраста; программы, реализующие ФГТ
Последние достижения отечественной и зарубежной психологической науки и педагогической практики в области организации развивающих игр детей. Организация свободных игр. Организация обучающих игр. Организация взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых в процессе обучения и воспитания.
Активизация исследовательской деятельности и познавательных интересов детей дошкольного возраста. Активные методы когнитивного развития дошкольников. Обучение основам проектирования. Создание психолого-педагогических условий для становления креативных, рефлексивных компонентов в мышлении дошкольника.
Методы выявления и актуализации спонтанных (житейских) понятий дошкольников. Типология спонтанных (житейских понятий). Педагогические технологии «доращивания» спонтанных понятий до уровня культурных; наполнения спонтанных понятий детей некоторыми теоретическими признаками.
  Воспитательный (мировоззренческий) диалог с детьми дошкольного возраста. Дидактический диалог с детьми дошкольного возраста.
 «От рождения до школы» (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Программа «Развитие». Программа «Радуга».     Программа «Воспитательный диалог».

 

Литература
1. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М.Матвеева. М.: Школьная Пресса, 2003.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2010.
3. Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возраста // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. М.; ЮНЕСКО, 2007.
4. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
5. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.
6. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009.
7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. Т.1. М., 1974.
8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.