doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты Из истории психологии: С.Л.Рубинштейн о представлениях и понятиях
Из истории психологии: С.Л.Рубинштейн о представлениях и понятиях

Автор: Телегин М.В.

Аннотация:
   представления и понятия как «материал мышления»…  О неразрывной связи образных и теоретических аспектов мышления, о генезе представлений  и понятий детей в концепции выдающегося отечественного учёного, одного из столпов деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна (1889 – 1960). О деятельностном подходе смотрите  3 и 4 главы книги М.В.Телегина "Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста". http://mtelegin.ru/dialog/tpdialog      
      
       Сергей Леонидович Рубинштейн считал, что знания субъекта, «содержание его сознания» (представления и понятия) напрямую связаны и зависят от характера и типа обобщений, которыми пользуется субъект. Мышлению в представлениях соответствует главным образом «элементарное», «житейское» обобщение, заключающееся в «выделении общего, в смысле схожего». Элементарная форма обобщения совершается путем своеобразного единства анализа и синтеза - «сравнения различных предметов или явлений, отбрасывания признаков отличающихся друг от друга и выделения тех, в которых они сходятся».
 В чувственном и наглядном созерцании, содержанием которого являются восприятия и представления «предмета даны в несущественных для них определения, во внешнем соединении свойств, которые по формуле Юма «соединены, но не связаны»». Элементарное, эмпирическое обобщения всегда «отбор из непосредственно (чувственно) данных, случайных связей, отражающих явление, а не сущность». Обобщение житейского типа зачастую осуществляется по «сильным признакам», которые во-первых, «непосредственно, жизненно, чувственно выступают на передний план в восприятии» и, во-вторых, в свою очередь сами «регулируют направления чувственного, элементарного обобщения». Вот почему представления детей «отрывочны», «случайны», «изменчивы», «ситуативны».
 Главное отличие представлений от понятий заключается в том, что хотя представления и понятия могут выступать как «функциональные эквиваленты» в мышлении ребенка и в мышлении взрослого, но они базируются, основываются на принципиально различных типах обобщения.
 Понятия возникают «в результате понятийного, теоретического, научного типа обобщений». В понятии «осуществляется переход от явления к сущности», всякое понятие - «результат мыслительной деятельности: анализа, синтеза, абстракции и обобщения». Теоретическое обобщение выделяет «существенные признаки», «признаки не данные наглядно», «необходимые признаки», «абстрагируется от формально общего», «выходит за пределы непосредственно данной ситуации». Теоретическое обобщение, связанное с научным понятием, вскрывает объективное и существенное содержание изучаемой реальности. Понятия устойчивы и однозначны, «выделенные существенные признаки связываются системой», внутри самого понятия они находятся в отношении соподчинения». «Всякое понятие», в отличии от представления, «предполагает систему понятий», понятие возможно «только в системе знаний».
 Огромную роль в развитии представлений и понятий человека играет, по мнению С.Л.Рубинштейна, речь, язык.
 Вслед за Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейн считал, что между «речью и сознанием существует неразрывное единство». С.Л.Рубинштейн рассматривал процессы развития содержания сознания, мыслительных действий и операций и развитие речи как «теснейшим образом взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы». Сама человеческая речь «существует благодаря своему отношению к мышлению, если не к понятийному, то к наглядному». Другой диалектической стороной взаимодействия сознания и речи является то, что «формируя свою речевую форму мышление само формируется».
 С помощью психологического анализа С.Л.Рубинштейн выделяет функции речи, эти функции включены в единство, «внутри которого они друг друга определяют и опосредствуют». Выполняя коммуникативную и сигнификативную функции, речь является эффективным «орудием мышления» и в этом качестве она «рационализирует», «интеллектуазирует» содержание сознания, «обобщает», «опосредствует», «устанавливает отношения» - «осуществляет мыслительные операции».
 Обобщая, речь «объединяет совокупность одних вещей в единстве одного слова», «выполняя сигнификативную функцию, речь связывает общее представление со словом, генерализует круг объектов, на которое распространяется слово, именно образы этих объектов входят в содержание общего представления».
 В речи проявляется единство обозначающего и обозначаемого, до формирования понятийного мышления, это единство выступает как необходимая связь слова обыденного языка и образа, представления. Именно речь «создает тот план, на котором отображения объективной действительности (представления, понятия, восприятия) фиксируются».
 С.Л.Рубинштейн считал, что уже в 3-4 года «ребенок может свободно оперировать значительным кругом представлений», его мышление «освобождается от связанности непосредственным присутствием предмета», сознание получает возможность «воспроизводить наглядные образы, оперировать представлениями, что создает новый план внутренней, сознательной жизни». «Если бы представления отсутствовали» - пишет С.Л.Рубинштейн, «мы были бы прикованы к наглядной ситуации, наши мысли ... и действия, были бы в исключительной власти настоящего, ни прошлое, ни будущее не существовало бы». Значение представлений огромно, ибо они «создают план, на котором разворачивается вся внутренняя жизнь субъекта».
 Согласно концепции С.Л.Рубинштейна, можно выделить определенные этапы в становлении и развитии представлений, на каждом из этих этапов представления имеют качественно своеобразный характер. На первом этапе, который соответствует раннему дошкольному возрасту, в сознании ребенка доминирующим является «синкретическое восприятие». «Синкретическое восприятие» еще не форма «предметного сознания», оно ближе к непосредственному, чувственному переживанию». В «синкретическом восприятии» господствуют «целостные, глобальные схемы, но не выделение деталей». «Синкретическое восприятие» ребенка «более целостно, чем восприятие взрослых, но менее структурно». Диффузно-комплексный характер синкретического восприятия определяет и характер представлений детей, которые так же являются «диффузно-комплексными», состоящими «из ядра, окруженного бахромой».
 В качестве ядра «выступает свойство предмета, которое наиболее эмоционально-действенно». В восприятиях, а, следовательно, и в представлениях детей «свойства объекта и переживания субъекта не отдифференцировались друг от друга» - в этом их главное качественно своеобразие. Представление ребенка в раннем дошкольном возрасте - «комплексное качество тех свойств предмета, которые с точки зрения субъекта являются наиболее существенными, т.е. главное - эмоционально окрашенными». Другой характеристикой представлений является их зависимость от восприятия, «ребенок оперирует непосредственно данным». «Непосредственно данное», «структура восприятия» определяющим образом влияет на характер представлений. Мышление ребенка оперирует с «целостными нерасчлененными ситуациями и нерасчлененными образами предметов». Уже самые ранние представления ребенка «носят схематический, а значит общий характер».
 Обобщение, соответствующее начальным представлениям детей, протекает в форме сравнения, оно способно «выделить в непосредственно данном лишь внешние, несущественные, наглядные связи», такой тип обобщений С.Л.Рубинштейн называл «комплексным».
 Комплексное обобщение есть «неустойчивое и колеблющееся объединение в одну группу разнородных вещей, по изменчивым и субъективным связям». Такой тип обобщения определяет «фантастический», «изменчивый», «ситуативный», «не объективный» характер детских представлений.
 Уже «значения первых детских слов» «обобщают», объединяют, «связывают» единым словом множество объективно разнородных предметов».
 В раннем дошкольном детстве «значению слов, которыми взрослые обозначают понятия, соответствует синкретический образ» (синкретическое представление). Слово «срастается с той частной ситуацией, в которой оно было употреблено, комплексно объединяется с представлениями, которые заключают в себе, в качестве существенного, признак предмета («сильный признак») вызывающий эмоционально-моторные реакции субъекта».
 На смену синкретическому восприятию в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте приходит «все более адекватное действительности восприятие». Начинается стадия «предметного сознания», в его первичной, непосредственной форме.
 Восприятие в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, к 7-8 годам уже отображает, хотя и не существенные, но «объективные, вещественные свойства предметов». «Перцептивные моменты» отделяются от «аффективных», воспринимающий субъект противопоставляет себя объективному миру. «Осмысление восприятий» в младшем школьном возрасте «совершается с позиции житейского опыта». Значение восприятия «определяется житейским обобщением».
 Житейское обобщение выделяет наглядные, несущественные, но объективно существующие отношения и признаки. Эти признаки «рядорасположены» и «ситуативны», «не объединены в системы». Мышление, основанное на житейском обобщении еще «подчинено структуре восприятия», «руководствуется случайными, фактическими связями наглядно данных восприятий и представлений». С.Л.Рубинштейн пишет, что «житейское обобщение школьника начальной школы, это, по существу, общее представление». «Образования, внутри которых протекает мышление» младшего школьника - общие представления, в отличии от понятий «объединяют моменты, остающиеся в области непосредственно данного и не связаны между собой внутренними соотношениями». Общие представления младших школьников не образуют системы. «Значение слов» в младшем школьном возрасте «образуют общие представления, определяемые совокупностью общих объективных, но внешних, наглядных и несущественных признаков».
 Полноценные понятия, согласно концепции С.Л.Рубинштейна, образуются у детей в возрасте 11-12 лет, в процессе целенаправленного обучения.