doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Традиционная педагогика в инновационной школе (программа курсов повышения квалификации)
Традиционная педагогика в инновационной школе (программа курсов повышения квалификации педагогов)


Автор: доцент МГППУ Телегин М.В.

Аннотация: педагогические инновации отнюдь не означают забвения опыта традиционной педагогики.  Проверенные временем предметный подход,  классно-урочная система, объяснительно-иллюстративный метод обучения, ориентация на прочные знания основ наук; на формирование системного, когерентного мышления; на  авторитет высокой культуры и личности педагога – всё это рано «списывать с корабля современности». Разумно, оптимально, эффективно строить синтез традиции и инновации в Школе будущего – вот наша задача.
Предлагаем Вашему вниманию программу повышения квалификации педагогов, раскрывающую потенциал традиционного обучения и воспитания в современной школе. Наиболее полную информацию по вопросам традиционного обучения Вы найдёте в книге «Апологетика традиционного обучения», размещённой на страницах нашего сайта.  Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц.


ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ
 
Знакомство с сильными сторонами и ограничениями традиционной педагогики.  Деятельностное освоение слушателями:
- системообразующих для традиционной педагогики форм и методов обучения и воспитания (наставление, поучение, классический традиционный урок, дидактическая беседа, частично-поисковый урок, проблемный урок, воспитательная беседа, позитивно-манипуляционный учебный диалог и т.д.);
- эффективных моделей сочетания традиционной и инновационной парадигм организации учебно-воспитательного процесса в российской Новой Школе;
- умения владеть всем арсеналом (включая традиционные) учебно-воспитательных технологий;
- компетентности в сфере диалектического, творческого  использования преимуществ традиционной педагогики в современной школе.
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогические инновации отнюдь не означают забвения опыта традиционной педагогики. В  элитных школах Запада (большинство из них достаточно консервативны), в странах-лидерах современного образования (Финляндия, Южная Корея, Сингапур, Япония, Канада, Китай и др.) не спешат отказываться от традиционной педагогики; совершенно оправданно действуют по принципам «не навреди», «поспешай медленно», «семь раз отмерь, один отрежь».  И это не случайно! За традиционной педагогикой – многовековая практика; победа в самом жёстком естественном и искусственном «отборе»; миллиарды учеников и миллионы педагогов во всех странах мира; стройные, когерентные учебно-методические комплекты по всем существующим отраслям знаний.
Данные психолого-педагогической науки неопровержимо свидетельствуют – традиционное обучение и воспитание имманентны (соответствуют) самой природе человеческого мышления, сознания. Традиционная педагогика – природосообразна, отвечает фундаментальным, глубинным закономерностям организации человеческой психики, и именно поэтому, конкурентоспособна, инвариантна для любого разумно организованного педагогического процесса.
 Предметный подход,  классно-урочную систему, объяснительно-иллюстративный метод обучения, ориентацию на прочные знания основ наук, на формирование системного, теоретического мышления, на  авторитет высокой культуры и личности педагога –  рано «списывать с корабля современности». Выдающиеся педагоги и психологи (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, А.В.Запорожец, Д. Дьюи, Н.Я.Гальперин, Н.Н. Поддьяков, Н.Ф.Талызина) выделяли ДВА  взаимосвязанных типа обучения, ДВА способа присвоения  информации, понимания чего-либо.
Творчество невозможно без фундамента. Обучение невозможно без знаний культурных образцов. Педагог не только организатор деятельности детей, но и посредник, медиатор между становящимся сознанием дитяти –  и сокровищами отечественной и мировой культуры; нормами морали и нравственности; правилами поведения и культурными способами действий; культурными эталонами и алгоритмами; заветами предков. «Если есть шаг – должен быть след». Если есть продуктивные (инновационные) методы обучения, то их непременно должны дополнять РЕПРОДУКТИВНЫЕ (традиционные, классические) методы учебно-воспитательной работы.
Школа, легкомысленно, конъюнктурно отказывающаяся от «рутинных» моментов обучения, умаляющая значение учебного труда, воли, порядка и дисциплины, повторения, закрепления и упражнения… Школа в погоне за «безграничной открытостью», не заботящаяся об упорядочивании и защите собственной информационной среды, её соразмерности психологическим ресурсам дитяти («даже сильную голову можно сломать» И.П.Павлов)…   Школа, пустившаяся «во все тяжкие» экспериментирования, без оглядки на педагогический опыт корифеев… Школа, уповающая лишь на «обучение с увлечением», сдавшая в утиль  чёткое планирование педагогической деятельности, жёсткую фиксацию содержания образования в виде возрастной нормы (что именно должно быть усвоено, какие знания должны быть приобретены к тому или иному возрасту)… Школа, отрицающая ведущую роль педагога в обучении… Школа, не имеющая однозначной, понятной педагогам и родителям системы оценки учебных достижений учащихся… Школа, пустившая дело воспитания на самотёк, сдавшая «свято место» мировоззренческих представлений воспитанников на откуп разного рода манипуляторам… Неизбежно окажется вторичной, никогда не даст того результата, на который рассчитывают родители, сыграет злую шутку с детьми (невротизирует учащихся, превратит их в расторможенных, неспособных к систематическому  усилию, произвольному поведению социопатов), растеряет лучшие педагогические кадры.
Или такой, вполне «земной», имеющий самое прямое и непосредственное отношение к практике аспект: традиционное обучение – экономично, инновационное – требует больших временных затрат. Без традиционного обучения ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО (никак не успеть!!!) подготовиться к ЕГЭ и ГИА. Не секрет, что значительная часть тестов и испытаний требует от ребёнка РЕПРОДУКЦИИ тех или иных ЗНАНИЙ, и ничего более. Владеющий деятельностными методами, «рассуждающий» ученик без соответствующего «знаниевого», предметно-фактического багажа обречён на весьма посредственную оценку, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ценность ясных, системных знаний в постмодернистском мире, переживающим «дефолт информации» будет только возрастать!
Вместе с тем, нельзя отрицать качественный скачок в генезе информационных технологий, закрывать глаза на кардинальную перемену «социальной ситуации развития» (Л.С.Выготский) современных детей. Глупо не видеть очевидного – человечество вообще, и наши дети, в частности, проходят какую-то (не до конца ещё осознанную) «точку бифуркации», глобального переосмысления, казалось незыблемых постулатов прошлого.
Мир вступает в новое качество. Система образования должна найти адекватные ответы на вызовы времени. Опираясь на прочный научный фундамент (огромным эвристическим потенциалом в современных условиях, бесспорно, обладают идеи культурно-исторической, деятельностной психологии), черпая высокие образцы педагогического мастерства из сокровищниц традиционной педагогики, будучи открытыми к самому передовому мировому опыту, российская новая школа должна осуществить подлинную модернизацию, вернуть себе лидирующее, достойное её славной истории положение в глобализирующемся мире.
Путь к новому качеству лежит через преодоление негативного мифа о ретроградности традиционного обучения, которое, якобы, «консервирует мышление на наглядно-образной стадии»; «базируется лишь на формально-эмпирическом обобщении, не обеспечивая переход к содержательным, теоретическим обобщениям и абстракциям»; «не заботится об организации собственной деятельности детей»; «является директивным и монологическим»; «строится на механическом заучивании материала»; «носит массовый, неиндивидуализированный характер» и т.д. 
 Автор курсов убеждён: при применении современных технических средств и правильной организации,  традиционное обучение вполне может быть и проблемным, и поисковым, и диалогическим, и деятельностным –  вводящим ребёнка в мир теоретических связей и отношений объективной реальности. (Предполагается освоение конкретных методик, реализующих данный тезис). Автор курсов убеждён: будущее за творческим синтезом традиционной и инновационной парадигм организации учебно-воспитательного процесса.       
Реализация образовательных целей курсовой происходит с применением широкой палитры  форм организации учебного процесса. Помимо традиционной лекционно-семинарской формы, деятельность по освоению программы курсовой подготовки будет протекать в виде: коллективных обсуждений; практических занятий; мозгового штурма; психолого-педагогических мастерских; составления общих и индивидуальных проектов наставлений, поучений и дидактических диалогов; обсуждения и защиты индивидуальных проектов; анализа аудио и видеоматериалов, стенограмм занятий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Что такое традиционная педагогика?

Тема 1.1. Традиционная педагогика (историографическая дескрипция: традиционное обучение и воспитание в истории мировой педагогики)

Что такое традиция? Что такое обучение? Что такое воспитание? Что такое традиционное обучение и воспитание (феноменологическое описание; историографическая дескрипция).
Ретроспектива различных форм традиционного обучения. Традиционное обучение и воспитание – историографический подход. У истоков традиционной педагогики.
Воспитание и обучение на догосударственной стадии развития человечества (в родовой и соседской общинах). Воспитание и обучение в древних государствах ирригационного земледелия (Египет, Вавилон, Индия, Китай).
Первые письменные источники о традиционном обучении (Египет эпохи Древнего царства). «Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара». «Поучение Аменемхета I».  Традиционное обучение в Египте эпохи Среднего царства «Поучение Хети сына Дауфа своему сыну Пепи». 
Воспитание детей в Древней Спарте. Воспитание и обучение в Афинских мусических школах.
Идеал «благородного мужа» в учении Конфуция.
Воспитание и обучение в средневековой западноевропейской школе, средневековом университете.  
«Поучение Владимира Мономаха детям» как пример традиционного поучения, наставления. «Слова душеполезные». «Домострой».
Я.А. Коменский «Великая дидактика» - главная книга, раскрывающая традиционную парадигму обучения. («Учить всех всему», дидактика и пансофия Коменского, отношение к учителю в традиционной школе, дисциплина, наглядность, прочность усвоения знаний).  
Джон Локк «Мысли о воспитании», воспитание джентльмена.
И. Ф. Гербарт. 
Педагогическое наследие М.В.Ломоносова и А.В.Суворова («Наука побеждать», «Полковое учреждение»).
Педагогические идеи любомудров. «Умозрение». «Живое», «цельное» знание. «Синтез поэзии и науки».
Дидактика и теория воспитания К.Д.Ушинского.  «Найти в душе дитяти уже знакомый образ, и на нём строить обучение».
Воспитание и обучение в российской церковно-приходской школе. Воспитание ребёнка в русской крестьянской семье. Дореволюционные гимназии и реальные  училища.
Культурное наследие народов России в области педагогики.
Некоторые идеи об организации педагогического общения в трудах Н.И.Пирогова, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, В.М.Бехтерева. Воспитание и обучение как «торможение культурой инстинктов человека». Торможение. «Рефлекс цели».
   Развитие традиционной парадигмы организации учебно-воспитательного процесса в советской дидактике. Педологические эксперименты. Возвращение к классической школе. Советская школа 40 – 50-х годов прошлого века.
Совершенствование традиционной парадигмы обучения в трудах Н.Я.Гальперина, Ю.К.Бабанского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина.
Традиционная парадигма обучения в современной зарубежной школе. Классические элитные школы Англии, Швейцарии, Австрии, Германии, Франции, США. Традиционная педагогика в КНР (Дао Сичжи).

Тема 1.2. Психолого-педагогическая характеристика традиционного обучения и воспитания

Традиция, культурный образец, норма, правило, эталон, понятие, закономерность, алгоритм действий – как основное содержание традиционного обучения и воспитания. Системообразующие принципы традиционного обучения и воспитания.
Онтологичность и патернализм традиционной педагогики. Авторитет педагога.
Авторитет содержания образования (культурных традиционных образцов).
Неформально-личностные отношения между учителем и учеником. Наставничество.  Учитель как «отец», «старший брат», «заботливая вторая мама».  Школа – как общий дом, семья. Учитель, как сеятель («сеет разумное, доброе, вечное»); «воин, ведущий бой за душу ребёнка» (Я.А.Коменский); «садовник», пестующий дитя (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский). 
Традиционная педагогика – педагогика любви, воодушевления, высоких неутилитарных целей (анагогическая педагогика).
Педагогика примеров. Пантеон героев и традиционное воспитание.
Обращение к «цельному человеку», к рациональному, этическому, эстетическому опыту ребёнка – и к уму, и к сердцу воспитанника. Апелляция к «светлой стороне души» воспитанника, к его лучшим качествам.
Общинность, коммунитарность, коллективизм традиционной педагогики.
Воспитание просоциальных чувств. Взаимная поддержка, взаимопомощь. Кооперация усилий. Сотворчество. Сотрудничество «слабых» и «сильных» учеников. Честь коллектива как фактор педагогического воздействия.
Соборность как педагогический принцип. «Ансамбль непохожих». Конкурентные преимущества «солидарных» стратегий обучения и воспитания.
Традиционная педагогика – педагогика труда; дисциплины; волевого усилия. Традиционная педагогика – педагогика  «торможения инстинктов»; облагораживания повседневности; опосредствования витальных и корыстолюбивых устремлений нормами культуры, морали, нравственности.
Знания, умения и навыки. Компетенций без знаний не бывает. О диалектическом единстве деятельностных и понятийных аспектов сознания.
Повторение. Упражнение. Мышление нуждается в инкубационном периоде. Смысловое повторение в традиционной педагогике. Активные формы и методы повторения и упражнения.
Роль наглядности в традиционном обучении и воспитании. «Ненаглядная наглядность» в традиционном обучении. Художественные образы, схемы и символы, «модельные представления» в традиционном обучении. Ремесло традиционного учителя – просто, доступно, наглядно говорить о сложном, теоретическом; объяснять материал «на пальцах» - примерах, заимствованных из житейского, повседневного опыта учащихся.
Ясная, «прозрачная», понятная всем субъектам педагогического процесса  система оценок.
Поощрение и наказание в традиционной педагогике. Опора на практику, практикоориентированность.
Традиционная педагогика – педагогика плана.
Предметный подход.
Классно-урочная система.
Традиционный урок – центральная «единица» обучения. Поурочные и тематические планы. План-конспект урока.
Догматические и катехизисные методы, как редко применяемые на практике, устаревшие методы традиционного обучения.
Активизирующие методы традиционного обучения: метод проблемного изложения; частично-поисковый метод; исследовательский метод.
Негативный миф о традиционном обучении и воспитании. Традиционное и развивающее обучение. В.В.Давыдов  - критика традиционного обучения. Реформаторы образования о традиционном обучении.

Тема 1.3. Объяснительно-иллюстративный метод обучения и его потенциал в трансляции учащимся некоторых аспектов теоретических знаний

Объяснительно-иллюстративный метод обучения (ОИМО): содержание понятия. Объяснение и понимание. Зарубежные концепции «импорта – экспорта  знаний». Сообщение информации. Восприятие информации. Осознание информации. Фиксация информации в памяти. Экономичность ОИМО.
Дедуктивная (от общего –  к частному) форма реализации ОИМО.
Индуктивная форма реализации ОИМО. От примеров, иллюстрации – к закономерностям. От внешних связей – к теоретическим.
П.Ф.Каптерев и Л.Н.Толстой о возможности объяснять материал «деятельностно».
Обучение в плане теоретического образного мышления.
Теоретическая образная форма реализации объяснительно-иллюстративного метода обучения. «Обучение, посредством сведения к известному» (П.П.Блонский).
«Педагогическая смётка» как парадоксальное диалектическое сочетание образных и словесно-логических компонентов при обучении и воспитании детей.
Иносказание. «Глубокая мысль – есть далёкая ассоциация». Неожиданные сравнения. 
Символические средства обучения. «Модельные представления» (Л.А.Венгер). «Живое знание» (любомудры, В.Ф. Одоевский, И.С. Якиманская, В.П.Зинченко
«Умные образы» (В.В.Рубцов, М.В.Телегин) в обучении. Умный образ как результат творческого синтеза поэзии и науки, логоса и образа. Умный образ  как символическое изображение сущностного посредством меткой метафоры, креативного переноса, удачного сравнения, продуктивной аналогии.
Прецеденты применения умных образов в педагогических целях (конкретные примеры из педагогического наследия К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Л.С.Севрука, К.П.Ягодовского, В.А.Сухомлинского, В.В.Сухова и др.).
 Проект «Образование для жизни» (США, Франция, Великобритания, ЮАР). «Спиральный подход к интеграции в обучении» (США). Экспериментальные исследования эффективности «умных образов» при трансляции младшим школьникам некоторых элементов теоретического знания.
 1.4. Классический традиционный урок. Классическое традиционное воспитательное мероприятие
Урок как основная «единица» традиционного обучения. К.Д.Ушинский,  Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев о характерных признаках классно-урочной системы.
Разновидности традиционного урока. Универсальный (ординарный) традиционный урок. Урок-изучение нового материала. Урок-осознанное запоминание. Урок-закрепление материала. Урок-объяснение. Повторительно-обобщающий урок. Урок проверки и учёта знаний. 
Структура традиционного урока: актуализация знаний, объяснение, иллюстрация, закрепление (повторение), упражнение, вывод, контроль, оценка, работа над ошибками. Психологические модели различных видов традиционных уроков. Педагогические модели различных видов традиционных уроков. Подготовка к традиционному уроку. Целеполагание традиционного урока.  Составление плана-конспекта традиционного урока.
Потенциал традиционного урока в современных условиях. Необходимость цельности, логической и педагогической завершённости традиционного урока. Воспитательная функция традиционного урока. Учебный труд школьника на традиционном уроке. Технические средства обучения на современном традиционном уроке.
Попытки отказа от традиционного урока в ходе педологических экспериментов и их резко негативные результаты. Критика традиционных уроков и контраргументы. Непреходящая ценность классно-урочной системы.
Классическое воспитательное мероприятие: от подготовки – до проведения.  Коллективное воспитательное дело (Ю.А.Конаржевский). Поход в музей. Посещение библиотеки.  Детский праздник. Утренник. Встреча с ветеранами. Экскурсия. Мероприятие по патриотическому воспитанию. Мероприятие по трудовому воспитанию.  Тематический классный час.
Роль художественного слова в воспитании. Наставление. Поучение. Родительское собрание. Идейно-эмоциональное воздействие личности педагога. Выработка положительных привычек и качеств (К.Д.Ушинский). Педагогическая суггестия: «за» и «против».

1.5. Дидактический и воспитательный диалог в арсенале традиционной педагогики. Проблемно-поисковая форма традиционного урока

Диалог в арсенале традиционной педагогики. Диалогическая трансляция традиционных ценностей.  Воспитательный, мировоззренческий (сократический) диалог.
 К.Д.Ушинский о педагогическом применении сократического диалога.
А.А.Перовский, В.Ф.Одоевский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский о диалогическом воспитании. Психологическая модель полноценного воспитательного (сократического) диалога. Педагогическая модель сократического диалога. Подготовка к воспитательному диалогу.
        Позитивно-манипуляционный дидактический диалог - ПМДД (В.В.Рубцов, М.В.Телегин). «Позитивная учебная манипуляция»: содержание понятия, этические аспекты. ПМДД – как диалогический вариант реализации объяснительно-иллюстративного метода обучения. Теоретический «паспорт» ПМДД. «Ситуация запроса на знание». Практико-ориентированные разработки ПМДД для младших школьников. Проект ПМДД по теме «Живая клетка». Проект ПМДД по теме «Атмосфера».
 Из опыта экспериментальной деятельности по обучению детей младшего школьного возраста в рамках экспериментальной площадки (ГОУ СОШ 1191, г. Москва, директор Г.А.Ивлюшкина)  по теме: «Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов». Возможность трансляции учащимся элементов теоретического знания в ходе дидактических диалогов.


2. Традиционная педагогика в инновационной школе (теория и практика)


2.1. Содержание образовательных инноваций. Возможность и необходимость разумной конвергенции традиций и инноваций в образовании

Индивидуализация образования, построение «индивидуальной образовательной траектории» (В.В.Рубцов).
Опора на житейские понятия ребёнка при обучении и воспитании. Учебная деятельность.
Учебная кооперация, совместно-распределённая учебная деятельность как атрибуты традиционного урока. Содержательный принцип распределения. Позиционный принцип распределения. Ролевой принцип распределения учебной деятельности. 
«Интеграция содержания образования» и «предметность»: недопустимость искусственного противопоставления. «Предметоцентрированность» и «детоцентрированность». 
Компетентностный подход и ЗУНы. «Компетенций без знаний не бывает». Единство понятийного и деятельностного аспектов сознания. Психологическое сопровождение инновационного педагогического процесса.
Педагогическое наблюдение и тестирование: взаимодополнение стратегий контроля и оценки.
«Образцовый порядок образцов» против «хаотизации сознания». Мышление – как систематизация, упорядочивание информации, движение от какофонии – к музыке, от буйства красок – к гармонии цветов, от хаоса –  к космосу. Твёрдо усвоенные знания – как ценность в постмодернистском мире.
Роль и место традиционной педагогики в инновационной школе. Сочетаемость традиции и инновации. Традиция как фундамент инноваций.
Содержательные и подражательные (вестернизация) инновации. Инновации и «мода». Инновационное реформирование: «карта» угроз и достижений. Разумное заимствование и педагогическое «низкопоклонство». Соответствие инноваций менталитету народа, как условие их серьёзности, долговечности, эффективности.
Инновации должны помогать решать объективно значимые педагогические проблемы.
Анализ конкретных примеров удачного сочетания традиций и инноваций в обучении.


2.2. Проектирование образовательных моделей оптимально сочетающих сильные
стороны инновационной и традиционной педагогики

Сильные стороны традиционной и инновационной педагогики. Совместное проектирование современного урока с использованием традиционных и инновационных приёмов, форм, методов и т.д. Совместное проектирование воспитательных мероприятий с использованием традиционных и инновационных приёмов, форм, методов и т.д. Индивидуальное проектирование современных уроков. Индивидуальное проектирование современных воспитательных мероприятий. Защита проектов. Рефлексия, анализ, коррекция неблагоприятных вариантов. Мозговой штурм: «Что из традиционной школы непременно должно сохраниться в Школе Будущего».


Примерная тематика рефератов
1. Традиционная педагогика.
2. Психолого-педагогическая характеристика традиционного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.
3. Традиционный урок в современной школе: границы применения, потенциал и ограничения.
4. Традиционное воспитательное мероприятие в современной школе: границы применения, потенциал и ограничения.
5. Традиционное и инновационное образование: сопоставительный анализ.
6. Почему необходимо использовать современные инновационные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
7. Модели эффективного сочетания инноваций и традиций в обучении.
8. Модели эффективного сочетания инноваций и традиций в воспитании.
9. Педагогические инновации: предвосхищение возможных рисков.
10. Содержательные и демонстрационные педагогические инновации: в чём разница?
11. Проблемная форма традиционного урока.
12. Диалог в традиционной школе.
13. О важности педагогических наставлений и поучений в эпоху постмодернизма.
14. Использование интернета и компьютера на традиционном уроке.
15. Границы педагогического творчества.
16. Интерактивные формы традиционного обучения.
17. Интерактивные формы организации учебного процесса.
18. Совместно-распределённая деятельность: педагогический аспект.
19. Проблемное обучение в современной школе.
20. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения в современной школе.
21. Потенциал педагогического наблюдения.
22. Интроспекция в современной педагогике.
23. Родительское собрание: традиции и новшества.
24. Классическое воспитательное мероприятие.
25. Использование педагогического наследия К.Д.Ушинского в современной школе.
26. Использование наследия выдающихся советских дидактов в современной школе.
27. Отечественная психология советского периода – современному воспитателю.
28. Отечественная психология советского периода – современному учителю.
29. Достижения китайской традиционной педагогики.
30. Классическая английская элитная школа.
31. Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее.
32. Педагогические идеи М.В.Ломоносова (к 300-летию со дня рождения).
33. Дореволюционная гимназия.
34. Дореволюционная церковно-приходская школа.
 
Требования к содержанию рефератов слушателей и процедуре его защиты

А) Требования к структуре и содержанию реферата:
Реферат должен отражать уровень теоретического осмысления одной из предложенных в рамках учебной программы тем, а также некоторые практические умения, которыми слушатели овладели в процессе курсовой подготовки. В связи с этим реферат структурно делится на две части (главы) – теоретическую и практическую.
В первой, теоретической, части содержатся:
• обоснование актуальности темы итоговой работы,
• ее задачи,
• анализ доступных слушателю источников по теме итоговой работы.
Во второй - практической - части проводится обобщение опыта собственной педагогической деятельности автора в рамках заявленной темы.
Работа выполняется 14 шрифтом, интервал 1,5. Обязательная нумерация страниц.
Объем – 18 -22 страницы.
Б) Критерии оценки реферата и процедура его защиты
Перед защитой реферата слушатель получает на него рецензию одного из преподавателей кафедры. Работа допускается к защите только при наличии положительной рецензии.
Защита реферата проводится по следующим позициям (критериям):
• адекватность формулировки темы, актуальности и задач реферата,
• четкое выделение научных подходов, идей, которые лежат в основе разработки заявленной темы,
• представленность в работе опыта собственной педагогической деятельности в русле заявленной темы (при возможности - собственных педагогических новаций),
• наличие в работе количественно-качественной оценки опыта практической работы по избранной теме,
• качество оформления.

Итоговый контроль будет осуществляться в форме защиты индивидуальных практикоориентированных проектов   одной традиционной и одной инновационной формы организации педагогического общения.
Задания
1. Спроектируйте и защитите проект традиционного урока (выбор содержания занятия и возраста учащихся за вами).
2. Спроектируйте и защитите проект традиционного воспитательного мероприятия (наставления). Выбор содержания занятия и возраста детей за вами.
3. Спроектируйте и защитите проект традиционного урока, на котором некоторые теоретические признаки транслируются учащимся посредством учебных метафор, аналогий, умных образов. (Выбор содержания занятия и возраста учащихся за вами).
4. Спроектируйте и защитите проект традиционного воспитательного мероприятия (наставления), на котором важные аспекты морально-нравственных знаний транслируются учащимся посредством поэтических метафор, аналогий, умных образов. Выбор содержания занятия и возраста детей за вами.
5. Спроектируйте и защитите проект воспитательного мероприятия, сочетающего традиционные и инновационные формы и методы организации.
6. Спроектируйте и защитите проект урока, сочетающего традиционные и инновационные методы организации.

Список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.
3.Григорьян Н.А. Иван Петрович Павлов. М.: Наука, 1999.
4. Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
5. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. М.: Гардарики, 2007.
6. Лесгафт П.С. Семейное воспитание ребёнка и его значение М., 1991.
7. Лесков Н.С. Кадетский монастырь: Повесть и рассказы. М.: Дет. лит., 2006.
8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., авт. Вступительной статьи, примечаний и комментариев С.Невская. М., 2003.
9. Педагогика: учебник. Под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
10. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.:МГППУ, 2008.
11. Русская школа: Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.: Русское слово, 1996.
12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969.
13. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: АЛВИАН, 2009.
14.Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006.
15.Телегин М. В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М.: МГППУ, 2005.
16. Телегин М.В. Пятнадцать суворовских уроков современному руководителю// Психология для руководителя. 2008. №5.
17. Телегин М.В., Серова Ж.И. Обычный день необычной школы. От первых впечатлений – к психолого-педагогической экспертизе//Начальная школа плюс До и После. 2003. №6.
18. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: Де Ново, 2011.
19. Телегин М.В. Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять // Детский сад от А до Я. 2011. № 4.
20. Ушинской К.Д. Собр. Соч. в 11 томах. М.: 1948 – 1952.
21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избр. Пед. соч. Т.1. М., 1974.
При составлении программы использовались следующие электронные ресурсы (сайты): www.p4c.ru  и www.mtelegin.ru