Глава 5. Проекты воспитательных, развивающих диалогов с подростками - Проект диалога на тему «Труд» |
Страница 3 из 4
Проект диалога на тему «Труд» Роль труда в жизни человека. Мотивация к труду. Свободный труд как высшее предназначение человеческой жизни, возможность приносить пользу людям. Адресат: подростки в возрасте 11–12 лет. Проблемный (стимульный) текст Это тоже урок На днях у нас проходил субботник. Все взяли мешки, пакеты, пошли собирать мусор, прелые листья, сухие ветки. Школьный двор преображался прямо на глазах. Девчонки даже соревнование устроили, кто быстрее и тщательнее уберёт отведённую территорию. Трое моих одноклассников наотрез отказались работать вместе со всеми. Первый заявил: «Мы не сорили. Почему мы должны чужой мусор убирать? Нам, что, за это заплатят? Бесплатно только дураки горбатятся». Второй всё спрашивал: «Школа чья?» Сам же и отвечал: «Директора и учителей». И итог подводил: «Вот пусть они в грязи и копаются». Третий рассуждал примерно так: «Нас родители сюда знания получать, учиться отправили, поэтому вместо уроков я работать не собираюсь». Пожилая учительница ответила только третьему: «Это тоже урок». Представления детей Вся высокая отечественная литература – от былин и до «производственных» романов советского времени проникнута чувством глубокого уважения к человеку труда, благоговения перед ним. Пахарь за плугом, прокладывающий первую борозду; бурлак, тянущий лямку и душу рвущую песню; весёлый, сметливый мастеровой-посадский – Левша; кузнец-молотобоец – Демидов – косая сажень в плечах, кулаки пудовые; инженер у пульмана; рабочий у станка; шахтёр в забое; доярка среди любимых Зорек и Ласточек… Хрестоматийные, как сейчас говорят, знаковые, с детства близкие, архетипические образы, запавшие в сердце народное. Серп и молот как символы государства. «Все работы хороши, выбирай на вкус». Библейское «кто не работает – тот не ест», ставшее одним из краеугольных коммунистических лозунгов. Человек, нашедший себя в труде, – счастлив. Не нашедший – достоин жалости. Тунеядец – презрения. Включишь телевизор – бесконечные «сводки с полей», строительных площадок, панорамы гигантских цехов с циклопическими машинами, вереницы шумных ткацких станков, плывущие по полям «Нивы». Труд героизировался, возводился на пьедестал, становился объектом почти религиозного поклонения – почитания. Помните, «Герой социалистического труда»? Битва за уголь, за хлеб, битва за жизнь с костной неживой материей, освоение новых земель, пафос созидателей. Целина, Западная Сибирь, БАМ – «здесь будет город-сад». О подвиге защиты Отечества в годину тяжёлых испытаний издревле говорили не иначе как – ратный труд, ставя труд на одну доску с подвигом. Труд поэтизировался, эстетизировался. Красота труда, красота человека труда воспевалась. Сколько добрых, проникновенных песен сложено о труде. И до сих пор верится, что «в мире нет прекрасней красоты, чем красота горящего металла». Труд – главное дело жизни. Даже труд надрывный, надсадный, горячечный, тянущий жилы. Даже труд подневольный. «Не на хозяина робим, а для земли русской». Гений Петра без тысяч безвестных работных людей, на чьих костях «Петра творенье» выросло, многого ли стоит? Трудовая этика патриархальной крестьянской семьи. Ребёночек ещё под столом ходит, а уже за младшими догляди, матери помоги. Чуть постарше – воды натаскай, избу вымети, дров наколи, скотину напои… И спи-отдыхай. А культ отца-кормильца? А покос всем миром? А ночное? Гордость потомственных пролетарских династий… Суровая сосредоточенность мастеров-наставников, потеплевшие их глаза, когда, измаявшись, ученик что-то сам правильно сделает, рук перед трудностями не опустит, характер-породу выкажет. В нынешнюю постмодернистскую эпоху отношение к труду в наиболее динамично развивающихся странах повторяет то, что было у нас ещё совсем недавно. В Китае, Вьетнаме, Японии, Южной Корее, Индии к своим национальным особенностям опыт наших соцсоревнований, стахановского движения примеривают, «лучших по профессии» чествуют. В старушке Европе и даже в США пытаются внеэкономические мотивы к труду задействовать. Там ситуация, конечно, специфическая, постиндустриальная. Непосредственно в производительном секторе только пятая часть населения, (а сейчас и того меньше) занята. Промышленность исходит вслед за дешёвой рабочей силой в страны второго и третьего мира. Зато те же Штаты могут позволить себе «импорт мозгов». Лучшие молодые кадры из всех стран мира в самых прорывных отраслях создают высокие технологии, умножающие мощь Америки, увеличивающие отрыв. Правительствами западных стран проблема потери мотивации к труду у значительной части молодёжи, по крайней мере на уровне деклараций, расценивается как «угроза национальной безопасности». Деньги немалые на борьбу с этим социальным злом ассигнуются. Хотя есть и другая сторона медали. Может, кому-то и выгодно, чтобы известная часть молодых людей дальше своего носа не видела, жила бы в субкультурных гетто, для таких – индустрия развлечений, пиво, секс, наркотики, СПИД или безудержное потребление. Смерть духовная. Смерть физическая. А что же в родных пенатах? Провинциальность, тотальный уход в дикость – обочина. О какой конкурентоспособности можно всерьёз говорить, если наша молодёжь или как чёрт ладана боится работы или не может найти достойного применения своим силам. Вспомните «героев» самых популярных раскрученных телесериалов, телепередач, песен, книг последних 10–15 лет. Посмотрите на паноптикум «публичных людей», «молодёжных идолов». Купите чуть не любой, на выбор, журнал для подростков. Есть ли среди «преуспевающих», «успешных», «кумиров» современный Микула Селянович, Стаханов, Паша Ангелина? Брокеры, рокеры, толстосумы, изгои, чудаки, извращенцы, контактёры с инопланетянами – жуть одна. Вот только среди галдящего сонма не встретите, как ни ищите, человека труда, тех, на ком вопреки всем прогнозам ещё держится государство Российское – рабочих, крестьян, военных, врачей, учителей, инженеров. Ну покажут разок, снабдив сквозь зубы презрительным – «бюджетник», и снова забудут до следующих голодовки или выборов. За что боролись, на то и напоролись. Вся неправда, вся несправедливость, все беды нашего общества особенно концентрированно-ярко проявляются в отношении подрастающего поколения к труду. Люди пожившие, опытные, почти единодушно, как о свершившемся, не требующем пояснений факте говорят: «Молодёжь не хочет работать». Это, конечно, слишком сильное обобщение. Много и обратных примеров, но не они сегодня погоду делают. Многочисленные беседы с младшими подростками (10–13 лет), принадлежащими к самым разным социальным, культурным слоям (богатые – бедные, городские – деревенские, из семей интеллигенции и рабочих, дети мелких предпринимателей и военных), позволили нам выявить общие черты, подметить преобладающие настроения, уловить основные мотивы, характеризующие мысли и чувства современных российских подростков, обращённые к труду, связанные с трудом. Картина удручающая, но закономерная, как зеркало отражающая «социальную ситуацию развития» наших детей. Резюмируем главное. 1. Труд – сложная, неудобная, «неформатная» не только для младших, но и для старших подростков тема. Собеседников подросткового возраста приходилось долго «раскачивать», окольными путями-дорожками обходить их инертность, а то и откровенную скуку, прибегать ко всевозможным затейливым ухищрениям, чтобы вывести на серьёзный разговор о труде. Данные социологических и психологических исследований вполне согласуются с нашими субъективными ощущениями – труд в иерархии жизненных ценностей подростков или не представлен вовсе или замыкает список. 2. Пытаясь говорить с подростками о труде как таковом, вы рискуете быть непонятыми, почти наверняка столкнётесь с мощным сопротивлением среды, грозящим завести беседу в частности и детали, чаще всего в профориентационное русло (о престижных профессиях, выборе профессии и т. д.). 3. Значение, культурное содержание слова «труд» знакомо лишь единицам. Вы будете немало удивлены, когда обнаружите, какие причудливые, необщепринятые смыслы вкладывают ваши собеседники в исследуемое понятие. Примерно для 60–70% подростков смысловое поле слова «труд» почти полностью перекрывается смысловым полем слова «работа». То есть «труд» и «работа» воспринимаются этими детьми как синонимы. В свою очередь, слово «работа» вызывает к жизни образы различных профессионалов-специалистов, воспоминания о работе родителей, перечисление конкретных трудовых действий и операций или представления о месте, где работа осуществляется («Что такое труд? – Ну, это когда в офисе сидят, на звонки отвечают»). Можно утверждать, что большинство 10–12-летних подростков продолжают пребывать на уровне наглядно-образного, формально-эмпирического мышления, относя к слову «труд» бессистемный набор внешних, ситуативных, несущественных признаков. 4. Ещё одна глубокая отметина кризисного времени, ещё одно свидетельство глубокой болезни сознания. Около 10–15% подростков под словом «труд» понимают только выполнение какой-то обязательно непрестижной, даже унизительной, грязной работы. (Труд это «мешки таскать», «туалеты мыть», «помойку убирать» и т. д.). 5. Некоторые дети не отождествляют слова «труд» и «работа», но это не радует, а обескураживает, судите сами: «Есть такие работы, где трудиться не надо, просто сидишь сутки через трое и всё». 6. На вопрос – для чего нужен труд? – обращённый к подросткам, чаще всего слышим ответ, о котором вы уже наверняка успели подумать – «чтобы деньги зарабатывать». Для половины подростков это единственный довод в пользу необходимости труда. В обществе, поклоняющемся золотому тельцу, где деньги стали по-настоящему всеобщим эквивалентом, мерилом всего и вся, другой реакции ожидать вряд ли возможно. Труд видится подросткам однобоко, низводится до одного (не самого, по мнению подростков, лучшего) способа, средства получения денег. 7. Отчуждение человека от процесса и результатов труда – печальная данность современного российского социума. Марксистская критика капитализма по сей день остаётся для нас весьма актуальной. Богачи бесятся с жиру, не зная, на что употребить обрушившееся на них состояние. В кругах золотой молодёжи принято «оттягиваться», прожигать жизнь на великосветских тусовках. Отпрыски многих новых русских отчуждены от процесса труда, они, по сути, тунеядцы, работать для них зазорно. Незазорно обладать такими гордыней и амбициями, что ужасаются даже родители «продвинутой» молодёжи. Воистину, новейшие русские ещё дадут фору новым. Велика и постоянно увеличивается прослойка люмпенов, черни. Как в Древнем Риме времён упадка, непосредственно перед финальным аккордом Империи. «Хлеба и зрелищ»! «Лучше иметь пузо от пива, чем горб от работы»! Честные же труженики сплошь и рядом отчуждены от результатов труда. Остановившиеся заводы и фабрики. Погибшие научные направления. Заброшенные поля и фермы. Сапожник опять без сапог. Плодами трудов миллионов пользуются и распоряжаются несколько десятков нуворишей. Пользуются и распоряжаются нерачительно, корыстно, выводя прибыли в оффшоры, тратя несметные суммы на истерическое потребление. Эффективного собственника, на которого так долго уповали, молились радикальные либерал-реформаторы, нет и в помине. Глядя на всё это, работяги опускают руки, теряют надежду, отчаиваются. Растёт количество разуверившихся отцов, а вслед за ними и детей, ищущих спасения в гедонизме, эгоизме, эгоцентричности. Лишь бы мне, любимому, было хорошо, а там хоть трава не расти. Жизнь как погоня за удовольствиями. Вожделение удовольствий и развлечений любой ценой. Всё что мешает, будь то труд, высокие идеалы, совесть воспринимается как «напряг», вычёркивается, выжигается из души. «Живи настоящим», «не загружайся», «не дай себе засохнуть». Горько сознавать, но никак не меньше половины ваших собеседников видят в труде в лучшем случае досадную необходимость, а то и обузу, помеху, препятствие для «нормальной», «клёвой», «настоящей», «красивой» жизни. 8. Всё-таки истинное понимание смысла труда нет-нет да и заявит свои права даже в подростковой среде. Кому-то приходится помогать родителям зарабатывать на хлеб насущный. Такие ребята рано взрослеют. Кто-то на шести сотках познал радость сбора в поте лица добытого урожая. Кто-то написал компьютерную программу. Кто-то до изнеможения оттачивал технику игры на фортепьяно. А сколько сил, терпения, труда требует учёба. Кто-то на опыте близких увидел всё зло и несправедливость безработицы, её разлагающее влияние на человека. Кто-то вспомнит натруженные руки родителей, рассказы бабушек и дедушек, чья жизнь прошла в труде. Лелейте и хольте ростки истинного понимания смысла труда. Цель и основные направления дискуссии 1. Цели диалога очевидны для нас, лежат на поверхности. Поднять немодную нынче тему, помочь младшим подросткам понять значимость, непреходящую ценность как самого труда, так и размышлений о нём. Причём сделать это не в профориентационном контексте, а поговорить о труде вообще, о труде как таковом. Глупо ставить телегу впереди лошади. Глупо заниматься профориентационной работой, если те, на кого она направлена, никогда не задумывались о смысле труда. Если не было и нет рефлексии относительно того, что такое труд и для чего он нужен, профессиональный выбор человека окажется ситуативным, случайным, неосознанным, чужим. 2. Хотим «сиять заставить заново величественнейшее слово» – Труд. Сформировать обобщённые представления, а ещё лучше – понятие о труде как творческой деятельности по созиданию духовных и материальных благ, преобразованию природы на благо человека, освобождению человека от власти необходимости для царства подлинной свободы и гуманизма. Поговорить о труде как фундаменте жизни общества, альфе и омеге социального бытия. 3. Труд в сознании детей надо соотнести, вплести, вписать в систему других краеугольных понятий – Родина, совесть, служение людям, честная, достойная жизнь. 4. Показать, что труд облагораживает человека, что вне труда человеческая жизнь бессмысленна. Поговорить о радости созидательного труда, о бескорыстном труде, об уважении к человеку труда. Предлагаемый вашему вниманию алгоритм организации диалога, направленного на реализацию указанных целей, включает в себя использование всего арсенала сократических методов ведения дискуссии, прежде всего – майевтики и агона. Начните с детального анализа ситуации, описанной в стимульном тексте. История эта вполне житейская, с чем-то подобным сталкивается едва ли не каждый педагог-практик. Итак, кто прав? Ребята, принявшие активное участие в субботнике или трое «оппозиционеров»? Постарайтесь тщательно взвесить все «за» и «против», содержательно отнестись ко всем аргументам. Своими как бы издалека, как бы беспристрастными репликами подливайте масла в огонь агона (спора), поддерживайте попеременно то одну, то другую сторону. Не упустите из виду и этическую составляющую проблемы – девочки вместе с пожилым учителем работают не покладая рук, а трое парней отказываются, отказываются сознательно, опираясь на удобненькую доморощенную «философию». Хорошо ли это? Красиво? Достойно ли подобное поведение настоящего мужчины? Если проблемной ситуации не получится и ваши собеседники сойдутся во мнении, что мальчишки, отказавшиеся работать, поступили неправильно, то вам, скрепя сердце, придётся взять на себя роль адвокатов лентяев. Это позволит уже на начальном этапе «прощупать почву», познакомиться со всей палитрой возможных аргументов, подходов, оценок. Напротив, если (и такое случалось) ваши собеседники солидаризируются с тремя возмутителями спокойствия, действуйте наступательно, смелее разоблачайте всю неблаговидность их поведения. Очень надеемся, что через короткий промежуток времени кто-то из ваших собеседников произнесёт искомое нами слово – труд. Контекст, в котором выплывет, обнаружится это слово, интересует нас в последнюю очередь. «Слово не воробей», с его появлением, не топорно, не в лоб, а вполне естественно, исходя не от вас, возникнет тема беседы, тема труда. Ваша задача – перевести её с периферии в самый центр. Допустим, кто-то из учащихся утверждает: «Трое мальчиков отказались убирать мусор, потому что трудиться не любят». Или на ваше предложение разъяснить слова пожилой учительницы вы услышите: «Конечно, это урок, урок труда». Так или иначе, прозвучавшее «труд» даёт вам прекрасный шанс для достижения второй цели диалога – формирования обобщённого представления или даже понятия о труде. Теперь вполне можно переходить в атаку и постепенно продвигаться от текста к опыту детей. Спросите без обиняков: «А что такое труд?» Пусть каждый участник беседы даст своё определение. Фиксируйте признаки – существенные и не очень – на доске. Сравнивайте ответы, обобщайте их, абстрагируйтесь от мелочей и частностей, концентрируйтесь на главном. Индивидуальные, эмоционально окрашенные смыслы, связанные в сознании учащихся со словом «труд», подвергнутые совместной рефлексии, разумному рассмотрению, должны превратиться в культурное значение, в систему существенных и необходимых признаков, т. е. в понятие о труде. Если это произошло, значит, с помощью конструктивной майевтики вы смогли достичь второй из заявленных целей диалога. А коль так, пора взорвать внешнее благолепие, вновь прибегнуть к агону или, по обстоятельствам, к деструктивной майевтике. Близка кульминация, речь пойдёт о мотивах труда. «Ребята, вы сказали, что труд это (далее следует выстраданное вами определение), а почему, собственно, люди трудятся, зачем нужен труд?» Водораздел должен пройти между очевидным, распространённым, простым до примитивизма – «чтобы деньги зарабатывать» и всеми остальными, любыми другими доводами и резонами. Труд – основа материальной жизни. Труд, облагораживающий землю. Труд, создавший человека. Труд, несущий радость, труд, придающий смысл. Как трудно трудиться без огонька, без задора, без любви к своему делу, без любви к людям, только за деньги. Труд свободный. Труд, приносящий пользу людям. Труд как долг и ответственность. Труд как наш материализовавшийся дух, овеществлённый в результатах труда. Труд как память о нас. Труд как вклад в общее дело. В общем, помимо зарабатывания денег есть у труда оправдания и повыше. Только не берите инициативу на себя, не сыпьте сразу железными аргументами, дайте ребятам самим подумать, постарайтесь, чтобы и здесь получился спор (агон), согласование различающихся мнений. Ну а уж если все на деньгах сойдутся (что всё-таки, по опыту знаем, маловероятно) тогда переходите к деструктивной майевтике, здравый смысл подскажет, как приступ вести. Ещё доверительнее, ещё заостреннее! Тактично подведите к разговору о бабушках, дедушках, родителях, друзьях. Кто где работает, чем занимается, какими трудовыми свершениями гордится. Похвалите ребят, преуспевших в учёбе, тоже ведь труд немалый. О трудовых буднях родного города или села упомяните. Кстати, расскажите немного и о себе, ну хотя бы, как вы к урокам готовитесь, как государство труд ваш оценивает и почему вы всё ещё в школе, а не где-то в другом, более доходном месте работаете. О военных, врачах, рабочих, крестьянах. Не самые престижные сейчас профессии, не самые высокооплачиваемые, но менее ли оттого нужные, менее почётные? Подростки, в силу специфики своего возраста, особенно нуждаются в положительном подкреплении, в воодушевляющем примере. И взрослым-то трудно жить с головой, повёрнутой назад, бесконечно брюзжать, пребывать в унынии, в угнетении. Так и руки опустить немудрено, в мизантропа обратиться. Взрослым трудно, а подростку и вовсе невозможно, ибо подросток – весь ожидание, поиск, рисковый эксперимент. Всё впереди у подростка, будущее – за ним. Прошлым, даже самым героическим, не может подросток довольствоваться, ибо он лично в том прошлом не жил, для него лично прошлое – миф, легенда. Подростку подавай притягательный, смыслообразующий и УЗНАВАЕМЫЙ, здесь и теперь осуществлённый образ желаемого будущего. Скажи мне, чего ты хочешь добиться в жизни, каков образ твоего будущего (проще – цель), и я скажу, кто ты. Так поможем ребятам! Пусть над «денежными мешками», «крутыми пацанами», «реальными тусовщиками», олигархами, бандитами, рэпперами, брокерами, прожигателями жизни, пациентами «Дома-2», «фабрикантами» и прочей «почтенной публикой» взойдёт, возвысится звезда человека труда. Пусть подросток как пилотируемый космический корабль, ракета, под завязку заполненная топливом жизненной энергии, берёт курс не на чёрную дыру, а на яркую звезду трудового служения людям. Теперь – дело за примерами. Есть и в нашей жизни место трудовому подвигу. «Первая природа» (К. Маркс, Ф. Энгельс) – нерукотворная, стихийная, ни на секунду не прекращает наступление на «вторую природу» – рукотворный, одухотворённый человеческим трудом мир. Природа первая легко, не успеешь оглянуться, превращает в руины цветущие города, в леса и пустыни плодоносящие поля. Только труд позволяет нам удерживать, облагораживать, расширять жизненное пространство второй природы. Кризис, сегодняшний разор, подобно молнии, высвечивает в ночи атлантов – людей труда, на чьих плечах ещё держится космос нашей раненой цивилизации, нашего русско-российского мира. Строители Бурейской ГЭС; инженеры, рабочие, управленцы, создавшие авиационный двигатель для истребителей пятого поколения; самолётостроители в гражданской авиации, сохранившие для нас саму возможность выйти на рынки с новыми, конкурентоспособными самолётами («Суперджет-100»); кораблестроители Североморска; нефтяники Западной Сибири; газовики Ямала (средняя температура января: -43 °С), шахтёры Донбасса, нефтехимики, металлурги. Оленеводы, рыбаки, геологи, лётчики, космонавты, железнодорожники, пожарные… Разговаривая с подростками, я не раз убеждался, что эти профессии отнюдь не утратили своего романтического ореола, своей «статусности» в подростковой среде. Создатели программного обеспечения, высококлассные компьютерщики, специалисты по телекоммуникационным системам. Это тоже труд, да ещё какой! В последнее время явно обозначился поворот к инженерным и рабочим специальностям. Разворачивающийся экономический кризис еще многим прочистит мозги, покажет истинную цену труда производительного. Крестьянин – соль земли. Вот кого надо воспеть, не стесняясь высоких слов, не боясь показаться пафосным. Вот кто достоин земного поклона. Без государственного финансирования, без дотаций (то, что было (1% ВВП) – слёзы по сравнению с конкурентами (20–40 % ВВП), и это при открытых границах, при отсутствии протекционизма, при заваленных «ножками Буша» прилавках; в зоне «рискованного земледелия»). Оболганные, униженные, живущие в деревнях, где закрывают школы, где давно разрушены клубы… На советских тракторах и комбайнах, заправив их топливом по ценам выше мировых, вынуждаемые алчными перекупщиками (у перекупщиков элеваторы, у перекупщиков доступ к оптовым и розничным торговым сетям) сдавать урожай ниже себестоимости, за копейки… Потеряв 41 млн. га пахотной земли, на суглинках, почвах, стремительно деградирующих без удобрений, наши крестьяне (люди в массе своей предпенсионного и пенсионного возраста), в этом, 2008 г., собрали около 100 млн. тонн зерна. Чудо. Чудо, произошедшее исключительно благодаря сердечной, душевной мощи наших на вид немощных, бесконечно уставших крестьян. Чудо, произошедшее благодаря труду людей, не сдавших свой севастопольский бастион – русское поле, отвоевавших для нас бесценный ресурс исторического времени. Времени, столь необходимого, чтобы собраться с мыслями, силами и перейти в контрнаступление по всему фронту борьбы с небытием. А ратный труд? Матросы «Курска», пограничники, наши солдаты в горячих точках… помощь Южной Осетии и Абхазии. Служба в Министерстве чрезвычайных ситуаций. Расскажите подросткам о нарядах, о боевой учёбе, о буднях десантников, лётчиков, танкистов, спасателей. Нянечка в детском саду. Честный, бескорыстный учитель, врач. Фельдшер. Сельский библиотекарь. Дворник. Пекарь. Водитель-дальнобойщик. Лесник. Путевой обходчик. Машинист. Диспетчер. Проводник. Каменщик. Станочник. Есть профессии несправедливо забытые, так воздайте же им должное. Обязательно свяжите слово «труд» с понятиями «честная, достойная жизнь», «долг», «Родина». В свое время было сказано, что праздность – мать всех пороков. Закончить диалог рекомендуем обсуждением влияния праздности на человека, влияния, парализующего его волю, разрушающего в нем личность, показать, что человек, стремящийся «ничего не делать», обкрадывает сам себя, достоин жалости и презрения. И последнее. Почувствуете, что задели за живое, взяли верный тон, расскажите ребятам о трудовом подвиге их ровесников во время Великой Отечественной войны. Музыку подберите соответствующую, фотографии подростков, стоящих на снарядных ящиках у станков, покажите. Только не морализируйте, просто и проникновенно расскажите. Чтобы помнили. |