doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" Образовательные цели и задачи программы "Философия для детей". Общие способы их реализации
Образовательные цели и задачи программы "Философия для детей". Общие способы их реализации - Вступление. О возможности детского философствования
Индекс материала
Образовательные цели и задачи программы "Философия для детей". Общие способы их реализации
Вступление. О возможности детского философствования
О целевой детерминации
Образовательные цели и задачи курса «Философия для детей» в младшем школьном возрасте; общие способы их реализации
Развитие - преодоление того, что перезрело, создание условий для возникновения новообразований
Развитие - формирование логических процедур
Развитие - становление личности и её ядра - мировоззрения, убеждений
Результаты
Все страницы


Вступление. О возможности детского философствования
Философия для детей 6 — 7 лет... Признаться, это словосочетание не только показалось парадоксальным и странным, но и вызвало смутное чувство недоумения и даже протеста. Видимо, злую шутку (как я понимаю уже сейчас) сыграло со мной просто неимоверное количество всякого рода новых и новейших образовательных программ, с яркими, интригующими названиями, за которыми зачастую... пустота. Кроме того, «мы все учились понемногу» философии в школах, вузах, вынесли определенные устойчивые стереотипы восприятия этой науки, которые прочно вошли в массовое сознание. Словом, представление о философии, бытийствующее в нашем социуме, несовместимо с представлением о первокласснике. Попробуем сразиться с мифологемами, тем более что философия для детей давно уже является вполне сложившейся, многогранной, полифонич-ной практикой в России и мире. Начну с вещей бесспорных, вам хорошо известных.
Первоклассники легко пользуются такими словами обыденного языка, как «душа», »тело», »настоящее», »красота», »добро», »зло», »счастье», «движение», являющимися одновременно и понятиями во многих философских системах. За этими словами ребенок «видит» определенный смысл, за ними «стоит» некоторое содержание, а это в свою очередь означает, что у детей есть свой фантастический, иллюзорный, с плывущими критериями мир спонтанных философских представлений.
А вопросы и фантазии детей? Им воистину несть числа, они такие сложные и простые одновременно, они заводят нас в многочисленные тупики и заставляют изумляться их глубине и простоте формы. Имеем ли мы право игнорировать начинающиеся духовные поиски становящегося человека? Прочитайте «От двух до пяти» К.И. Чуковского, книгу знаменитую и уникальную, непредвзято, не делая скидок на то, что перед вами крохи. «Надо же, да эти крохи — философы» — воскликнете вы!
Отличительная возрастная особенность первоклассника — непосредственность, дети не могут произвольно управлять своим поведением. Превратим эту «слабость» в «силу», ведь непосредственность означает отсутствие зашоренности, запретных и неинтересных вопросов. Непосредственность в восприятии мира — мать удивления, восхищения миром, а «удивление — мать философии» — так говорил великий Сократ.
Сказки, былины, басни, поговорки, мультфильмы, нотации родителей, беседы с друзьями — важнейшие составляющие реальности каждого ребенка. А в них... сложнейшие, отнюдь не всегда лежащие на поверхности причинно-следственные связи, высочайший накал борьбы добра и зла, в них мораль — этика, в них красота — эстетика, в них, наконец, ценности — аксиология, да разве все перечислишь? Метафористичен, полон тончайших оттенков, полутонов, смысловых нюансов, идиом, гипербол и переносов язык любимых детьми произведений. И ведь не теряются дитяти в этих хитросплетениях, отыскивают свою, уникальную дорожку к смыслу...
Стремление к смыслу, поиск смысла во всем — предтеча философии. Еще известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, проводя исследование интерпретации старшими дошкольниками сюжетных картинок, отмечал, что дети ищут даже в непонятных картинках смысл, фиксируют непонятное, стараются объяснить, включить в какие-то связи, бывают крайне разочарованы и раздражены, если им это не удается. Не таким ли величественным, огромным, требующим осмысления полотном является для пусть маленького, но человека мир в целом, во всей его тотальности ?
Детские игры. В их лоне складываются символическая, семиотическая функции в мышлении, развивается способность мыслить по аналогии, сравнивать, различать по разным признакам — качества необходимые для философствования.
Ролевая игра старших дошкольников (в милиционеров, рэкити-ров, космонавтов, дочки-матери) не только позволяет детям овладевать «самыми общими смыслами человеческих деятельностей», что само по себе архиважно для нас, но и порождает неповторимо-своеобразную форму детского творчества — сюжетосложение. Казалось бы, чего проще, подумаешь, выдумали правила, обстановку, действующих лиц, но присмотритесь внимательно и благоговейно — они создали Мир, в котором действуют особые Законы, совершают свои Подвиги Герои, свои мерзости подлецы, где балом правит Добро или... Зло.
А может быть, мы присутствовали при акте рождения космогонического мифа, параллельной идеальной реальности, философской вероятностной модели интерпретации всеобщих связей и отношений? Да, о мифе чуть позже. Пою дифирамбы первокласснику, чувствую, предвижу что многие родители скажут: «Ну это уж точно не про мое чадо». Знаю, что многие педагоги спросят: «Разве может шестилетка с его наглядно-образным, конкретным мышлением подняться до уровня философских абстракций?» Да, детское мышление наглядно, телесно, ребенок с огромным трудом рассуждает без опоры на конкретный образ, на сценку из памяти... Ну и что? Является ли это непреодолимой преградой философствования? Судить вам, слушайте. «Недавно, на уроке мы запускали воздушный шарик. Так вот, если шарик наполнен горячим воздухом, он летит вверх, а если холодным — катается по земле. А еще шарик состоит из воздуха и резиновой оболочки. Человек — как воздушный шарик. Его тело — как оболочка шарика, а душа — как воздух в нем. Если душа горячая, если человек добрый, то он поднимается вверх, в небо, летит к чему-то хорошему, светлому, как шарик летит к солнышку. Если душа холодная, злая, то человек-шарик катается по земле, на которой стекляшки, гвозди, мусор, и он рано или поздно лопнет, исчезнет без следа, так и не узнав, что значит лететь к свету. А если в шарике нет воздуха, если душа у человека отсутствует, то это и не шарик вовсе, а просто тряпочка, это не человек, а что-то другое». Каково? Да, повторяю я, мышление первоклассника наглядно, телесно, но это «не дурная телесность», она сродни наглядности и телесности мифа (через мифологический период прошло сознание всех народов), сродни наглядности и телесности греческой философии. Опираясь на образы, житейские, жанровые сценки, рассуждали Платон и Сократ, Зенон (помните Ахиллеса и черепаху) и Анаксимен, Фалес и Эмпедокл. Дети способны конструировать «умные образы» — средства проникновения в существенные, внешне не данные связи и отношения действительности.
Многочисленные исследования, проведенные учеными, неопровержимо доказывают, что старшие дошкольники и младшие школьники наиболее сензитивны к постановке и решению философских проблем, они хотят знать, как вещи, идеи, мысли в самом общем виде связаны. По словам Л.С. Выготского, «интерес идет впереди интеллектуального развития, ведет его за собой». Это и заставляет «ребенка искать и приобретать такие формы интеллектуальной деятельности, которые отвечают этим интересам», философствовать.
Итак, философия и первоклассник совместимы. Философствование не только возможно в столь нежном возрасте, но и существует де-факто в спонтанных и наивных формах. Мы можем констатировать сосуществование во взаимодействии идеального мира ребенка с вечными вопросами человеческого бытия, проблемами, традиционно являющимися прерогативой философии.