Психологический анализ этностереотипов современной молодёжи мегаполиса - Глава II. Автостереотипы |
Страница 8 из 10
Глава II. Автостереотипы Часть первого вопроса опросника, нацеленного на исследование гетеростереотипов, так же была направлена и на изучение автостереотипов. Полученные по автостереотипам в первом вопросе результаты в целом подтверждаются характеристиками, приведенными во втором, однако, существует некоторое расхождение. Это связано с разницей в формулировках первого и второго вопросов: в первом вопросе было заключено требование четкого и однозначного ответа, тогда как второй вопрос располагал к некоторым размышлениям и подразумевал более развернутый ответ. Эта же разница в формулировках и является причиной отсутствия затруднений с ответом в первом вопросе и их наличием (4,2% респондентов) во втором. Тем не менее, важно отметить, что характеристики, данные во втором вопросе, дополняют и раскрывают суть характеристик, данных в первом. Из этого следует, что небольшое расхождение результатов в данном случае не несет существенной значимости.
Среди положительных характеристик можно выделить 14, наиболее часто повторяющиеся. Они расположены на гистограмме 4 в порядке убывания частоты упоминания каждой их них. 25% респондентов выделяют такое качество, как отвага; 20,8% говорят о добродушии; 18, 8% упоминают ум; 16,7% в своих характеристиках применяют эпитет «сильный»; 12,5% обращают внимание на целеустремленность и такой же процент опрашиваемых отмечает «честность»; о стойкости и альтруизме говорят по 10,4%, а о решительности, патриотизме, трудолюбии, сообразительности, верности и гостеприимстве – по 2% из общего числа опрошенных. В целом, из анализа ответов на второй вопрос можно увидеть доминирование положительных автостереотипов в сознании молодежи русской этнической группы. Но, тем не менее, следует обратить внимание на негативные характеристики, общие для первого и второго вопросов – лень, пьянство и наглость, что само по себе заставляет встревожиться, особенно учитывая уровень алкоголизации среди населения России.
Заключение Полученные результаты исследования позволяют сопоставить его с описанным в теоретической части работы, исследованием М.А. Набережневой [16], проведенном в Центральном Федеративном Округе, где было показано, что для этнического самосознания значительной части молодежи (около 40%) свойственны этнические автостереотипы, выражающиеся в более или менее отчетливом признании превосходства собственной этнической группы. Не являясь типичными для большинства опрошенных, тем не менее, они остаются наиболее заметной характеристикой этнического самосознания. Так же в исследовании М.А. Набережневой [16] говорится о наличии у большинства респондентов отрицательных гетеростереотипов, касающихся, прежде всего, представителей некоторых кавказских народов.
|