doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты Психологический анализ этностереотипов современной молодёжи мегаполиса
Психологический анализ этностереотипов современной молодёжи мегаполиса - Выводы
Индекс материала
Психологический анализ этностереотипов современной молодёжи мегаполиса
Введение
Глава I. Этническая идентичность
Глава II. Этноцентризм и модели вхождения в новую культуру
Глава III. Стереотипы
Раздел II. Введение
Глава I. Исследование гетеростереотипов
Глава II. Автостереотипы
Выводы
Библиография
Все страницы


 

Выводы:

  1. Высокий уровень этноцентризма среди московской молодежи русской этнической группы;

 

  1. Наличие у большинства молодежи русской этнической группы сложившегося отрицательного стереотипа по отношению к некоторым кавказским народам (дагестанцам, чеченцам, азербайджанцам);
  1. Существование неоднозначных стереотипов молодежи русской этнической группы по отношению к украинскому, грузинскому, киргизскому и таджикскому этносам;

 

  1. Предложенная в начале данного исследования гипотеза о кризисе национальной  и этнической идентичности, выражающегося в высоком уровне этноцентризма молодежной среды была подтверждена. Разрозненность этносов, связанная с высоким уровнем этноцентризма и большим процентом отрицательных гетеростереотипов, такого полиэтнического государства, как Россия, ведет к кризису  национальной идентичности, и, как следствие,  к развалу единства нации.

 

Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации являются благоприятной средой для возникновения конфликтов, как на индивидуальном, так и групповом уровнях. В свою очередь полиэтнический состав населения России, сепаратистские настроения, усилившиеся в силу ряда экономических причин возникших у населения многих автономий России, образование своеобразных экономических ниш в экономике и ряде других сфер общественной жизни во многом способствует тому, что нарастающая конфликтность приобретает межэтническую окраску. Это вызывает обострение отношений между представителями отдельных народов, делает этническую принадлежность одним из существенных критериев восприятия людьми друг друга, в котором большую роль начинают играть этнические стереотипы. Принимая во внимание результаты, полученные в процессе исследования, мы более четко можем видеть угрожающую ситуацию напряженности межэтнических отношений, сложившихся на сегодняшний день в России. По словам Липпманна, сложившиеся однажды стереотипы, очень сложно разрушить в последствии. Однако, если не предпринимать  попыток это сделать, ситуация может приять еще более серьезный оборот.

Рекомендации

В сложившейся ситуации верным шагом будет работа над сплочением полиэтнических классов путем целенаправленного изменения гетеростереотипов. Способом достижения этой цели может служить модель изменения этностереотипов, предложенная Т. Петтигрю [16]:

  1. Важным моментом является межгрупповое взаимодействие, которое приводит к установлению положительно окрашенных отношений между группами;

 

  1. Начало положительного контакта между представителями различных социальных групп соответствует модели декатегоризации, следуя которой нужно спровоцировать межличностное взаимодействие, не основанное  на групповой принадлежности участников. Этого можно добиться путем разделения однородных групп на смешанные и введением в межгрупповой контакт информации об индивидуальных особенностях групп-участниц. В связи с большей подвижностью границ групп, участники не используют социальные категории и, следовательно, не опираются на имеющиеся негативные стереотипы. Продолжение контакта между группами соответствует модели категоризации, в основу которой положено выделение различий, основанных на принадлежности к разным социальным группам. Главенствующей идеей является представление о социальной идентичности. Снижение межгрупповой дифференциации достигается при помощи подчеркивания достоинств обоих групп. И окончание контакта должно проводиться по модели рекатегоризации, которая подразумевает осознанность участниками межгруппового взаимодействия своей принадлежности к некой группе. В данной модели акцент делается на принятии членами группы общегруппового членства и общей социальной идентичности, что приводит к снижению уровня внутригруппового фаворитизма внутри каждой из вступающих в контакт групп. Это достижимо при оказании помощи субъекту восприятия, для нахождения у разных групп общих особенностей, что способствует рассмотрению обоих групп как единой общности.

Следует принимать во внимание получение группами информации друг о друге, изменение оценки членов другой группы, изменение поведения по отношению к ее членам и формирование положительно окрашенных эмоциональных связей между группами