doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 4 Умные образы в истории культуры (популярный очерк) - 4.2. Древний Китай. Конфуцианство
Глава 4 Умные образы в истории культуры (популярный очерк) - 4.2. Древний Китай. Конфуцианство
Индекс материала
Глава 4 Умные образы в истории культуры (популярный очерк)
4.1. У истоков умного образа: мифы, басни, притчи
4.2. Древний Китай. Конфуцианство
4.3. Античная философия. Сократ. Платон
4.4. Западноевропейская философия (от Средневековья до марксизма)
4.5. Учение о «живом и цельном зрении ума». Умные образы в русской философии
4.6. Умные образы в естественнонаучном знании и познании
Все страницы

4.2. Древний Китай. Конфуцианство

Древний Китай. Учитель Кун – Конфуций (551–479 до н.э.). «Наставник десяти тысяч поколений». «Книга перемен», «Книга песен», «Беседы и суждения». Пусть трудно, невозможно точно установить, какой из дошедших до нас источников и в какой своей части наиболее аутентичен для изучения наследия Кун-цзы, где Конфуций, где его предшественники, последователи, ученики. Я о другом…

Возникновение китайской письменности, «первоначально состоящей из пиктограмм, то есть рисунков отдельных предметов». Но как быть, если возникала необходимость передать отвлечённые понятия? С этой целью создавались комбинации пиктограмм, служивших иллюстрацией той или иной идеи, – так называемые идеограммы» [Малявин В.В., 2007, с. 56]. Может быть, идеограммы это и есть графически означенные умные образы?

Я о другом… «Бесконечная глубина каждого мгновенного впечатления». «Двухперспективность видения мира». Удивительная способность китайцев «постигать великое в малом». «Узоры неба и земли» как исток творчества. «Присутствие незримого второго плана, внутреннего подтекста, какого-то… иного». Как заметил один учёный муж древнего Китая, Конфуций «говорил о близком и очевидном, но в себе воплотил далёкое и глубокое» [Там же. С 41]. «Каждое слово Конфуция воистину символично и указывает… на сокровенное «тело жизни»… справедливо и обратное утверждение: внутренняя, интимная реальность… не может не изливаться в чисто внешние образы, в декорум бытия…» [Там же. С. 43].

Китайская культура и, что самое интересное, – педагогика буквально изобилуют, цветут шапками  объяснительных умных  образов.

Идеал «благородного мужа»: гуманность, нравственное самоусовершенствование, иерархия, традиции, ритуалы, этикет, достоинство, чувство долга, справедливость, верность, искренность – раскрывался через сонм умных и художественных образов.

«Добродетели благородного мужа – ветер, добродетели простолюдина – трава. Ветер непременно пригибает траву» («Лунь юй») [Цит. по: Философская энциклопедия, 1964, с. 56].

И в заключение остроумная метафора близкого ученика Конфуция Цзы-Гуна. «Мудрость человека можно уподобить стене. Моя стена не выше человеческого роста, и потому каждый без труда разглядит всё, что за ней находится. А мой учитель подобен стене в несколько саженей. Кто не сможет отыскать в ней ворота, никогда не узнает, какие прекрасные храмы и дворцы скрыты за ней» [Цит. по: Малявин В.В., 2007, с. 8].