Глава 6. Дидактические умные образы: примеры, конкретика, проекты позитивно-манипуляционных диалогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста |
Страница 1 из 3
Глава 6. Дидактические умные образы: примеры, конкретика, проекты позитивно-манипуляционных диалогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Итак, умные образы традиционно применялись в культуре для передачи, трансляции теоретической информации от знающих «профессионалов» к «несведущим» людям с обыденным мышлением. Вместе с тем, дети (об этом говорят и исследования В.В. Рубцова, А.А. Марголиса, М.В. Телегина) начиная с пяти с половиной лет способны: - сами выдумывать, творчески порождать умные образы; - с опорой на умные образы выходить в план теоретического образного мышления; - передавать с помощью умных образов свои мысли партнёрам по общению; - понимать умные образы, созданные другими людьми и через эти присвоенные умные образы проникать в сферу теоретического знания. Педагоги издревле подметили указанные нами обстоятельства, достаточно широко использовали умные образы для решения целого ряда познавательных, коммуникационных, собственно учебно-воспитательных задач. Улавливающие и проникающие умные образы становились средствами педагогического познания и поиска, передающие (коммуникационные) – средствами обучения, идеологические – воспитания. Настала пора с головой окунуться в конкретику. Примеры, ещё раз примеры! Череда дидактических умных образов: о человеческой психике и целях воспитания, о географической карте и растениях, об истории и археологах, об Интернете и книге, и даже, страшно подумать, о власти! Да, умным образам «все возрасты» и темы «покорны», и вы, если захотите, обязательно придумаете свой «умный образ». |