doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 6. Дидактические умные образы: примеры, конкретика, проекты позитивно-манипуляционных диалогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста - 6.2. Обучающие умные образы: примеры из практики
Глава 6. Дидактические умные образы: примеры, конкретика, проекты позитивно-манипуляционных диалогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста - 6.2. Обучающие умные образы: примеры из практики
Индекс материала
Глава 6. Дидактические умные образы: примеры, конкретика, проекты позитивно-манипуляционных диалогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
6.1. Прецеденты применения умных образов в педагогических целях
6.2. Обучающие умные образы: примеры из практики
Все страницы

6.2. Обучающие умные образы: примеры из практики

Во время работы над проектом по изучению генеза и развития житейских понятий детей в условиях учебного диалога мне удалось «подсмотреть» и самостоятельно придумать несколько обучающих умных образов, спроектировать ПМДД с их применением, практически проверить эффективность дидактических диалогов.

Познакомлю вас с некоторыми наиболее интересными проектами.

Что такое Интернет?

Не знаешь, где найдёшь… Cвидетелем этого самого настоящего учебного диалога между пожилым грибником и «продвинутым» молодым интернет-пользователем я стал в разгар грибного сезона. Дело происходило в отдалённом районе Московской области, на остановке, в ожидании автобуса.

Грибник: Какая завтра погода?

Пользователь: Надо в интернете посмотреть.

Грибник: Вот все носятся с этим интернетом, как с писаной торбой, а что это – интернет?

Пользователь (сначала задумавшись, а потом аж вскрикнув): Интернет это тёмный лес.

Грибник: Ага, значит, я в лес иду по грибы, а в интернет за погодой?

Пользователь: Правильно, за погодой. И вообще, за всякой информацией, там всё можно узнать. Грибы, это как информация.

Грибник: Грибы грибам рознь. Есть белые, и есть поганки всякие. Даже опытный человек может ложных опят набрать, отравиться. Отравления грибами – самые страшные.

Пользователь: И в интернете так же. Там есть всякие сайты. Есть и полезная инфа, и вредная. Есть и откровенный обман, есть мнения всяких недоучек, а то и откровенных шизофреников. И всё это вперемешку, на одной поляне растёт, попробуй, разберись. Я вот недавно по истории искал реферат про Киевскую Русь. Нашёл реферат по книгам каких-то Фоменко и Носовского. Видели бы вы мою историчку. Я думал, неотложку придётся вызывать. Оказывается, высшим авторитетом для неё, и, как она утверждала, для всех серьёзных историков по моей теме является академик Рыбаков. Ну я-то откуда мог знать?

Грибник: Получается, ты самых ярких грибов полное лукошко набрал – мухоморов.

Пользователь: Пролетел по полной.

Грибник: Меня отец учил, не умеешь полезные грибы от вредных отличать – в лес ни ногой! Сомневаешься – гриб не бери. Не зная броду, не суйся в воду. Значит, и твой интернет полезен лишь для человека…

Пользователь: Который знает, где искать, что искать, умеет полезные грибы от ядовитых отличать, иначе вред один, обязательно отравишься.

Не могу весь разговор передать, долго мои случайные попутчики беседовали. Про поисковики в интернете и компас с картой в лесу. Про зловредные компьютерные вирусы и про лесной гнус и хищников. Про то, что и в Интернете, и в лесу надо места (поляны, сайты) знать. Что грибы можно по-разному готовить – вымачивать, сушить, жарить, варить, парить. И информацию из Интернета в «сыром виде» есть не рекомендуется. Сетовали, что лес иногда свалку напоминает, и в Интернете слишком уж много токсичного мусора развелось.

Я слушал, на ус мотал, по-новому, более глубоко и объёмно сквозь очки придуманного «пользователем» умного образа на Интернет взглянул.

Что такое власть?

В настоящее время в четырех странах (США, Германия, Россия, Украина) реализуются правительственные проекты, ставящие своей целью объяснить детям, что такое власть, познакомить детей с функциями государства.

Вот наш вариант, с его помощью отец объяснял семилетнему сыну, что такое власть, и вполне справился с задачей.

Отец: Хочешь, тебе историю интересную расскажу?

Сын: Конечно. А про что?

Отец: Слушай, сейчас узнаешь.

Сын: Слушаю, давай скорее.

Отец: История называется «Автодром». Пришёл Илюша с родителями в парк аттракционов. Больше всего ему на автодроме понравилось. Досталась Илье красная машина.

Сын: Папа, здорово, как в нашем парке, помнишь, я тоже на красной машине катался.

Отец: Помню. Сел Илюша за руль. Отлично! Куда руль повернёшь, туда и машина повернёт. Руль вправо и машина вправо.

Сын: Вввв ууууу (изображает, как шофёр баранку крутит, как машина заворачивает).

Отец: На тормоз нажмёшь – машина остановится, на газ – с места вперёд сорвётся. Слушается Илюшу машина, подчиняется его приказам. Вышел Илюша из машины. А папа его и спрашивает: «Ну, что, Илюша, понравилось тебе власть над машиной чувствовать?» «Что-что чувствовать?» – не понял Илюша. А ты понял?

(Возникает проблемная ситуация, провоцирующая ребёнка к высказыванию представлений, связанных в его сознании со словом «власть».)

Сын: Понял, Илюшин папа спросил про власть. Понравилось ли Илюше власть над машинкой?

Отец: Да-да, правильно. Вот ты тоже на машинке, помнишь, катался, тебе понравилось над ней власть чувствовать?

Сын: Очень даже понравилось.

Отец: А как это, власть чувствовать над чем-то, над машинкой например?

Сын: Ну это значит… Значит, что машинка тебя слушается, пока ты в другую машинку не врежешься. Если врежешься, то машинка твоя остановится. Ты на педаль будешь нажимать, а машина не едет, не слушается тебя.

Отец: Значит, в этот момент тебя машина не слушается. И у тебя нет над ней…

Сын: Правильно, она меня не слушается, и у меня нет над ней власти. А когда я на педаль нажму, и снова машинка поедет, то власть ко мне возвращается.

Отец: Так что такое, по-твоему, власть, только не над машинкой, а вообще?

Сын: Власть –  это когда все слушаются. Если громко и строго говоришь. Самый главный человек.

Отец: Вот как?

Сын: Власть это главный начальник. Ну, там президент. Точно. Путин –  это власть. Тот, кого все слушаются. Ему все подчиняются –  это власть.

Отец: Значит, власть это…

Сын: Это Путин и другие президенты.

(Произошла экстериоризация (выявление) спонтанных понятий ребёнка, связанных в сознании мальчика со словом «власть». Как и следовало ожидать, со словом «власть» мальчик соотносит бессистемный набор внешних (наглядных), ситуативных, несущественных признаков. «Власть» «когда тебя слушаются», «если громко и строго говоришь», «Путин и другие президенты». Далее отец приступает к объяснению теоретических признаков, раскрывающих содержание понятия «власть» «управление», «ответственность». Для этого отец задействует потенциал спонтанного познавательного опыта своего собеседника, широко использует учебные умные образы.)

Отец: Помнишь, мы с тобой в игру играли, про космонавтов?

Сын: А, это как они на другой планете. Там ещё надо через пропасть идти и в этот, как его, лабиринт, не заблудиться. И стрелять по опасным, вредным инопланетянам. И из ловушек выбираться.

Отец: А кто космонавтам помогает?

Сын: Как кто? Мы с тобой, ты и я.

Отец: А с помощью чего?

Сын: С помощью джойстика. Направо –  налево. Вверх – вниз. И красная кнопка – стрелять.

Отец: С помощью джойстика мы что делаем?

Сын: Отдаём приказы.

Отец: А с помощью руля, когда на машинке едем?

Сын: Тоже приказы отдаём.

Отец: Кто с помощью джойстика управляет космонавтами?

Сын: Мы управляем. А с помощью руля мы управляем машиной.

Отец: А что значит управлять?

Сын: Отдавать приказы, и чтобы тебя слушались. Вот я джойстик поверну, и космонавт выберется из ловушки. Он мне подчиняется. Это я им управляю?

Отец: А можно ли сказать, что у шофёра над машиной власть, а когда играешь…

Сын: У тебя над космонавтом власть.

Отец: Почему у тебя над космонавтом власть и над машиной?

Сын: Потому что я ими управляю. Я хозяйничаю над ними. Они меня слушаются. Мои приказы выполняют. Значит, у меня власть.

Отец: А если шофёр неправильный приказ отдал, не туда руль повернул, что случится?

Сын: Авария произойдёт.

Отец: А если ты джойстиком не ту команду отдал?

Сын: Тогда красный свет зажжётся. Это значит, что космонавт умер. И ты проиграл, не прошёл этот уровень.

Отец: Кто за машину и за космонавта отвечает?

Сын: Шофёр или игрок. Тот, кто командует, кто приказы отдаёт. Отдашь неправильный и всё испортишь.

Отец: Значит, кто ответственность за всё несёт? У кого что есть?

Сын: Получается, кто командует, отдаёт приказы, у того и ответственность. Ответственность у того, у кого власть.

Отец: И наоборот, кто управляет,  у кого власть…

Сын: У того и ответственность.

Отец: А вот возьмём пульт от телевизора, для чего он нужен?

Сын:  Чтобы программы переключать. У кого пульт, тот и отдаёт приказы телевизору, у того над телевизором власть. Помнишь, ты хотел футбол смотреть, а мама сериал, и вы даже боролись в шутку за пульт.

Отец: А почему у кого пульт, у того и власть над телевизором?

Сын: Ты что, сам не понимаешь, телевизор управляется через пульт. Программы переключаются, звук громче делается. У кого пульт, у того и власть. Помнишь, как к нам дедушка приходил. Он не умеет нашим большим телевизором пользоваться, взял пульт и все 100 программ сбил. У него власть была, а об ответственности он не подумал.

Отец: Дедушка изучал телевизор, опыты ставил, как учёный. Он знал, что мы возьмём пульт. Возьмём власть в свои руки и всё исправим.

Сын: Возьмём власть в свои руки.

Отец: А у нас в семье, у кого власть?

Сын: У тебя.

Отец: У меня?

Сын: Хотя иногда у мамы. Когда она нас в магазин посылает или ковры трясти. А иногда даже у меня. Когда я болел, вы мне всё покупали, что я просил, и вообще всё выполняли. Но всё-таки, наверное, у тебя больше власти. Ты же у нас «добытчик», ты основные деньги зарабатываешь. На тебе больше ответственности. Если ты не получишь денег, то на что наша семья будет питаться. И потом, ты всё-таки все самые важные решения принимаешь. Куда мы летом поедем отдыхать. Хотя ты же не один решаешь, ты же с мамой советуешься и со мной. Ты как будто делишься своей властью. А то мы потом скажем, что ты в плохое место нас привёз. Ты не хочешь один нами командовать. Вот ещё власть есть у командира над солдатами.

Отец: Как это?

Сын: Ну, вот наш дедушка военный. У него были солдаты в подчинении, и не только солдаты. Дедушка отдавал приказы. Или другой командир. Мы парад смотрели на праздник. Равняйсь, смирно. Шагом марш. Командир командует, управляет солдатами, а солдаты слушаются. И дедушка выполнял приказы какого-то генерала. Бабушка ещё говорила, что генерал совсем дедушку не жалеет. Всё время ему самое сложное поручает, но ничего не поделаешь. Генерал ведь командир, у него власть над дедушкой.

Отец: А у дедушки власть над…

Сын: Власть над солдатами. Дедушка заботился о солдатах, чтобы они поели, выспались. Ничего не сделали, чего нельзя. Дедушка всегда переживал. Бабушка его ругала, что он очень ответственный, о нас меньше думает, чем о солдатах. Я понял. Власть – это не обязательно президент. Власть – это когда ты приказы отдаёшь, командуешь, управляешь чем-то или кем-то и у тебя за это дело или человека ответственность, ты за это переживаешь, от тебя зависит, какой ты приказ отдашь, как управлять станешь. Ты можешь всё испортить, а можешь пользу принести. Надо думать, как власть использовать.

Отец: Молодец ты у меня, умница.

(Вот такая диалектика в исполнении 7-летки. Категория «власть» соединилась в душе и разуме дитяти со своей неотторжимой оборотной стороной – категорией «ответственность». Да ещё и глубинный, «существенный и необходимый» –  теоретический признак власти как «управления» чем-либо стал для ребёнка понятен, очевиден. И всё это благодаря использованию целой «батареи» учебных умных образов: управление машинкой на аттракционе «Автодром»; управление «космонавтами» с помощью джойстика в компьютерной игре; управление телевизором с помощью пульта; распределение властных полномочий в семье; военная субординация, командование солдатами. Можно было использовать умные образы и аналогии из мира спорта (капитан команды), неизменно «работает» пример с капитаном корабля,  или вообще предельно «заземлить» обсуждения, напрямую приблизить его к опыту ребёнка, поговорить о власти воспитателя в детском саду, учителя, директора школы.)

Что такое книга?
(с рекомендациями для родителей)

Создавая проблемную ситуацию, расскажите детям  историю под названием «Компьютер и книга».

Хвастался компьютер перед книгой: «У меня экран и процессор. У меня клавиатура с буквами. У меня внутри микросхемы электронные. Я и мультики показывать могу, и фильмы, и в игры играть, и в Интернет заходить. А ты, книга, кто такая?» Подумала книга и ответила…

(Спросите у ребёнка, что могла книга ответить зарвавшемуся компьютеру. Тут-то и выявятся спонтанные (житейские) понятия, представления ребёнка о книге. Пусть ваш собеседник сравнивает книгу с компьютером. Не торопитесь. Внимательно выслушайте. Все признаки, даже самые, на первый взгляд, простые и внешние (со страницами, читать можно и т.п.) Запомните, эти мысли обязательно вам пригодятся. Когда ребёнок полностью выскажется,  продолжите чтение.)

И ответила книга: «Я – сундук с богатством неисчислимым, я – колодец с чистой ключевой водицей, я – учитель и наставник, я – помощник во всяком добром деле, я – память людская, я – эстафетная палочка, что от дедов к внукам передаётся».

Ну и загадку книга задала. Задумался компьютер, в толк никак не возьмёт, что это ему книга молвила. Лампочки мигают, а ничего не поймёт компьютер. Может, ты ему подскажешь?

(Вот пусть заинтригованный ребёнок помогает незадачливому компьютеру. По очереди все метафоры, умные образы, где сам, а где и с вашей подсказкой разгадывает и компьютеру, а заодно себе самому объясняет, что такое книга. Может, додумается ваш маленький собеседник, что книга «духовное завещание одного поколения другому» (А.И. Герцен), «средство информации», «художественного воздействия на читателя», «орудие пропаганды знания и воспитания», «средоточие человеческого опыта». Конечно,  не в таких мудрёных словах, а проще, предметнее, но всё же увидит главное.)

Кто такой  археолог?
(с рекомендациями для родителей)

Тут мы вообще с нуля начнём. Используем один из вариантов объяснительно-иллюстративного метода обучения. Наша цель, чтобы ребёнок получил абсолютно теоретическое знание – «археолог, это тот, кто по материальным останкам может восстановить «дела давно минувших дней», заглянуть в прошлое». Сначала мы сами дадим ребёнку материал для обобщения и осмысления, актуализируем в сознании детей нужную нам часть детского опыта. А потом ещё и слово «археолог» на уже «открытый» ребёнком признак «навесим».

Итак, рассказ «Илюша – археолог».

Илюша взял совочек, раскопал песочек. И нашёл: два фантика –  от шоколадной конфеты и от леденца, крышку от баночки для детского питания, красную пуговицу, кусочек газеты, барабанную палочку и маленькое колёсико. Разложил Илюша перед собой находки, задумался и сказал: «Как много песочница рассказать может». Услышали Илюшу ребята, рассмеялись: «Чудной ты Илюша, странный. Разве может песочница рассказывать, у неё ведь даже рта нет».

(Сначала предоставьте ребёнку возможность убедиться в правоте Илюши. Пофантазируйте, о чём может «рассказать» каждая из Илюшиных находок. Когда закончите, покажите вашим собеседникам картинки настоящих раскопок. Скажите, что их ведут археологи, что Илюша делал то же самое, что настоящие археологи. После этого даже пяти-шестилетние дети догадывались, что археологи, подобно Илюше, «по разным сохранившемся вещам узнают, что было раньше». А вам только того и требуется. Задача решена.)