doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Что такое традиционное обучение?
Что такое традиционное обучение? - 4.8. Повторение – мать учения
Индекс материала
Что такое традиционное обучение?
Вступление
1. Что такое традиция?
2. Что такое обучение?
3. Традиционное обучение: о содержании и методе
4.1. Традиционное обучение: педагогика авторитета
4.2. Традиционная педагогика – педагогика любви и патернализма, благородной, возвышающей цели
4.3. Традиционная педагогика – педагогика, апеллирующая к «светлой стороне души» воспитанников через положительные и отрицательные примеры
4.4. Традиционная педагогика – педагогика коллективизма, «общего дела», «общественного блага»
4.5. Традиционное обучение: учёба это труд!
4.6. Традиционное обучение – знания, умения, навыки
4.7.Традиционная педагогика: дисциплина и порядок
4.8. Повторение – мать учения
4.9. Упражнение – центральный столп и метод воспитания (Я.А.Коменский)
4.10. Наглядность; понятная и чёткая оценка
4.11. Не избаловать! Поощрение и наказание
4.12. Слово и природосообразность
4.13. Традиционная педагогика – педагогика плана (предметный подход, классно-урочная система)
4.14. Объяснительно – иллюстративный метод
4.15. Традиционное обучение: этапы, циклы, экзамены
5. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика): резюме, финальная дефиниция
6. Список литературы
Все страницы

4.8. Повторение – мать учения

Повторение, закрепление… «Повторение – мать учения». «Кашу маслом не испортишь».
В «Слове некоего старца о чтении книг», входящем в «Изборник 1076 года» сказано: «Читая книги, не старайся поспешно листать от главы до главы, но вдумайся, о чём говорят книги, вчитайся в слова их, возвращаясь трижды к каждой главе».
«Больше задавайте вопросов повторительных» (из «Памятки» учителю церковноприходской школы, 1896 года).
«Под повторением в педагогической науке принято понимать воспроизведение уже пройденного материала, установление органической связи между старым и новым материалом, а так же систематизацию, обобщение и углубление известного материала по теме, разделу или всему курсу в целом».
«Под закреплением в педагогической науке принято понимать вторичное восприятие и осмысливание материала».
Редукция повторения и закрепления до «зазубривания», «простой репродукции» недопустимый, нечестный приём. Всё неизмеримо сложнее, тоньше. Человек – не магнитофон, память –  не камера хранения!
Традиционные учителя давно установили: повторение имманентно (отвечает, соответствует) самому процессу человеческого мышления. Мысль, как в воздухе, нуждается в неком «инкубационном периоде». Мысль, прежде чем «улечься», «усвоиться», должна, «сделать несколько глубоких вдохов», «перевести дух», освоиться в сознании ученика, «познакомиться» со своими предшественницами. 
Повторение необходимо, что бы перевести информацию из кратковременной и оперативной памяти в долговременную. Что бы новое тысячами нитей срослось, соединилось с имеющимся опытом.
Память не резиновая, в здоровом сознании безупречно функционирует механизм «вытеснения» долго невостребованной информации. Поэтому человек вынужден регулярно «освежать в памяти» самое существенное, возбуждать угасающие связи, вновь и вновь «проходить пройденное».  Новый период обучения «должен необходимо начинаться повторением пройденного, и только при этом повторении учащийся овладевает вполне  изученным прежде и чувствует в себе накопление сил, дающих ему возможность идти далее».
Эволюция традиционного обучения не обошла  стороной повторение. Совершенствование повторения заключалось в уменьшении механических форм, при соответствующем возрастании «смыслового» повторения. Напомним, что механическое запоминание, это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на логические, смысловые связи. Именно к смысловому повторению, повторению, как это ни парадоксально, развивающему мышление, творческие способности ученика; к повторению интересному, открывающему парадоксы и противоречия; объединяющему в синтезе различные знания; выстраивающему межпредметные связи; вызывающему «далёкие ассоциации» -  стремились выдающиеся представители традиционного обучения.
«Воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить знание и вывести на нём новый этаж. Понимая, что всякий след памяти есть не только след прошедшего ощущения, но в то же время и сила для приобретения нового, воспитатель будет беспрестанно заботиться о сохранении этих сил, так как в них лежит залог для приобретения новых сведений. Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего».
Усвоение важных и сложных вопросов настоятельно требует, если угодно, не просто репродукции, дословного «воспроизведения», (хотя и такое повторение нельзя списывать со счетов)…  Но повторения, позволяющего: «рассмотреть явление с разных сторон»; «раскрыть явление в его существенных связях»; «обозначить ключевые моменты генеза, развития изучаемого феномена»; «углубить знания»; «обобщить информацию»; «применить имеющийся багаж памяти для анализа и понимания нового».
Правильно организованное повторение предполагает борьбу с рутиной, сочетает в себе «направленность на запоминание и высоких форм интеллектуальной активности». Глубокому и прочному усвоению знаний способствуют следующие приёмы активизации интеллектуальной деятельности при повторении: «смысловая группировка материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое сопоставление, того, что запоминается, с чем-либо уже известным»; «включение в повторяемый материал…нового, постановку новых задач»; «использование разнообразных видов и приёмов повторения».
К великому сожалению, в современной «модернизируемой» школе повторение демонизируется, как, якобы, «скучный, отбивающий желание учиться, несовместимый с творчеством, рутинный элемент». Не отсюда ли «клиповое, пазловое, поверхностное, алогичное мышление», не отсюда ли дефекты воли, постмодернистская потеря смысла обучения. Учение, отворачивающееся от повторения, по меткому выражению К.Д.Ушинского, можно уподобить «вознице с дурно увязанной кладью: он всё гонит вперёд да вперёд, не оглядываясь назад, и привозит домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую дорогу».