doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 3. Трансляция теоретических знаний при традиционном методе обучения: позитивно-манипуляционный дидактический диалог (ПМДД), «умный образ» (теоретический аспект) - 3.1. Теоретический «паспорт» ПМДД
Глава 3. Трансляция теоретических знаний при традиционном методе обучения: позитивно-манипуляционный дидактический диалог (ПМДД), «умный образ» (теоретический аспект) - 3.1. Теоретический «паспорт» ПМДД
Индекс материала
Глава 3. Трансляция теоретических знаний при традиционном методе обучения: позитивно-манипуляционный дидактический диалог (ПМДД), «умный образ» (теоретический аспект)
3.1. Теоретический «паспорт» ПМДД
3.2. Теоретическое образное мышление и его средства, «материал» (Л.С. Выготский)
3.3. Теоретическое описание умного образа
3.4. Культурные и психологические функции, предварительная типология умных образов (теоретический аспект)
Все страницы

3.1. Теоретический «паспорт» ПМДД

В 2008 г. коллективом учёных из Московского городского психолого-педагогического университета и Психологического института Российской академии образования (В.В. Рубцов; А.А. Марголис, М.В. Телегин), в рамках совместного  проекта с Российским фондом фундаментальных исследований (№ 06-06-80119-а), была разработана психолого-педагогическая модель ПМДД. Признаемся, что  название было встречено коллегами неоднозначно. Попытаемся объясниться,  рассказать психологам, педагогам, заинтересованным родителям о позитивно-манипуляционном учебном диалоге.

ПМДД – особая форма реализации традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения.

ПМДД обеспечивает трансляцию реципиентам с обыденным  (преимущественно наглядно-образным, в спонтанных понятиях, конкретным, ситуативным) мышлением некоторых элементов теоретического знания,  отдельных признаков научных понятий.  Обратите внимание, ПМДД не претендует на  формирование у адресатов  полноценных  научно-теоретических понятий, но при этом обеспечивает принципиальную возможность постижения тех или иных существенных и необходимых – теоретических связей и отношений объективной реальности. Не больше, но и не меньше.

Передача теоретического знания в процессе реализации ПМДД осуществляется в плане теоретического образного мышления. Психологическими средствами такой передачи выступают модельные представления (Л.А. Венгер), символические схемы (С.Л. Рубинштейн), художественные, эмоциональные, эстетические образы (А.В. Запорожец), «умные образы» (В.В. Рубцов, М.В. Телегин), при ведущей роли «умных образов».

Все перечисленные выше феномены (модельные представления, символические схемы, художественные, эмоциональные, эстетические образы, умные образы) выполняют функцию визуализации, перевода в наглядно-образную форму элементов теоретического знания. Указанные феномены представительствуют, ОБОЗНАЧАЮТ в сознании обычного человека нечто, не лежащее на поверхности, сущностное, содержательное; опосредствуют теоретическое образное мышление; открывают путь ПОНИМАНИЯ теоретических аспектов объективного мира; играют роль промежуточного, переходного звена между наглядно-образным и теоретическим мышлением, спонтанными (житейскими) и научно-теоретическими понятиями; индивидуально-своеобразным и культурно-нормативным опытом; смыслами и значениями.

ПМДД является диалогом, поскольку он невозможен без выявления (экстериоризации), всемерного учёта в процессе обучения «голоса» (спонтанных понятий, личностного и когнитивного индивидуального опыта) ученика.

Обмен высказываниями и репликами, диалогическое взаимодействие педагога и ученика, в качестве сверхзадачи, направлены на «согласование», «приноравливание» (объяснение) теоретических связей к сложившемся житейским, обыденным представлениям; «доращивание» спонтанных понятий до культурного уровня; означение смыслов и осмысление значений различных слов обыденного языка и научных терминов. Перефразируя Л.С. Выготского, мы можем сказать, что в ПМДД теоретическое знание «распределяет свою тяжесть на ранее сложившиеся обобщения», наполняя их новым, теоретическим содержанием. Подобное распределение, «согласование», «приноравливание», своего рода «импорт» теоретического знания,  происходит за счёт широкого использования символов, аналогий, переносов, установления различных соответствий между  представлениями памяти и воображения адресатов и отдельными теоретическими компонентами и связями. Фиксация соответствий и аналогий осуществляется в образной (умный образ, модельное представление, художественные образы) и словесной (метафоры) формах. Иными словами, в ПМДД осуществляется символическая теоретизация спонтанного опыта обучающихся.

ПМДД – есть настоящий диалог ещё и потому, что в нём делается ставка на СУБЪЕКТНОСТЬ ученика, на его, как говорили русские философы серебряного века, «самость».

ПМДД – есть подлинное субъект-субъектное, а следовательно, диалогическое взаимодействие. Знания не даются и не могут быть даны «одномоментно» в «готовом виде».

ПМДД – это творческий процесс «экспорта-импорта», объяснения-понимания теоретического. Здесь нет законченных дефиниций и иллюстраций, есть сотворчество, сотворение умных образов и метафор, обнаружение всё новых параллелей между агентами сравнения. Собственная деятельность ученика заключается не в заучивании готовых определений и правил, с последующей «репродукцией» образцов и эталонов, а в экстериоризации собственных спонтанных понятий, выработке собственной познавательной позиции, распредмечивании и присвоении теоретического содержания учебных «умных образов», «модельных представлений», «символических схем». Собственная деятельность ученика состоит в «переформатировании» спонтанного когнитивного и эмоционального опыта в свете качественно иных (теоретических) позиций, взятых максимальным напряжением собственных сил, с помощью креативных «психологических орудий» – «умных образов», символов, метафор.

ПМДД – генератор неожиданных открытий (для обеих сторон, для детей и учителей). ПМДД – захватывающее интеллектуальное путешествие, праздник продуктивного воображения!

Помимо всего прочего, ПМДД – это позитивно-манипуляционный диалог. Манипуляционный, поскольку ученик поначалу знать не знает, ведать не ведает об истинных намерениях педагога. Всё происходит как бы невзначай, маскируется за непринуждённой, якобы спорадически текущей беседой. На самом деле, учитель «готовит почву», мотивацию, провоцирует экстериоризацию спонтанных понятий,  прекрасно осознает конечную цель диалога.

На начальном этапе ПМДД учитель манипулятор, ведущий, сценарист, «разыгрывающий ученика» втёмную, до поры сохраняя потаённым смысл общения. Ученик –  ведомый, вовлекаемый в общение. Учитель – манипулятор, поскольку он должен вовлечь, увлечь и направить ученика. Вовлечь и увлечь так, чтобы ребёнок не заметил никакого насилия, чтобы стало интересно. Направить не абы куда, а к точно и чётко поставленной цели (известной пока лишь учителю).

Обучение это деятельность. Деятельность это «целенаправленная активность». Цель это образ потребного результата деятельности. Опытные учителя всегда задаются правомерным вопросом, звучащим достаточно категорично: куда мы должны вести детей? Если учитель так ставит вопрос, если предпринимает определённые действия, чтобы дети не сбились со столбовой дороги, пришли куда нужно, значит, учитель, как ни крути, осуществляет учебную манипуляцию учащимися.

Учебная манипуляция становится позитивной при соблюдении ряда важных условий:

-  реализуется как диалог;

-  на определённом этапе «включает», активизирует познавательную активность учеников;

-  не игнорирует, а опирается на опыт обучаемых;

-  развивает воображение, пробуждает интерес к предмету изучения;

-  способствует пониманию теоретических аспектов мира, ведёт от внешнего к внутреннему, от конкретного к обобщённому;

-  знакомит с лучшими образцами человеческого мышления, эталонными, культуросообразными формами знаний, умений и навыков;

-  не обезличивает и формализирует знание, а делает его «живым», осмысленным, пережитым учеником, включённым в самый злободневный контекст, буквально «примеренным» на себя, «приспособленным» к себе;

-  обладает некоторой «недосказанностью», оставляя пространство мечте, фантазии, интеллектуальному поиску. Причём это условие в равной мере относится и к учителю, и к ученику.