doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 3. Трансляция теоретических знаний при традиционном методе обучения: позитивно-манипуляционный дидактический диалог (ПМДД), «умный образ» (теоретический аспект) - 3.2. Теоретическое образное мышление и его средства, «материал» (Л.С. Выготский)
Глава 3. Трансляция теоретических знаний при традиционном методе обучения: позитивно-манипуляционный дидактический диалог (ПМДД), «умный образ» (теоретический аспект) - 3.2. Теоретическое образное мышление и его средства, «материал» (Л.С. Выготский)
Индекс материала
Глава 3. Трансляция теоретических знаний при традиционном методе обучения: позитивно-манипуляционный дидактический диалог (ПМДД), «умный образ» (теоретический аспект)
3.1. Теоретический «паспорт» ПМДД
3.2. Теоретическое образное мышление и его средства, «материал» (Л.С. Выготский)
3.3. Теоретическое описание умного образа
3.4. Культурные и психологические функции, предварительная типология умных образов (теоретический аспект)
Все страницы

3.2. Теоретическое образное мышление и его средства, «материал» (Л.С. Выготский)

ПМДД «работает» в плане теоретического образного мышления, поэтому нам важно определиться с содержанием этого понятия.

Итак, мышление это упорядочивание, систематизация информации, установление связей между различными «субъективными отражениями внешнего мира» (ощущениями, восприятиями, представлениями, понятиями, чувствами и т.д.), движение от хаоса к космосу, к построению всё более адекватного действительности психологического образа объективного мира. При теоретическом мышлении человек способен видеть суть за формами, сущность за явлениями, осуществлять теоретическую ориентировку в мире, то есть усматривать не случайные, ситуативные, наглядные, «бросающиеся в глаза», но существенные и необходимые – теоретические – признаки. Материал теоретического мышления («то, что движется, то, что связывается в процессе мышления») отнюдь не исчерпывается научно-теоретическими понятиями.

Установлено, что для теоретического мышления релевантны не только научно-теоретические понятия (система существенных признаков, жёстко соотнесённая со словом-термином, занимающая, в свою очередь, строго отведённое место в системе других научных понятий), но и образы, представления различной степени сложности.

Когда теоретические отношения даны человеческому сознанию в форме образов и представлений, а не научных понятий, когда человек решает теоретические задачи в плане образов, правомерно говорить о теоретическом образном мышлении.

Умудрённый жизненным опытом деревенский старик. Древний грек, восхищённый глубиною мифа. Писатель-пророк, заглянувший в тайники души. Крестьянин, крепко стоящий на земле, вооружённый «логикой здравого смысла». Японские четверостишия. Персидские поэты. Народный фольклор. Сказки. Пословицы и поговорки. Теоретическое «разлито» в культуре, фиксируется, сохраняется, передаётся через художественный, эмоциональный образ, в конкретике, в чувственной фактуре, в живой событийности, несущей свет инвариантного, непреходящего, абсолютного. Простая ситуация вдруг «заблестит, засветится неожиданно открывающейся глубиной», на глазах изумлённого человека обретёт всеобщность, превратится в сагу, притчу, миф.

Ещё одна ипостась теоретического образного мышления – «наглядные модели», «модельные представления» (Л.А. Венгер), «символические схемы» (С.Л. Рубинштейн), «научные модели». По своей психологической природе все эти феномены – образы, представления. Однако представления специфичные. Ибо «наглядность» подобных представлений отражает не «видимость», «кажимость», но внутреннюю структуру объектов и явлений, раскрывает их внутреннее устройство, обнажает и демонстрирует, передаёт, моделирует, делает воспринимаемым сокровенные, существенные признаки и отношения. Невидимому придать чувственную форму. Существенное выразить путём  искусственно сконструированных, наглядно воспринимаемых моделей, в «обобщённом,  схематизированном и условном виде».

Действующая модель вулкана в разрезе. Схема работы цифрового фотоаппарата.  Красочная детская энциклопедия, а в ней модельные, яркие, образы, показывающие: как возникают приливы и отливы, как работает реактивный двигатель или двигатель внутреннего сгорания, как устроена кровеносная система человека, как происходит смена времён года. С распространением компьютерных технологий обучение с использованием модельных представлений получает новые возможности, но и в дореволюционной, и советской традиционной школе наглядные модели и символические схемы как средства формирования теоретического мышления никто вниманием не обделял.

Наряду с художественными образами и модельными представлениями эффективным «психологическим орудием», опосредствующим теоретическое образное мышление, являются так называемые «умные образы» (В.В. Рубцов, М.В. Телегин). Несмотря на то, что умные образы «стары как мир», являются устоявшимся в культуре средством теоретического образного мышления, их научная дескрипция  на языке отечественной психологии впервые дана в 2006 г. в книге М.В. Телегина «Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».