Страница 6 из 11
Как учат в настоящей элитной школе
Объяснить россиянину как учат в настоящих элитных школах легко. Достаточно посмотреть на советский институт и советскую школу в 50-е года прошлого века – так же учат. Можно двигаться и «от противного» – взгляните на «реформы», терзающие отечественное образование уже лет двадцать, и – «сделайте наоборот». У нас экспериментируют с содержанием: сужают, утилитарничают (то сложно, это «ненужно для жизни», «устарело»). У нас изобретают велосипед, измышляют какие-то немыслимые «элективные курсы» («сборная солянка»). Безо всяких на то оснований «сливают» отдельные предметы в пресловутые «комплексы», практикуют выработку каких-то неведомых «универсальных метанавыков» в процессе столь же неведомого «междисциплинарного обучения». У них «от добра добра не ищут». Консервативные классические предметы в консервативном классическом сочетании. Проверено временем. Обкатано поколениями. Математика – так математика. Биология – так биология. Язык – так язык. В Итоне с 1440 года и по сию пору, огромное количество часов выделяется на латынь и греческий. И надо же, никто не спешит «оптимизировать» «перегруженный ненужными предметами» учебный план! В элитных школах хорошо понимают всю нелинейную, а квантовую природу развития интеллекта. Поэтому пестуют эстетическое чувство, поощряют игру воображения, заботятся о здоровье. В особом почёте музыка, изобразительное искусство, физическая культура и спорт. История науки – поворотные открытия, смена парадигм. От простого – к сложному. Логика и классификация. Великие имена. Широта, всесторонность, «запас», энциклопедичность – академизм. Во всём строгость, последовательность, наличие эталонов, почитание образцов. Не эксцессы выпячивать, не в игрушки играть, а серьёзно и вдумчиво изучать фундаментальные закономерности той или иной науки. У нас договорились до полного абсурда, оказывается «сегодня не так важно, что бы ребёнок освоил некоторую информацию, как научился самостоятельно думать, рассуждать». Лучше бы большие «юристы» и «экономисты» занимались своим делом! Олухи царя небесного! Советские психологи давно доказали, что «деятельностный и понятийный аспекты сознания неразрывно связаны». Как можно рассуждать (обнаруживать, строить связи) не имея знаний, фактов, того – что соотносится, анализируется и обобщается, систематизируется. У них альфа и омега обучения, его «смысл и цель», по прежнему, от века и навсегда - прочное «усвоение основ наук». У нас, чем дальше, тем больше ёрничают над «ЗУНами», над простой и очевидной мыслью, что школа должна давать «знания, умения, навыки». А элитная школа – преимущественно этим и занимается. Да, да, ЗУНами занимается изо дня в день. А всякого рода ниспровергателей и критиков из числа пришлых шибко умных психологов и методологов, у доски никогда не стоявших, на порог не пускает, взашей гонит. А как те ЗУНы ребёнку передать? У них способов трансляции ЗУНов два: опять же классический, традиционный объяснительно-иллюстративный и проблемно-поисковый, если угодно, деятельностный. Первый и второй способы соотносятся как «основное блюдо» и «десерт». Основное блюдо (объяснительно-иллюстративный метод): - сообщение учебной информации – объяснение (никуда не торопясь, с «чувством, с толком, с расстановкой); - многочисленные примеры (разъяснение), иллюстрации, и «на пальцах» и на компьютере, что бы и до жирафа дошло; - повторение – «мать учения» (и механическое, и логическое), что бы «переварилось», с уже имеющимся опытом срослось, и «уложилось»; - упражнение – «тяжело в учении – легко в бою» (применить полученные навыки на практике, в конкретных условиях – вот где умение возникает, и при автоматизации в навык превращается); - контроль (заодно, «кашу маслом не испортишь», повторение); - оценка (понятная и ребёнку и родителю, устоявшаяся система); - «разбор полётов», работа над ошибками, коррекция неблагоприятных вариантов. Убейте, не пойму, за что наши-то «реформаторы» ополчились на объяснительно-иллюстративный метод? Может за то, что он действительно вооружает человека прочными знаниями, закладывает фундамент самостоятельных, серьёзных суждений? «Основное блюдо», «объяснительно-иллюстративный метод» - не кол, брюхо не расколет, желудок не обманет. Объяснительно-иллюстративный метод – вершина педагогической мысли, ибо имманентен (соответсвует, отвечает) самому процессу человеческого мышления. Ученика, прошедшего систематическую объяснительно-иллюстративную школу, так просто с толку не собьешь, голыми руками не возьмёшь. Элитная школа, в отличие от массовой, и не думала сомневаться в достоинствах объяснительно-иллюстративного метода обучения. А инновации – инновации приправа к основному блюду. Пахнет вкусно, придаёт блюду пикантность, «изюминку»… Но ведь одними пряностями сыт не будешь. Чувство меры для кулинара чрезвычайно важно соблюсти. И для педагогики! Инновации особенно ценны для выработки у учеников креативности, творческого мышления. Согласно теории элит итальянского социолога Вильфредо Парето (1848 – 1923), воззрениям знаменитого английского историка Арнольда Джозефа Тойнби (1889 – 1975), элита призвана инстинктивно находить нетривиальный, неожиданный «ответ» на «вызовы» среды. Парето говорит даже о способности элиты продуцировать, на первый взгляд, «алогичные, нелепые, иррациональные действия», несмотря на свою парадоксальность, оказывающиеся «спасительными» и «победными». Компетенция элиты заключается ещё и в том, что бы: - переигрывать, ставить в тупик противника; - перехватывать и удерживать инициативу; - навязывать конкурента заведомо гибельные алгоритмы, паттерны поведения; - поддерживать, увлекать за собой «инертное большинство»; - формировать притягательный, воодушевляющий, мобилизующий образ будущего, идеологию и мифы; - обнаруживать идентичность собственной цивилизации, её нетождественность другим (этирализация ценностей, по Тойнби). По мнению Парето, уникальные способности элиты являются «психическими предиспозициями», то есть врождёнными, передаваемыми из поколения в поколение качествами. В этом пункте я не согласен с Парето, склоняюсь к социологической версии, полагаю, что «интуиция» - это «свёрнутый опыт», что творческие способности формируются прижизненно, а одним из специализированных институтов по их культивированию как раз и выступает элитная школа. Креативность, смекалка, глазомер и инициатива формируются в элитных школах целой батареей методов и приёмов. Среди них: - социо-когнитивный конфликт (термин известного швейцарского психолога, одного из лидеров Женевской школы генетической психологии, ученика Ж.Пиаже А.Н. Перре-Клермон). Социо-когнитивный конфликт, современный аналог древнегреческого, сократического агона. Это азартная, страстная борьба, состязание точек зрения, познавательных перспектив, исходящих из неконгуэнтных аксиом и логических процедур. Социо-когнитивный конфликт – это хороший спор, диспут, политбой. Только держись, успевай поворачиваться, шевели мозгами!; - проблемное обучение, решение «проблемных ситуаций», творческих задач, простите за тавтологию, не имеющих однозначного решения (задачи дивергентного типа). Ученик не повторяет за учителем, а погружается в подлинно «поисковую деятельность». Ответ невозможно вспомнить (репродуцировать), его приходится выдумать (продуцировать). Твори, выдумывай, пробуй!; - совместно-распределённая деятельность. Классы делятся на подгруппы. За каждой подгруппой закрепляется то или иное предметное противоречие, какой-либо признак теоретического понятия, возникшая в истории науки точка зрения. Ставится общая, одна на всех цель. Учебное взаимодействие организуется таким образом, что в отношениях между собой, учащиеся «открывают общий способ действия», реконструируют изучаемое понятие, существенное (теоретическое) отношение. Представьте, например, что вы на конвейере, где совершается сборка автомобиля, сами участвуете в процессе, обмениваетесь информацией о порученной вам «зоне ответственности» с коллегами. Точно так же в классе «собирается» теоретическое понятие; - метод проектов. Разработка проекта «под ключ», от идеи к реализации – этот метод больше подходит для старшеклассников. Итак, подведём промежуточный итог, элитные школы потому элитные, что выдерживают оптимальный баланс между традиционным «базисом» (объяснительно-иллюстративный метод) и инновационной надстройкой (проекты, проблемное обучение, деятельностные методы). А наши реформы потому столь ущербны, и разрушительны, что «реформаторы» списали в утиль, порушили традиционное обучение, очернили объяснительно-иллюстративный метод и теперь «строят дом на песке», пытаются привить инновации к «зияющей пустоте». Отечественная школа советского периода времени по подходу к организации обучения была близка к зарубежным элитным школам. На Западе, этот факт признавали самые выдающиеся учёные: «Удивительно, так как мы, в западных странах учим только элиту – вы в СССР учите всех». Теперь перечислим ещё несколько знаковых для «элитного» образования параметров, являющихся залогом и важнейшими составляющими высоких результатов обучения: - учёба – это труд, а не игра. Учёба – это максимально серьёзно. Нельзя выучиться в «расслабленном» состоянии. Учёба требует концентрации, мобилизации всех душевных и интеллектуальных сил. Грызть гранит науки. Учёба – борьба со слабостью и ленью – преодоление. Бичами воли поднимать себя в атаку на знания. Лёгкой жизни никто не обещал. Дисциплина, порядок, размеренный, подчинённый учёбе быт. Важнейшим индикатором, критерием оценки потенциала ученика считается «рвение к учёбе», «учебный энтузиазм», «страсть к знаниям». В английских элитных учебных заведениях учиться «по учебникам» считается дурным тоном. Чтобы получить высокие баллы требуется знакомство первоисточниками. За неделю первокурсники готовят две-три самостоятельные письменные работы (аналог нашим курсовым) по разным предметам, штудируют более 10 монографий. Иначе вылетишь в два счёта, отчислят; - в настоящей, а не имитационной учёбе нельзя избежать, и не стоит избегать (в воспитательных целях, в целях когнитивного и личностного становления) рутинных моментов. Что за учёба, если в зубрёжке, в бессчётных упражнениях, в бесконечных повторениях, с ученика «семь потов не сошло». Биться над задачей! Мучиться над склонениями, спряжениями, исключениями. Напрячься, ночами не спать, и всё-таки сдюжить! «Корень учения горек, да плод сладок». Ребёнок на себе должен прочувствовать горечь учения и радость познания; - доверься учителям (всемерная поддержка авторитета учителя), они высококлассные профессионалы, всегда дадут дельный совет, вынесут экспертное заключение, помогут сориентироваться. Будь бдителен, при помощи наставника учись отличать науку от шарлатанства; - вместе с тем, культивируй в себе критическое мышление, доверяй, но проверяй (даже учителя), старайся жить «своим умом», повергай сомнительные вещи испытанию здравым смыслом, всестороннему обдумыванию, тщательной проверке; - технические средства обучения, все навороченные компьютеры и интерактивные доски в подмётки не годятся очному, изустному педагогическому общению со знающим, увлечённым педагогом. Больше человека! Обезличенность и техническую опосредствованность процесса обучения – для бедных. Компьютер – хорошо, видеофильм – хорошо, видеоконференция – хорошо, а живой, здесь и теперь присутствующий специалист – неизмеримо лучше! Элитные школы соревнуются друг с другом, пытаясь заполучить преподавателей суперкласса. Здесь существует не менее жёсткий отбор, чем в профессиональном футболе. В элитных школах «много человека», действительно личностноориентированное образование, при котором на ученика постоянно действует сложный, гармоничный ансамбль личностей. Какое счастье, в самом сензитивном возрасте, глаза в глаза встретиться с настоящими учёными, педагогами. Задать вопрос и тут же получить ответ, получить необходимое именно тебе, что называется, «из первых уст», испытать морально-нравственное влияние, подпасть под обаяние большой личности; - «обратная связь» в режиме реального времени, постоянное учебное сопровождение каждого ученика, аккумуляция информации об успехах и затруднениях, гибкая персонализация учебных планов и программ. Траектория развития ученика в элитной школе – продукт не массовый, поточный, но уникальный и штучный. В самых престижных школах и университетах к каждому ученику прикрепляется наставник – тьютер. Функционал тьютера (в зависимости от учебного заведения) включает научное руководство, сбор оперативной информации об ученике, и что называется, личностное сопровождение. Тьютер обязан держать руку на пульсе когнитивного и личностного становления ученика. И, вместе с тем, «опекать» незаметно и ненавязчиво, предоставляя максимальную свободу выбора, стараясь создать условия для проявления самостоятельности, самообладания, самодисциплины; - тесты имеют весьма ограниченное хождение. Предпочтение отдаётся очным экзаменам и творческим письменным работам. Приём осуществляется на основе целого ряда собеседований. Вопросы, как правило, заранее не известны. Зато известно, что спрашивают «с пристрастием», стараются поставить в тупик, проверяют всё: знания, лидерские качества, эмоционально-психологическую устойчивость. Выдержавшие инициацию говорят, что во время таких инициаций строгие экзаменаторы «измочалят», «наизнанку вывернут», «не гнушаются создавать проблемные и даже провокационные ситуации». В общем «пробуют абитуриента на прогиб и прочность по полной программе». Результат собеседования непредсказуем, «многое зависит от субъективного фактора, какое впечатление произведёшь на экзаменатора». И никто не спешит по-фурсенковски минимизировать человеческий фактор. В целом ряде престижных учебных заведений родители даже не имеют права узнать мотивы отклонения того или иного претендента на поступление. «Извините, комиссия не сочла нужным принять, ждём Вас в следующем году». Решение безапелляционно. Переводные испытания чаще всего протекают в виде беседы с педагогом на профессиональные темы, в виде творческого задания, эссе, проекта с последующей защитой. Ни одна мелочь от глаз не укроется, все недостатки проявятся, превратятся в предмет серьёзного анализа, подвергнутся исправлению, превратятся в достоинства; - ограничить интернет. Не разбрасываться! Всем серьёзным и непредвзятым исследователям очевидно: «чрезмерное увлечение интернетом, в какие бы благие одежды оно не рядилось, превращает человека в рассеянного, поверхностного потребителя информации». Попытка «умом человечьим, слабым», тем более умом детским, «объять необъятное» чревата повреждением, порчей разума. Римский философ Луций Аней Сенека совершенно справедливо замечал «Быть везде – значит не быть нигде». Интернет препятствует конструктивному и систематическому, вдумчивому и глубокому освоению какой-либо предметной области. Калейдоскоп информации мешает сосредоточиться, информационные шумы не дают выделить главное, ассоциировать новое знание с уже накопленным, усвоенным. Информационный поток, не задерживаясь, течёт сквозь оперативную, кратковременную память. В одно ухо влетело, в другое вылетело. В сухом остатке, не отобранные из тонн информационной руды золотники, а лишь апатия и усталость. Мышлению нужна дисциплина! Дисциплина мысли предполагает разумное ограничение источников и объёмов информации, поступающей извне; - «развитие мышления и развитие речи один и тот же процесс, процесс речевого мышления». Любая элитная школа, несомненно, подпишется под этими словами Л.С.Выготского. В элитной школе ребёнок должен быть постоянно вовлечён в вербальную деятельность. Говорить, говорить и ещё раз говорить. Говорить на разных языках ( в том числе, древних, классических), говорить устно и письменно (сочинения), наращивать способность точно, лаконично, чётко формулировать собственные мысли.
|