doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты О сознании и экологических представлениях современных подростков
О сознании и экологических представлениях современных подростков - О проблеме и источниках информации
Индекс материала
О сознании и экологических представлениях современных подростков
О проблеме и источниках информации
Классики отечественной и зарубежной психологии о кризисе подросткового возраста
Влияние социума на психику подростков, культурно-историческая обусловленность представлений подростков
Хрестоматийный подросток, описанный в отечественной психологии, исчез вместе с СССР. Сознание российских подростков эпохи постмодернизма
Доминирование наглядно-образнаго мышления у современных подростков
«Каша в голове», «пазловое», «клиповое», «мозаичное», «некогерентное» сознание
Причины наглядности и бессистемности сознания современных подростков
Дебилизация мышления и сознания подростков
Поверхностность и бессистемность экологического сознания современных подростков
Экологический миф современных подростков
Экологическое закошмаривание. Природа – источник угроз и опасностей
Природа – товар, вещь. Рыночное отношение к природе
Деромантизация природы, беднота вербальной презентации экологических представлений
Заключение
Все страницы

О проблеме и источниках информации
Как много информации. Как мало информации. Попробуйте найти ответы на самые что ни наесть простые вопросы. Чем проще вопрос, тем сложней ответ. Диалектика. Нам необходимо ответить на ряд простых вопросов.
Представим себе женщину, решающуюся на нелёгкий разговор с супругом о необходимости покупки роскошной меховой шубы к грядущему зимнему сезону. Модница (о, женское коварство и женская же мудрость!) знает сильные и слабые стороны своего благоверного. В ложь о спонтанности женщин я не верю. За спонтанностью, как правило, стоит хороший расчёт. Наверное, перед вступлением в дискуссию женщина мысленно попытается «проиграть» возможный ход диалога. Подумает о выборе единственно благоприятного момента. И как подойти, и с чего начать? Мелочей здесь нет. Но, всё-таки, не это главное. Главное – как можно точнее реконструировать логику супруга, вычислить его возможные контраргументы. И, встретив «резоны» оппонента во всеоружии, отточенной системой разящих доводов, где нужно, сдабривая сухую рациональность дозированным или неуёмным проявлением чувств, одним махом или постепенно, но оказаться в дамках. Простите, я хотел сказать в дамах… с меховой обновой.
И в дипломатии то же самое. «Влезть» в сознание, предугадать, просчитать, «проинтуичить», прочувствовать соперника дипломат должен, что бы переиграть.
Однако, оставим женщин, дипломатию, игры. У нас всё сложнее. Мы не софисты. Мы не играем. Мы хотим до детей донести образ природы, сложившийся в русско-российской культуре. С чего бы начать? Наверное, с образа природы, бытийствующего, у современного подростка. Мы же именно к этому «дичку» культурную прививку делать собираемся. А ну как «дичок» отвергнет? А может этот «дичок» на поверку в сто крат более сладкие, да витаминные плоды даст, чем самый культурный сорт? А может, ничего уже дичку не привьёшь? Не интересно? Поздно? Рано? А может самим нам в ученики к невидимому селекционеру – жизни податься, что «дичок» именно таким сделала? Вобщем, нет на простые вопросы простых ответов. Поэтому, как не крути, нам необходимо ответить на ряд простых вопросов: что знают современные младшие подростки о природе?; как понимают, осмысливают это слово?; какое место занимает природа в сознании отроков двадцать первого века?; какое место в иерархии подростковых проблем отведено проблемам экологическим?
Для оценки достоверности наших ответов (конечно, мы претендуем лишь на версию) вскроем источники информации. Их, по большому счёту три.
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение за тенденциями, выявление общего направления личностного и познавательного развития современных подростков. Распространение этих наблюдений и выводов на интересующую нас сферу. Как модно «чирикать» сейчас, на птичьем «новоязе»: «мониторинг трендов, обнаружение мейнстрима в динамике развития тинэйджеров, с последующей экстраполяцией-проекцией данных» в область экологического воспитания.
3. Серия сократических диалогов с современными младшими подростками. В ходе специальным образом организованных экспериментальных диалогов, мы создавали проблемные ситуации, провоцирующие участников к экстериоризации собственных экологических представлений; объективированию представлений, образов, элементов теоретических знаний, эмоций и чувств, связанных со словом «природа» в вербальной форме. Проще говоря, нами был разработан «стимульный» текст, содержащий проблему, преодолеть которую невозможно, пока участники диалога не облекут свои собственные мысли о природе, отношение к ней в слова, совокупность высказываний. В результате мы получили интересный срез, позволяющий оценить актуальный уровень развития экологических представлений учащихся, зафиксировать содержание наиболее типичных, распространённых экологических представлений современных подростков.