Страница 11 из 15
Экологический миф современных подростков Порядок и система – громко сказано, скорее, мы имеем дело с обыкновенными мифами массового сознания. Во время кризиса человек становится особо восприимчивым к пропагандистскому воздействию. Не удивительно, что подростки (этот факт «общее место» в любом учебнике по рекламе) чрезвычайно внушабельны, подвержены пропаганде. Л.С.Выготский справедливо полагал, что в подростковом возрасте чрезвычайное значение приобретает сфера интересов. Перечитывая Выготского, я пришёл к следующему выводу: кто формирует сферу интересов подростка – тот держит в руках «контрольный пакет» развития ребёнка, определяет вектор его личностного и познавательного становления. Ещё один важнейший аспект: социологическая реклама – реклама «образом жизни»; реклама через «образцы», эталоны «успешности»; реклама через «кумиров», «идолов». Подростку, особенно младшему, нужен пример «делать жизнь с кого». «Звезда» выполняет функцию живого воплощения «образа потребного будущего», функцию цели деятельности, мерила её успешности. По звёздам ориентировались древние мореплаватели, по «звёздам» ориентируются подростки. Какова цель, такова и деятельность. Каков идеал, такова и личность. Когда образец Гагарин – один человек вырастет, когда Ксюша – другой. По данным американских социологов, и в формировании интересов подростков, и в формировании «образов успешности» (целей деятельности) ведущую роль в подростковом возрасте играют не родители, не сверстники, а СМИ. Через средства массовой информации, особенно телевидение, в сознание (и подсознание) подростков внедряется целый ряд мифов, базовых метафор, установок, стереотипов. Вопросы о стихийности или спонтанности пропагандистской обработки сознания подростков, правомерности или бредовости «теории заговоров», истинных субъектах (заказчиках, бенефициариях) пропаганды - предмет отдельного исследования. В контексте нашей темы важнее обнаружить наиболее типичные черты, если так можно выразиться, «подросткового экологического мифа». К сожалению, эти черты, на наш взгляд, подкрепляют и обосновывают природоборческую парадигму отношения человека к природе. Попробуем дать грубый абрис подросткового «экологического мифа».
|