doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты О сознании и экологических представлениях современных подростков
О сознании и экологических представлениях современных подростков - Экологический миф современных подростков
Индекс материала
О сознании и экологических представлениях современных подростков
О проблеме и источниках информации
Классики отечественной и зарубежной психологии о кризисе подросткового возраста
Влияние социума на психику подростков, культурно-историческая обусловленность представлений подростков
Хрестоматийный подросток, описанный в отечественной психологии, исчез вместе с СССР. Сознание российских подростков эпохи постмодернизма
Доминирование наглядно-образнаго мышления у современных подростков
«Каша в голове», «пазловое», «клиповое», «мозаичное», «некогерентное» сознание
Причины наглядности и бессистемности сознания современных подростков
Дебилизация мышления и сознания подростков
Поверхностность и бессистемность экологического сознания современных подростков
Экологический миф современных подростков
Экологическое закошмаривание. Природа – источник угроз и опасностей
Природа – товар, вещь. Рыночное отношение к природе
Деромантизация природы, беднота вербальной презентации экологических представлений
Заключение
Все страницы


Экологический миф современных подростков
Порядок и система – громко сказано, скорее, мы имеем дело с обыкновенными мифами массового сознания. Во время кризиса человек становится особо восприимчивым к пропагандистскому воздействию. Не удивительно, что подростки (этот факт «общее место» в любом учебнике по рекламе) чрезвычайно внушабельны, подвержены пропаганде.
Л.С.Выготский справедливо полагал, что в подростковом возрасте чрезвычайное значение приобретает сфера интересов. Перечитывая Выготского, я пришёл к следующему выводу: кто формирует сферу интересов подростка – тот держит в руках «контрольный пакет» развития ребёнка, определяет вектор его личностного и познавательного становления. Ещё один важнейший аспект: социологическая реклама – реклама «образом жизни»; реклама через «образцы», эталоны «успешности»; реклама через «кумиров», «идолов». Подростку, особенно младшему, нужен пример «делать жизнь с кого». «Звезда» выполняет функцию живого воплощения «образа потребного будущего», функцию цели деятельности, мерила её успешности. По звёздам ориентировались древние мореплаватели, по «звёздам» ориентируются подростки. Какова цель, такова и деятельность. Каков идеал, такова и личность. Когда образец Гагарин – один человек вырастет, когда Ксюша – другой. По данным американских социологов, и в формировании интересов подростков, и в формировании «образов успешности» (целей деятельности) ведущую роль в подростковом возрасте играют не родители, не сверстники, а СМИ.
Через средства массовой информации, особенно телевидение, в сознание (и подсознание) подростков внедряется целый ряд мифов, базовых метафор, установок, стереотипов. Вопросы о стихийности или спонтанности пропагандистской обработки сознания подростков, правомерности или бредовости «теории заговоров», истинных субъектах (заказчиках, бенефициариях) пропаганды - предмет отдельного исследования. В контексте нашей темы важнее обнаружить наиболее типичные черты, если так можно выразиться, «подросткового экологического мифа». К сожалению, эти черты, на наш взгляд, подкрепляют и обосновывают природоборческую парадигму отношения человека к природе. Попробуем дать грубый абрис подросткового «экологического мифа».