Страница 8 из 15
Причины наглядности и бессистемности сознания современных подростков В качестве причин сложившегося положения педагоги называли: - средства массовой информации. Например, молодёжные музыкальные каналы с их клипами; подростковые журналы, в коих картинки вытеснили текст; новостные блоки, с минимумом аналитики; дезориентирующий, а не помогающий разобраться интернет, где мнения профанов, а то и откровенных шизофреников, соседствуют с мнением серьёзных экспертов, и по каждому вопросу - сто взаимоисключающих суждений и т.д.; - систему образования. С одной стороны, установка на «учение с увлечением». Учёба всё меньше воспринимается и детьми и родителями как труд, не в последнюю очередь, требующий развитого волевого компонента, способности концентрироваться на решении учебных задач, поступаться текущими сиюминутными потребностями ради главного – учёбы. С другой стороны, снижение научности самих программ обучения. Программы по многим предметам перенасыщены взаимоисключающими «гипотезами», малозначимыми, третьестепенными деталями. Школа устраняется от простой и понятной функции «давать знания». Каждый день – новая тема. Усвоена ли предыдущая – не важно. Повторение, упражнения, закрепление, контроль, анализ, работа над ошибками: классика обучения, доказавшая жизнеспособность ещё во времена Я.А.Коменского, чуть ли не предана анафеме. «Школа должна учить ребёнка мыслить». «Адаптировать к жизни в обществе». «Оснащать компетенциями». Вобщем, какие-то «неведомые зверюшки», какая-то «перманентная революция», «цель ничто – движение всё». Увидев задания ЭГЭ учителя (было бы смешно, когда бы не было, трагично) не понимают, что, кроме механической памяти, можно проверять с их помощью. Нарочитый, искусственно проектируемый бардак в системе образования самым естественным образом перекочёвывает в сознание учеников; - родителей и педагогов. Мы ведь тоже не в безвоздушном пространстве живём. На наше сознание текущая ситуация влияет самым непосредственным образом. Мы тоже становимся объектами манипуляций, подвергаемся массированным атакам софистов и шарлатанов. Вот объясняют нам, что жить становится лучше, веселей. А у кого глаза, у кого кошельки, у кого сердце, об обратном свидетельствуют. А нам всё настойчивей объясняют. Действительность и экранный её имидж – разошлись, как в море корабли. Как тут «трезвость мысли» сохранить? А толкование «линии партии», с теле и иных трибун. На кого они рассчитаны? Правящие группы, дабы себя оправдать и с лучшей стороны выставить, пытаются сделать «хорошую мину» при катастрофичной игре, прибегая к насилию над здравым смыслом, к вдалбливанию каких-то совсем уже инфернальных, запредельных несуразиц и глупостей. Как не свихнуться? А отсутствие объединительной идеи у народа? А необходимость как-то жить в алогичном, перевёрнутом «королевстве кривых зеркал»? Многие люди предпочитают «не думать», «не загружаться». Вполне понятная «защитная реакция», что бы не сойти с ума. Вот только если сам не хочешь разбираться в том, что происходит, мозг в отпуск отпустил, то ребёнок уж точно не научится. Да и «времени не хватает» у нас, что бы объяснять что-либо, надо «деньги зарабатывать». Да и авторитет родителей, взрослых вообще, старательно уничтожается. И клин между поколениями всё глубже вбивается.
|