Страница 10 из 15
Поверхностность и бессистемность экологического сознания современных подростков Теперь целиком окунёмся в сферу экологических представлений современных подростков. Анализ этой частной, конкретной области, на наш взгляд, прекрасно иллюстрирует изложенные выше мысли. Раньше, в советское время, экологические представления детей одного возраста были в гораздо большей степени однородны, гомогенны, предсказуемы, нежели сейчас. Раньше – программа по ботанике и биологии – одна на всех. Раньше, «В мире животных» – суперхит советского экрана. Научно, в едином ключе, с позиций марксизма-дарвинизма эволюция трактовалась. Альтернативы отсекались и игнорировались. «В мире животных» иллюстрировало, «подпирало» школьную программу. В ту же копилку добавлял сведений «Юный натуралист». Тираж около миллиона! Всяческие «экологические тропы», разделы о живой природе в пионерско-комсомольской гигантской прессе. Юннатское движение. Живые уголки. Туризм массовый и т. д. В одну дуду дули различные субъекты экологического воспитания. Самое главное, как единомышленники выступали семья, школа и СМИ. И среднестатистический, нормальный, «один на всех» образ природы выкристаллизовывался в сознании среднестатистического, нормального советского подростка. Причём, это был образ последовательный, внутри себя логичный, содержащий теоретические признаки. Сейчас – программ по ботанике-биологии множество. Программ множество, учителей нет иногда. Внутри этих программ, хотя вроде они на один «стандарт» работать призваны, такая чересполосица! Естественнонаучные объяснения природы соседствуют с религиозными. Это ещё хорошо, если с религиозными, хуже другое. Вал, колоссальный вал, подойдите к любому газетному «развалу», шарлатанства, разнузданной «околонаучной» пошлятины, сенсационных откровений псевдоучёных. Своего рода «экологическая клубничка» вытеснила на периферию серьёзные источники. На телевидении та же вакханалия, возведённая в степень. А подростки ведь «падки» до всего выходящего за рамки, кажущейся им пресной, повседневности. И перед всей этой яркой, шокирующей махиной… «Биологичка» в своём кабинете - очки, указка, портрет Дарвина на стене, скелет в углу, гербарии, таблицы да горшочки с цветочками. Резюме: плетью обух можно пересечь, чудеса случаются, но крайне редко. Попробуем передать состояние экологического сознания современных подростков с помощью метафоры. Представьте, перед нами картинки, одна – репродукция с полотна великого художника эпохи Возрождения, классика, идеал красоты и гармонии. Другие – или картинки скабрезные, или просто мазня низкопробная, или «произведения» в духе постмодернизма-абстракционизма. Берём ножницы, с закрытыми глазами картинки наши кромсаем яростно. На мелкие, бессмысленные кусочки-пазлы. Тщательно перемешиваем. Наощупь из общей кучи горсточку бумажек зачерпываем. Наощупь же в рамку укладываем. Открываем глаза, любуемся. Спонтанные понятия, наглядно-образный уровень, отрывочные противоречивые, взаимоисключающие сведения в диком «замесе». «Фарш» из мистики, заблуждений, где-то услышанных, да неверно присвоенных научных знаний. Логика с последовательностью отдыхают. Поверхностный «детский лепет». Беспомощность, тупики, рядом с апломбом и скептицизмом. Никогда не знаешь, что от детишек можно ожидать, спонтанные понятия ведь предсказанию плохо поддаются. Спонтанные понятия коррелируют со смыслом слова, а он, в отличии от значений, у каждого человека свой. Беспорядок полный на кухне экологических мыслей наших юных современников. На целый класс один – два человека найдутся, кто более менее реалистичную, и хоть сколько-нибудь сообразующуюся с научными данными и какой-то логикой картину природы из фрагментов разрозненных сложат. У остальных – бессмыслица, нелепица, путаница получается. Однако явные нестыковки, передержки, противоречия, авторов диких «полотен» не смущают. При трудностях подростки «умывают руки», ссылаются на потерю интереса. Или смеются, низводят своё незнание, свой конфуз в разряд невинной шутки, начинают уничижительно относиться к самой проблеме. Самой «сильной», агрессивной стратегией, является ссылка на его величество собственное мнение, при одновременном демонстративном неприятии авторитетов. «А у меня мнение такое» – и всё тут. Как возразить? Слушаешь мнения подростков о природе, удивляешься непродуманности, бессистемности, неосознанности, поверхностности экологических представлений каждого юного респондента в отдельности. Вольно или невольно сравниваешь суждения на экологические темы, исходящие от разных участников разговора. И вдруг, парадокс, начинаешь улавливать нечто инвариантное, повторяющееся, воспроизводящееся. Чуткое ухо фиксирует некие шумы, превращающиеся в ритмы, явственно прорывающиеся сквозь какофонию. Оказывается, и в хаосе есть порядок, и в бессистемности – система.
|