Страница 7 из 15
«Каша в голове», «пазловое», «клиповое», «мозаичное», «некогерентное» сознание На обыденном уровне указанный феномен описывается как «каша в голове». Сейчас стало модным говорить о «разъятом», «клиповом», «мозаичном», «пунктирном» сознании подростков. Такое ощущение, будто голова подростка, да и многих взрослых, напоминает, как говорит молодёжь, «заглючивший» (вышедший из строя) компьютер. Информации вроде много, но она пребывает в диком хаосе, все файлы напрочь перепутаны. А ведь мышление есть упорядочивание, систематизация информации. Движение от хаоса – к космосу, построение адекватного «субъективного образа объективного мира», отражающего внутренние, существенные закономерности. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». «Всё смешалось в доме Облонских». Достаточно послушать речь подростков, что бы убедиться в каком бесформенном состоянии пребывает сознание многих ребят. Начатая и незаконченная мысль; бедная, односложная, лишённая нюансов и полутонов лексика; просто «выдающаяся» противоречивость суждений, неумение сформулировать тезис и подобрать хоть какие-то доказательства, пугающая некогерентность суждений. И, повторю, самая опасная, на мой взгляд, особенность мышления многих подростков – поверхностность, наглядность, конкретность, проявляющаяся в неспособности за частным видеть общее, за внешним – внутреннее, отличать главное от второстепенного. Многие педагоги со стажем, давно работающие с подростками, с тревогой отмечали, насколько динамично прогрессируют указанные негативные тенденции.
|