doski7.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты О сознании и экологических представлениях современных подростков
О сознании и экологических представлениях современных подростков - Дебилизация мышления и сознания подростков
Индекс материала
О сознании и экологических представлениях современных подростков
О проблеме и источниках информации
Классики отечественной и зарубежной психологии о кризисе подросткового возраста
Влияние социума на психику подростков, культурно-историческая обусловленность представлений подростков
Хрестоматийный подросток, описанный в отечественной психологии, исчез вместе с СССР. Сознание российских подростков эпохи постмодернизма
Доминирование наглядно-образнаго мышления у современных подростков
«Каша в голове», «пазловое», «клиповое», «мозаичное», «некогерентное» сознание
Причины наглядности и бессистемности сознания современных подростков
Дебилизация мышления и сознания подростков
Поверхностность и бессистемность экологического сознания современных подростков
Экологический миф современных подростков
Экологическое закошмаривание. Природа – источник угроз и опасностей
Природа – товар, вещь. Рыночное отношение к природе
Деромантизация природы, беднота вербальной презентации экологических представлений
Заключение
Все страницы


Дебилизация мышления и сознания подростков
Сделаем промежуточный вывод. То, что сейчас модно называть «постмодернизмом» в области мышления, «бегством от стереотипов и клише», ниспровержением «устаревших, замшелых» предрассудков есть дебилизация (термин И.Иванова) населения. Подростки, в силу возрастных особенностей, особенно подвержены дебилизации. С психологической точки зрения дебилизация – искусственное торможение сознания на уровне конкретного, наглядно-образного мышления, оперирующего спонтанными понятиями; препятствование становлению теоретического мышления (мышления посредством научных понятий). Дебилизация – разрушение системности, логичности, последовательности «образа мира», рефлексивного и творческого компонентов мышления. Дебилизация – удар по любым авторитетам, абсолютам, константам, нормам, утверждение тотального релятивизма всего и вся. Дебилизация – избыток взаимоисключающей информации, при дефиците времени на обдумывание, как следствие, недоверие к любой информации, её дефолт. Дебилизация – примат «чистого» «мышления ради мышления» («движение – всё, цель – ничто»), мыслительный процесс без заранее поставленной цели, без словесной фиксации и осознания результата, без переживания целостности, завершённости мыслительного акта.
Наряду с созданием самых неблагоприятных условий для становления теоретического, сколько-нибудь системного мышления, дебилизация это ещё и отрицание, компрометация обыденной «логики здравого смысла», выраженной в «народной мудрости», в традициях мышления, особой «смётке», присущей нашему народу. «Логика здравого смысла», пусть и не научная, зато опирается на колоссальный массив эмпирических закономерностей, выявленных в истории и закреплённых в традиции. «Здравый смысл» народной мыслительной традиции в полной мере отражается в пословицах, поговорках, афоризмах, гиперболах и метафорах, во всём богатстве нашего языка. О необходимости любовного, тщательного, изучения родного языка, «вчувствования» в чарующую музыку его смыслов, не уставал повторять великий национальный педагог К.Д.Ушинский. Сокращение часов на изучение родной литературы, родного языка, удаление с публичного поля людей, в совершенстве владеющих языком, способных дать высокие примеры мышления на родном языке: красноречивые приметы дебилизации.
Итак, дебилизация – консервация сознания человека на «межеумочной стадии», отсечение мышления от корней – традиции, логики «здравого смысла» при одновременном недопущении сознания на уровень теоретических, научных обобщений. Дибилизированное сознание не способно дать ответ ни на один серьёзный вопрос. Человек, обладающий таким сознанием, сплошь и рядом разочаровывается в своих интеллектуальных способностях, перестаёт думать самостоятельно, живёт исключительно «чужим мнением», поёт с голоса «заинтересованных экспертов», становится объектом манипуляций.