doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты О сознании и экологических представлениях современных подростков
О сознании и экологических представлениях современных подростков - Влияние социума на психику подростков, культурно-историческая обусловленность представлений подростков
Индекс материала
О сознании и экологических представлениях современных подростков
О проблеме и источниках информации
Классики отечественной и зарубежной психологии о кризисе подросткового возраста
Влияние социума на психику подростков, культурно-историческая обусловленность представлений подростков
Хрестоматийный подросток, описанный в отечественной психологии, исчез вместе с СССР. Сознание российских подростков эпохи постмодернизма
Доминирование наглядно-образнаго мышления у современных подростков
«Каша в голове», «пазловое», «клиповое», «мозаичное», «некогерентное» сознание
Причины наглядности и бессистемности сознания современных подростков
Дебилизация мышления и сознания подростков
Поверхностность и бессистемность экологического сознания современных подростков
Экологический миф современных подростков
Экологическое закошмаривание. Природа – источник угроз и опасностей
Природа – товар, вещь. Рыночное отношение к природе
Деромантизация природы, беднота вербальной презентации экологических представлений
Заключение
Все страницы


Влияние социума на психику подростков, культурно-историческая обусловленность представлений подростков
Диалектичнее надо быть, ближе к народу, реалистичнее на вещи смотреть, с учётом «текущего момента». Вобщем, «человек вооружён и ограничен представлениями своей эпохи, своего времени». Хотим узнать, какое отношение у подростков к той или иной сфере жизни, к природе, например, надо социальное время, в котором именно этим подросткам выпало жить, внимательно проанализировать. Мысль не новая, из марксизма и культурно-исторической психологии заимствованная. Л.С.Выготский, П.П.Блонский не зря указывали на «исторический» характер подростничества. Подростковый возраст это позднее, почти на глазах истории происходящее приобретение человечества – в таком духе не раз высказывались классики культурно-исторической психологии. Подросткового возраста и связанных с ним феноменов (негативизм, интроспекция, мечтательность и т.д.) не было практически вплоть до 19 века.
Для того самого известного всем «подросткового возраста» «доступного широким слоям населения», нужны определённые социальные, шире, культурно-исторические условия. Нужно что бы общество было, по меньшей мере, индустриальным. Хотя в традиционном обществе тоже может быть «подростковый возраст», но исключительно для совершенно ничтожной прослойки: «знати», «элиты», «дворян». Для функционирования в индустриальном обществе необходим долгий период подготовки. Учёба, освоение сложных специальностей, социальных навыков и компетенций. Окончательная «взрослость» отодвигается. Индустриальное общество не в силах обойтись без массы квалифицированных рабочих. Для воспроизводства этой массы требуется больше времени, чем для полового и общеорганического взросления составляющих её людей. Вот и рассогласование линий, вот и кризис. Л.С.Выготский характеризует подростковый возраст как «очень неустойчивый и изменчивый период». В неблагоприятных условиях подростковый возраст «сокращается, составляя мало заметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости» (Л.С.Выготский).
Да и в индустриальном обществе «право» на подростничество есть далеко не у всех. В начале 30-х годов прошлого века П.П.Блонский констатировал: «Российским детям ещё предстоит завоевать подростковый период». «Черты отрочества не выявлены, скомканы, бедны у детей из пролетарской среды». Ещё бы, пролетарским, да крестьянским детишкам не до жиру, быть бы живу. Подрос ребёнок – в поле отцу-матери помогать, в подмастерья, к станку. Не до кризисов и интроспекций. Сразу «взрослый», сразу «мужичок с ноготок», «кормилец».
Итак, по Выготскому, даже сам подростковый возраст, как особый период становления личности, есть категория историческая – порождение социальной среды, социальной ситуации развития человека («всего многообразия отношений, в которые включён индивид»). В подростничестве психика человека крайне «неустойчива» и «изменчива» (Л.С.Выготский).
Психика подростка напоминает расплавленный металл. А матрица-форма, в которую этот металл отольется, откуда берётся? «С кем поведёшься от того и наберёшься». «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты». Из общества берётся, обществом диктуется-создаётся. «Никогда влияние среды на развитие… не приобретает большей силы, чем в подростковом возрасте» (Л.С.Выготский). Мы тоже во многом придерживаемся «социологического» взгляда на человеческую психику, считаем, что именно бытие, и, прежде всего, бытие социальное, оказывает решающее воздействие на сознание.
Теперь сквозь призму социологического, культурно-исторического подхода к анализу психики, посмотрим на младших подростков. Цель – уловить ведущие тенденции развития личности и сознания; распространить, продолжить (экстраполировать) выявленные тенденции на уровень развития представлений подростков. Душа и ум подростка, как порождение современного российского социума. Сознание подростков, прежде всего, экологическое, в контексте нашего «пикирующего» времени. Представляем вашему вниманию несколько спорных, пристрастных тезисов, раскрывающих нашу авторскую позицию. Это тезисы – гипотезы, в них мы пытаемся предугадать, предвидеть уровень развития представлений подростков. Это тезисы – присказка. А сказка – фактический «портрет» экологических представлений, будет впереди. Вот тогда и сравним прогноз с реалиями.