doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Научные исследования и проекты О сознании и экологических представлениях современных подростков
О сознании и экологических представлениях современных подростков - Хрестоматийный подросток, описанный в отечественной психологии, исчез вместе с СССР. Сознание российских подростков эпохи постмодернизма
Индекс материала
О сознании и экологических представлениях современных подростков
О проблеме и источниках информации
Классики отечественной и зарубежной психологии о кризисе подросткового возраста
Влияние социума на психику подростков, культурно-историческая обусловленность представлений подростков
Хрестоматийный подросток, описанный в отечественной психологии, исчез вместе с СССР. Сознание российских подростков эпохи постмодернизма
Доминирование наглядно-образнаго мышления у современных подростков
«Каша в голове», «пазловое», «клиповое», «мозаичное», «некогерентное» сознание
Причины наглядности и бессистемности сознания современных подростков
Дебилизация мышления и сознания подростков
Поверхностность и бессистемность экологического сознания современных подростков
Экологический миф современных подростков
Экологическое закошмаривание. Природа – источник угроз и опасностей
Природа – товар, вещь. Рыночное отношение к природе
Деромантизация природы, беднота вербальной презентации экологических представлений
Заключение
Все страницы

Советские психологи и педагоги третьей четверти прошлого века убедительно и красиво изобразили среднестатистического нормального, советского подростка. Советский подросток не миф, не выдумка, он действительно был, и нашёл достаточно адекватное выражение в трудах своих современников – психологов и педагогов. Изображение эталонного, нормального советского подростка «отлито в бронзе» сотен диссертаций, исследований… Изображение «забронзовело» и живёт до сих пор. А оригинал, тот самый «нормальный» советский подросток, давным-давно канул в лету. Увы, оригинал существует сейчас лишь в памяти бывших советских подростков, да в ужасно «близких к жизни» научных изысканиях дня сегодняшнего.
Постмодернистская эпоха тщится убить норму. Пока ей это удаётся. Общество разъято на множество онтогонистических общностей, стремится к полному распаду до атомарного элементарного состояния. И в каждой такой общности – социальной, региональной, конфессиональной, субкультурной страте, свой подросток. «Два мира – два детства». Так мы раньше, совершенно справедливо клеймили Запад. Сто миров – сто детств – сто «подростков» в них – теперь это мы сами. Разящие, несовместимые с жизнью контрасты: принцы и нищие, олигархи и бомжи. Децельный коэффициент (разница в доходах между 10% богатейших и 10% беднейших людей) по официальным данным больше 15.
Под прикрытием борьбы за «вариативность» образования убита норма, стандарт. Паспортный возраст один – подростковый; психический, психологический возраст, реальное содержание представлений по самому широкому спектру вопросов разное настолько, что стандарт, норма почти неприложимы к этому, объединённому лишь возрастом, «конгломерату, комплексу» людей.
Постмодернистская эпоха тщится убить норму, но убить не получается. Да, содержание представлений подростков об одном и том же разнится чрезвычайно, варьируется в каком-то совершенно шальном диапазоне. А вот качество, своего рода, «психологическая природа» подростковых представлений, очень даже подпадает под весьма плачевный уровень развития, который, увы, превращается в норму. К сожалению, у нас нет оснований для оптимизма. Хотя мы и видим исключения – подростков глубоких, умеющих рассуждать, но, это всё-таки исключение, подтверждающее правило-норму. На общем фоне эти ребята всё чаще выглядят белыми воронами, между «продвинутыми» и «нормальными» сверстниками возникают становящиеся непреодолимыми барьеры непонимания.
Идеалы научного мышления эпох Нового времени и Просвещения забыты многими учёными и учителями. Это раньше (сейчас кажется фантастикой), в советские времена, выдвигалась (всерьёз выдвигалась!) и реализовывалась (всерьёз реализовывалась!) задача формирования «основ теоретического мышления». И когда? В начальной школе!!! Напомню, что теоретическое мышление это знание «существенных и необходимых связей и отношений объективного мира», это мышление в научных понятиях; системное, рефлексивное мышление, за явлением прозревающее сущность.