doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.6. Коллектив
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.6. Коллектив
Индекс материала
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)?
1.1. Что такое традиция?
1.2. Что такое обучение?
1.3. Традиционное обучение: передавать традицию
1.4. Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов
1.4.1. Педагогика авторитета
1.4.2. Любовь и патернализм
1.4.3. Воодушевление, высокие цели
1.4.4. Пример
1.4.5. И уму, и сердцу
1.4.6. Коллектив
1.4.7. Учёба – это труд
1.4.8. Знания
1.4.9. Дисциплина
1.4.10. Повторение
1.4.11. Упражнение
1.4.12. Наглядность
1.4.13. Оценка
1.4.14. Поощрение и наказание
1.4.15. Слово
1.4.16. Природосообразность и практика
1.4.17. План
1.4.19. Дискретность и цикличность
Все страницы
1.4.6. Коллектив

«Один за всех, и все за одного». Традиционная педагогика – педагогика коммунитарная, коллективистская, общинная; педагогика «общественного блага».

Выдающийся русский юрист и педагог Александр Петрович Куницын (1783–1840) на открытии лицея в Царском Селе (1811) убеждённо напутствовал лицеистов: «Не искусство блистать наружными качествами, но истинное образование ума и сердца… Если граждане забудут о должностях своих и общественные пользы подчинят корыстолюбию, то общественное благо разрушится и в своём падении ниспровергнет частное благосостояние. <> Отечество поручит вам священный долг хранить общественное благо» [Цит. по: Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания, 1996, С. 81].

«На миру и смерть красна». «Голову положить за други своя». «Сам погибай, товарища выручай». «Для нас нет счастья большего, чем жить одной судьбой». «Я, ты, он, она, вместе – целая страна, вместе – дружная семья…» Ты не один. Ты не одинок. До тебя всем есть дело. Равнодушие – порок.

В традиционной культуре подавляющего большинства народов «мы» безоговорочно выше, чем «я». Группа, семья, корпорация, народ – выше индивидуума.

По своему менталитету мы коммунитарные, общинные люди, коллективисты. Социологи, социальные психологи, философы (и западники, и славянофилы) единодушны. Мы – коллективисты. Природа, история, религия, литература в один голос утверждают: мы – коллективисты. Традиционному обществу и традиционной школе претит мелкобуржуазность, расчётливость, тотальный, бескомпромиссный партикуляризм интересов. Разве, пока мы остаёмся собой, у нас может иметь место индивидуалистическая школа?

Честь школы – не пустой звук. Товарищество – свято. Школьная дружба – самая крепкая. «Единоличников» не жалуют. От эгоистов – отворачиваются. «Дружбу не купишь». Успехи не принято выставлять напоказ. «И друг на помощь придёт». Школа – единый слаженный организм, симфонический оркестр, где каждая партия, не теряя своей индивидуальности, вплетается в общее созвучие, общую гармонию. Взять на буксир отстающего, подсказать, прикрыть, благородно принять удар на себя.

«Новая школа – школа конкуренции, школа рыночной конъюнктуры в межличностных отношениях». «Новая школа», возведённая на формальной рациональности, на голой выгоде, на софистике, на цинизме, на расчёте – это ментальный капкан для России! Чем сильнее понимаем мы масштаб угрозы, тем больше тоска по старой и доброй школе, где один рейтинг – справедливость, где люди конкурируют в желании помочь друг другу!

Традиционная школа не жалует отступивших от канона. Потуги «эгоиста», «единоличника», претензии на «особое положение» встречаются традиционным учителем, воспитателем в штыки, расцениваются как вернейший симптом опасной духовной болезни, требующей немедленного хирургического вмешательства. «Я» – последняя буква алфавита». «Ты что у нас – особенный, отдельного приглашения ждёшь?» Традиционный педагог учит ребёнка смирению перед нормами, тренирует, упражняет способность укорачивать гордыню, подчинять частное, личное – общему, общественному.

«Земледельцы, видя колосья, к земле склоняющиеся, радуются, зная, что те наполнены зёрнами; если же колосья прямо стоят, тревожатся земледельцы, зная, что пусты они. Так же и юноши, тягости от отсутствия знаний не ощущая, живут в колебанье, и даже походка и лица их заносчивы, и вражды исполнены, и никого не щадят они» (из византийского сборника поучений XI века «Мелисса», переведённого на Руси в XII веке, особой популярностью под названием «Пчела» пользующегося в XVII веке) [Цит: по: Как жену учить, как себя лечить, как судьбу узнать, 2008, с. 78].

Право быть «не таким, как все» – прерогатива немногих избранных и, в любом случае, уже сформировавшихся, взрослых людей. А высшая добродетель юношей – ничем не выделяться из массы сверстников, не привлекать к себе особого внимания, даже демонстрируя выдающиеся личные достижения, оставаться скромным, равным окружающим, приписывая успехи и победы – коллективу, наставнику. Коллективизмом мы и были сильны во все времена! Японцы с трёх лет специальными программами воспитывают в малышах просоциальные чувства. И корейцы, и китайцы, и вьетнамцы. Не отсюда ли их поразительная адаптивность и конкурентоспособность?