Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.3. Традиционное обучение: передавать традицию |
Страница 4 из 23
1.3. Традиционное обучение: передавать традицию Чему учить? (cодержание обучения) + Как учить? (методы обучения) = дидактическая система. Применительно к предмету нашего исследования (традиционное обучение), первое слагаемое очевидно – традиция. Традиционное обучение призвано передавать, транслировать традицию, воспроизводить в пространстве и веках традиционный менталитет (душевный и умственный склад), традиционное мировидение, традиционную иерархию ценностей, народную аксиологию (ценностную картину мира). Пламенный патриот России, лидер славянофилов Алексей Степанович Хомяков говорил, что воспитание, в обширном смысле этого слова, есть действие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории народа. Не мы первые… Оглянуться назад, чтобы идти вперёд! Задачу «вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами и перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. И века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чём зиждется всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа… Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость – качества, которые пестует каждый народ в детях. И это основа, это "киты" народной педагогики» [Мудрые заповеди народной педагогики, 1988, с. 3, 4]. Традиционное образование ориентируется на «преимущественное и усиленное изучение родины» (К.Д. Ушинский). «С теми же улыбками, с песнями и муками, что певалось дедами, допоётся внуками» (С. Есенин). «Гордиться славой своих предков не только можно и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин). Только народ вправе определять, чему учить детей. Народ разберётся, он не нуждается в поводырях, рано или поздно воздаст по заслугам. Поистине пророчески звучат в наши смутные дни слова великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592–1670): «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица, книжицы, диктовочки, заметочки, отрывочки и Бог весть что ещё» [Коменский Я.А., 2003, с. 12]. Наши деды и пращуры соприсутствуют нам. Говорят с нами на языке священных знаков и символов. Традиционное обучение призвано вводить подрастающее поколение в сокровищницу памяти, родной и мировой культуры. Живой водой окроплять «канувшее в Лету», «навсегда ушедшее». Воскрешать в детях веру, дерзновенную мечту, страсть и волю передков! И нет здесь никакой «обращённости традиционного обучения исключительно в прошлое», как пытаются представить некоторые доброхоты… Ибо только Иваны (Джоны, Жаки, Гансы), помнящие родство, могут рассчитывать на будущее, достойны будущего. Но традиционное обучение отнюдь не исчерпывается традиционностью содержания. У традиционного обучения есть своё содержание (традиция) и есть свои традиционные принципы и методы, есть своя традиционная технология обучения. Откуда взялись традиционные методы обучения (т.е. способы преподавания и учения)? Их за тысячелетия, через пробы и ошибки, ошибки и пробы, в практике обучения, в педагогическом труде открыли, наработали учителя. Никто не отрицает принципа историзма, культурно-исторической обусловленности содержания и методов обучения. Но! Традиционное обучение старо как мир! И есть общее, инвариантное в способах организации обучения и воспитания у народов, принадлежащих к самым разным культурам, стоящих на различных ступенях общественно-исторического развития, имеющих сколь угодно своеобычную историческую судьбу. Обучение на догосударственной стадии развития человечества; школа рабовладельческих государств, включая Египет, Междуречье (Месопотамию), Грецию и Рим; средневековая Европа (школа и университет); медресе в странах ислама; конфуцианская школа за Великой стеной; буддийский монастырь в междуречье Инда и Ганга; классические школы Нового времени и Нового света; обучение в русской крестьянской семье, общине, дореволюционных церковно-приходской школе, гимназии, реальном училище; советская доперестроечная школа (особенно со второй половины 30-х и, невзирая на хрущёвский волюнтаризм, в целом, до первой половины 80-х); обучение в «плющевой лиге», самых элитных, старых школах и университетах Англии, США; обучение на территории молодых «азиатских тигров» – в Южной Корее, Сингапуре, Гонконге, Малайзии… Примеры можно множить до бесконечности. Пластичность, изменчивость, пестрота, многообразие форм традиционного обучения не скроет от внимательного наблюдателя его стальную, упрямо инвариантную сердцевину! И как же этому устойчивому к внешним воздействиям ядру традиционного обучения было не возникнуть, а возникнув, не закалиться? Судите сами. Учителя учили, передавали традиции своего века, своей культуры. Но учителя учили людей, а у людей, естественно, есть различия и, столь же закономерно, есть и свойственные всему человеческому роду, общие для человеческой природы черты. Активно воздействуя на учеников в процессе обучения, по сути, экспериментируя с человеческим сознанием, учителя опытно-эмпирическим путём выявили черты, имманентные (соответствующие, свойственные) человеческому сознанию как таковому, вытекающие из самой природы сознания. Приспособление педагогов к предмету своего труда – человеческому сознанию, постоянное действие «по контурам предмета своего труда»; узнавание фундаментальных законов, сильных сторон и ограничений сознания и мышления привели педагогов к открытию единой (сходной) методики обучения – традиционной методики. Настоящие педагоги-практики понимают друг друга с полуслова. Традиционный урок, он и в Африке традиционный урок. Традиционный метод обучения, осознавший себя самоё в «Великой дидактике» гениального Яна Амоса Коменского нельзя заменить никакими «инновациями».
|