Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.9. Дисциплина |
Страница 14 из 23
1.4.9. Дисциплина
«Мать родная – дисциплина». Подлинная свобода предполагает дисциплину. Если есть «вольность», «свобода», должна быть «узда», «торможение», «дисциплина». Дисциплина позволяет ученику «отказаться от капризов», «взять верх над нервами», самовластно распоряжаться «сокровищами и тайниками собственной нервной организации» (К.Д. Ушинский). Держать «постоянно на узде свой организм и вести его туда, куда указывает мысль высшего блага» [Ушинский К.Д., 1950, с. 378]. Во «Введении» к программам учебных предметов для церковноприходских школ (1896) сказано: «…наставник приучает детей к порядку, точности, вежливости, благопристойности, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению» [Цит. по: Русская школа…, 1996, с. 87]. Распорядок дня! Правила поведения. «Безоговорочное подчинение требованиям». Знай своё место в строю. От анархии, отсутствия дисциплины больше всего страдают сами ученики. Уважение к порядку. Бодрость и внимание у учителей и у учеников. «Школа без дисциплины есть мельница без воды» [Коменский Я.А., 2003, с. 16]. В своих работах Коменский понимает дисциплину как: «условие обучения и воспитания; олицетворение организованности – предмет воспитания; средство воспитания; систему дисциплинарных взысканий» [Там же]. Становление воли, характера идёт рука об руку со становлением разума. Подчёркивая эту связь, И.Ф. Гербарт ввёл понятие «воспитывающее обучение», понимая под таковым «сочетание дисциплины с обучением», «знаний с волей и чувством». А.С. Макаренко говорил о великолепной дисциплине, что «неслышно, на мягких лапках» ходит среди воспитанников колонии, и «переставляет» заблудших на подобающее место. Не распускать! О дисциплине как «торможении» инстинктов культурой, о дисциплине как «тормозе», укороте отрицательного поведения не раз высказывался И.П. Павлов. «Так, в университетах Кембриджа и Оксфорда, из которых выходит цвет английской интеллигенции, ежегодно советом профессоров избирается два профессора для наблюдения за приличным поведением студентов на улице. И это не возмущает студентов и не шокирует профессоров! Видите, какие поражающие факты внимания к этой узде, дисциплине. И там это проходит через всю жизнь. Вы знаете, до какой степени там крепки обычаи, привычки… На этом вы поддерживаете практику нервной деятельности, упражняете торможение» [Григорьев А.И., Григорьян Н.А., 2008, с. 66]. Ближайшая соратница В.М. Бехтерева А.А. Дерново-Ярмоленко предрекала: «…не сейчас, так завтра, не завтра, так позднее мы перейдём к дозировке и организации воспитывающей среды» [Цит. по: Куртышева М.А., 2005, с. 33]. А что делаем мы? Вместо дозировки и организации чудовищные диспропорции, крайности. Бьём по нервам и вкусам детей эксцессами, удивляем, тормошим. Убиваем «надо», гипертрофируем, до немыслимых размеров раздуваем «хочу». Во всём потакаем. Боимся прослыть ретроградами. Упиваемся «свободой», или мнимой свободой, или вседозволенностью, переходящей в безудержность, в разнузданность, в беспредел. «Мы воспитываем детей без власти над собой… Разве наши законы исполняются? Разве не обходят их на каждом шагу? Разве наши штрафы когда-нибудь берутся? Нет. У нас всё только на бумаге. И вместо практики торможения мы поступаем как раз наоборот, мы эту практику постоянно уничтожаем… Торможение упразднено, остаётся одно возбуждение. И отсюда всякие эксцессы и в области желаний, и в области мысли, и в области поведения» [Григорьян Н.А., 1999, с. 251–252]. «Судьба жизни страшно зависит от маленьких житейских правил» (И.П. Павлов). «Ритмичный, упорядоченный быт… основа жизненных успехов и счастья наших детей» [Цит. по: Куртышева М.А., 2005, с. 33]. Подумаешь, – маленькие, незаметные, повседневные правила, размеренный, устроенный, стабильный, дисциплинированный быт. Но эти «мелочи» страхуют и укрепляют психику, облегчают последствия толчков и потрясений, позволяют успокоиться, обрести уверенность, достичь максимальных результатов в учёбе, труде.
|