doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.7. Учёба – это труд
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.7. Учёба – это труд
Индекс материала
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)?
1.1. Что такое традиция?
1.2. Что такое обучение?
1.3. Традиционное обучение: передавать традицию
1.4. Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов
1.4.1. Педагогика авторитета
1.4.2. Любовь и патернализм
1.4.3. Воодушевление, высокие цели
1.4.4. Пример
1.4.5. И уму, и сердцу
1.4.6. Коллектив
1.4.7. Учёба – это труд
1.4.8. Знания
1.4.9. Дисциплина
1.4.10. Повторение
1.4.11. Упражнение
1.4.12. Наглядность
1.4.13. Оценка
1.4.14. Поощрение и наказание
1.4.15. Слово
1.4.16. Природосообразность и практика
1.4.17. План
1.4.19. Дискретность и цикличность
Все страницы
1.4.7. Учёба – это труд

Учёба серьёзный, тяжёлый, признаваемый обществом (социально значимый) труд. «Школа есть не что иное, как рабочая мастерская» [Коменский Я.А., 2003, с. 13].

«Невозможны обширные знания при малом учении» (Иоанн Златоуст).

«Праздный же – да не ест, но снова и снова мы видим: иные из вас беспорядочно суетятся, не делая ничего, но притворяясь работающими. Тот, кто любит труд, без печали пребудет; начало гордыни – не трудиться с близким посильно» («Изборник 1076 года») [Цит. по: Как жену учить, как себя лечить, как судьбу узнать, 2008, с. 22].

«Чадо, с юности своей предайся учению – и тогда до седин обретёшь премудрость. И как пашущий и сеющий – так приступи к ней и жди от неё добрых плодов. <> Слушай, чадо, и сверши мою волю, не отвергай моего совета: наложи на ноги свои её путы, и на шею свою возложи её цепи, и подставь ей плечи свои, и понеси её – и пусть не стеснят тебя узы её. Всею душою приступи к ней и всею силой своей исполни пути её, исследуй и взыскуй – и познаешь её, а потом уж сам не оставишь её, и наконец обретёшь с ней покой, который обратится в радость, и станут путы её покровом твёрдости, и цепи её – одеждой славы…» [Там же. С. 27].

«Труд создал самого человека» (Ф. Энгельс). «Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство» (Л.Н. Толстой). «Характер закаляется трудом», «…бездействие и бессмысленная суетня действуют на человека самым опошляющим образом», «кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянною, как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила» (Д.И. Писарев) [Цит. по: Умное слово, 1966, с. 80–86].

Ограждать детей от трудностей – чудовищное заблуждение. Наоборот, пока «поперёк лавки лежит», неустанно, ежедневно приучать к посильному труду. Сначала элементарному – самообслуживание, помощь по дому, затем всё более и более сложному (уход за младшими членами семьи, за стариками, появление обязанностей и т.д.). В традиционном обществе никому и в голову не могло прийти воспитывать детей в развращающей праздности. С малых лет, с младых ногтей совместный с родителями труд становился лучшим учителем и воспитателем, мерилом бытия. «По труду и честь». Традиционная школа воспитывает отношение к труду «как к служению, имеющему безусловную нравственную ценность, как к непременному условию одухотворённого, творческого бытия [Русская школа..., 1996, с. 107].

Поймите правильно. Школа – не камера пыток, не лабиринт. Ученик – не собачка, а учитель – не дрессировщик. Кто бы спорил? Но школа и не «место для развлечения», «школа не цирк», а «очаг серьёзного дела» (Я.А. Коменский).

«Учение с увлечением» – заманчиво, конечно. Но «без труда не выловишь и рыбку из пруда». «Какие бы прекрасные воспитатели не опекали ученика, без собственного труда он мало чего достигнет» [Подласый И.П., 2008, с. 55].

Учёба – это труд! Учебный труд – целенаправленная активность по приобретению знаний, присвоению культуры, совершенствованию человека. Исполнение учебного труда требует особых «трудовых навыков», приносит свой вполне осязаемый результат. Учебный труд требует терпения, усидчивости, настойчивости. В учебном труде мы «затачиваем» собственную натуру о сложное, непонятное до поры знание, преодолеваем сопротивление неведомого. Знания берутся приступом, сверхмобилизацией, концентрацией, отречением от «радостей жизни», жертвой. «Годы напряжённой учёбы». «Семь потов сошло…»

Учёба – испытание, борьба, закалка характера, воли. И никуда не деться от «монотонных моментов». Только в преодолении трудностей складывается личность. Становясь тружеником, ученик обретает гордость и новую, доселе неведомую радость – в труде достигать результата, подчинять себе самому свою судьбу, жизнь, познавать мир. Труд вознаграждает нас чувством человеческого достоинства, «собственной значимости» (Н.С. Пряжников), «сопричастности» общему делу, совокупному труду человечества. Трудом добывший знания, трудом сотворивший себя молодой человек в той или иной форме проходит обряд инициации (посвящения), трудом и преодолением открывает дверь во взрослую жизнь.

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою» (К.Д. Ушинский) [Цит. по: Умное слово, 1966, с. 330].